Новизна и отличительные особенности




Дополнительная общеобразовательная программа

Поискового клуба «Красноармеец»

Поисково-краеведческой направленности

Возраст обучающихся: 13 – 18 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

Автор-составитель:

Новожилов Дмитрий Алексеевич, педагог дополнительного образования

 

г. Заводоуковск, 2015 - 2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 4

1.1 Актуальность программы4

1.2 Цель и задачи программы 6

1.3 Планируемые результаты 7

1.4 Новизна и отличительные особенности8

1.5 Принципы программы8

2. Содержание программы9

2.1 Описание модулей 20

2.2 Формы и режим занятий 22

2.3 Ожидаемые результаты23

2.4 Факторы риска 23

3. Учебно-тематический план 23

3.1 Диагностика30

3.2 Карта диагностического контроля34

4. Методическое обеспечение программы 35

4.1 Организационные условия 37

4.2 Материально техническое обеспечение 37

5. Список использованной литературы для педагога 38

5.1 Рекомендуемая литература для родителей и учащихся 40

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Тип программы: модифицированная, интегрированная

По цели обучения: комбинированная

По образовательным областям: поисково-краеведческая

По уровню освоения: специализированная

По характеру деятельности: поисково-туристическая и краеведческая

По форме организации: индивидуальная и командная

По контингенту обучающихся: 13 – 18 лет

По срокам реализации: 3 года

 

 

Пояснительная записка

Поисковая деятельность и занятие краеведческим туризмом весьма эффективное средство воспитания патриотизма и гражданственности у школьников.

В современных условиях учащиеся сельских школ имеют мало возможностей для получения полезных знаний и навыков, к которым относится ориентирование, знание техники безопасности, оказание первой медицинской помощи, методы археологических раскопок и исторического исследования, а так же проектной и иной деятельности. Виной всему в большинстве случаев – отсутствие в сельской местности учреждений дополнительного образования или поисково-краеведческих секций в уже существующих учреждениях.

Не следует забывать и о патриотическом воспитании, гражданственности, которой детям в современной России зачастую так не хватает. Важной составляющей данной программы является воспитание детей в духе уважения, почитания и интереса к родной истории, в том числе самой трагичной ее страницы – Великой Отечественной войне, к ее героям в тылу и на фронте.

Любовь к Родине будет прививаться так же и через участие в поисковом движении России, дети получат возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, попытаться прочувствовать ее своей душой, пропустить через себя ее славу и боль.

Всегда интересно получать знания об исторических явлениях не только из книг, фильмов или учебников, а прикоснуться к ним своими руками, видеть их воочию. Поэтому занятие поисковой деятельностью и краеведческим туризмом сегодня актуальный вид деятельности и самовыражения учащихся, не говоря уже о мощном практическом инструментарии, который могут приобрести дети для своей повседневной жизни.

 

Актуальность программы

Поисковая работа и краеведение играют очень важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. На сегодняшний день существует огромное количество методических разработок по патриотическому воспитанию молодежи. Они направлены на создание у подрастающего поколения системы ценностей – любви к родине, почитание памяти предков.

Приоритет денной программы заключается в отвлечении молодежи от негативных общественных явлений: наркомании, алкоголизма, курения, преступности и т.д. «Поисковая работа, направленная на увековечение памяти погибших защитников Отечества, является лучшим делом в воспитании подрастающего поколения (особенно из «групп риска»), так как основана на истории и традициях, патриотизме и гражданской активности». Основной формой патриотического воспитания является участие школьников в Вахтах памяти, различных краеведческих и военно-спортивных мероприятиях.

В полевых условиях дети по-новому открывают для себя мир, начинают интересоваться историей своей страны, занимаются поиском пропавших без вести солдат РККА, повышают уровень своих бытовых знаний. Совместная работа ребят из разных регионов ведет к ускорению процесса социализации и приводит к установлению крепких дружеских отношений. С помощью военной археологии школьники приобретают иную систему ценностей: работая в поисковом отряде, подросток приобретает опыт любви к Отечеству. Работа в полевых условиях способствует развитию трудовых навыков и повышению знаний в сфере археологии, техники безопасности, истории, основам ориентирования, а так же изучение реальных предметов и свидетельств войны. Через сердца подростков проходит мысль: «У человека нет будущего, если он не помнит своего прошлого».

Поисковая деятельность и краеведческий туризм развивает у школьников чувство гражданского долга и патриотизм, повышает интерес к истории родного края и всей страны в целом. Так же данный вид деятельности приводит к созданию тесных дружеских взаимоотношений среди учащихся, учит преодолевать тяготы походной жизни, помогает ценить свою и чужую жизнь.

 

Цель и задачи программы

Цель: Создание благоприятных условий для занятия учащимися военной археологией (поисковой деятельностью) и краеведческим туризмом, формирование у учащихся полезных умений и навыков, чувства патриотизма, уважения к родной истории, природе, друг к другу.

Задачи:

1. Дать учащимся необходимые знания по истории Заводоуковского городского округа, его роли в Великой Отечественной войне;

2. дать учащимся знания по истории Великой Отечественной войны и обратить их внимание на проблемы ее изучения;

3. обучить навыкам оказания первой медицинской помощи;

4. обучить первичным навыкам ориентирования на местности;

5. обучить навыкам работы с инвентарем, который используют военные археологи;

6. привить необходимые туристические навыки (разведение костра, обустройство бивуака, установка палатки и пр.);

7. обучить правилам поведения при обнаружении взрывоопасных предметов времен войны;

8. обучить проведению военно-археологических раскопок;

9. привить навыки гуманной работы с останками пропавших без вести солдат и офицеров РККА в годы Великой отечественной войны;

10. обучить работе с электронными архивами в сети Интернет (типа «Память народа», «Подвиг народа», ОБД «Мемориал» и др.);

11. обучить навыкам музейной и краеведческой работы;

12. обучить разрабатывать научные и творческие проекты.

13. воспитание уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне;

14. воспитание морально-этических норм по отношению к погибшим и вернувшимся с фронта героям Великой Отечественной войны;

15. воспитание уважительного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, ее природе;

16. развитие взаимопомощи и товарищества среди учащихся;

17. воспитание чувства ответственности за себя и свои поступки.

18. составление творческих и научных проектов;

19. участие в мероприятиях разного уровня (Всероссийские Вахты Памяти, туристические слеты, конференции, форумы, конкурсы);

20. участие в военно-спортивных мероприятиях.

 

Планируемые результаты

Учебный план на 2015-2018 учебный год предусматривает обучение ребят основам поисковой, туристической и краеведческой деятельности. Особое внимание будет уделяться изучению Техники безопасности, основам медицинских знаний и истории родного края, а так же изучению истории поискового движения и проблем изучения истории Великой Отечественной войны.

За этот учебный год необходимо подтолкнуть учащихсяк осознанию важности, ответственности и опасности поисковой работы.Как следствие этого, ребята должны освоить максимум знаний по поисковому делу (военной археологии) и уметь применить эти знания на практике.

Так же в ходе реализации данной программы ребята получат возможность участвовать в краеведческо-туристических походах по интересным местам Заводоуковского городского округа – это поможет им более тесно познакомиться с историей родного края, его природой.

Результатом обучения будет являться воспитание в детях интереса к истории своей страны, развитие патриотизма и гражданственности, правильное восприятие поисковой деятельности и военной археологии, знание правил поведения в походных условиях, умение разрабатывать значимые проекты разной социальной направленности.

 

Новизна и отличительные особенности

Новизна программы состоит в том, что впервые на территории Заводоуковского городского округа реализуется программа поискового отряда «Красноармеец», ранее в округе не было поисковых отрядов и учащиеся школ имели минимальную возможность получать специализированные знания по военной археологии (поисковому делу) и участвовать во Всероссийских Вахтах Памяти. Аналогов данной программы дополнительного образования на территории Заводоуковского городского округа не существует, что делает ее актуальной и востребованной.

К отличительным особенностям программы можно отнести то, что она направлена на:

– создание условий для развития ребенка;

- повышение уровня патриотизма в молодежной среде;

– развитие мотивации к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

– укрепление психического и физического здоровья.

 

Принципы программы

Программа строится на основании следующих принципов:

- личностно-ориентированный подход;

- свобода самоопределения;

- систематичности и постоянность;

- сочетание различных форм обучения;

- сотрудничество и коллективизм;

- создание ситуации успешности у каждого ребенка.

 

Содержание программы

№ п/п Тема Краткое содержание (Что узнают и смогут попробовать на практике учащиеся)
Модуль «Краеведческий туризм»
1. Вводное занятие «Что такое краеведческий туризм» Вводное занятие, на котором учащиеся узнают об основах краеведческого туризма, познакомятся с полезной информацией по туризму в Тюменской области и Заводоуковском городском округе.
2. Как составить туристический маршрут по памятным местам Учащиеся узнают, зачем необходимо составлять туристический маршрут, какие правила при этом необходимо соблюдать. Практическое занятие: учащиеся самостоятельно разработают маршрут, по которому они хотели бы пройти, поставят цели и задачи похода по этому маршруту.
3. Что нужно для туристического похода Что нужно брать в первую очередь, когда отправляешься в туристический поход, особенности подготовки к походу. Практическое занятие: учащиеся составят список вещей, которые им необходимы для похода и укажут, каких вещей у них нет. Затем им предстоит собрать эти вещи по правилам сборов в турпоходы.
4. Техника безопасности при осуществлении туристического похода Учащиеся узнают о том, как необходимо себя вести на дорогах, в лесной полосе, что следует делать в ситуациях разного характера.
5. Методика формирования носимого аварийного запаса (НАЗ) Что такое носимый аварийный запас, для чего он необходим в условиях похода. Практические занятия: формирование НАЗ.
6. Посещение памятных мест села Падун Практические занятия: учащиеся вместе с наставником пройдутся по памятным местам села Падун, сфотографируют местные достопримечательности, составят карту тех мест, где они побывали и нанесут на эту карту маршрут  
7. Особенности краеведческого туризма в местах проживания людей и в условиях природы. В чем заключаются особенности туризма в населенных пунктах и на природе. Как следует себя вести в таких местах. Практические занятия: тестирование и беседа по данной теме.
8. Знакомство с туристическим снаряжением Какое снаряжение бывает у любителей туризма, какие функции оно выполняет, можно ли идти в поход без этого снаряжения. Практические занятия: составление алгоритма подготовки к туристическому походу.
9. Правила выбора места для лагеря Какое место стоит выбирать для размещения своего туристического лагеря, что нужно помнить при его размещении, какие трудности могут при этом возникнуть.
10. Установка палатки Виды палаток, способы их установки, место установки палатки, правила размещения вещей внутри палатки. Практические занятия: установка палатки за определенный отрезок времени, обустройство внутри палатки, правила пользования туристическим ковриком и его назначение, а так же назначение и разновидность спальных мешков.
11. Обустройство бивуака Что такое бивуак, зачем он нужен в условиях палаточного лагеря, особенности обустройства бивака, его правильное проектирование. Практические занятия: составление плана бивака, и обустройство бивака на практике.
12. Физическая подготовка туриста Зачем туристу физическая подготовка, какие упражнения нужно делать, чтобы всегда быть в форме. Описание основных видов физических и игровых упражнений. Практические занятия: пробежки, подвижные игры, упражнения на выносливость, зарядка.
13. Основы ориентирования на местности Зачем туристу уметь ориентироваться на местности. Правила ориентирования по природным объектам и объектам техногенным. Простейшие навыки работы с картой и компасом. Практическое занятие: определение сторон горизонта по природным и объектам, и с помощью компаса, составление простейших карт-схем с использованием условных обозначений.
14. Основы медицинских знаний Как помочь человеку при переломах, обмороке, укусах насекомых, клещей и змей, как действовать при поражении человека электрическим током, обморожении или ожоге. Какие средства нужно использовать для облегчения состояния травмированного. Практические занятия: учащиеся будут тренироваться накладывать жгуты, делать перевязки и шины, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
15. Краеведческий туристический поход на природу в окрестностях села Падун. Практическое занятие: поход на природу, итоговое повторение пройденного материала, сдача нормативов.
Модуль «Поисковая деятельность» («Военная археология»)
16/1. Вводное занятие «Что такое поисковое движение и в чем его связь с историей Великой Отечественной войны» Феномен поискового движения России как общественного движения. Краткая информация о современном поисковом движении, введение в специальную терминологию.
17/2. История Великой Отечественной войны и проблемы ее изучения Изучение основных тем касающихся предпосылок, причин, хода и итогов Великой Отечественной войны. Изучение судеб героев войны и трагедии целой страны, рассмотрение понятия «массовый героизм советского народа» и определение его причин. Связь поискового движения и истории Великой Отечественной войны. Практическая деятельность:обуждение проблемных вопросов Великой Отечественной войны в рамках круглого стола.
18/3. Заводоуковский городской округ и его вклад в Великую Победу Изучение истории Заводоуковского района в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленных предприятий и военных объектов в г. Заводоуковск. Деятельность А.С. Москалева. Практическая деятельность: подготовка воспитанниками докладов по теме.
19/4. Массовый героизм советского народа в годы войны: факты и цифры Понятия героизм, подвиг. Классификация и анатомия подвига.
20/5. Герои Великой отечественной войны в лицах. Изучение биографий героев Великой Отечественной войны в т.ч. тех героев, кто родом из Заводоуковского района. Практическая деятельность: подготовка мини-сообщений по теме, выступление перед товарищами, обсуждение.
21/6. История поискового движения России: от истоков к современности Как зарождалось поисковое движение, изучение феномена «красных следопытов», деятельности С.С. Смирнова и Н. Орлова. Проблемы поискового движения, его герои вчера и сегодня. Практическое занятие: просмотр и обсуждение документальных фильмово известных поисковиках, поисковых организациях и пр.
22/7. Поисковые отряды России Причины и принципы создания. Работа в сфере патриотического воспитания. Изучение негативного феномена «черных копателей» и прочее.
23/8. Известные поисковики России Рассказы о И.И. Ивлеве, А.В. Ольховском, Т.И. Кухаренко, С.А. Мачинском, Е.М. Цунаевой и т.д. Изучение биографий современных лидеров поискового движения.
24/9. Объединения поисковых отрядов, организации занимающиеся поиском погибших при защите Отечества Структура, цели и задачи ООД «Поисковое движение России» и «Российского военно-исторического общества», Экспедиция «Долина», памяти Н. Орлова.
25/10. Вклад Тюменской области в Великую Победу. Эвакуация промышленных предприятий на территорию тюменской области, количество тюменцев, ушедших на фронт и не вернувшихся с войны, формирование воинских подразделений на территории Великой Отечественной войны.
26/11. История появления и значимость солдатского медальона РККА, правила работы с ним. В чем особенность смертного медальона, как он зародился и какую эволюцию прошел. Сравнение ЛОЗ РККА и Вермахта. Как правильно извлекать и транспортировать найденный медальон. Как не потерять имя бойца навсегда. Практическое занятие: обнаружение медальона, находящегося в разных видах грунта. Сохранение медальона до проведения специализированной экспертизы.  
27/12. Техника безопасности при работе в условиях военно-полевых раскопок Что нужно знать при обнаружении взрывоопасных предметов. Практическое занятие: моделирование ситуаций, требующих исполнения техники безопасности.
28/13. Собираемся на Вахту Памяти, что нужно взять в первую очередь Предметы первой необходимости, которые должен иметь каждый поисковик. Подбор одежды, подготовка средств личной гигиены и посуды, как правильно собирать рюкзак, что класть в самый низ, а что наверх. Практическое занятие: сдача норматива по сбору рюкзака.
29/14. Поисковое движение России в современной российской культуре Рассмотрение в ходе занятий следа влияние поискового движения на современную российскую культуру: музыку, живопись, кинематограф и периодику. Практическое занятие: Разработка и издание боевого листка «Красноармеец», различных буклетов, плакатов.
30/15. Опасные находки их виды и правила поведения с ними Какие виды патронов, мин и снарядов при обнаружении могут представлять огромную опасность. Как распознать снаряд прошедший канал ствола. Какие правила следует соблюдать при обнаружении ВОП. Практическая работа: моделирование ситуации обнаружения ВОП, порядок действий. Сдача норматива.
31/16. Обнаружение останков воинов Красной Армии: особенности и правила работы с ними Правила эксгумации останков, морально-этические нормы поведения с останками. Изучение процесса составления документации при раскопках. Практическая работа: историческая реконструкция и изучение военного костюма и снаряжения бойца РККА.
32/17. Морально-этические нормы поисковика Изучение официального кодекса чести поисковика его обсуждение и смысловой разбор.
33/18. Учимся работать с электронными архивами Министерства обороны Основные электронные архивы Министерства обороны и их значимость для поисковиков. Порядок работы с архивами, ознакомление с интерфейсом и особенностями работы. Краткая информация о цели создания электронных архивов. Практическая работа: тренировки в поиске информации в базах данных электронных архивов. Анализ и отсеивание ненужной информации. Составление краткой аналитической справки на основе найденных документов, умение выделять главное в документе.  
34/19. Находки, которые можно встретить в ходе поисковых работ Рассмотрение наиболее часто встречающихся и редких находок в ходе полевых раскопок, какую ценность представляют эти находки. Практическая работа: идентификация предметов времен Великой Отечественной войны.
35/20. Личные именные вещи бойцов и офицеров РККА, правила поведения с ними. Какие предметы, кроме личных опознавательных знаков, можно сравнить со смертным медальоном, почему солдаты РККА старались оставить весточку о себе на котелках и ложках…
36/21. Личные опознавательные знаки солдат Вермахта Особенности изготовления ЛОЗ Вермахта. История германского смертного медальона
37/22. Личные опознавательные знаки союзников Германии в годы Великой Отечественной войны Какие ЛОЗ носили союзники Германии – румынские, финские, итальянские, испанские, французские, венгерские солдаты.
38/23. Посещение школьного музея села Падун, краеведческая работа Практическая деятельность: Работа с историческими материалами школьного музея в с. Падун.
39/24. Специальный инвентарь поисковика Чем работает поисковик, правила обращения с инвентарем, изготовление щупов, заточка лопат в полевых условиях, правила пользования и особенности работы металлоискателя.
40/25. Тренинг. Разбивка лагеря, обустройство бивуака, разведение костра. Краеведческая работа. Практическая деятельность: сдача нормативов, повторение ранее пройденного материала.
41/26. Интересные фильмы о войне: - «Живые и мертвые» (х/ф); - «Володькина жизнь» (х/ф); - «А зори здесь тихие» (х/ф); - «Офицеры» (х/ф); - «Горячий снег» (х/ф); - «Брестская крепость» (х/ф); - «Хроника пикирующего бомбардировщика» (х/ф); - «Вяземский котел» (д/ф); - «Битва за Москву» (д/ф) и др. Просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Привитие учащимся любви и уважения к своей Родине, родной культуре и киноискусству.
42/27. Поисковая форма Почему поисковики носят военную форму, какую форму лучше выбирать, как пришивать воротнички и нашивки, в каком порядке носятся награды поисковика. Практическая работа: подшивка воротничка и пришивание нашивок.
43/28. Способы поощрения поисковиков за работу в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества Изучение различных видов поощрения деятельности поисковиков, условия награждения общественными и ведомственными наградами: медалями, грамотами, памятными знаками и т.д.
44/29. Работа с архивами школьного музея и электронными архивами Практическая деятельность: Изучение и подготовка материалов для размещения на публичной странице ПО «Красноармеец» с помощью архивов школьного музея и электронных баз данных.
45/30. Наполнение публичной страницы поискового клуба «Красноармеец» Практическая деятельность: наполнение публичных страниц ВК и ОК ПО «Красноармеец» информацией, собранной в музее и обработанной бойцами ПО «Красноармеец» и продвижение в сети интернет в основных поисковых системах.
46/31. Поисковая деятельность и российское законодательство Изучение нормативно-правовых актов в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества. ФЗ «Об увековечении памяти при защите Отечества», «Конституция РФ» и др. Практическое занятие: решение правовых задач с опорой на «поисковое» законодательство. Работа с системой «Консультант+»
47/32. Военный тренинг на свежем воздухе. Территория Падунской СОШ. Практическая деятельность:Сборка-разборка АК-74, переноска раненых, тактическая игра, строевая подготовка.
48/33. Разработка социально-значимых проектов в сфере сохранения исторической памяти Разработка проектов по широкой тематике патриотической направленности, Великая Отечественная война, малая Родина, Гражданская война и др. Подготовка к возможному участию в грантовых испытаниях. Конвейер проектов поискового отряда «Красноармеец».
49/34. Основы выживания в экстремальных условиях: добывание огня, пищи, воды. Получение воспитанниками первоначальных навыков по выживанию в автономных условиях. Практическаядеятельность: тренировочные задания по теме.
50/35. Итоговый поход, сдача нормативов. Практическое занятие: Сдача нормативов по обустройству лагеря, военно-археологическим раскопкам, идентификации предметов, музейно-экскурсионной деятельности и пр.

 

Описание модулей

Данный курс разбит на два модуля.

I ) Модуль «Краеведческий туризм» – в этом модуле учащиеся получат возможность посещать памятные места малой Родины, соприкоснутся с местными достопримечательностями и природой, смогут участвовать в недлительных туристических походах, в ходе которых будут оттачивать навыки туриста. Стоит отметить, что занятия будут как теоретические, так и практические:

1) при хорошей погоде и отсутствии вредных факторов для здоровья детей (клещи и т.д.) учащиеся будут участвовать в туристических походах, посещении музеев и выставок, памятников и т.п. – такие занятия будут носить статус практических. На данных занятиях учащиеся не будут ограничены в общении и обмене мнений, будут активно двигаться.

2) Во всех остальных случаях занятия будут теоретическими и будут проходить в стенах школы, либо на ее территории. Часть работы учащимися будет выполняться в виде ответственного задания – составление проекта, фотоотчет, доклад и т.п.

 

II) Модуль «Поисковая деятельность» («Военная археология») – данный модуль будет иметь своей целью подготовку учащихся к участию во Всероссийских Вахтах Памяти, делу увековечения памяти погибших при защите Отечества. Поисковая деятельность – очень ответственное занятие требующее не только трудовых навыков, но и гражданской ответственности, высокого уровня патриотизма.

Немаловажным аспектом в работе данного модуля будет воспитание в учащихся безопасного поведения в разных жизненных ситуациях, а так же моральная подготовка к условиям походных лишений. Занятия будут носить как теоретический, так и практический характер и будут зависеть от погодных и иных условий:

1) Теоретические занятия проходят в стенах школы, активно будет изучаться и повторяться история Великой Отечественной войны и поискового движения, а так же техника безопасности. Часть работы учащиеся будут выполнять дома в виде ответственного задания;

2) Практические занятия будут проходить в виде тренингов и практикумов на свежем воздухе, с активным применением поисковых технологий и методики военной археологии. На таких занятиях учащийся будет оттачивать свои навыки в безопасной работе с взрывоопасными предметами, останками пропавших без вести солдат (для этого преподаватель смоделирует специальные тренировочные задачи), учиться оказывать первую медицинскую помощь, обустраивать бивуак и т.п. Все туристические походы планируется проводить на огороженной территории Падунской СОШ, либо (при возможности и согласовании) – на территории Падунского пруда.

Формы и режим занятий

Занятия построены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, при создании ситуации успешности в каждом ребенке, основываясь на его способностях. На занятиях ребенок может не только усваивать теоретический материал, но и участвовать в туристско-оздоровительной деятельности (прогулки, туристические походы, тренинги на свежем воздухе и т.д.) Для достижения поставленных целей будут использованы следующие формы занятий: командные, индивидуальные, туристические походы, экскурсии, соревнования, историческая реконструкция.

Режим занятий: Общее количество часов по программе – 144 часа в год. В неделю - 4 часа. Занятия проводятся в четверг (2 часа) и пятницу (2 часа).

 

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы учащиеся:

1. Освоят максимум знаний по краеведению и поисковому делу (военной археологии), смогут применить эти знания на практике;

2. смогут поучаствовать в краеведческо-туристических походах по интересным местам Заводоуковского городского округа;

3. смогут развить интерес к истории своей страны, развитие патриотизма и гражданственности, правильное воспринимать поисковую деятельность и военную археологию;

4. получат знания по основам выживания в дикой природе, узнают о правилах поведения в походных условиях;

5. научатся разрабатывать и разработают проекты разной социальной направленности и значимости;

6. Развитие климата коллективных решений и равноправия всех бойцов поискового отряда.

Факторы риска

Среди факторов риска в реализации данной программы можно назвать следующие:

1. Внеплановые мероприятия, способные нарушить учебный процесс по программе;

2. занятость преподавателя на другом фронте работ;

3. отсутствие необходимого количества детей в клубе;

4. отсутствие необходимой материально-технической базы;

5. увольнение и переезд педагога дополнительного образования;

6. иные факторы риска.

 

3. Учебно-тематический план

Тема Часов всего Часов теория Часов практика Формы аттестации/контроля
Блок «Краеведческий туризм»
1. Вводное занятие «Что такое краеведческий туризм»       Внутриклубная
2. Как составить туристический маршрут по памятным местам       Внутриклубная, создание простейшего туристического маршрута  
3. Что нужно для туристического похода       Внутриклубная, составление списка необходимых для туриста вещей
4. Техника безопасности при осуществлении туристического похода       Внутриклубная, составление памятки по ТБ
5. Методика формирования носимого аварийного запаса (НАЗ)       Внутриклубная, создание носимого аварийного запаса (НАЗ)
6. Посещение памятных мест села Падун   0,5   0,5   Внутриклубная, фоторяд «Памятные места села Падун»
7. Особенности краеведческого туризма в местах проживания людей и в условиях природы.       Внутриклубная
8. Знакомство с туристическим снаряжением       Внутриклубная
9. Правила выбора места для лагеря   0,5 0,5 Внутриклубная, зачет по выбору места для лагеря
10. Установка палатки   0,5 0,5 Внутриклубная, зачет по установке палатки
11. Обустройство бивуака       Внутриклубная, зачет по обустройству бивуака
12. Физическая подготовка туриста       Внутриклубная, правильное выполнение физических упражнений
13. Основы ориентирования на местности       Внутриклубная, правильное выполнение действий по ориентированию
14. Основы медицинских знаний       Внутриклубная, правильное выполнение действий по оказанию доврачебной помощи
15. Краеведческий туристический поход на природу в окрестностях села Падун           Внутриклубная, сдача промежуточных нормативов
Итого по разделу «Краеведческий туризм» 28 14,5 13,5  
  Блок «Поисковая деятельность» («Военная археология»)  
1. Вводное занятие «Что такое поисковое движение и в чем его связь с историей Великой Отечественной войны»       Внутриклубная, беседа по теме
2. История Великой Отечественной войны и проблемы ее изучения       Внутриклубная, беседа по теме, тестирование, подготовка докладов
3. Заводоуковский городской округ и его вклад в Великую Победу       Внутриклубная, беседа по теме
4. Массовый героизм советского народа в годы войны: факты и цифры   0,5 0,5 Внутриклубная, беседа по теме, составление рассказа «Герой войны»
5. Герои Великой отечественной войны в лицах.       Внутриклубная, диспут о героизме, изучение литературы о героях войны
6. История поискового движения России: от истоков к современности       Внутриклубная беседа
7. Поисковые отряды России   0,5 0,5 Внутриклубная, составление докладов о поисковых отрядах России
8. Известные поисковики России       Внутриклубная, обсуждение видеофильма об известном поисковике Н.И. Орлове
9. Объединения поисковых отрядов, организации занимающиеся поиском погибших при защите Отечества       Внутриклубная, обсуждение видеофильма о ООД «Поисковое движение России»
10. Вклад Тюменской области в Великую Победу.       Внутриклубная, тестирование
11. История появления и значимость солдатского медальона РККА, правила работы с ним.       Внутриклубная, создание портфолио «Солдатский медальон»
12. Техника безопасности при работе в условиях военно-полевых раскопок       Внутриклубная, составление правил поведения при раскопках
13. Собираемся на Вахту Памяти, что нужно взять в первую очередь       Внутриклубная
14. Поисковое движение России в современной российской культуре       Внутриклубная, прослушивание поисковых песен, просмотр поисковых картин и рисунков, диспут о значимости развития культуры поиска
15. Опасные находки их виды и правила поведения с ними       Внутриклубная, отработка ситуаций с обнаружением взрывоопасных предметов
16. Обнаружение останков воинов Красной Армии: особенности и правила работы       Внутриклубная, отработка ситуаций с обнаружением останков советских воинов
17. Морально-этические нормы поисковика       Внутриклубная, отработка понятий морального кодекса поисковика
18. Учимся работать с электронными архивами Министерства обороны       Внутриклубная, отработка


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: