Методологическая функция межпредметных связей




Тема 3. Межпредметные связи предмета ОБЖ с другими образовательными предметами

Вопросы для изучения:

1. Раскрыть функции межпредметных связей и их особенности (образовательная, воспитательная, развивающая). Методологическая функция межпредметных связей.

Методологическая функция межпредметных связей

Проявляется в важнейших направлениях усовершенствования процесса обучения, которые отвечают социальным требованиям развития личности школьника.

1)Межпредметные связи, выражая диалектический метод познания, способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения. Методологическая функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами.

Межпредметные связи выявляют общее, особенное и единичное в изучении объектов.

2) Межпредметные связи приносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению школьников к системному методу мышления.

Межпредметные связи выступают как метод деятельности ученика, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.

3)Межпредметные связи формируют научное мировоззрение обучающихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Учащиеся могут понять роль отдельных наук в общей системе знаний о мире и мира лишь в процессе системного освоения основ наук.

4) Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения. Они выполняют свою методологическую функцию в преобразовании процесса обучения тогда, когда идея межпредметных связей используется педагогическим коллективом как регулятивная норма практики.

Межпредметные связи побуждают учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями-предметниками. Это способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива в режиме одних задач обучения.

Межпредметные связи являются важнейшим фактором совершенствования процесса обучения в целом, на всех его уровнях.

Межпредметные связи выступают как потребность развивающего обучения современных школьников. Методологическая функция межпредметных связей обеспечивается, когда они используются как метод системного усвоения знаний и как метод совершенствования процесса обучения в предметной системе, его организации в единое целое.

Итак, межпредметные связи учат детей и подростков анализировать изучаемые проблемы, понятия, явления, а также делать определенные обобщающие выводы синтезирующего характера, опираясь на конкретные факты, наблюдения, сопоставления.

Наряду с образовательной и воспитательной функцией межпредметные связи выполняют еще одну важную функцию - развивающую. Они выступают средством формирования не только гибкой и продуктивной системы знаний, но и обобщенных способов действий. Специальные исследования показали, что активизация учебной познавательной деятельности школьников становится более эффективной, если наряду с другими педагогическими факторами будут использоваться межпредметные связи. Именно межпредметные связи способствуют более продуктивному формированию у школьников познавательной активности, самостоятельности в выработке познавательных интересов и положительной мотивации учения.

В ходе учебного процесса, основанного на межпредметных связях, развиваются обобщенные интеллектуальные умения, характеризующие определенные виды деятельности, общие для ряда предметов (личностные, метапредметные и предметные результаты).

Межпредметные связи стимулируют развитие и умение творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.).

Все функции межпредметных связей (образовательная, воспитательная, развивающая) тесно взаимосвязаны между собой, а единство реализации оказывает эффектное влияние на образование, воспитание и всестороннее развитие личности обучающегося в процессе обучения.

2. Заполните таблицу «Виды межпредметных связей»

№ п/п Вид межпредметных связей Краткая характеристика Примеры (3 примера связанных с предметом ОБЖ, с указанием классов и названия тем)
  Предшествующие когда при раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. Так, например, нельзя понять принцип действия индивидуальных дозиметрических приборов, если не опираться на знания, полученные в 9-м классе на уроках физики при изучении темы «Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора». В 7 классе темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» обучающиеся опираются на знания о вулканах, их строении и размещении на Земле, полученные на уроках географии. ОБЖ - математика – умение делать математические расчёты при решении ситуационных задач по ОБЖ, анализировать графики ОБЖ - география – умение найти на карте район чрезвычайной ситуации, определить стороны горизонта и своё местонахождение на местности ·  
  Сопутствующие когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и других предметах. К сожалению, реализация такого вида связей - дело случая, хотя при хорошо продуманном и высокоорганизованном учебно-воспитательном процессе сопутствующие связи должны стать основными. ОБЖ - история – дополнительное знакомство с историческими фактам: например, с историей пожарного дела, историей гражданской обороны нашего государства, Днями воинской славы России ОБЖ - литература – использование литературных произведений при изучении чрезвычайных ситуаций различного характера. Например, для самостоятельного определения и формулирования обучающимися темы урока
  Перспективные когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Так, например, тема «Оружие массового поражения» изучается в предмете ОБЖ до того, как на уроках физики разбираются вопросы атома и атомного ядра. В 8 классе обучающиеся знакомятся с аварийно химически опасными и радиоактивными веществами, о большинстве из которых на уроках химии им только предстоит узнать.

 

3. Какие педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний создаются в процессе обучении ОБЖ?

К наиболее важным условиям относятся:

1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.

2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.

3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.

4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.

5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.

 

4. Особенности применения межпредметных связей во внеурочной деятельности и воспитательной работе по предмету ОБЖ. Как реализуются?

Примером связи со многими предметами служат проекты по ОБЖ, создаваемые учащимися. Так, например, учащиеся выполнили проекты: «Изображение чрезвычайных ситуаций природного характера в литературных произведениях» (7 класс, ОБЖ и литература), «Шум и его воздействие на человека» (8 класс, ОБЖ и физика), «Наименее экологически опасные средства бытовой химии» (9 класс, ОБЖ, экология). Метод проектов позволяет школьникам перейти не только от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению, но и формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области ОБЖ, так и области других предметов, а также в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Работая в учебных проектах,школьники учатся проводить исследования, а, работая на компьютере, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получая большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, представлять новые идеи. Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, газет, буклетов.

 

 

5. Приведите примеры форм внеклассной воспитательной работы межпредметного характера: индивидуальная, групповая и массовая.

Можно выделить следующие три формы внеклассной воспитательной работы межпредметного характера: индивидуальная, групповая и массовая.

К индивидуальным формам относятся:

- выполнение рефератов, сочинений, докладов;

- самостоятельные исследования;

- сбор материалов межпредметного содержания.

К групповым формам относятся:

- межпредметные тематические кружки;

- практические работы;

- обсуждение книг;

- оформление стенных газет;

- игры межпредметного содержания;

- групповые творческие задания и т.п.

К массовым формам работы относятся:

- межпредметные экскурсии;

- вечера;

- конференции, лектории, олимпиады;

- турниры, конкурсы и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: