Сценарий мастер- класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».
Учитель физики МБОУ СОШ №35 г. Белгорода
Милявская Е.И.
Презентация педагогического опыта учителем – мастером.
Переход наобучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде (слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять активныеметоды обучения на уроках физики.
Пример АМ начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте, мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
|
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются, также заранее вырезанные из бумаги, крупные яблоки и лимоны. (Слайд 3)
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.
- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
Постановка задач мастер-класса
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
- объяснить, что такое активные методы обучения;
- отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;
- видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
- Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».
- Для этого применим метод«Инфо-угадай-ка».
АМ презентации учебного материала
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. (Слайд 4). Он применяется при работе в группах.
- Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.(Ответы педагогов)
|
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 –этапы урока.
-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО.
- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.
(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо-угадайка»)
Сектор -4. Цели применения АМО.
-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).(Слайд 4)
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
|
Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевоепонятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяютэто слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам кластер по теме «Активные методы обучения». (Слайд 5)
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы, как в классе, так и дома.