ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЗООЛОГИЯ»




(подготовка к ЕГЭ)

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Тело насекомых состоит из отделов: 1) головы и груди; 2) головы, груди и брюшка; 3) головы и брюшка; 4) головогруди и брюшка.

А2. К типу членистоногие относят: 1) осьминог; 2) нереида; 3) майский жук; 4) пресноводная гидра.

А3. К видовым признакам поведения животных и человека относятся рефлексы:

1) условные; 2) приобретенные; 3) врожденные; 4) ненаследуемые.

А4. Сердце рыб: 1) однокамерное; 2) двухкамерное; 3) трехкамерное; 4) четырехкамерное.

А5. Резкое сокращение бизонов и зубров в 19 веке произошло вследствие:

1) действия абиотических факторов; 3) действия биотических факторов;

2) повышения конкуренции с другими видами; 4) действия антропогенных факторов.

А6. Круглые черви являются более прогрессивными животными по сравнению с плоскими червями, так как имеют: 1) двустороннюю симметрию; 3) кровеносную систему; 2) развитые членистые конечности; 4) вытянутое тело.

А7. Животные с вытянутым цилиндрическим заостренным с обоих концов тела, не разделенным на членики, относятся к типу: 1) круглых червей; 2) плоских червей; 3) кольчатых червей; 4) моллюсков.

А8. У земноводных: 1) нет кровеносной системы; 3) два круга кровообращения; 2) один круг кровообращения; 4) три круга кровообращения.

А9. Плоские черви являются более прогрессивными животными по сравнению с кишечнополостными, так как: 1) имеют уплощенную форму тела; 3) дышат всей поверхностей тела; 2) имеют третий слой клеток; 4) являются хищнками.

А10. В отличие от рыб у лягушки нет: 1) черепа; 2) позвоночника; 3) ребер; 4) поясов конечностей.

А11. У паукообразных в отличие от ракообразных имеется: 1) 3 пары членистых ходильных ног; 3) 4 пары простых глаз; 2) крылья; 4) хитиновый покров.

А12. К отряду чешуйчатые относятся пресмыкающиеся: 1) черепахи; 2) ящерицы; 3) крокодилы; 4) жабы.

А13. К ракообразным относится: 1) скорпион; 2) чесоточный зудень; 3) дафния; 4) клоп-водомерка.

А14. Сросшиеся кости скелета птиц обеспечивают: 1) защиту внутренних органов; 3) защиту от хищников; 2) безопасность при приземлении; 4) устойчивость при полете.

А15. У всех хордовых имеется центральная нервная система в виде:

1) брюшной нервной цепочки; 2) полой трубки; 3) нервных узлов; 4) двух нервных стволов.

А16. Кровеносная система имеется у: 1) аскариды; 2) пиявки; 3) печеночного сосальщика; 4) инфузории.

А17. Органами дыхания двустворчатых моллюсков служат: 1) парные легкие; 3) жабры в виде веточек; 2) трахеи и легочные мешки; 4) пластинчатые парные жабры.

А18. К насекомоядным млекопитающим относятся: 1) белки; 2) лягушки; 3) хамелеоны; 4) ежи.

А19. У пресмыкающихся в отличие от земноводных оплодотворение:

1) внутреннее, размножение на суше; 3) наружное, размножение на суше; 2) внутреннее, размножение в воде; 4) наружное, размножение в воде.

А20. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у: 1) птиц; 2) земноводных; 3) пресмыкающихся; 4) млекопитающих.

А21. Животные не могут сами создавать органические вещества из неорганических, поэтому их относят к:

1)автотрофным организмам;2)гетеротрофным организмам;3) организмам-симбионтам; 4) сапрофитам.

А22. В мире животных отсутствует размножение: 1) отдельными органами; 2) половое; 3) вегетативное; 4) с чередованием поколений.

А23. Легкий скелет сформировался у птиц в связи с приспособленностью к полету за счет: 1) срастания многих костей; 2) наличия в костях костного мозга; 3) превращения передних конечностей в крылья;

4) уменьшения массы костей и наличия в них воздухоносных полостей.

А24. Размножение некоторых насекомых путем партеногенеза способствует:

1) повышению жизнеспособности потомства; 2) совершенствованию приспособленности к среде обитания; 3) обогащению наследственности потомства; 4) быстрому увеличению численности животных.

А25. Птенцы у синиц похожи на родителей, что свидетельствует об их развитии: 1) прямом; 2) с превращениями; 3) историческом; 4) эмбриональном.

А26. В связи с питанием грубой растительной пищей у лошади:

1) зубы острые с более толстой эмалью на передней стороне резцов; 2) резцы широкие и длинные, коренные зубы с большой жевательной поверхностью; 3) наиболее развиты клыки и четыре коренных зуба; 4) зубы однотипные, остробугорчатые.

А27. Полость тела, заполненную паренхимой, мантию и раковину имеют: 1) плоские черви; 2) круглые черви; 3) моллюски; 4) членистоногие.

А28. У лягушки, крокодила и бегемота глаза и ноздри располагаются над водой, что позволяет: 1) считать этих животных родственными; 2) быстро плавать в воде; 3) дышать кислородом воздуха и замечать добычу и врагов, находясь в воде; 4) часть жизни проводить на суше.

А29. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствует о родстве: 1) земноводных и пресмыкающихся; 3) пресмыкающихся и млекопитающихся; 2) пресмыкающихся и птиц; 4) птиц и млекопитающих.

А30. Развитие животных с превращением характерно для: 1) постэмбрионального периода; 3) процесса эволюции; 2) эмбрионального периода; 4) процесса видообразования.

А31. В процессе эволюции у земноводных появляется второй круг кровообращения и сердце, состоящее из:

1) одного предсердия и одного желудочка; 2) двух предсердий и одного желудочка; 3) двух предсердий и одного желудочка с неполной перегородкой; 4) двух предсердий и двух желудочков.

А32. Укажите особенности внешнего строения, по которым млекопитающих можно отличить от других позвоночных:

1) волосяной покров и разнообразные кожные железы; 2) голая кожа, покрытая слизью; 3) кожа с чешуей, покрытой слизью; 4) сухая, практически без желез кожа, с роговыми чешуями или щитками.

А33. Дышат с помощью только легких: 1) бабочки; 2) крокодилы; 3) лягушки; 4) тритоны.

А34. Нельзя гладить бродячих собак, так как на их шерсти могут быть: 1)яйца остриц;2)яйца человеческих аскарид;3)финны бычьего цепня;4)яйца и членики эхинококка.

А35. Непрямое развитие у ряда насекомых способствует: 1) обострению борьбы между родителями и потомством; 2) обострению борьбы между особями популяции; 3) ослаблению борьбы между родителями и потомством; 4) ослаблению межвидовой борьбы.

А36. Реакция домашнего животного на кличку – это рефлекс: 1) безусловный; 3) формирующийся в течение жизни животного; 2) передающийся по наследству; 4) характерный для всех особей вида.

А37. Двусторонне-симметричное тело, расчлененное на отделы, хитиновый покров и членистые конечности имеют: 1) моллюски; 2) членистоногие; 3) плоские черви; 4) кольчатые черви.

А38. Преодолевать сопротивление воды с наименьшими затратами энергии рыбам позволяют: 1) парные грудные и брюшные плавники; 3) жабры, прикрытые жаберными крышками; 2) спинной и анальный плавники; 4) обтекаемая форма тела, слизь на коже.

А39. Слабое развитие у паразитических плоских червей нервной системы и органов чувств по сравнению со свободноживущими плоскими червями – пример: 1) ароморфоза; 2) дегенерации; 3) видообразования; 4) биологического регресса.

А40. Финны бычьего или свиного цепня могут попасть в организм человека с:

1) плохо промытыми овощами; 3) некипяченой водой из непроточных водоемов; 2) плохо проваренным или прожаренным мясом; 4) мясом, на котором мухи отложили свои яйца.

А41. С полным превращением развивается: 1) саранча; 2) стрекоза; 3) пчела; 4) кузнечик.

А42. Полный метаморфоз у майского жука – это приспособление к: 1) размножение; 3) защите потомства; 2) жизни в разных средах обитания; 4) жизни в разных ареалах.

А43. Настоящая пятипалая конечность впервые появилась у: 1) земноводных; 2) пресмыкающихся; 3) птиц; 4) млекопитающих.

А44. Укажите пункт, в котором правильно перечислены все типы одноклеточных животных:

1) Амебы, Споровики, Жгутиконосцы; 2) Жгутиконосцы, Ресничные, Плазмодии, Корненожки; 3) Саркожгутиконосцы, Споровики, Инфузории; 4) Жгутиконосцы, Кокцидии, Фораминиферы, Радиолярии.

А45. О принадлежности медузы аурелии к типу Кишечнополостных свидетельствует:

1) способность плавать в толще воды; 3) двуслойное строение тела;

2) наличие личиночной стадии; 4) способность образовывать колонии.

А46. Белая планария отличается от медузы аурелии:

1) способностью к половому размножению; 3) наличием нервных клеток;

2) многоклеточностью; 4) типом симметрии.

А47. Малый прудовик – это промежуточный хозяин в цикле развития:

1) печеночного сосальщика; 2) бычьего цепня; 3) эхинококка; 4) аскариды.

А48. Системой, впервые появившейся у членистоногих в процессе эволюции, была:

1) пищеварительная; 2) кровеносная; 3) дыхательная; 4) нервная.

А49. Главным систематическим признаком типа Членистоногие является:

1) сегментация тела и конечностей; 3) трахейное дыхание;

2) развитие с полным превращением; 4) незамкнутая кровеносная система.

А50. Одинаковое число пар ходильных ног имеют:

1) паук крестовик и жук плавунец; 2) скорпион и клещ; 3) клещ и стрекоза; 4) муха и дафния.

А51. Общим у пчелы и тритона является: 1) тип кровеносной системы; 3) строение нервной системы; 2) способ дыхания; 4) тип развития.

Часть В

В1. К паразитическим плоским червям относятся:

1) эхинококк; 2) белая планария; 3) аскарида; 4) нереида; 5) печеночный сосальщик; 6) свиной цепень.

В2. Какие признаки характерны для земноводных:

1) ороговевшие покровы тела; 2) холоднокровность; 3) четырехкамерное сердце; 4) трехкамерное сердце; 5) теплокровность; 6) кожное дыхание.

В3. К кишечнополостным животным относятся:

1) аскарида; 2) медуза; 3) бычий цепень; 4) актиния; 5) гидра; 6) дизентерийная амеба.

В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак:

ПРИЗНАКИ КЛАССЫ
1) тонкая влажная кожа проницаема для газов; А) Земноводные Б) Пресмыкающиеся
2) кожа сухая, без желез, покрыта чешуями;
3) размножение и развитие происходит на суше;
4) развитие непрямое;
5) грудная клетка без ребер;
6) яйца с большим запасом питательных веществ.

В5. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле.

А) жгутиковые; Б) членистоногие; В) кишечнополостные; Г) кольчатые черви; Д) плоские черви.

Установите соответствие между признаком животных и классами Земноводные и Рыбы.

ПРИЗНАК КЛАСС
1) наличие среднего уха; А) Земноводные; Б) Рыбы.
2) отсутствие ребер;
3) наличие чешуи;
4) наличие конечностей;
5) двухкамерное сердце;
6) отсутствие легких.

В7. Установите последовательность этапов развития бабочки.

А) рост и накопление питательных веществ гусеницей; Б) переживание холодов; В) откладывание яиц на листья капусты; Г) выход гусениц из яиц; Д) выход имаго – взрослых особей;

Е) образование неподвижных куколок.

В8. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца:

А) внедрение личинок в организм моллюска;

Б) выход из яйца личинок с ресничками;

В) попадание цист в кишечник крупного рогатого скота;

Г) миграция личинок в печень и желчные протоки основного хозяина;

Д) выход оплодотворенных яиц в кишечник крупного рогатого скота, а затем в окружающую среду;

Е) инцистирование личинок.

В9. Установите последовательность этапов в цикле развития свиного цепня, начиная с яйца:

А) проникновение онкосфер через стенку кишечника в кровеносное русло;

Б) превращение онкосфер в финны;

В) попадание финн с плохо проваренным или прожаренным мясом в кишечник основного хозяина;

Г) попадание онкосфер в мышцы, мозг, печень промежуточного хозяина;

Д) выход из яиц личинок с крючьями – онкосфер;

Е) попадание созревших яиц из кишечника основного хозяина в организм промежуточного хозяина.

В10. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.

ПРИЗНАК КЛАСС
1) жаберные крышки отсутствуют; А) Костные рыбы; Б) Хрящевые рыбы.
2) есть жаберные крышки;
3) зубы являются видоизменением чешуи;
4) характерно внутреннее оплодотворение и разные типы живорождения;
5) зубы и чешуя имеют разное строение;
6) оплодотворение внешнее.

 

В11. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.

ПРИЗНАК КЛАСС
1) трехкамерное сердце; А) Пресмыкающиеся; Б) Птицы.
2) наличие зубов;
3) четырехкамерное сердце;
4) теплокровность;
5) большие полости в костях скелета;
6) двойное дыхание.

 

В12. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.

ПРИЗНАК КЛАСС
1) органы дыхания - трахеи; А) Насекомые; Б) Ракообразные.
2) три пары конечностей;
3) пять пар конечностей;
4) органы дыхания - жабры;
5) выделительная система – зеленые железы;
6) выделительная система – мальпигиевы сосуды.

 

В13. Установите соответствие между признаком животных и типом, для которого характерен этот признак.

ПРИЗНАК ТИП
1) сетчатая нервная система; А) Кишечнополостные; Б) Моллюски.
2) разбросанно-узловая нервная система;
3) кровеносная система отсутствует;
4) лучевая симметрия;
5) кровеносная система незамкнутая;
6) кожная складка - мантия.

 

Часть С.

С1. Какие типы вакуолей существуют у простейших животных?

С2. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Тело рыбы состоит из головы, груди и брюшка. 2. На границах этих отделов находятся жаберные крышки и анальное отверстие. 3. Хвост оканчивается спинным плавником. 4. У рыб имеются непарные грудные и брюшные плавники. 5. У рыб имеются парные плавники – хвостовой, спинной, анальный.

С3. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Кишечнополостные – трехслойные, беспозвоночные животные. 2. Среди них встречаются как свободноживущие формы, так и прикрепленные к субстрату. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.

С4. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Класс Ракообразные является самым многочисленным классом типа Членистоногие. 2. Тело ракообразных состоит из головы, груди и брюшка. 3. Представители класса имеют 5 пар ходильных ног. 4. Все ракообразные ведут водный образ жизни.

С5. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Тело круглых червей нечленистое, округлое в поперечном сечении. 2. Круглые черви одноклеточные животные. 3. У круглых червей появилась вторичная полость тела. 4. Кишечник круглых червей двуветвистый и слепозамкнут.

С6. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Центральная нервная система хордовых имеет вид шара. 2. ЦНС располагается на брюшной стороне, под хордой. 3. Состоит из головного и спинного мозга. 4. Кровеносная система хордовых незамкнута. 5. Сердце у хордовых находится на брюшной стороне тела под пищеварительным каналом.

С7. Докажите, что возникновение плацентарного развития плода – это значительный ароморфоз в процессе эволюции животных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: