священнослужителей Котласа и Котласского района




К 80- летию со дня расстрела пятерых

2017 год – это столетие революций и начала гонений на Церковь. В жестокий и кровавый ХХ век Россия потеряла миллионы людей не только от внешних врагов, но и от соотечественников - гонителей богоборцев. 15 мая 1932 года декретом правительства за подписью Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», цель которой - полное уничтожение всех храмов и верующих. К 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Фактически, была объявлена война Богу.

Проведенная в 1937 году перепись показала, что более половины населения городов страны, а в сельской местности до 70% остаются верующими, не смотря на 20 лет кровавых гонений. «Кроме того, часть верующих в обстановке террора, когда людей арестовывали лишь за то, что у них дома хранилась Библия, уклонилась от ответа». Власти не признали результаты переписи, объявили ее недействительной, проведенной с нарушениями. Этот факт обнажил глубочайшую пропасть в умах и сердцах между людьми, стоящими у власти и народом.

По результатам переписи секретарь ЦК ВКП(б) Маленков пишет Сталину о религиозных общинах, которые еще сохранились на тот момент, «как о враждебной советской власти широко разветвленной легальной организации в 600 тысяч человек по всему Советскому Союзу».

Наступили самые страшные годы гонений на церковь: 1937 – 1938. По наиболее достоверным данным, в 1937 году было расстреляно 80 000 представителей духовенства, церковнослужителей и мирян.

Котласский пересыльный пункт был огромный. Он мог вместить до 30 тысяч заключенных. «Сотни две бараков, крытых соломой и землей, раскинулись недалеко от железной дороги. В лагере уже поселены десятки тысяч людей, и каждый день прибывают все новые эшелоны. В каждом бараке ютится двести с лишним душ. Теснота ужасная: днем толкотня в проходе между нарами, ночью люди лежат на нарах вплотную друг к другу, как сельди в бочке, многим на нарах не хватает места, и они сидят на земляном полу...» – описывал в своих воспоминаниях профессор-востоковед Т. А. Шумовский. Ежедневно по Двине и Вычегде тянулись караваны: пароход и баржи (на каждой по тысяче заключенных). На крыше первой баржи была площадка с пулеметом и прожекторами, на всех крышах и на корме – посты конвоиров. Штаб конвоя на пароходе. За последней баржей тянулась на буксире лодка, в ней тоже конвой – следил, чтобы кто-нибудь незаметно не спрыгнул в реку. Сухой паек состоял из хлеба, соленой рыбы и речной воды.

Сегодня мы поговорим об одной из многочисленных трагедий, разыгравшихся на нашей земле:

6 ноября 1937 года пролилась кровь пятерых священнослужителей Котласа и Котласского района.

Были расстреляны:

· благочинный, протоиерей Воскресенский Николай Александрович

· протоиерей Бабаевской православной общины Авениров Иван Константинович

· протоиерей Туровецкой церкви Лавров Василий Павлович

· иерей Котласской церкви Трубачев Иван Афанасьевич

· священник Заварин Александр Алексеевич.

Они обвинялись в создании контрреволюционной группировки, состоящей из Котласского духовенства и в ведении антисоветской агитации, в организации которой обвинили священника Котласского храма Трубачева Ивана Афанасьевича.

Было заведено дело о контрреволюционной группировке «церковников» - так называемое «Дело протоиерея Николая Воскресенского и других». Постановлением Тройки УНКВД по Архангельской области от 25 июля 1937 года все пятеро были признаны виновными и приговорены к расстрелу. В справке, выданной ФСБ России сказано: «Место приведения приговора в исполнение и место захоронения в материалах не отражены, и установить их за давностью лет не представляется возможным».

В деле №15022 о месте расстрела сказано: «Место групповых расстрелов. Архангельская область».

Впоследствии все пятеро священников были реабилитированы. Сведений о них сохранилось немного.

Трубачев Иван Афанасьевич родился в с.Приводино Сольвычегодского уезда Вологодской губернии 22 января (по ст.ст.)1876 года.

В Приводино сохранился священнический дом. Возможно, в этом доме бывал о. Иоанн.

Отец Трубачева Ивана - Афанасий Трубачев был пономарем Воскресенского Лальского собора. В январе 1868 г. переведён к Приводинской Николаевской церкви Устюжского уезда Вологодской епархии на место дьячка. 21 сентября 1885г определен псаломщиком. В 1900г. Иван Афанасьевич окончил курс учения в Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. До 1903 года служил псаломщиком в храме Прокопия Устюжского в городе В.Устюг. 21 января 1903г определен на штатную дьяконскую вакансию в Котласский Стефановский храм и 21 февраля рукоположен в сан дьякона. С 28 сентября 1905г. исполнял обязанности законоучителя в церковно-приходской школе. Был делопроизводителем церковно-приходского совета.

С 15 сентября 1911г. – состоит законоучителем в Антоновском земском училище Сольвычегодского уезда. С 1912г. – состоит учителем пения в Котласском железнодорожном двухклассном Министерства народного просвещения училище.

Состав семьи – жена Клавдия Петровна 1882г.р., пятеро детей: сын - Николай 1903г., дочери: Елизавета 1905г., Милица 1909г., Зинаида 1911г., Евлалия 1912г.

В 1933году рукоположен в священники в Котласском Стефановском храме, где и служил до его закрытия. После закрытия храма проживал в Котласе.

Благодаря правнучке Трубачева И.А., внучке младшей дочери о. Иоанна – Евлалии, предоставившей копии документов из ФСБ, мы знаем о нем больше, чем о других.В 2014 году правнучка о. Иоанна – Ольга Владимировна, получила справку из ФСБ, в которой сообщалось о расстреле и последующей реабилитации прадеда. Доказав родство с о. Иоанном(Трубачевым), Ольга Владимировна получила копии архивных документов, из которых мы узнали о трагических событиях 1937 года.

29 марта 1937 года сотруднику Котласского сектора УНКВД Щеглову Федору Кузьмичу был выдан Ордер за №16 на обыск и арест Трубачева Ивана Афанасьевича, проживающего по адресу: г. Котлас, ул. Ленина, д. 46. Заведено дело за № 6624.

На момент ареста он был вдовец, детей при нем не было: сын проживал в селе Приводино, две дочери в г. Слободском Кировской области, две - в Казани.

Справка на арест и привлечение к ответственности по ст. 58-10 ч 1, 58-11 подписана сержантом Гос. Безопасности Тороповым. Арест утвержден капитаном Гос. Безопасности Саенко, согласован прокурором Котласского района Севобласти Вороновым. Из справки: «На проводимых в его доме сборищах обсуждает в контрреволюционном духе хозяйственно-политические мероприятия, проводимые Советской властью в деревне, дискредитирует колхозное строительство, стахановское движение. Вовлекаемых на эти сборища членов общины верующих обрабатывает против Советской власти».

29 марта 1937г священник Трубачев И.А. был арестован, а 30 марта 1937г. был проведен допрос. На допросе он не признал выдвинутых против него обвинений и заявил, что в контрреволюционных организациях и восстаниях не участвовал, а также не принимал участия в общественно-политической деятельности.

На самом деле бессмысленно доказывать свою непричастность к политической деятельности тому, кто это и так знает. Весь ужас и трагизм в том, что убивали за инакомыслие, за право человека верить в Бога, а смелости заявить открыто об этом не было, и обвиняли в противодействии властям.

11 апреля 1937г. о. Иоанну было предъявлено «Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения»: «Я, Торопов, Врид. Начальника Котласского районного отделения управления НКВД по Северному краю, рассмотрев следственные материалы по делу 6624 и приняв во внимание, что Трубачев Иван Афанасьевич, 1876 г.рожд., грамотный, б/партийный, священник Котласской церкви, не судился, уроженец с. Приводино Котласского р-на, Северной области достаточно изобличается в том, что объединив вокруг себя анти-советски настроенное духовенство ведет активную контрреволюционную деятельность, на сборищах у себя в квартире среди духовенства … одобрял террористические методы борьбы с Сов.властью врагов народа…, систематически занимался среди них а/сов. к/р агитацией, а потому руководствуясь ст. ст. 128,129,144 п.5 и 145 УПК ПОСТАНОВИЛ: Трубачева Ивана Афанасьевича привлечь в качестве обвиняемого по ст.ст.58 п. 10 ч.1 и 58 п.11 УК РСФСР. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда оставить содержание под стражей в Котласской следственной тюрьме по 1-й категории». Ниже: «Настоящее постановление мне объявлено 11 апреля 1937г» - и подпись: И. Трубачев.

25 июля 1937г. постановлением тройки УНКВД Северной области Трубачев И.А. приговорен к расстрелу.

28 сентября дело № 6624 было пересмотрено, принято решение: «постановление Тройки УНКВД Севобласти от 25.07. 1937г оставить в силе – Трубачева Ивана Афанасьевича – расстрелять. Дело сдать в архив».

6 ноября 1937г приговор приведен в исполнение. Трубачев И.А реабилитирован прокуратурой Архангельской области 28 июля 1989г.

Со слов правнучки, Григорьевой Ольги Владимировны, память о новомученике Трубачеве И. А. хранят четверо внуков, одиннадцать правнуков, семнадцать праправнуков и шесть прапраправнуков. По ее инициативе на Стефановской церкви установлена памятная доска со словами: «В этом святом Храме служил священник Иоанн Трубачев, принявший мученическую кончину 6 ноября 1937 года за веру Христову».

Пострадал также и сын Ивана Афанасьевича – Николай Трубачев. С 1927 года он трудился в Приводинских судоремонтных мастерских. В 1936 году окончил в Ленинграде курсы инженеров по газоходам и пользовался репутацией хорошего специалиста. После ареста отца был уволен. Целый год не мог устроиться на работу- не брали, как сына врага. Смелый человек - журналистка Н. Виноградова написала разгромную статью, назвав виновниками издевательства над Николаем Трубачевым директора Приводинских мастерских Сивкова и его компанию. В статье она призывала немедленно восстановить Трубачева на работе, а виновников наказать. Очевидно, этого не произошло и Николай Трубачев был вынужден покинуть родные места и уехать в Чувашию, г Алатырь, где в дальнейшем работал начальником пристани. В преклонном возрасте виртуозно играл на фортепиано и записывал ноты для игры на кларнете. Умер в возрасте за 90 лет.

Племянник Николая Трубачева Юрий сохранил эту статью до наших дней, а его дочь Екатерина Юрьевна– правнучка о. Иоанна привезла эту статью мне.

Протоиерей Николай Александрович Воскресенский родился 20.02.1893 в деревне Раминская Вельского уезда Вологодской губернии. Отец его - Воскресенский Александр Владимирович, последний священник Раменской Спасской церкви Вельского уезда. Мать – Анна Автономовна (г.р 1872) (в девичестве Ельцова). Николай Александрович закончил Вологодскую духовную семинарию. В 1913-1915 годах учительствовал, рукоположен в иерея в 1915году, служил в Вологодской губернии. В 1919 году был арестован, приговорен к 1 месяцу принудительных работ.

С 1932 года являлся благочинным.

В 1933 году возведен в сан протоиерея. В 1936 году служил в Свято-Стефановской церкви г. Котласа (в Гос. архиве РФ– есть копия выписки, заверенная протоиереем Котласской Стефановской церкви – Воскресенским Николаем Александровичем 19 марта 1936 года).

Состав семьи: жена Клавдия Евгеньевна 1891г.р., сын Лолий 1911 г.р., дочь Маргарита 1927г.р.

На день ареста проживал в селе Вондокурье Котласского района Архангельской области, служил в Троицкой церкви. Обвинялся в том, что являлся участником контрреволюционной группировки, вел антисоветскую агитацию. Постановлением тройки при УНКВД по Севобласти от 25.07.1937 приговорен к ВМН (высшей мере наказания), расстрелян 06.11.1937. Место исполнения приговора и захоронения неизвестно.

Однажды, Клавдия Шергина, пострадавшая в годы репрессий за веру, рассказывала мне о своей жизни: «Мать моя была сторожихой в церкви. А у о. Николая был сын Лолий, он был Христа ради юродивый, зубов у него не было, все в церкви молился, ну, блаженный был. Собрались мы с ним погулять, идем по околице, а все показывают на нас пальцем, смеются: жених и невеста. А мы еще специально под ручку взялись - пусть смеются. Сказал мне, что буду петь на клиросе. Я так смеялась. Я же неграмотная, не одного года в школе не училась. А потом и правда, пришла на клирос и пела». Рассказывала о его семье, об аресте священника, о матушке Клавдии, только о дочери- Маргарите, кроме того, что та была пионеркой, ничего не говорила. По воспоминаниям Клавдии Шергиной - Лолий предсказал арест отца – ходил по дому с заломленными назад руками, предсказал, что мать будет голодать, а так же предсказал свою смерть. Из рассказа Клавдии: «Сказал отцу, что будет жениться. Отец подумал, что он и вправду решил жениться, наказал его. А Лолий лег на лавку, отвернулся к стене и умер. Тогда они поняли, о какой женитьбе говорил - о Царствии Небесном».

Воскресенский Н.А. реабилитирован прокуратурой Архангельской области 28.07.1989 г.

Лавров Василий Павлович – родился в 1885 г и проживал в С.-Петербургской губернии. Сын священника. Окончил Псковскую Духовную семинарию.

В 1930году за "контрреволюционную агитацию" по постановлению тройки ПП ОГПУ Ленинградского венного округа заключен в ИТЛ на пять лет.

После освобождения из лагерей, с 1935 года, проживал в п. Шипицыно Котласского р-на Архангельской обл. Служил при Богородицкой церкви Туровецкого Богоявленского прихода.

30 марта 1937 года арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации" как участник "контрреволюционной группировки духовенства".

25 июля 1937 г постановлением тройки УНКВД приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение 6 ноября 1937г. Реабилитирован -28 июля 1989г.

Имена священников Трубачева Ивана Афанасьевича, Воскресенского Николая Александровича и Лаврова Василия Павловича включены в список расстрелянных и замученных священнослужителей на памятнике-триптихе "Погибшим в неволе", установленном в 1998 году на Мемориальном кладбище жертв политических репрессий "Макариха".

Священник Александр Алексеевич Заварин родился 21.08.1892. Место рождения: Вологодская губ., г. Великий Устюг, знаменитая Дымковская Слобода. Дед был пономарем в сохранившейся до наших дней церкви в честь вмч. Димитрия Солунского, построенной в 1700-1708 гг.

На Дымкове семья Завариных пользовалась большим уважением: отец - Алексей Заварин был потомственным почётным гражданином г. Великого Устюга.

Александр Заварин в 1915 г закончил Вологодскую духовную семинарию по первому разряду. Ещё до окончания семинарии 30 апреля 1915 г. Александр был назначен псаломщиком в Близгородную Крестовоздвиженскую церковь Устюжского уезда, 9 июля перевели также псаломщиком в церковь Рождества Христова г. Устюга. В августе 1915 г. женился на дочери настоятеля Дымковской Дмитриевской церкви Наталии Григорьевне Чистяковой.

9 мая 1916 г. Александр Алексеевич был рукоположен в священника к церкви в честь иконы Божией Матери «Владимирская» в с. Теплогорье. Там он прослужил 8 лет до 1924 г., однако добрая память о нем долго сохранялась среди прихожан. Его дочь Павла Александровна писала (письмо от 17.10.1995), что в 1957 г. она навещала племянницу в городской больнице г. В. Устюг, и молодая медсестра спросила её: «Вы не дочка священника Александра Заварина?» Когда Павла Александровна сказала, что это её отец, девушка рассказала, что она из Теплогорья, и её бабушка очень часто вспоминала отца Александра.

В с. Теплогорье родились дети Александра Алексеевича: сыновья – Сергей и Алексей, дочери – Александра, Павла.

В 1924 г. отец Александр был переведен священником в Шемогодскую Никольскую церковь, где и служил до ареста в 1931 г. По сведениям родственников, отца Александра первый раз арестовали в 1930 г. и через месяц отпустили. Второй раз был арестован в июле 1931 года, осужден на 3 года. Отбывал наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала.

После освобождения проживал в Котласском районе и служил в приходской церкви Стефана Пермского г. Котласа. С момента закрытия Котласской церкви (17 марта 1936 года) по 11. 06. 1937 г судьба священника Заварина А.А. неизвестна. 11 июня 1937г. он был снова арестован и осужден без права переписки. В справке из архива ФСБ, выданной Бирюковой В.П. сказано: «… бывший священник, матрос транспортной артели». На запрос сына был получен ответ, что отец умер в местах заключения в 1944г. Только в 1991г. дети получили документ о том, что отец был расстрелян 6 ноября 1937г. Место захоронения неизвестно.

Сохранился дом Завариных в Дымковской слободе. Если смотреть с реки на храмы, то их дом № 4, слева от церкви в честь прп. Сергия Радонежского. У меня получилось поговорить по телефону с родственниками о. Александра. Монахиня Апполинария (Любовь Николаевна Романченко)рассказала, что этот дом был куплен его братом Николаем. В этом доме о. Александр бывал, в нем он крестил своего племянника Бориса Николаевича. Ее сестра Галина Николаевна рассказала, что все дети о. Александра получили образование, Бог не оставил. Матушка Наталья жила с сыном Сергеем. Все дети умерли, дольше всех жила дочь Павла, умерла в 2015 г. Она писала письмо об отце в комиссию по канонизации, но письмо затерялось, к лику новомучеников он не был причтен. Потом ей пришло письмо и извинениями и с благодарностью за сведения об отце. Так же сообщили, что во всех храмах Вологодской Епархии будут его поминать.

Авениров Иван Константинович родился 1.08.1869г в селе Зеленец Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в семье священника. Его отец Константин Васильевич Авениров - сын пономаря Подболотской Успенской церкви Грязовецкого уезда Василия Георгиевича Авенирова.

Константин Васильевич в 1856 г закончил Вологодскую семинарию, служил в разных приходах Вологодского уезда, с ноября 1898 г определен к Нючпасской церкви Усть-Сысольского уезда. Жена - Елизавета Александрова 1841 гр, дочь умершего священника Георгиевской Корбанской церкви Кадниковского уезда Александра Рукина.

В семье Константина Васильевича и Елизаветы Александровны было 13 детей, Иван был пятым ребенком. Все дети были грамотными, сыновья были священнослужителями.

Одна из дочерей - Александра, девица, была заведующей женского министерского училища в г. Сольвычегодске. Другая - Ольга состояла в замужестве за священником Николаевской Телеговской церкви Устюжского уезда Николаем Поповым.

Сын Иван закончил Вологодскую духовную семинарию. 20 января 1891 г. произведён во диакона Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда. С 1902 г.: священник Спасо-Преображенской Соденской церкви Вельского уезда, имел жену и детей.

В последнее время проживал в Котласском районе с. Михалево, служил в Бабаевской церкви. Был арестован 20 мая 1937 года, расстрелян 6 ноября. Проходил по групповому «делу протоиерея Николая Воскресенского и др. Арх.обл., Котласский р.,1937г». Обвинение: «Контрреволюционная агитация, активный участник группировки Котласского духовенства». Реабилитирован 24.05.1963 г.

Имена священников Авенирова Ивана Константиновича и Заварина Александра Алексеевича, к сожалению, не включены в список расстрелянных и замученных священнослужителей на памятнике-триптихе "Погибшим в неволе, так как на момент установки памятника точно известны были фамилии только троих священников из этого громкого дела: Трубачева, Лаврова и Воскресенского.

Память о новомучениках очень важна для нашего народа, если мы не хотим повторять тех страшных ошибок, к которым привела Россию безбожная власть, провозгласившая безбожное государство. Во истину, говоря словами царя Давида: «Сказал безумец в сердце своем – нет Бога». Отвергнув Евангельское понимание добра и зла, они, в безумии своем, стали сами решать, что хорошо, а что плохо, кому жить, а кому умереть.

Что для нас вообще память о новомучениках? Они, безусловно, образец веры, стойкости. Слово «мученик» в переводе с греческого «свидетель». О чем же свидетельствовали они? О Правде Божией, о Христе даже перед лицом смерти.

Важно не только научиться чтить их память, но и воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу. И главный урок, который мы должны вынести из истории прошлого века - нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Без Бога, по мысли Достоевского, «все позволено». Давайте будем во имя жертв и страданий новомучеников ответственно относиться к свободе, которую имеем, не допуская ей перерасти во вседозволенность.

Вечная память нашим землякам, за Христа пострадавшим.

А теперь хочется сказать о месте групповых расстрелов. У меня была версия, что это остров напротив речного вокзала, так как с детства мы называли его «поповским островом». Прихожанка нашего храма Екатерина Амосова передала такую историю, рассказанную ей Галиной Васильевной Латовской. У Галины Васильевны была знакомая, которой отец рассказал, что будучи подростком, рыбачил и стал нечаянным свидетелем расправы над священниками. Их привезли на остров, заставили копать яму, расстреляли и зарыли. Он всю жизнь прожил в страхе и никому не рассказывал об этом событии, только в конце жизни поделился с дочерью. Фамилий их мы, к сожалению, не знаем.

Но Господь открывает тайны совершенно неожиданно. Буквально две недели назад я познакомилась со старожилом с. Вондокурье Баевым Николаем Алевсандровичем. Мне хотелось узнать о судьбе дочери о. Николая Воскресенского Маргарите и найти какие-то фотографии. У Николая Алексанровича таких данных не оказалось, но совершенно неожиданно для меня он стал рассказывать о Пустом острове, на котором проводились массовые расстрелы. Его рассказ: «мой отец Баев Александр Михайлович до 1941 года работал в Речном Пароходстве (СУПР) на должности капитана рейда. Был караванным -ответственным за составление караванов из барж, бывало из девяти барж составляли караван. Баржи грузили в Лимендском затоне. По своей должности знал какая баржа куда идет и с каким грузом. С 1941г по 1945г был призван на охрану строительства моста, потом вернулся в Пароходство. Он рассказывал, что увозили людей на Пустой остров, там расстреливали.

В 1954г я тоже работал в Пароходстве и от старых работников слышал о том, что происходило на этом острове. Голышев Василий Андреевич был диспетчером рейда, за свою работу был награжден орденом Ленина. Он знал о месте массовых расстрелов. Я даже знаю фамилии двух человек, которые служили в охране по расстрельным делам. Нечаянно услышал их разговор об одном из расстрелов. Но прошу не писать их фамилий.

Когда я стал работать председателем Шипицынского совхоза, на этом острове нам дали покосы. Жуткое было место, травы росли высокие, а косить было неприятно и жутко. От силы три зарода ставили, да и то рыбаки сжигали. Потом мы не стали там косить. Хотели поставить на острове поклонный крест жертвам репрессий, но не стали, побоялись, что сожгут или осквернят. И решили поставить его у алтаря церкви в Вондокурье. Остров Пустой находиться при впадении Вычегды в Двину, напротив Забелья».

В мае этого 2017 года правнучки о. Иоанна Трубачева приезжали в Котлас. Также были в Устюге, где начиналось служение их прадеда.

Хочется найти родственников остальных невинноубиенных священников.

Приложение:

фото

На фото о. Иоанн Трубачев с матушкой Клавдией

Сын - Николай Трубачев священник Александр Воскресенский

 

Правнучки о. Иоанна Трубачева Екатерина и Ольга на мемориальном кладбище Макариха



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: