МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
________________________________________________________________________________
Кафедра “Вагоны и вагонное хозяйство”
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ
И ЭЛЕКТРОВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ
(усл. № 305)
Задания для самостоятельной работы студентов
По дисциплинам
“АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА ВАГОНОВ”,
“БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА”
МОСКВА - 2005
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
________________________________________________________________________________
Кафедра “Вагоны и вагонное хозяйство”
Утверждено
редакционно-издательским
советом университета
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ
И ЭЛЕКТРОВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ
(усл. № 305)
Задания для самостоятельной работы студентов
по дисциплинам
“АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА ВАГОНОВ”
“БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА”
для студентов специальности
“Вагоны”, “Локомотивы”, “Электрический транспорт железных дорог”
МОСКВА - 2005
-3-
Тема: ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ (ЭПТ) и ЭЛЕКТРОВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ /ЭВР/ усл. №305
Задание № 1
1.1. Нарисуйте и объясните электрическую принципиальную схему ЭВР. Покажите направление тока в ЭВР при III положении ручки КМ.
1.2. Как выполняет машинист торможение ЭПТ при движении поезда на перегоне и при приближении поезда к запрещающему сигналу?
1.3. Укажите № ответа, в котором правильно указали свойства ЭВР.
Эксплуатационные свойства | № ответа | ||||
Автоматические тормоза | Да | Нет | Нет | Нет | Да |
Питание ТЦ на тормозных перекрышах | Да | Да | Нет | Нет | Нет |
Питание ТЦ на отпускных перекрышах | Да | Да | Да | Нет | Нет |
Ступенчатый отпуск | Да | Да | Да | Да | Да |
1.4. Какое конструктивное решение в ЭВР позволяет избегать применения отверстий малого диаметра в электромагнитных вентилях тормозном и перекрыши?
|
1.5. Какое положение и почему займет диафрагма пневматического реле ЭВР при переводе ручки КМ из II положения в VЭ?
Задание № 2
2.1. Нарисуйте и объясните электрическую принципиальную схему контроллера КМ при I положении ручки.
Как выполняет машинист торможение ЭПТ поезда при движении поезда на перегоне и при въезде его в тупиковую станцию?
Укажите № ответа, в котором правильно указаны свойства ЭВР.
-4-
Эксплуатационные свойства | № ответа | ||||
Автоматичность тормоза | Да | Да | Нет | Нет | Да |
Питание ТЦ на тормозных перекрышах | Да | Да | Да | Да | Нет |
Питание ТЦ на отпускных перекрышах | Да | Да | Да | Да | Нет |
Ступенчатый отпуск | Да | Нет | Нет | Да | Да |
2.4. Какое положение и почему займет переключательный клапан ЭВР при переводе ручки КМ из II положения в VI?
2.4. Назначение контактов реле ТРЗ и ПР4. При каких положениях ручки КМ они замкнуты?
Задание № 3
3.1. Нарисуйте и объясните электрическую принципиальную схему контроллера КМ при III положении ручки.
3.2. Как выполняет машинист торможение ЭПТ поезда при движении поезда на перегоне и у остановочной платформы?
3.3. Какое конструктивное решение в ЭВР позволяет применение отверстий большого диаметра в электромагнитных вентилях тормозном и перекрыши?
|
3.4. Объясните, изменится ли величина тока в рабочем проводе ЭПТ поезда при прицепке дополнительных вагонов к поезду?
3.5. Какое положение и почему займет переключательный клапан в ЭВР при переводе ручки КМ из II положения в VЭ?
Задание № 4
4.1. Нарисуйте и объясните электрическую принципиальную схему контроллера КМ при V положении ручки.
4.2. До каких пор и почему можно выполнять ступенчатое торможение?
4.3. Объясните работу ЭВР при III положении ручки КМ, если в ТЦ имеется неплотность.
4.4. Приведите примеры применения положений V и VЭ ручки КМ при управлении ЭПТ поезда.
-5-
4.5. Назначение контакта реле КР2. При каких положениях ручки КМ он замкнут?
Задание № 5
5.1. Объясните как в ЭПТ обеспечивается неистощимость?
5.2. Какое положение и почему займет переключательный клапан в ЭВР при размыкании рабочего провода в поезде, если машинист производил торможение V положением ручки КМ?
5.3. Укажите № ответа, в котором правильно указаны свойства ЭВР.
Эксплуатационные свойства | № ответа | ||||
Автоматичность тормоза | Да | Да | Нет | Нет | Да |
Питание ТЦ на тормозных перекрышах | Да | Да | Да | Да | Да |
Питание ТЦ на отпускных перекрышах | Да | Да | Да | Да | Нет |
Ступенчатый отпуск | Да | Нет | Нет | Да | Нет |
5.4. Нарисуйте и объясните электрическую принципиальную схему ЭВР. Покажите направления тока в ЭВР при VI положении ручки.
5.5. Назовите контакты реле БУ ЭПТ, посредством которых автоматически собирается электрическая цепь торможения.
|
Задание № 6
6.1. Назовите контакты реле БУ, посредством которых автоматически собирается электрическая цепь перекрыши.
6.2. В каких случаях и почему машинист выполняет торможение с разрядкой М при управлении ЭПТ поезда?
6.3. Для какой цели верхняя часть полой втулки с впускным клапаном пневматического реле ЭВР выполнена многогранной?
6.4. Укажите № ответа, в котором правильно указаны свойства ЭВР.
-6-
Эксплуатационные свойства | № ответа | ||||
Автоматичность тормоза | Да | Нет | Нет | Да | Нет |
Питание ТЦ на тормозных перекрышах | Да | Да | Нет | Да | Да |
Питание ТЦ на отпускных перекрышах | Нет | Да | Да | Да | Да |
Ступенчатый отпуск | Нет | Нет | Да | Да | Да |
6.5. За счет чего исключается влияние плотности РК ЭВР при VI положении ручки КМ на работу ЭПТ?
Задание № 7
7.1. Назовите контакты релеБУ ЭПТ, посредством которых автоматически собирается электрическая цепь отпуска.
7.2. В чем отличие работы тормоза пассажирского вагона при положениях ручки КМ VЭ и VI?
7.3. Почему возрастание давления в ТЦ происходит независимо от его объема при действии ЭПТ?
7.4. Для какой цели при торможении в БУ ЭПТ первым возбуждается реле ТР, затем К, а не наоборот?
7.5. Для чего необходимо возбуждение обоих электромагнитных вентилей в ЭВР? Объясните работу ЭВР в этом случае.
Задание № 8
8.1. В чем отличие работы тормоза пассажирского вагона при положениях ручки КМ VЭ и V?
8.2. Для какой цели при перекрыши в БУ ЭПТ первым возбуждается реле ПР, затем К, а не наоборот?
8.3. Что может произойти в ЭПТ поезда при увеличении падения напряжения постоянного тока в рабочем проводе /более нормативной величины 0,5 В на один вагон/?
8.4. Укажите № ответа, в котором правильно указаны свойства ЭВР.
-7-
Эксплуатационные свойства | № ответа | ||||
Неавтоматичность тормоза | Да | Нет | Да | Да | Нет |
Ограничение давления в ТЦ | Да | Нет | Нет | Нет | Да |
Питание ТЦ на перекрышах | Да | Нет | Да | Да | Да |
Одновременность наполнения РК и ТЦ | Да | Нет | Нет | Да | Да |
8.5. Для чего необходимо возбуждение только электромагнитного вентиля перекрыши в ЭВР? Объясните работу ЭВР в этом случае.
Задание № 9
9.1. В чем отличие работы тормоза пассажирского вагона при положении ручки КМ V и VI?
9.2. Что может произойти при неправильном монтаже рукава № 369А на вагоне? Что предусмотрено для предупреждения подобного случая?
9.3. Почему контакты реле в БУ ЭПТ TPI, ТР2, ПPI, ПP2 не имеют защиты от подгарания?
9.4. Для чего необходимо чтобы оба электромагнитных вентиля в ЭВР не возбуждались? Объясните работу ЭВР в этом случае.
9.5. Укажите № ответа, в котором правильно указаны свойства ЭВР.
Эксплуатационные свойства | № ответа | ||||
Неавтоматичность тормоза | Да | Да | Нет | Нет | Да |
Ограничение давления в ТЦ | Нет | Нет | Да | Нет | Да |
Питание ТЦ на перекрышах | Да | Да | Да | Да | Да |
Одновременность наполнения РК и ТЦ | Нет | Да | Да | Да | Нет |
-8-
Задание №10
10.1. Объясните причину неисправности ЭВР, если он не срабатывает на торможение.
10.2. Какие цепи контроля и управления действуют в ЭПТ при положении ручки КМ VЭ?
10.3. Почему в I и II положениях ручки КМ оба электромагнитных вентиля в ЭВР не возбуждены и зачем это нужно?
10.4. Для чего предназначена резиновая диафрагма в реле давления ЭВР?
10.5. При каких положениях ручки КМ контакт реле ТР3 в БУ ЭПТ замкнут?
Задание № 11
11.1. Объясните причину неисправности ЭВР, если при зарядке тормоза наблюдается пропуск воздуха через Атм. канал эл.магнитного вентиля перекрыши.
11.2. Назовите цепи контроля и управления, действующие в ЭПТ при I положении ручки КМ.
11.3. Назначение сильноточного реле К в БУ ЭПТ.
11.4. В каких случаях и почему переключательный клапан ЭВР будет находиться в крайнем правом или левом положениях?
11.5. Перечислите положения ручки КМ, при которых контакт реле ТР4 в БУ ЭПТ разомкнут.
Задание №12
12.1. Что будет происходить в ЭВР при отпуске и торможении в случае пропуска воздуха через неплотность в клапане тормозного эл.магнитного вентиля?
12.2. Почему срабатывает тормоз вагона, у которого в ЭВР имеется обрыв отвода от рабочего провода к эл.магнитным вентилям, если торможение проведено положением ручки КМ VЭ?
12.3. Назначение конденсатора С3 в БУ ЭПТ.
12.4. Почему контакты реле ТР в БУ ЭПТ не защищены от подгорания?
12.5. Какие цепи контроля и управления действуют в ЭПТ при V положении ручки КМ?
-9-
Задание № 13
13.1. Объясните причину неисправности ЭВР, если наблюдается непрерывный пропуск воздуха через Атм. отверстие в цоколе реле давления ЭВР?
13.2. Какие цепи контроля и управления действуют в ЭПТ при IV положении ручки КМ?
13.3. Назначение реле КР в БУ ЭПТ.
13.4. Чем обоснован существующий объем РК в ЭВР?
13.5. При каких положениях ручки КМ контакт реле ПР4 БУ ЭПТ разомкнут?
Задание № 14
14.1. Что произойдет в ЭВР в случае большого зазора между сердечником и якорем тормозного эл.магнитного вентиля?
14.2. Как сделать ЭПТ прямодействущим и неистощимым?
14.3. В чем отличие подвески-кронштейна для соединительного рукава М пассажирского вагона от грузового вагона.
14.4. Какие цепи управления и контроля действуют в ЭПТ при VI положении ручки КМ?
14.5. Назначение переключательного клапана в ЭВР.
Задание № 15
15.1. Что будет происходить в ЭВР при неисправности /пробое/ диода BС в ЭВР?
15.2. Назовите цепи контроля и управления, действующие в ЭПТ при II положении ручки КМ.
15.3. Назначение реле ТР в БУ ЭПТ.
15.4. Объясните действие переключательного клапана, когда при торможении V положением ручки КМ происходит разъединение рабочего провода в поезде.
15.5. Почему в положении III ручки КМ диафрагма пневматического реле стремится выпрямиться, т.е. возвращается в исходное положение? Для чего это необходимо?
-10-
Задание № 16
16.1. Объясните причину неисправности ЭВР, если при ступени торможения происходит ПСТ.
16.2. Что произойдет с диафрагмой пневматического реле ЭВР, если ручку КМ из V положения перевести в IV?
16.3. Назначение реле ПР в БУ ЭПТ.
16.4. Какие цепи управления и контроля действуют при II положении ручки КМ в ЭПТ?
16.5. При каких положениях ручки КМ контакт реле ПРЗ будет замкнут.
Задание № 17
17.1. Объясните причину неисправности в ЭВР, если при торможении положением VЭ ручки КМнаблюдается пропуск воздуха через Атм. отверстие ВР № 292-001.
17.2. Назначение емкости Сш в БУ ЭПТ?
17.3. Что произойдет с диафрагмой пневматического реле ЭВР, если при отпуске тормоза вагона ручку КМ переместить в IV положение? Объясните работу ЭВР в этом случае.
17.4. Каким образом осуществляется замыкание между собой рабочего и контрольного проводов в хвосте поезда?
17.5. Есть ли отличие в работе тормозной системы поезда при положениях ручки КМ V и VЭ?
Задание № 18
18.1. Что произойдет в ЭПТ в случае обрыва в линейных проводах на каком-либо из вагонов?
18.2. Есть ли отличие в работе тормозной системы поезда при положениях ручки КМ VЭ и VI?
18.3. Назначение диода ВС в ЭВР.
18.4. Назовите цепи управления в ЭПТ при переводе ручки КМ в V положение.
18.5. Объясните работу ЭВР при переводе ручки КМ из положения VЭ в IV.
Задание № 19
19.1. Объясните ограничивается ли величина предельного давления в ТЦ или нет при работе ЭПТ.
-11-
19.2. Почему на пассажирском подвижном составе наряду с ЭВР применяется также ВР № 292.001?
19.3. Назовите цепи управления в ЭПТ при переводе ручки КМ в IV положение.
19.4. Что предусмотрено в БУ ЭПТ для защиты от подгорания контакта реле КI?
19.5. Объясните работу ЭВР при переводе ручки КМ из II положения /выполнялся отпуск тормоза/ в IV.
Задание № 20
20.1. Для чего необходимо возбуждение обоих эл.магнитных вентилей в ЭВР при торможении?
20.2. Срабатывает ли на торможение ВР № 292.001 при работе ЭПТ или нет, если ручка КМ установлена в положение V?
20.3. Что происходит в ЭПТ при работе цепи управления /ручка КМ в V положении/?
20.4. Назначение якорей эл.магнитных вентилей ЭВР.
20.5. Назовите основные недостатки ЭПТ.
Задание № 21
21.1. Для чего необходимо возбуждение только одного эл.магнитного вентиля в ЭВР при перекрыши?
21.2. Каковы должны быть действия машиниста в случаях, когда требуется быстрый переход на пневматическое управление при отказе ЭПТ?
21.3. Что происходит в ЭПТ при работе цепи управления /ручка КМ в V положении/?
21.4. Для чего необходимо положение ручки КМ VЭ?
21.5. В чем отличие соединительных рукавов М пассажирского и грузового вагонов?
Задание № 22
22.1. К какому нарушению в работе ЭПТ поезда приводит пробой диэлектрика в кронштейне подвески межвагонного соединения?
22.2. Объясните работу ЭВР при ступени отпуска.
-12-
22.3. Всегда ли при работе тормозной системы пассажирского вагона переключательный клапан ЭВР может выполнить свою функцию?
22.4. Какие цепи (контроля и управления) при разных положениях ручки КМ 395 образуют контакты ТР1 и ТР2 БУ ЭПТ?
22.5. В чем назначение выпрямительного моста из диодов в БУ ЭПТ?
Задание № 23
23.1 Название все контакты реле, входящее в 3-ю цепь управления ЭПТ при торможении.
23.2 Что происходит в пневмореле ЭВР при ступенях торможения?
23.3 Что необходимо изменить в конструкции ЭВР, если объем РК в 1.5 уменьшить до 1л. (При условии сохранения существующих технических характеристик ЭВР)?
23.4 Почему воздух из ЗР поступает в ТЦ пассажирского вагона через переключательный клапан каналом ЭВР, а не ВР?
23.5 Назовите возможную неисправность, если при ступени торможения ЭПТ давление в ТЦ вагона достигает максимальной величины.
Задание № 24
24.1. Назовите все контакты реле, входящие в 3-ю цепь управления, если ручка КМ №395 находится в IV положении перекрыши.
24.2. Что происходит в пневмореле ЭВР при ступени отпуска?
24.3. Что необходимо изменить в конструкции ЭВР, если объем РК вместо 1,5 л увеличить до 2л. (При условии сохранения технических характеристик ЭВР)?
24.5. Назовите условия и объясните, при котором переключательный клапан ЭВР выполняет свою функцию.
25.6. К чему приводит неплотность РК в ЭВР, если ручка КМ при управлении пассажирским поездом находится в IV положении?
Задание № 25
25.1. Что может произойти в работе ЭПТ пассажирского поезда, если в одном из головных вагонов в 2-х трубной клеммной коробке (на буферном брусе) неправильно подсоединены рабочий и контрольный провод?
-13-
25.2. Каким образом надо управлять тормозной системой пассажирского поезда, чтобы возможные утечки воздуха из ТЦ вагона через неплотности восполнялись?
25.3. Объясните работу ЭВР при ЭТ?
25.4. Какие цепи (контроля и управления) при разных положениях ручки КМ образуют контакты ПР1 и ПР2 БУ ЭПТ?
25.5. Что сделано в межвагонном соединении № 369А для уменьшения сопротивления контакта контрольного провода?
Задание № 26
26.1. Что происходит в переключательном клапане ЭВР при установке ручки КМ в VI положение ЭТ?
26.2. Объясните конструкцию электрической части ЭВР и ее работу при разных положениях ручки КМ.
26.3. Каким образом обеспечивается надежность работы контакта К1 сильноточного реле в БУ ЭПТ?
26.4. Какую цепь (контроля или управления) образует контакт К1 сильноточного реле БУ ЭПТ при разных положениях ручки КМ № 395?
26.5. Какое нарушение в работе ЭПТ пассажирского поезда произойдет, если оказались неразъединенными контакты рабочего и контрольного проводов в межвагонном соединение № 369А на головной части локомотива? Что предусмотрено на локомотиве для их разъединения?
Задание № 27
27.1. К чему приводит неплотность клапана электромагнитного вентиля перекрыши в ЭВР при ступени торможения?
27.2. Какие цепи управления и контроля действуют в ЭПТ при ЭТ пассажирского поезда?
27.3. Объясните работу тормоза пассажирского поезда, если при выполнении ПСТ V положением ручки КМ происходит обрыв или разъединении рабочего провода.
27.4. Какую функцию выполняет диод в ЭВР, включенный между катушками электромагнитных вентилей?
27.5. При каких положениях ручки КМ контакт ТР4 тормозного реле в БУ ЭПТ разомкнут?
-14-
Задание № 28
28.1. Для какой цели в гребне головки межвагонного соединения №369А установлена медная заклепка?
28.2. Почему при полном опробовании ЭПТ пассажирского поезда в процессе подготовки его к рейсу после выполнения ступени торможения положеним ручки КМ VЭ и IV до давления в ТЦ 0,08-0,1 МПа отпуск производят снятием напряжения с рабочего провода, выключая источник питания, после чего осмотрщики проверяют отпуск тормозов у всех вагонов?
28.3. Почему контакт КР1 не размыкается при переводе ручки КМ из одного положения в другое, когда в рабочем и контрольном проводе отсутствует ток?
28.4. Что может произойти, если в одном из головных вагонов поезда ошибочно подключены в 2-х трубной клеммной коробке рабочий и контрольный провод?
28.5. В какие эл. цепи входят катушки электромагнитных вентилей ТЭ и ПЭ в ЭВР?
-15-