Глава II. Программа социальной работы с лицами, употребляющими психоактивные вещества




 

2.1 Значение социальных технологий в профилактической работе

 

Проблема раннего приобщения к употреблению психоактивных веществ становится сегодня одной из центральных проблем в нашем обществе. По мнению исследователей, если в самое ближайшее время не будут осуществлены меры на государственном уровне, сбудется прогноз независимых экспертов ВОЗ, согласно которому при нынешнем темпе наркотизации к 2060 году 80% подростков и молодёжи станут потребителями наркотиков.

Поэтому профилактика зависимостей от ПАВ в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной. Проведение профилактических мероприятий должно стать неотъемлемой частью работы в каждой школе.

В методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования в качестве важнейшего направления психолого-педагогического сопровождения развития учащихся обозначено сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из основных задач в данном направлении является «профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД…».

Основными принципами психопрофилактической работы являются:

1. Комплексность - организация воздействий на различных уровнях (воспитанники, семья, педагоги,); совместная работа в данном направлении психолога, социального педагога, воспитателей, правоохранительных органов, медиков и других специалистов).

2. Адресность (учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей).

. Массовость.

. Позитивность информации.

. Минимизация негативных последствий.

. Личная заинтересованность и ответственность участников.

. Максимальная активность участников (использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности: тренингов, ролевых игр, моделирования ситуаций и т.д.).

. Устремлённость в будущее (формирование потребности в здоровом образе жизни).

Система включает два уровня работы: первичную профилактику и вторичную профилактику.

Задачами профилактической работы являются:

· организация деятельности, альтернативной употреблению ПАВ;

· формирование у воспитанников установок на здоровый образ жизни;

· информирование о вреде ПАВ для здоровья человека; формирование у учащихся отрицательного отношения к ПАВ и последствиям их употребления;

· обучение подростков умению противостоять жизненным трудностям и давлению со стороны сверстников;

· развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

Рассмотрим, как решаются эти задачи.

Известно, что одной из причин употребления ПАВ является бездуховность, нерешённость проблемы свободного времени подростков. Поэтому большое внимание в работе социально-психологической службы уделяется выявлению интересов и склонностей воспитанников (методами наблюдения, беседы, анкетирования) и вовлечению их в различные кружки и спортивные секции.

С целью формирования установок на здоровый образ жизни, отрицательного отношения к ПАВ и последствиям их употребления в интернате разработана и действует программа «Здоровье». Большая роль в её реализации отводится социально-психологической службе. Ею разработаны и проводятся такие мероприятия, как психологические часы и беседы на темы: «Здоровый образ жизни - основа долголетия» (5-11); «О вреде курения», «Курить - здоровью вредить» (4-11 кл.); «Пивной алкоголизм и его последствия», «Наркомания - путь в бездну» (8-11 кл.). Систематически проводим показ видеофильмов о вреде курения, алкоголя, наркотиков (4-11 кл.). Проводятся вечера вопросов и ответов с участием различных специалистов: представителей правоохранительных органов, нарколога, гинеколога, психоневролога, психолога, социального педагога (8-11 кл.).

Наркомания чревата такими сопутствующими заболеваниями, как ВИЧ и СПИД. Совсем недавно, в декабре этого года социально-психологической службой было подготовлено и проведено профилактическое мероприятие для учащихся 8-11 классов «СПИД - чума ХХI века», которое вызвало большой интерес у подростков. Вначале, после вступительного слова об актуальности проблемы, в качестве мотивации предстоящей информации старшеклассникам был предложен тест на знание особенностей заболевания, путей передачи и основных способах защиты. Тест показал, что круг знаний детей об этой страшной болезни не достаточен. А потому им была предложена специально подготовленная врачом учреждения мини-лекция по теме. Лекция сопровождалась мультимедийной презентацией, что оживляло её восприятие и позволяло сделать акценты на главном.

В работе с детьми группы риска традиционные подходы: информирование, морализирование не всегда эффективны, а иногда даже могут давать обратный эффект. Почему? Ответ на этот вопрос найдём, проанализировав возможные факторы риска.

Основные усилия по борьбе с курением, алкоголем и наркоманией должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» барьеров, воспитании у подростков личностной устойчивости к наркогенному соблазну.

Одной из действенных форм работы в этом направлении является социально-психологический тренинг.

Занимаясь в группе, с помощью специальной системы психологических упражнений и игр, у участника появляется возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения общения, которые не удалось получить в семье, усвоить новые формы поведения, осознать и, в конечном итоге, решить многие свои проблемы.

Социально-психологический тренинг охватывает три основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе и других. Эмоциональный аспект касается «переживания» полученной информации, «прочувствования» своих неуспехов и недостатков, сниженной самооценки. Поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.

Чем раньше будет начата эта работа, тем больший эффект она даст. Поэтому каждый ребёнок, поступающий в школу-интернат, проходит комплексную диагностику. Из детей группы риска формируются коррекционно-развивающие группы и проводятся тренинговые занятия.

Большую роль в работе с детьми группы риска играют индивидуальные беседы и консультации.

Обострение проблемы наркозависимости среди подрастающего поколения стало побудительной причинной разработки социально-психологических программ работы по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании не только с учащимися, но и с их родителями. Целями этой работы являются повышение уровня социально-психологической компетентности родителей, снижение вероятности вовлечения молодёжи в экспериментирование с психоактивными веществами, формирование ресурсов в семье, помогающих воспитанию у молодёжи законопослушного, успешного и ответственного поведения.

 

Организация профилактики употребления психоактивных веществ

 

В качестве примера организации профилактики употребления ПАВ можно привести исследование, проведённое в 2008 году Н. Новиковой и М. Кочкиной.

Первая серия эксперимента выявила особенности отношения подростков к употреблению ПАВ на основании разработанной нами анкеты. На вопросы: «Можешь ли ты употребить наркотическое вещество, когда у тебя хорошее или плохое настроение, и как часто ты собираешься это делать?», - «Да» - ответили 46,14% испытуемых, «почти всегда» - 16,92% и «время от времени» - ответили 38,01% исследуемых подростков.

Тем не менее, 30,89% детей наркотик идентифицировали со смертью, 46,14% подростков знают, где можно приобрести наркотик, 46,75% испытуемых имеют знакомых, злоупотребляющих наркотическими веществами.

Вторая серия эксперимента выявила склонности подростков к употреблению наркотических средств и подростков, употребляющих наркотики. Результаты реализации опросника демонстрируют высокий риск злоупотребления подростками наркотических веществ (97,15%). Особую тревогу составляет 2,85% детей, которые имели опыт злоупотребления ПАВ.

По результатам первичного констатирующего среза мы выявили подростков «группы риска» в отношении АП, в которую вошли 223 испытуемых, и которые были разделены на экспериментальную группу (ЭГ) - 118 подростков и контрольную группу (КГ) - 105 подростков.

В третьей серии эксперимента были изучены ценностные ориентации подростков. Методика основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей М. Рокича. Д.А. Леонтьевым была проведена ее модификация и предложено использование дополнительной инструкции.

Первое место по значимости подростки экспериментальной группы отдавали ответам: «Материально обеспеченная жизнь» - 33,05%; «Свобода» - 11,86%; «Любовь» - 22,88% и «Развлечение» - 11,02%.

Такие ценности, как: «Уверенность в себе» - 12,71% и «Наличие хороших и верных друзей» (8,47%) оказались на 17 месте значимости. А показатели «Здоровье» - 13,56%, «Уверенность в себе» - 12,71% и «Счастье других» - 9,32%, которые характеризуются как эмпатия, заняли последнее, 18 место среди предложенных подросткам ценностей.

Такие предпочтения испытуемых демонстрируют эгоистическую позицию и «потребительскую» направленность личности и значимо влияют на показатель аддиктивного поведения подростков.

Подростки контрольной группы отдавали предпочтение таким ценностям как: «Материально обеспеченная жизнь» (на первом месте - 25,71%, на втором - 15,24% и на третьем месте 18,10%). «Любовь» (15,24%/14,29%); «Наличие хороших и верных друзей» (14,29% на первом месте, 16,19% - на втором и 20,00% на третьем месте) и «Развлечение» (13,33%/11,43).

Без внимания остались такие ценности: «Продуктивная деятельность» (на 16 месте - 25,71%, на 17 месте - 14,29% и на 18 месте 21,90%); «Красота природы и искусств» (18,10%/16,19); «Познание» (20,00%/12,38) и «Развитие» (15,24%).

Анализируя иерархию терминальных ценностей подростков экспериментальной и контрольной групп, мы заключаем, что они являются предпочтительными в любой жизненной ситуации и являются типичными для исследуемой выборки. Ведущими ценностями, как и в экспериментальной группе, оказались «Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)» - 25,71% и «Развлечение (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)» - 13,33%, которые говорят о неадекватной завышенной самооценке и влияют на склонность к употреблению ПАВ.

Четвертая серия констатирующего эксперимента включала изучение представлений испытуемых о себе и идеальном "Я", а также изучение взаимоотношений в малых группах. Исследование было направлено на выявление преобладающего типа отношений к людям, к самооценке и взаимооценке. Была использована методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, где автором обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность.

Качественный анализ полученных данных мы проводили путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей (рефлексия, дифференцированность восприятия, степень благополучного положения подростка в группе, степень осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности), он позволил нам изучить проблему психологической совместимости в группах подростков для проведения социально-психологического тренинга в формирующей работе.

По итогам эксперимента получены и систематизированы фактические данные, характеризующие иерархию ценностей у подростков. Подростки демонстрируют эгоистическую позицию и «потребительскую» направленность, что значимо влияет на показатель аддиктивного поведения. Это подтверждает и реализация методики Т. Лири. Подростки в основном распределились в зоны экстремального интерперсонального поведения, что демонстрирует неблагополучное положение их в группах сверстников.

Обнаруживается определенная взаимосвязь наркоманизации молодежи с уровнем материального положения их семей. Материальное благополучие, достаток не выступают гарантом безопасности в отношении этой социальной болезни. Скорее наоборот: обеспеченность родителей позволяет подросткам иметь деньги, достаточные для приобретения наркотиков. Среди «наркоманов» представителей малообеспеченных семей в 1,5 раза меньше, чем среди «чистых» или «равнодушных» и, соответственно, в 1,5 раза больше выходцев из семей обеспеченных.

Чрезвычайно важным в контексте рассматриваемой проблемы является определение возрастных групп, наиболее подверженных наркоманизации. Как показало наше исследование, чаще всего (58% случаев) опыт употребления наркотиков происходит в 16-18-летнем возрасте - период завершения школьного образования и начала новой «взрослой», относительно самостоятельной жизни. Согласно материалам опроса, вероятность того, что первое знакомство с наркотиками произойдет в более раннем (чем 16 лет) или более позднем возрасте примерно одинакова (22,5% и 19,4% соответственно). Вместе с тем, просматривается определенная зависимость между возрастом молодого человека, в котором он впервые попробовал наркотики и формированием у него наркозависимости. Так, все (100%) те, из числа опрошенных, чей первый опыт произошел тогда, когда им еще не было 13 лет, сегодня употребляют вещества из группы опиатов. Среди тех, кто впервые попробовал в 13-15 лет, в группу «наркоманов» попадает каждый третий (30,6%) и чуть менее половины из них (44,4%) стали «любителями». В целом представители группы «наркоманов» так сообщают о своем стаже: начали ранее 13 лет - 7%; в 13-15 лет - 25,6%; в 16-18 лет - 45,3%; старше 18 лет-22,1%.

На уровне обыденного сознания достаточно широко распространено мнение, что опыт первого употребления наркотиков многими молодыми людьми связан с насилием, принуждением. Результаты опроса студентов свидетельствуют, что такие случаи скорее исключение, нежели правило: только 2,3% студентов, употреблявших наркотики, сделали это вопреки своей воле. Большинство же молодых людей (63,3%) таким способом удовлетворяли свое любопытство, а другие (оставшаяся треть - 34,4%) осуществили это намеренно, целенаправленно, согласно своему желанию. Наиболее любопытными в этом отношении (по сравнению с другими группами) являются «экспериментаторы» (очевидно, любопытство, авантюризм - свойства их натуры). Тогда как для «наркоманов» более характерно то, что даже свой первый опыт более, чем все другие, они связывают с собственным желанием.

Проблема профилактики, нейтрализации и борьбы с наркоманией была рассмотрена и применительно к учебным заведениям, в котором обучаются опрашиваемые. Интересно, что при конкретизации ситуации акценты уже несколько смещаются с мягких, «терапевтических» мер на жесткие, запретительно-принудительные способы борьбы с этим социальным злом (выявление и ликвидация точек распространения - 59%, отчисление студентов-наркоманов - 35%, их принудительное лечение - 17% и т.д.). Специфика подхода «наркоманов» проявилась лишь в том, что именно среди этой группы бытует мнение, что нет необходимости вообще что-либо предпринимать.

Эксперты предлагают в целях противодействия наркотизму следующее: разработать единую областную программу по борьбе с наркоманией и строго контролировать ее выполнение; ужесточить закон по отношению к наркоторговцам и повысить эффективность работы провоохранительных органов; ввести таможенный контроль и перекрыть каналы распространения наркотиков; решить проблему занятости молодежи (обеспечить рабочими местами и возможностью всех желающих получить работу и образование); открыть достаточное количество реабилитационных центров и лечебных учреждений по профилактике, диагностике и лечению наркоманов; проводить активную профилактическую работу среди детей и подростков, вести массовую пропаганду здорового образа жизни; обеспечить досуговые формы деятельности для детей и подростков (спортивные учреждения, спортивно-оздоровительные лагеря, клубы по интересам, культурные мероприятия и т.п.); подготовить достаточное количество квалифицированных специалистов для работы с наркоманами; изыскать денежные средства на работу с детьми.

Существенную роль в профилактике и борьбе с употреблением ПАВ призваны играть СМИ. В опросе предполагалось выяснить представления экспертов о том, какое воздействие (положительное или отрицательное) оказывают материалы СМИ на аудиторию. По сумме оценок на первые позиции выходят центральные средства массовой информации, которые, по мнению экспертов, оказывают скорее положительное воздействие на аудиторию, причем оценку затруднилась дать лишь пятая часть опрошенных. Дальнейшие исследования помогут, на наш взгляд, формированию программы становления антинаркотической среды. Это сложный процесс, предусматривающий комплекс разнообразных мер и мероприятий, включенность в этот процесс различных социальных субъектов - от государственных органов до общественных организаций.

 


Заключение

 

Основной вывод по работе состоит в следующем: употребление психоактивных веществ является лишь следствием, отражением глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, что борьба часто направлена против самих наркотиков и их употребления (то есть против следствия, а не причины). Естественно, широкая пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня информированности об объективных последствиях приема наркотиков, организация и проведение других профилактических мероприятий - все это значимо (и эффективно только, если человек может отказаться именно, от приема наркотиков, переключившись на что-то другое, не менее опасное в социальном плане), но похоже чем-то на поведение самого наркомана: ожидается решение проблемы от разовой инъекции, которая, действительно, создает иллюзию разрешения, но лишь на время. Признавая значимость профилактической работы, следует сказать, что действительно эффективной она станет только тогда, когда наряду с профилактикой наркомании будет вестись работа по профилактике псиxотравмирующих ситуаций, возникающих главным образом в процессе общения ребенка в семье - с родителями, в школе - с одноклассниками и педагогами. Соответственно, и работу по профилактике надо проводить не только с конкретными людьми, но и с представителями их социального окружения.

 


Список использованной литературы

1. Акулич М.М. и др. Эксперты о противодействии наркомании //Социс, 2002, № 9, с. 43 - 46

. Быков С.А. Наркомания среди молодёжи как показатель дезатаптированности //Социс, 2000, № 3, с.48 -52

. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2001 - 640 с.

. Габиани А.А. Кто такие наркоманы // Социологические исследования. - 1992. -.№ 2. - C.83.

. Габиани А.А. На краю пропасти., М.: Мысль, 1990 - 220 с.

. Габиани А.А. Наркотизм: Вчера и сегодня / РЦИОМ - Тбилиси, 1988. - 256 с.

. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения / ИСИ РАН.- Спб., 1993. - 167 с.

. Голант Р.Я. Проблема морфинизма / Труды ГИМЗ. - Л, 1929. - С.67-68.

. Девиантность и социальный контроль в России. Сб., Спб.: Алетейя, 2000. - 200 с.

. Журавлева Л.А. факторы и условия наркотизации молодёжи //Социс, № 4, с. 43 - 50

. История развития правовых норм по осуществлению контроля над наркотическими и психотропными веществами. https://socpedagogika.narod.ru

. Курбатова Т.Н. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2000. - 300 с.

. Маликова Н.И. Типология отношений к наркомании //Социология, 2003, № 10, с. 58 - 68

. Медведева И., Шишова Т. Почему «буксуют» наши методики борьбы с наркоманией //Воспитание школьников, 2003, № 7, с.53-61

. Позднякова М.Е. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / ИСИ РАН. - М., 1999, 88 с.

. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России: шаг до национальной катастрофы //Социс, 1998, № 8, с.65 - 71

. Реутов Е.В. Учащаяся молодёжь и наркотики //Социс, 2004, № 5, с.86 - 92

. Фирсов М.В., Шапих Б.Ю. Психология социальной работы, содержание и методы психосоциальной практики М.:2006 - 400 с.

. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология М.: Инфра-М, 2004 - 352 с.

. Щербакова Е.М. Нарконашествие в России. О чём говорит статистика //Социс, 2002, № 10, С.68 - 71.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: