Была ли произведена оцифровка архивных документов?




ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА ПОРТАЛА «РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ»

БОЛЕЕ ЧЕМ В 10 РАЗ ПРЕВЫСИЛА РЫНОЧНУЮ СТОИМОСТЬ ФАКТИЧЕСКИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Государственный контракт на создание портала «Рериховское наследие»

Была ли произведена оцифровка архивных документов?

Происхождение файлов в рубрике портала "Архив"

Происхождение файлов в рубрике портала "Каталог"

Происхождение файлов в рубрике портала "Библиотека"

Происхождение файлов в рубрике портала "Наследие"

Невыполнение других условий гос.контракта по отдельным пунктам

1) Архивные материалы − 845 вместо 3000 единиц

2) Перевод на английский − 38543 вместо 200000 печатных знаков

3) Отсутствие расширенного поиска, календаря мероприятий и соц.сетей

4) Отсутствие некоторых разделов портала

5) Отсутствие каталога-резоне картин Н.К.Рериха

Какова фактическая стоимость выполненных работ при создании портала?

Какую сумму "отката" получил Т.К.Мкртычев − 1 миллион рублей?

Что получило Рериховское Движение от этого проекта?

 

Государственный контракт на создание

Портала «Рериховское наследие»

 

Директор государственного музея Рерихов (далее − ГМР), Т.К.Мкртычев, не раз заявлял о своих предпочтениях в сотрудничестве: "Очевидно, − пишет 18 октября 2017 г. Тигран Мкртычев активистам рериховского движения, − что у меня - как у руководителя музея - есть приоритеты - мои музейные партнёры - Питер и Нью-Йорк".[1] Поэтому не трудно догадаться, кому принадлежит идея создания портала "Рериховское наследие", призванного объединить усилия этих трёх музеев под эгидой Т.К.Мкртычева в качестве директора ГМР как филиала Государственного музея Востока:

"Портал "Рериховское наследие", − сообщается о данном проекте на его страницах, − под патронажем Министерства культуры РФ создается представителями трех различных институций, которые занимаются сохранением, изучением и популяризацией наследия семьи Рерихов. Роль ведущей организации исполняет Государственный музей Востока (Москва) при активном участии Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов и Музея Николая Рериха (Нью-Йорк)".[2]

 

Известно, как готовятся и финансируются такие проекты. Дирекция музея (или филиала) разрабатывает проект, выбирает подрядчиков, готовит документы и подаёт их в Минкультуры для одобрения. В случае положительного решения заключается государственный контракт от имени Минкультуры с подрядчиком, который выполняет проект, разработанный музеем (или его филиалом), призванным проконтролировать его исполнение. В нашем случае был заключён Государственный контракт № 4437-01-41/01-16 от 22 сентября 2016 года.[4] Подрядчиком стало некое ООО "Музей Плюс", которое приняло на себя обязательство по созданию интернет-портала "Рериховское наследие" согласно техническому заданию (см. Приложение №1 указанного гос.контракта). Читаем пункт 2.1. данного контракта: " Общая цена работ по настоящему государственному контракту составляет 2080000 (Два миллиона восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек ". Как указано в таблице №3 "Основные этапы и содержание выполняемых работ", 80% этой суммы приходится на подготовку контента портала − текстовых и графических материалов. На страницах контракта перечисляется объём этих работ, основную часть которых занимает оцифровка предметов рериховского наследия: "Обеспечение подготовки и передачи цифровых изображений... Оцифровка и обработка архивных кинофотодокументов".[5] Рассмотрим, насколько выполнены эти пункты гос.контракта по созданию портала "Рериховское наследие".

 

Была ли произведена оцифровка архивных документов?

 

Оцифровка архивных материалов − писем, фотографий, манускриптов, а особенно многостраничных книг, а также фотографирование картин и предметов декоративно-прикладного искусства − требует большого объёма трудовых затрат. Как правило, оцифровка архивных материалов делается на специальных крупноформатных сканерах, на которых архивные работники страничку за страничкой сканируют документы и сохраняют их в компьютере. Из массива таких цифровых файлов формируется электронная база данных архива, которая затем может быть обработана и опубликована в интернете для всеобщего доступа, что в конечном итоге и является целью всех таких проектов.

Именно такая оцифровка и обработка архивных документов предполагалась при создании портала "Рериховское наследие", что следует из вышеуказанных пунктов таблицы №3 гос.контракта. То же самое создатели портала намеривались сделать согласно пункту 2.3.1: "Оцифровка и подготовка изображений для наполнения электронной базы данных".

Наверное, читатель уже предвкушает, что сейчас будут перечислены сотни и тысячи новых страниц архивных документов из рериховского наследия, оцифрованных подрядчиком ООО "Музей Плюс", получившим за свои труды немалые деньги. Но... придётся разочаровать и даже огорчить потребителей культурных услуг, предоставляемых ГМР (филиала ГМВ), т.к. п ри создании портала "Рериховское наследие" подрядчиком ООО "Музей Плюс" не было оцифровано ни одного (!) нового документа из рериховских архивов, и более того, многие ранее доступные материалы рериховского наследия из ГМВ в новый портал не были включены, т.е. пропали из интернет-пространства. Приведём доказательства.

Состав сегодняшнего ГМР (филиала ГМВ) сформирован в основном из сотрудников отдела "Наследия Рерихов".[8] Официальный сайт этого отдела с 2009 года располагался на домене "orientmuseum-roerich.ru", который был закрыт летом 2016 года за пару месяцев до заключения гос.контракта по созданию портала "Рериховское наследие". Это говорит о том, что старый сайт "orientmuseum-roerich.ru" был закрыт в ходе подготовки проекта нового портала "Рериховское наследие", располагающегося на домене "roerich-heritage.ru".

Содержимое старого сайта "orientmuseum-roerich.ru" сейчас недоступно, но есть возможность ознакомиться с его копией на сайте "Wayback Machine", который специализируется на создании цифрового архива всемирной паутины.[9] Читатель может кликнуть по этой ссылке[10] и сразу попасть на копию главной страницы старого сайта отдела ГМВ "Рериховское наследие".

На открывшейся копии сайта "Государственный музей искусства народов Востока, Наследие Рерихов" в левом меню в самом низу нужно кликнуть на ссылку "Архивы" − откроется страница, на которой представлена таблица с архивными материалами, хранящимися в отделе ГМВ "Рериховское наследие". Всего их по списку − 178 наименований. Теперь откроем другую вкладку браузера и обратимся в новому сайту − порталу "Рериховское наследие".

 

Происхождение файлов в рубрике портала "Архив"

 

Чтобы ответить на вопрос о происхождении файлов в рубрике "Архив (Документы - Переписка - Дневники - Фотодокументы)"[11] портала "Рериховское наследие" нужно обратиться к той странице старого сайта, на которую было указано в предыдущем абзаце, а именно на страницу "Архивные материалы"[12] с табличным списком из 178 документов, со ссылками "Скачать", которые вели к pdf-файлам самих архивных материалов.

 

Начнём со страницы "Архив - Документы"[13] нового портала. На ней ГМВ приводит только 2 документа: 1) ЭССЕ МИХАИЛА ФОКИНА О Н.К.РЕРИХЕ, 1918, листов: 8; и 2) НИКОЛАЙ РЕРИХ, 15.04.1935, листов: 5. Оба эти документа находились на старом сайте под номерами 53 и 39.[14] Архивный сайт "Wayback Machine" не сохраняет объёмные pdf-файлы, поэтому указанные файлы под номерами 53 и 39 там не доступны. Но автор этих строк сохранил в своё время все архивные материалы старого сайта и поэтому они приводятся в примечаниях в качестве доказательства.[15] Читатель может легко сам убедиться в этом, открыв ссылки на вышеуказанные страницы. Для наглядности снимки (скриншоты) этих страниц приводятся ниже в фотогалерее 1 (см. screenshot-1). Подрядчик ООО "Музей Плюс" просто перевёл страницы старых pdf-файлов в постраничную, графическую форму подачи материала, что с помощью компьютерной программы (например, Adobe Photoshop) делается очень легко и быстро.

 

Теперь обратимся к странице "Архив - Переписка"[16] нового портала. На ней приведены 36 архивных документов ГМВ. Все до одного из этих документов раньше находились на старом сайте. Полный список соответствий приводится в примечаниях.[17] Здесь же приведём только два первых документа: 1) ПИСЬМА Ю.Н.РЕРИХА З.Г.ЛИХТМАН, 26.04.1934; 28.04.1934. Листов: 4 − Номер 27 старого сайта. 2) ПИСЬМО Н.К.РЕРИХА СОТРУДНИКАМ МУЗЕЯ РЕРИХА, 27.04.1934. Листов: 4 − Номер 11 старого сайта. Для доказательства в примечаниях приводятся два pdf-файла, которые на старом сайте находились под этими номерами − 27 и 11.[18] Как видит читатель, подрядчик ООО "Музей Плюс" поступил также как и в предыдущем случае − просто скопировал файлы со старого сайта. (См. screenshot-2 фотогалереи 1.)

 

 

Кликнем теперь на страницу "Архив - Дневники"[19] портала "Рериховское наследие". Здесь находится всего два документа, которые также скопированы со старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ: 1) Н.К.РЕРИХ. «ЛИХОЧАСЬЕ. ЛИСТЫДНЕВНИКА», ДНЕВНИК МАНЬЧЖУРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1934), ДР. МАТЕРИАЛЫ, 12.12.1934. Листов: 12 − Номер 22 старого сайта. 2) Н.К. РЕРИХ. ДНЕВНИК МАНЬЧЖУРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1934). Листов: 13 − Номер 5 старого сайта. В примечаниях приводятся эти два pdf-файла, которые на старом сайте находились под этими номерами − 22 и 5.[20] Как это видно, подрядчик ООО "Музей Плюс" поступил также как и в предыдущих двух случаях − просто скопировал файлы со старого сайта. (См. screenshot-3 фотогалереи 1.)

 

Если перейди на страницу "Архив - Фотодокументы" и поставить галочку против "Государственный музей Востока" или "Музей Николая Рериха", то появится надпись "Отсутствуют произведения по выбранным параметрам". Если поставить галочку против "Санкт-Петербургский музей-институт семьи Рерихов", то откроется страница с 50 фотографиями из этого музея. Все они в хорошем качестве и большинство из них ранее были неизвестны. Это говорит о том, что они были оцифрованы специально для портала "Рериховское наследие". Но трудно предположить, чтобы сотрудники московской подрядческой фирмы ООО "Музей Плюс" специально ездили в Санкт-Петербург, дабы отсканировать 50 фотографий, раз уж даже у себя дома в Москве они не оцифровали ни одного документа. Скорее всего сотрудники Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов сами загрузили эти фотографии на портал "Рериховское наследие" по удалённому доступу.

 

Происхождение файлов в рубрике портала "Каталог"

 

Вернёмся к копии старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ. Кликнув в рубрике "Каталог" на верхний пункт меню "Рерих Николай Константинович", читатель попадёт в каталог картин Н.К.Рериха, хранящихся в ГМВ.[21] На этой странице находятся ссылки с названиями и миниатюрами 257 картин Н.К.Рериха. Теперь сравним эту страницу со старого сайта со страницей "Каталог - Государственный Музей Востока"[22] нового портала "Рериховское наследие". На ней размещены всё те же миниатюры картин, но только меньшим количеством − 219 штук. (См. screenshot-1 фотогалереи 2).

 

Если кликнуть на одну из миниатюр или названий картин, что откроется страница с описанием этой картины. На старом сайте описание картин открывалось в выпадающем окне при нажатии на знак "плюс" внизу картины. Эти данные на архивном сайте "Wayback Machine" не сохранились. Но они были сохранены на другом сайте, который скопировал страницы старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ − это сайт "Культура.рф. Виртуальные музеи".[23] На этом сайте можно найти копии вебстраниц старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ с картинами Н.К.Рериха, фотографиями и описаниями, которые полностью совпадают с вебстраницами на новом портале "Рериховское наследие". Приведём несколько примеров.

 

Вот ссылка[24] на картину "Идолы" нового портала. Вот ссылка[25] на ту же картину со старого сайта. Как видит читатель, фотография и описания этой картины полностью идентичны. Но на новом портале отсутствует указание на литературные источники, что понижает научную ценность нового портала. (См. screenshot-2 фотогалереи 2).

 

Вот ссылка[26] на картину "Ростов Великий. Теремки княжеских палат" нового портала. Вот ссылка[27] на ту же картину копии старого сайта. Снова то же самое − фотография и описание идентичны, указание на литературные источники отсутствует. (См. screenshot-3 фотогалереи 2).

 

Вот ссылка[28] на картину "Строят ладьи" нового портала. Вот ссылка[29] на ту же картину копии старого сайта. Снова то же самое − фотография и описание идентичны, указание на литературные источники отсутствует. (См. screenshot-4 фотогалереи 2).

 

Вот ссылка[30] на картину "Голубиная книга" нового портала. Вот ссылка[31] на ту же картину копии старого сайта. Снова то же самое − фотография и описание идентичны, указание на литературные источники отсутствует. (См. screenshot-5 фотогалереи 2).

 

Такое положение дел со всеми картинами нового портала.[32] Отсюда следует вывод, что подрядчик ООО "Музей Плюс" не занимался ни оцифровкой картин, ни их описанием, а просто скопировал графические файлы картин и описание к ним со старого сайта отдела "Наследие Рерихов" ГМВ.

 

Отрицательным моментом является то, что подрядчик ООО "Музей Плюс" даже не удосужился включить в "Каталог" нового портала 180 картин С.Н.Рериха из собрания ГМВ, которые были доступны на старом сайте.[33]

 

Единственным положительным моментом рубрики "Каталог" нового портала является то, что в разделе Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха помещено 100 графических рисунков С.Н.Рериха, которые раньше широкой публике были недоступны. Но здесь также можно с уверенность сказать, что это заслуга сотрудников Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха, а не московского ООО "Музей Плюс", не летавших за океан из-за 100 картинок.

 

Происхождение файлов в рубрике портала "Библиотека"

Откроем страницу "Библиотека − Публикации Н.К.Рериха"[34] нового портала. Если поставить галочку напротив "Музей Николая Рериха" или "Санкт-Петербургский музей-институт семьи Рерихов", то никаких публикаций не видно. А если поставить галочку против "Государственный музей Востока", то появятся 13 книг, которые якобы находятся в ГМВ. В том, что это не соответствует действительности легко убедиться, кликнув на одну из книг. Например, нажмём на ссылку "Листать" возле самой первой книги "НЕКОТОРЫЕ ДРЕВНОСТИ ШЕЛОНСКОЙ ПЯТИНЫИ БЕЖЕЦКОГО КОНЦА". Кликнув один раз на обложке, читатель попадает на титульную страницу, где на обратной стороне обложки виден фирменный штемпель Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха: "The Archive of Nicholas Roerich Museum". Если посмотреть на сайт этого музея в раздел "NICHOLAS ROERICH’S WRITINGS",[35] то на самой первой позиции находится та же книга. Если кликнуть на ссылку этой книги, то читателю откроется pdf-файл книги.[36] Сравнив две эти публикации на портале "Рериховское наследие" и сайте Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха, то можно легко убедиться, что они идентичны. (См. screenshot-1 фотогалереи 3).

 

Проверив таким же образом и другие 12 книг, можно сказать то же самое − все книги страницы "Библиотека − Публикации Н.К.Рериха" нового портала "Рериховское наследие" являются копией книг из виртуальной библиотеки Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха (см. screenshot-2 фотогалереи 3). А это значит, что ООО "Музей Плюс" предоставляет недостоверную информацию.

 

Вообще, в главном описании рубрики "Библиотека" портала "Рериховское наследие" почему-то говорится только об архивном и библиотечном собрании Нью-Йоркском музея Н.К.Рериха. По всей видимости, вся "Библиотека" портала "Рериховское наследие" составлена из копий файлов Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха. Это говорит о том, что подрядчик ООО "Музей Плюс" и здесь не занимался оцифровкой документов.

 

Происхождение файлов в рубрике портала "Наследие"

Рассмотрим последнюю рубрику "Наследие"[37] нового портала, где размещены предметы декоративно-прикладного искусства (далее − ДПИ) из собрания ГМВ. В аннотации к этому отделу портала его создатели поместили описание, в котором сказано: "В настоящее время в состав коллекции, хранящейся в ГМВ, входит более двухсот различных предметов... В 2014 году эта часть коллекции Рерихов была опубликована в книге О.В.Румянцевой «Щедрый дар»".[38]

 

Если открыть этот прекрасный альбом О.В.Румянцевой, то очень легко понять, что все иллюстрации взяты из этого альбома (см. screenshot-1 фотогалереи 4). При близком рассмотрении отдельных фотоснимков этих предметов не остаётся никакого сомнения в их идентичности, с той лишь разницей, что фотографии на портале более качественны, чем снимки в альбоме, что объясняется разницей между цифровой и типографской копией одного и того же фотоснимка (см. screenshot-2 фотогалереи 4). Это говорит о том, что подрядчик ООО "Музей Плюс" и в этой рубрике просто скопировал уже имеющиеся файлы снимков предметов ДПИ из книги О.В.Румянцевой «Щедрый дар», а не занимался их оцифровкой, как это указано в гос.контракте. Нужно отметить, что в альбоме О.В.Румянцевой "Щедрый дар" указано, кем производилась фотосъёмка этих предметов.[39] Это говорит о том, что процесс оцифровки этих предметов уже оплачивался ГМВ в ходе подготовки к изданию этого альбома.

 

При этом из 240 предметов ДПИ, полученных ГМВ от Кэтрин Кемпбэлл-Стиббе и воспроизведённых в альбоме О.В.Румянцевой "Щедрый дар", в разделе "Наследие" нового портала нашли место только 105 предметов (раздел ДПИ − 45 предметов, раздел "Скульптура" − 4 предмета, раздел "Предметы быта" − 10 предметов, раздел "Предметы культа" − 46 предметов). Это значит, что ООО "Музей Плюс" даже за такие большие деньги не соизволил разместить уже готовые оцифрованные фотографии всех предметов ДПИ из коллекции ГМВ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: