(подготовка к ЕГЭ)
Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:
А1. Тело насекомых состоит из отделов: 1) головы и груди; 2) головы, груди и брюшка; 3) головы и брюшка; 4) головогруди и брюшка.
А2. К типу членистоногие относят: 1) осьминог; 2) нереида; 3) майский жук; 4) пресноводная гидра.
А3. К видовым признакам поведения животных и человека относятся рефлексы:
1) условные; 2) приобретенные; 3) врожденные; 4) ненаследуемые.
А4. Сердце рыб: 1) однокамерное; 2) двухкамерное; 3) трехкамерное; 4) четырехкамерное.
А5. Резкое сокращение бизонов и зубров в 19 веке произошло вследствие:
1) действия абиотических факторов; 3) действия биотических факторов;
2) повышения конкуренции с другими видами; 4) действия антропогенных факторов.
А6. Круглые черви являются более прогрессивными животными по сравнению с плоскими червями, так как имеют: 1) двустороннюю симметрию; 3) кровеносную систему; 2) развитые членистые конечности; 4) вытянутое тело.
А7. Животные с вытянутым цилиндрическим заостренным с обоих концов тела, не разделенным на членики, относятся к типу: 1) круглых червей; 2) плоских червей; 3) кольчатых червей; 4) моллюсков.
А8. У земноводных: 1) нет кровеносной системы; 3) два круга кровообращения; 2) один круг кровообращения; 4) три круга кровообращения.
А9. Плоские черви являются более прогрессивными животными по сравнению с кишечнополостными, так как: 1) имеют уплощенную форму тела; 3) дышат всей поверхностей тела; 2) имеют третий слой клеток; 4) являются хищнками.
А10. В отличие от рыб у лягушки нет: 1) черепа; 2) позвоночника; 3) ребер; 4) поясов конечностей.
А11. У паукообразных в отличие от ракообразных имеется: 1) 3 пары членистых ходильных ног; 3) 4 пары простых глаз; 2) крылья; 4) хитиновый покров.
А12. К отряду чешуйчатые относятся пресмыкающиеся: 1) черепахи; 2) ящерицы; 3) крокодилы; 4) жабы.
А13. К ракообразным относится: 1) скорпион; 2) чесоточный зудень; 3) дафния; 4) клоп-водомерка.
А14. Сросшиеся кости скелета птиц обеспечивают: 1) защиту внутренних органов; 3) защиту от хищников; 2) безопасность при приземлении; 4) устойчивость при полете.
А15. У всех хордовых имеется центральная нервная система в виде:
1) брюшной нервной цепочки; 2) полой трубки; 3) нервных узлов; 4) двух нервных стволов.
А16. Кровеносная система имеется у: 1) аскариды; 2) пиявки; 3) печеночного сосальщика; 4) инфузории.
А17. Органами дыхания двустворчатых моллюсков служат: 1) парные легкие; 3) жабры в виде веточек; 2) трахеи и легочные мешки; 4) пластинчатые парные жабры.
А18. К насекомоядным млекопитающим относятся: 1) белки; 2) лягушки; 3) хамелеоны; 4) ежи.
А19. У пресмыкающихся в отличие от земноводных оплодотворение:
1) внутреннее, размножение на суше; 3) наружное, размножение на суше; 2) внутреннее, размножение в воде; 4) наружное, размножение в воде.
А20. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у: 1) птиц; 2) земноводных; 3) пресмыкающихся; 4) млекопитающих.
А21. Животные не могут сами создавать органические вещества из неорганических, поэтому их относят к:
1)автотрофным организмам;2)гетеротрофным организмам;3) организмам-симбионтам; 4) сапрофитам.
А22. В мире животных отсутствует размножение: 1) отдельными органами; 2) половое; 3) вегетативное; 4) с чередованием поколений.
А23. Легкий скелет сформировался у птиц в связи с приспособленностью к полету за счет: 1) срастания многих костей; 2) наличия в костях костного мозга; 3) превращения передних конечностей в крылья;
4) уменьшения массы костей и наличия в них воздухоносных полостей.
А24. Размножение некоторых насекомых путем партеногенеза способствует:
1) повышению жизнеспособности потомства; 2) совершенствованию приспособленности к среде обитания; 3) обогащению наследственности потомства; 4) быстрому увеличению численности животных.
А25. Птенцы у синиц похожи на родителей, что свидетельствует об их развитии: 1) прямом; 2) с превращениями; 3) историческом; 4) эмбриональном.
А26. В связи с питанием грубой растительной пищей у лошади:
1) зубы острые с более толстой эмалью на передней стороне резцов; 2) резцы широкие и длинные, коренные зубы с большой жевательной поверхностью; 3) наиболее развиты клыки и четыре коренных зуба; 4) зубы однотипные, остробугорчатые.
А27. Полость тела, заполненную паренхимой, мантию и раковину имеют: 1) плоские черви; 2) круглые черви; 3) моллюски; 4) членистоногие.
А28. У лягушки, крокодила и бегемота глаза и ноздри располагаются над водой, что позволяет: 1) считать этих животных родственными; 2) быстро плавать в воде; 3) дышать кислородом воздуха и замечать добычу и врагов, находясь в воде; 4) часть жизни проводить на суше.
А29. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствует о родстве: 1) земноводных и пресмыкающихся; 3) пресмыкающихся и млекопитающихся; 2) пресмыкающихся и птиц; 4) птиц и млекопитающих.
А30. Развитие животных с превращением характерно для: 1) постэмбрионального периода; 3) процесса эволюции; 2) эмбрионального периода; 4) процесса видообразования.
А31. В процессе эволюции у земноводных появляется второй круг кровообращения и сердце, состоящее из:
1) одного предсердия и одного желудочка; 2) двух предсердий и одного желудочка; 3) двух предсердий и одного желудочка с неполной перегородкой; 4) двух предсердий и двух желудочков.
А32. Укажите особенности внешнего строения, по которым млекопитающих можно отличить от других позвоночных:
1) волосяной покров и разнообразные кожные железы; 2) голая кожа, покрытая слизью; 3) кожа с чешуей, покрытой слизью; 4) сухая, практически без желез кожа, с роговыми чешуями или щитками.
А33. Дышат с помощью только легких: 1) бабочки; 2) крокодилы; 3) лягушки; 4) тритоны.
А34. Нельзя гладить бродячих собак, так как на их шерсти могут быть: 1)яйца остриц;2)яйца человеческих аскарид;3)финны бычьего цепня;4)яйца и членики эхинококка.
А35. Непрямое развитие у ряда насекомых способствует: 1) обострению борьбы между родителями и потомством; 2) обострению борьбы между особями популяции; 3) ослаблению борьбы между родителями и потомством; 4) ослаблению межвидовой борьбы.
А36. Реакция домашнего животного на кличку – это рефлекс: 1) безусловный; 3) формирующийся в течение жизни животного; 2) передающийся по наследству; 4) характерный для всех особей вида.
А37. Двусторонне-симметричное тело, расчлененное на отделы, хитиновый покров и членистые конечности имеют: 1) моллюски; 2) членистоногие; 3) плоские черви; 4) кольчатые черви.
А38. Преодолевать сопротивление воды с наименьшими затратами энергии рыбам позволяют: 1) парные грудные и брюшные плавники; 3) жабры, прикрытые жаберными крышками; 2) спинной и анальный плавники; 4) обтекаемая форма тела, слизь на коже.
А39. Слабое развитие у паразитических плоских червей нервной системы и органов чувств по сравнению со свободноживущими плоскими червями – пример: 1) ароморфоза; 2) дегенерации; 3) видообразования; 4) биологического регресса.
А40. Финны бычьего или свиного цепня могут попасть в организм человека с:
1) плохо промытыми овощами; 3) некипяченой водой из непроточных водоемов; 2) плохо проваренным или прожаренным мясом; 4) мясом, на котором мухи отложили свои яйца.
А41. С полным превращением развивается: 1) саранча; 2) стрекоза; 3) пчела; 4) кузнечик.
А42. Полный метаморфоз у майского жука – это приспособление к: 1) размножение; 3) защите потомства; 2) жизни в разных средах обитания; 4) жизни в разных ареалах.
А43. Настоящая пятипалая конечность впервые появилась у: 1) земноводных; 2) пресмыкающихся; 3) птиц; 4) млекопитающих.
А44. Укажите пункт, в котором правильно перечислены все типы одноклеточных животных:
1) Амебы, Споровики, Жгутиконосцы; 2) Жгутиконосцы, Ресничные, Плазмодии, Корненожки; 3) Саркожгутиконосцы, Споровики, Инфузории; 4) Жгутиконосцы, Кокцидии, Фораминиферы, Радиолярии.
А45. О принадлежности медузы аурелии к типу Кишечнополостных свидетельствует:
1) способность плавать в толще воды; 3) двуслойное строение тела;
2) наличие личиночной стадии; 4) способность образовывать колонии.
А46. Белая планария отличается от медузы аурелии:
1) способностью к половому размножению; 3) наличием нервных клеток;
2) многоклеточностью; 4) типом симметрии.
А47. Малый прудовик – это промежуточный хозяин в цикле развития:
1) печеночного сосальщика; 2) бычьего цепня; 3) эхинококка; 4) аскариды.
А48. Системой, впервые появившейся у членистоногих в процессе эволюции, была:
1) пищеварительная; 2) кровеносная; 3) дыхательная; 4) нервная.
А49. Главным систематическим признаком типа Членистоногие является:
1) сегментация тела и конечностей; 3) трахейное дыхание;
2) развитие с полным превращением; 4) незамкнутая кровеносная система.
А50. Одинаковое число пар ходильных ног имеют:
1) паук крестовик и жук плавунец; 2) скорпион и клещ; 3) клещ и стрекоза; 4) муха и дафния.
А51. Общим у пчелы и тритона является: 1) тип кровеносной системы; 3) строение нервной системы; 2) способ дыхания; 4) тип развития.
Часть В
В1. К паразитическим плоским червям относятся:
1) эхинококк; 2) белая планария; 3) аскарида; 4) нереида; 5) печеночный сосальщик; 6) свиной цепень.
В2. Какие признаки характерны для земноводных:
1) ороговевшие покровы тела; 2) холоднокровность; 3) четырехкамерное сердце; 4) трехкамерное сердце; 5) теплокровность; 6) кожное дыхание.
В3. К кишечнополостным животным относятся:
1) аскарида; 2) медуза; 3) бычий цепень; 4) актиния; 5) гидра; 6) дизентерийная амеба.
В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак:
ПРИЗНАКИ | КЛАССЫ |
1) тонкая влажная кожа проницаема для газов; | А) Земноводные Б) Пресмыкающиеся |
2) кожа сухая, без желез, покрыта чешуями; | |
3) размножение и развитие происходит на суше; | |
4) развитие непрямое; | |
5) грудная клетка без ребер; | |
6) яйца с большим запасом питательных веществ. |
В5. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле.
А) жгутиковые; Б) членистоногие; В) кишечнополостные; Г) кольчатые черви; Д) плоские черви.
Установите соответствие между признаком животных и классами Земноводные и Рыбы.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
1) наличие среднего уха; | А) Земноводные; Б) Рыбы. |
2) отсутствие ребер; | |
3) наличие чешуи; | |
4) наличие конечностей; | |
5) двухкамерное сердце; | |
6) отсутствие легких. |
В7. Установите последовательность этапов развития бабочки.
А) рост и накопление питательных веществ гусеницей; Б) переживание холодов; В) откладывание яиц на листья капусты; Г) выход гусениц из яиц; Д) выход имаго – взрослых особей;
Е) образование неподвижных куколок.
В8. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца:
А) внедрение личинок в организм моллюска;
Б) выход из яйца личинок с ресничками;
В) попадание цист в кишечник крупного рогатого скота;
Г) миграция личинок в печень и желчные протоки основного хозяина;
Д) выход оплодотворенных яиц в кишечник крупного рогатого скота, а затем в окружающую среду;
Е) инцистирование личинок.
В9. Установите последовательность этапов в цикле развития свиного цепня, начиная с яйца:
А) проникновение онкосфер через стенку кишечника в кровеносное русло;
Б) превращение онкосфер в финны;
В) попадание финн с плохо проваренным или прожаренным мясом в кишечник основного хозяина;
Г) попадание онкосфер в мышцы, мозг, печень промежуточного хозяина;
Д) выход из яиц личинок с крючьями – онкосфер;
Е) попадание созревших яиц из кишечника основного хозяина в организм промежуточного хозяина.
В10. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
1) жаберные крышки отсутствуют; | А) Костные рыбы; Б) Хрящевые рыбы. |
2) есть жаберные крышки; | |
3) зубы являются видоизменением чешуи; | |
4) характерно внутреннее оплодотворение и разные типы живорождения; | |
5) зубы и чешуя имеют разное строение; | |
6) оплодотворение внешнее. |
В11. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
1) трехкамерное сердце; | А) Пресмыкающиеся; Б) Птицы. |
2) наличие зубов; | |
3) четырехкамерное сердце; | |
4) теплокровность; | |
5) большие полости в костях скелета; | |
6) двойное дыхание. |
В12. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
1) органы дыхания - трахеи; | А) Насекомые; Б) Ракообразные. |
2) три пары конечностей; | |
3) пять пар конечностей; | |
4) органы дыхания - жабры; | |
5) выделительная система – зеленые железы; | |
6) выделительная система – мальпигиевы сосуды. |
В13. Установите соответствие между признаком животных и типом, для которого характерен этот признак.
ПРИЗНАК | ТИП |
1) сетчатая нервная система; | А) Кишечнополостные; Б) Моллюски. |
2) разбросанно-узловая нервная система; | |
3) кровеносная система отсутствует; | |
4) лучевая симметрия; | |
5) кровеносная система незамкнутая; | |
6) кожная складка - мантия. |
Часть С.
С1. Какие типы вакуолей существуют у простейших животных?
С2. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Тело рыбы состоит из головы, груди и брюшка. 2. На границах этих отделов находятся жаберные крышки и анальное отверстие. 3. Хвост оканчивается спинным плавником. 4. У рыб имеются непарные грудные и брюшные плавники. 5. У рыб имеются парные плавники – хвостовой, спинной, анальный.
С3. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Кишечнополостные – трехслойные, беспозвоночные животные. 2. Среди них встречаются как свободноживущие формы, так и прикрепленные к субстрату. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.
С4. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Класс Ракообразные является самым многочисленным классом типа Членистоногие. 2. Тело ракообразных состоит из головы, груди и брюшка. 3. Представители класса имеют 5 пар ходильных ног. 4. Все ракообразные ведут водный образ жизни.
С5. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Тело круглых червей нечленистое, округлое в поперечном сечении. 2. Круглые черви одноклеточные животные. 3. У круглых червей появилась вторичная полость тела. 4. Кишечник круглых червей двуветвистый и слепозамкнут.
С6. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Центральная нервная система хордовых имеет вид шара. 2. ЦНС располагается на брюшной стороне, под хордой. 3. Состоит из головного и спинного мозга. 4. Кровеносная система хордовых незамкнута. 5. Сердце у хордовых находится на брюшной стороне тела под пищеварительным каналом.
С7. Докажите, что возникновение плацентарного развития плода – это значительный ароморфоз в процессе эволюции животных.