Тема: «Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей»




КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Социальная работа»

Тема: «Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей»

 

Выполнена студенткой ФСУ

курса 1212 группы

Ульяновой Кристины Сергеевны

Научный руководитель: д.с.п., профессор Л.Г. Гуслякова

 

Горно-Алтайск, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Основные подходы к анализу социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Глава 2. Направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Социальная адаптация как направление социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Трудовая адаптация детей, оставшихся без попечения родителей

Индивидуальное сопровождение выпускников детских домов

Заключение

Список литературы

 


Введение

социальный работа дети сирота

Актуальность темы. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство[1].

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее[2]. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. Кнаиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная "персонофицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота", т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв, сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое;недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Так, анализ опыта деятельности детских домов показывает, что в настоящее время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно иную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе.[17]

Последствия, отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение, проявляются в том что, воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д.

Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство и передовым опытом в этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов.

Объект исследования: социальная работа с разными группами населения.

Предмет исследования: основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Цель исследования: выявить основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Задачи исследования:

- Выявить основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

- Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении детей, оставшимися без попечения родителей;

- Рассмотреть социальную адаптацию как форму социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;

- Рассмотреть трудовую адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей;

 


Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

 

Основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

 

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности просто необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.

Возможно нам, воспитывающимся всю жизнь в семье и ощущающих каждую минуту поддержку близких и родных, это и не столь очевидно. Для этого в первую очередь необходимо понимать, что обыденные, типичные и стандартные моменты жизни для нас, это не то же самое для детей сирот. Другими словами мы смотрим на мир разными глазами в силу своего уникального опыта. А что если как раз этого уникального опыта и лишены дети-сироты. Мир в их глазах представляется осколочным с отсутствием свойственной нашему восприятию целостности.

То, насколько конкретная технология отвечает потребностям и интересам ребенка можно судить по уровню жизненного опыта ребенка, его умственного, психического и физического развития. Представляется возможным обозначить это как один из основных критериев формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом заметим, что основная причина в социальной работе, побуждающая к поиску новых форм жизнеустройства детей, связана с решением именно проблем адаптации ребенка в замещающей семье. В конце концов, различные формы устройства ребенка с точки зрения успешной социальной адаптации призваны компенсировать социальные роли, утраченные ребенком и реализовывать его приоритетное право жить и воспитываться в семье.[4]

По мнению Л.Беньямина, ребенок строит отношения с родителями на основе двух стратегий: стратегия дополнительного поведения - ребенок реагирует инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование; стратегия защитного поведения - ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое поведение по отношению к нему.[6]

Таким образом, схема поведения ребенка, усвоенная им бессознательно, помогает ему различать реакции мамы и окружающих и получать сигналы поведения в различных ситуациях. Другими словами механизм привязанности включается в случае попадания ребенка в небезопасную ситуацию, когда ребенок не может помочь себе сам и начинает искать эту помощь у окружающих. Этот сигнал должен быть правильно воспринят взрослыми. Именно в этот момент ребенок как никогда нуждается в ласке и заботе со стороны взрослого. Привязанность формирует отношение ребенка к окружающим, в связи с чем особую важность приобретает характер самой привязанности. Если ребенок благополучно привязан к матери, то он способен обратиться за помощью и сделать это адекватно, в соответствии со своим возрастом. То есть ребенок может обезопасить себя, сориентироваться в трудной ситуации. Негативные же типы привязанности затрудняют процесс развития и обучения ребенка, его общение со сверстниками. Здесь уместно говорить о модели хаотической привязанности, проявляющейся в бессистемности, когда реакцией на ребенка становиться не ласка и забота, а насилие со стороны родителей. Ребенок привязывается к родителям в силу биологических потребностей, без относительно того, бьют ребенка родители или нет. Это наиболее типичная проблема для детей из семей группы риска. Далее эта схема усваивается и устойчиво применяется ребенком, что у взрослых в свою очередь вызывает негативные эмоции. Однако, не смотря на биологическуюзапрограммированностьпривязанности, этот механизм с годами все же может меняться. Привязанность представляет собой взаимную адаптацию, договоренность, оптимум в любых условиях, даже в случае небезопасной привязанности. О позитивной для развития ребенка безопасности и комфортности можно говорить только в том случае, когда привязанность и родителей и ребенка взаимообоюдная, то есть, направлена друг на друга. Это является очень важным элементом родительства, когда ребенок «находится в голове, в мыслях 24 часа в сутки».

Однако насколько возможно создать условия для столь успешного развития ситуации в замещающей семье. Насколько современные формы устройства детей отвечают требованиям эффективности применения данной технологии не для статистики и позитивных отчетов социальных учреждений: «столько-то и столько-то детей передано на патронат и т.д.», а прежде всего для самого ребенка. Насколько конкретная форма устройства является фактором успешной социальной адаптации. Рассмотрим более подробно основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, под социальной адаптацией сирот мы будем понимать успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. Далее обозначим сиротство - как одну из тех проблем, которая крайне остро стоит перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.[9]

Согласно Конвенции ООН, о правах ребенка человек считается ребенком до достижения 18-летнего возраста. На основании этого критерия в настоящее время в мире насчитывается 2 млрд. детей (всего населения планеты - свыше 6 млрд. человек). К сожалению, почти во всех странах мира многие дети живут вне семьи. И эта проблема рассматривается как одна из самых серьезных проблем мирового уровня.[18]

Дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождениемв местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке. Закон не проводит принципиального различия между категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.[18]

Для получения более качественных результатов исследования обратимся к анализу причин, затрудняющих социальную адаптацию детей-сирот. Шипицина Л.М, к примеру, выделяет:

Врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.),

Проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными отказницами, искажение жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком, нарушение сенсорных и обменных связей между ними,

Различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная),

Средовые влияния (педагогическая запущенность и т.д.),

Насильственный отрыв от семьи и помещение в интернатное учреждение,

Недостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: неправильная организация общения взрослых с детьми…,

Массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность их жизни, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка,

Непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей,

Отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего не возможна успешная социализация воспитанников,

Недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи.[16]

Проанализируем каждый из этих пунктов более детально.

На сегодняшний день до 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55% отстают в физическом развитии. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие, т.е. чем раньше ребенок отрывается от родителей, тем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития.

Многие исследования за всю историю показали, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20 % воспитанников сиротских учреждений могут учится по программам массовых школ. В 1994 году лишь 15 % выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.[10]

Однако не все замещающие родители оказываются готовыми к такому положению дел. Отсюда и следующие проблемы. Очень часто родителей раздражает рассеянность или гиперактивность приемного ребенка. Внешние же признаки нездоровья (увечность, умственная отсталость…) и вовсе могут выводить из себя родителей. Все эти и многие другие негативные реакции взрослых необходимо рассматривать во взаимосвязи с определением степени одиночества ребенка при учете фактора сильного расхождения темпераментов членов семьи. Во внимание должны приниматься не только проблемы ребенка, но и проблемы взрослых. Так, например материнская депрессия влияет на тонкость чувства привязанности и в итоге ребенок оказывается за пределами материнского внимания. Эта ситуация типична для любой семейной формы устройства детей, будь то патронат или усыновление, опека или приемная семья.

Настораживает и другой факт. Внутри своей группы дети, живущие в детском доме могут жестоко обращаться со своими сверстниками или детьми младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально не стабильным положением ребенка, лишенного родительского попечения.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, помещенный в сиротское учреждение получает сильную психологическую травму как следствие ситуации, в которую он попал. Вот одни из многих характеристик такого ребенка. Он жадничает, боится, что у него отберут игрушку, конфету. Все происходящее с ним воспринимает, как временное и потому пытается сполна насладиться всем, что приносит ему радость. С другими детьми он агрессивен, воспринимает их как соперников («счастья на всех не хватит, значит надо быть первым»). Он не всегда адекватно себя ведет, пуглив и боится довериться, долгое время не чувствуют себя в безопасности. Постепенно может начать ревновать взрослого, своих приемных родителей, к другим людям, детям. При словах «это твое» понимает «это мое на время», капризничает и проверяет границы дозволенного.[17]

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важнейшими в деятельности социального педагога.

Самым прогрессивным шагом в педагогике сиротства на сегодняшний день стал переход от однородного обучения в школах-интернатах к смешанному пребыванию детей из детских домов с домашними в общеобразовательных школах. Предполагается, что такая форма взаимодействия детей способствует более успешной адаптации детей из детских домов и расширяет их социальные контакты с внешним миром. Однако и эта воспитательная акция наряду с ее явными преимуществами не обеспечивает позитивной атмосферы для успешной адаптации детей, лишенных родительского внимания. Социальная адаптация детей из детского дома осуществляется здесь в искаженном виде: как защитная агрессия, которая может перерасти в противоправное поведение при наличии соответствующих условий. Участие педагога в регулировании отношений между двумя типами детей в классе, как правило, не значительно и активизируется лишь в случаях чрезвычайных происшествий.[13]

Территориальная обособленность жизни в детских домах существенно актуализирует фактор взаимоотношений детей сирот между собой. Дети, живущие в семьях, собираясь в компании сверстников, осуществляют обмен информацией, полученной в собственной семье или путем общения со сверстниками вне семьи. Дети из детских домов лишены таких источников информации и в этом плане представляют гомогенную, обедненную социальными знаниями среду. Обстановка сиротского учреждения исключает свободы выбора референтной группы ребенком, поэтому среда сверстников в детском доме не способствует развитию в детях коммуникативных навыков, не формирует стремления к достижению цели. Воспитанники детских домов в общей массе не умеют критически осмыслить жизненные коллизии и действовать самостоятельно: такие дети чаще ведомы, чем ведущие. Поэтому, под влиянием компаний друзей, представляющих среду общения ребенка вне стен детского дома, он легко может стать участником и жертвой противоправных действий.[14]

Особую проблему составляет именно,социально-психологическаянеадаптированность выпускников сиротских учреждений. Им свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения.

Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Полное отсутствие какого-либо опыта делает их в значительной степени социально незащищенными, несмотря на те возможности, которые может предоставить государство выпускникам интернатных заведений.

Кроме того, ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».

Среди форм неправильного воспитания для социального сиротства типичны безнадзорность и гипоопека. В таких семьях остро стоит проблема жестокого обращения с детьми. Отсюда - признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологическому фантазированию.[4]

Кроме того, не стоит забывать, что, не смотря на все негативные эмоции, пережитые ребенком в родной семье, он все равно любит своих родителей. Это должны учитывать приемные родители, то есть не стоит плохо говорить о биологической семье ребенка. Он должен сам видеть и осознавать разницу. Приемные же родители своим поведением должны ребенку создавать ситуацию, когда он может сравнить поступки и отношения в прежней жизни с родными родителями и нахождение в приемной семье. Таким образом, ребенок может чувствовать себя в безопасности. Ради достижения последнего также очень важно не препятствовать общению ребенка с его кровной семьей. К сожалению, как правило, приемные родители не верят, не доверяют биологическим родителям ребенка, часто осуждают их. Заинтересованные в том, чтобы ребенку было хорошо, и эмоционально привязавшись к нему, они не хотят его ни с кем делить. Что негативно сказывается на развитии ребенка.[21]

Другими словами, несмотря на позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Дети, воспитанные в интернатах, в большинстве случаев имеют ослабленное здоровье. Содержание в домах ребенка сказывается на общем физическом развитии и здоровье даже здорового малыша. У каждого третьего до года - рахит, у каждого пятого - анемия.

Статистика показывает, что 40% выпускников после выхода из учреждений социальной и психолого-педагогической помощи становятся преступниками, 30% - алкоголиками и наркоманами, 10 % - заканчивают жизнь самоубийством, большинство девушек начинают заниматься проституцией. Анализ практики работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что система воспитания детей в этих учреждениях не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из данных учреждений, испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру.[15]

То есть проблема социальной адаптации не лежит на поверхности, ведь ни материальное благополучие, ни методическая организованность, ни педагогические ухищрения, ни наполненность учреждений различными мероприятиями не влияют на то, что, выходя из учреждения для детей-сирот, воспитанники в большинстве своем становятся несоциальными личностями: зависимыми, не способными к самостоятельной ответственной жизни, эмоционально глухими и жестокими. Такой тип личности в большинстве своем формирует сама система ценностей всей жизни в учреждениях для детей-сирот.

Однако в работе с замещающей семьей выделяют следующие ценностные подходы. Прежде всего, это приоритет интересов и потребностей ребенка; открытость и сотрудничество замещающей семьи и специалиста; формирование базового доверия ребенка; организация встреч ребенка с биологической семьей; клиентоцентризм и индивидуальный подход; учет интересов семьи и создание благоприятных условий; обеспечение возможности самореализации ребенка. Но наиболее важно понимание того, что не ребенок должен быть для семьи, а семья - для ребенка.[22]

Для наиболее успешной реализации данных подходов специалисту целесообразно проявлять гибкость, уважение, заинтересованность и индивидуальный подход. Деятельность согласно этим критериям предусматривает необходимость знать психологические и индивидуальные особенности ребенка,адекватно воспринимать реальность, соблюдать конфиденциальность, уметь организовывать сотрудничество и координировать деятельность, выступать в роли посредника и медиатора, понимать позицию замещающей семьи, уметь выслушать и дать обратную связь, стать другом, которому можно довериться.

Таким образом, в работе с замещающей семьей акцент надо ставить на распознавании сильных сторон с дальнейшей опорой на них. В связи с этим признание и понимание уникальности каждого человека в каждом конкретном случае предполагает сосредоточие на исследовании своей собственной системы ценностей и потенциальных предубеждений, которые могут влиять на работу специалиста. Не стоит вставать в позицию судьи, правильнее будет оценить ситуацию с точки зрения влияния внешних объективных факторов на человека. Это достигается посредством понимания роли этики в социальной работе, когда последнее обязывает специалиста не ставить людей в невыгодное положение, навешивая на них ярлыки стереотипного поведения общества.[13]

Приступая, например, к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо или когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью. Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.[12]

Однако есть проблемы и более масштабного характера, связанные с образом жизни россиян, экономической ситуацией в стране и духовным развитием нации.

Нравственно-этическая проблема, которая потенциально снижает количество кандидатов в замещающие родители - это размышления следующего характера: «я чувствую, что могу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка? А если не смогу,… стоит ли тогда рисковать судьбой человека, за которого берешь ответственность».

И, тем не менее, во многих учреждениях, воспитывающих детей-сирот, в последние годы происходят положительные изменения. Стремясь создать для воспитанников условия, приближенные к домашним, некоторые детские дома проводят реконструкцию, перестраивая помещения на небольшие комнаты, кроме того, они активно включаются в производительный труд, имеют подсобные хозяйства. Сегодня каждый понимает, что создание более гуманных условий, приобретение детьми нового опыта должно помочь им благополучнее войти в самостоятельную жизнь. В то же время, ограниченное финансирование осложняет жизнь детских домов и школ-интернатов. Учреждения испытывают материальные трудности. Не восполняется технологическое, медицинское оборудование, не обновляется мебель и т. д. Одежду и обувь детские дома получают только за счет гуманитарной помощи.[24]

Проблема обеспечения жильем детей-сирот является чрезвычайно острой. По данным органов опеки и попечительства РК, на учете в жилищных отделах местных органов власти состоят на учете 354 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья (данные на 01.01.2001 г.). Ежегодно получают жилье не более 1-2 человек в районе. По словам авторов «Альтернативного доклада российских НПО в Комитет ООН по правам ребенка», «эта неразрешенная жизненная ситуация в ряде случаев приводит к самоубийству выпускников детских домов. В большинстве же случаев выпускник автоматически повторяет путь своих бывших родителей - путь пьянства, криминала и т. д.».[15]

Рост количества детских домов за последние годы, снижение уровня их материально-технического обеспечения, увеличения количества выпускников сиротских учреждений, не имеющих жилья - все это свидетельствует об ухудшении социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. По данным статистики, из 620 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 95% - социальные сироты. Все сведения о таких детях находятся в государственном банке данных, который создан при Минобразовании России и в связи с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 года №217 «Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществление контроля за его формированием и исполнением». Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения).[17]

Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам. Явление это не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин - материнство. Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная - отец ребёнка бросил беременной будущую мать. Вторая - женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория - женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью. Нужно заметить, что в 98 % случаев отказа от детей причиной является социальный фактор - то есть отсутствие возможности, в том числе и экономической, полноценного воспитания и развития ребёнка. В этом виноваты материальные трудности семьи, безработица родителей. Согласно данным Государственной статистики больше половины - 55 % неполных семей - практически живут ниже уровня бедности. Ослабленная и распадающаяся российская семья сама становится резервом для различных форм девиантного поведения. За последние 5 лет значительно увеличилось число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией.[17]

Самые распространённые причины отказа от ребёнка - его тяжёлая болезнь. Но нужно отметить, что в случаях отказа от детей по причине аномалий развития, скрытой основой является всё то же социальное неблагополучие. Родители считают аномалию развития - неизлечимой болезнью, а на содержание такого ребёнка и тем более его лечение у них нет средств. Поэтому возникает необходимость устройства больного ребёнка на полное государственное попечение.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.[22]

Выделяются следующие причины сиротства:

Бедность, характеризующаяся не только нехваткой денег, но и недоеданием, голодом, болезнями, неграмотностью и незащищенностью. Она проявляется как в виде массовой нищеты в развивающихся странах, так и в виде отдельных микро регионов нищеты в богатых странах. Войны и социальные потрясения. Они вынуждают людей покидать места обитания, в результате чего дети разлучаются со своими родителями и родственниками.

Юные матери. В мире половое созревание женщин стало более ранним. Одновременно потерял действенность традиционный социальный контроль взаимоотношений полов в обществах с быстро меняющимися социальными преобразованиями, отсутствует современная система консультаций и подготовки молодежи к семейной жизни. В результате ежегодно в мире 15 млн. девушек оказываются беременными в возрасте 14-20 лет и рожают детей, заботу о которых чаще всего берут на себя родители или старшие родственники. Нередко эти дети оказываются оставленными, покинутыми, попадают в детские учреждения.

Насилие и злоупотребление. Многообразные виды насилия и жестокого обхождения с детьми в семьях (игнорирование детских интересов и потребностей, физическое, психическое или эмоциональное насилие, сексуальные злоупотребления) приводят к тому, что дети вынуждены становиться беспризорниками или оказываются в детских учреждениях.[9]

Функциональные нарушения у детей. В мире т 6 до 7 % всех детей рождаются с функциональными нарушениями в той или иной форме. В большинстве стран мира у детей нет возможности получить ту практическую, материальную, психолого-педагогическую поддержку, которая требуется для проживания с ребенком-инвалидом в семейных условиях.

В последние годы идет процесс реформирования интернатных учреждений системы образования. Стали создаваться условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 8-10 человек), что облегчает их социальную адаптацию. Продолжаются процессы разукрупнения групп и самих учреждений, ликвидации возрастной ступенчатости, организации жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах, приближенной к условиям <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: