Список нормативных документов




ТВЕТЫНА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫна ВОПРОСЫ

(1) Понятие и система таможенного права

Под таможенным правом понимается совокупность юридических норм, регулирующих (определяющих) условия и порядок:

- перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

- обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС (за ее пределами);

- осуществления деятельности в сфере таможенного дела.

Совокупность юридических норм, объединенных общими предметами правового регулирования (см. выше), образует источники таможенного права, входящие в отдельные отраслевые направления (таможенное регулирование, таможенно-тарифное регулирова-ние, нетарифное регулирование, законодательство об экспортном контроле и т.д.).

Система таможенного права представляет собой функциональное единство основных таможенно-правовых институтов, содержащихся в ТК ЕАЭС (страна происхождения, таможенная стоимость, товарная номенклатура, таможенные платежи и таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный контроль и другие).

Перечни перечисленных таможенно-правовых институтов можно соотнести (условно) с общей и специальной частями.

Таким образом, к общей части таможенного права отойдут следующие таможенно-правовые институты:

- таможенная территория и таможенная граница ЕАЭС;

- единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;

- происхождение товаров;

- таможенная стоимость товаров;

- таможенные органы, деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор;

- таможенные платежи;

- таможенные операции;

- таможенный контроль.

Специальную часть составят правовые режимы перемеще­ния товаров через таможенную границу ЕАЭС:

- таможенные процедуры;

- порядок и условия перемещения через таможенную гра­ницу ЕАЭС отдельных категорий товаров (товары для лично­го пользования, припасы, транспортные средства междуна­родной перевозки и другие товары).

(2) Источники таможенного права

Под источниками таможенного права понимаются нормативные правовые акты (документы), содержащие юридические нормы, регулирующие непосредственно (нормы прямого действия) либо опосредованно (отсылочные нормы, нормы- стандарты) отношения, обусловленные:

- перемещением товаров через таможенную границу Союза;

- оборотом товаров, находящихся под таможенным контролем на таможенной территории Союза;

- проведением таможенными органами таможенного контроля;

- осуществлением юридическими лицами деятельности в сфере таможенного дела;

- обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

В зависимости от правовой значимости (юридической силы) источники таможенного права могут быть расположены в следующем порядке.

 

К международным договорам (конвенциям, соглашени­ям), принятым РФ, относятся, например:

- Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994» (право ВТО);

- Международная конвенция об упрощении и гармони­зации таможенных процедур (Киотская конвенция) (Киото, 18.05.1973);

- Международная конвенция о гармонизированной систе­ме описания и кодирования товаров (Брюссель, 14.06.1983);

- Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) (Брюссель, 06.12.1961);

- Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990);

- Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (Же­нева, 02.12.1972);

- Таможенная конвенция о международной перевозке гру­зов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14.11.1975).

Право ЕАЭС представлено:

- Договором о ЕАЭС (Астана, 29.05.2014);

- Таможенным кодексом ЕАЭС (приложение № 1 к Догово­ру о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11.04.2017));

- международными договорами государств - членов ЕАЭС, в том числе с третьими сторонами;

- решениями органов ЕАЭС3.

Законодательство РФ, регулирующее таможенные пра­воотношения, принято как в развитие положений междуна­родных договоров РФ, включая договоры, составляющие пра­во ЕАЭС, так и в соответствии с национальными интересами и предметами, относящимися к исключительному ведению Российской Федерации.

(3) Методы таможенно-правового регулирования

Таможенно-правовое регулирование основано на импера­тивных нормах (подлежащих применению предписаниях), допускающих в отдельных случаях некоторые элементы диспозитивности (дозволительности).

Императивный метод таможенно-правового регулирова­ния включает:

- таможенное регулирование (проведение таможенного контроля, применение таможенных технологий, порядок ис­пользования таможенных процедур, условия осуществления деятельности в сфере таможенного дела);

- таможенно-тарифное регулирование,

- нетарифное регулирование (запреты, разрешительный порядок перемещения товаров через таможенную границу);

- налоговое регулирование (уплата НДС, акцизов, отно­сящихся к таможенным платежам и взимаемых при ввозе товаров).

Диспозитивные начала в таможенном праве предостав­ляют заинтересованным лицам (например, участникам ВЭД, физическим лицам) право выбора вариантов своих действий.

Так, лицо самостоятельно выбирает приемлемую для него таможенную процедуру, условия и порядок использования которой определяют его права и обязанности как во взаимоот­ношениях с таможенными органами, так и в отношении прав собственности на перемещаемые через таможенную границу Союза товары.

На свободе выбора основана возможность обращения к услугам таможенного представителя (то есть декларант вправе самостоятельно подать таможенную декларацию или через таможенного представителя), возможность выбора спо­соба обеспечения обязанности по уплате таможенных пош­лин, налогов, возможность получения статуса УЭО и права на пользование специальными упрощениями.

Физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования, вправе поместить их на временное хранение, под таможенные процедуры или вывезти с таможенной терри­тории, если ввезенные товары не покидали место прибытия, либо ввезти из места убытия обратно на таможенную террито­рию Союза.

Все предусмотренные ТК ЕАЭС дозволения предназначены для участников хозяйственной деятельности, а в некоторых случаях также и для физических лиц.

Действия таможенных органов основаны на императивных предписаниях, обязывающих в полной мере осуществлять контрольные и иные функции, реализуя властные полномо­чия в сфере таможенного дела.

(4) Принципы таможенного права

Принципы таможенного права - это основополагающие начала деятельности участников таможенных правоотноше­ний.

Деятельность заинтересованных лиц (лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза) основана на следу­ющих принципах:

1. Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров через таможенную границу. Данный принцип пре­доставляет равные возможности всем лицам на перемещение товаров через таможенную границу (п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС), при условии соблюдения иных принципов и правил перемещения (см. ниже).

2. Принцип обязательности таможенного контроля това­ров, перемещаемых через таможенную границу. Товары, пере­мещаемые через таможенную границу, подлежат таможенно­му контролю в соответствии с ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС). Несоблюдение данного принципа приводит к незаконному перемещению товаров (например, сокрытие товаров от тамо­женного контроля).

3. Принцип обязательности прибытия товаров на таможен­ную территорию (убытия товаров с таможенной территории) в установленных для этого местах и во время работы таможен­ных органов (ст. 10 ТК ЕАЭС).

4. Принцип обязательности предварительного информиро­вания о товарах, прибывающих на таможенную территорию (ст. 11 ТК ЕАЭС).

5. Принцип обязательности соблюдения запретов и огра­ничений при перемещении товаров через таможенную грани­цу (ст. 12 ТК ЕАЭС).

Кроме общих принципов перемещения товаров через тамо­женную границу можно отметить и другие (институциональ­ные) принципы, например:

- принцип обязательности таможенного декларирования товаров (ч. 1 п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС);

- принцип обязательности помещения товаров под тамо­женную процедуру3 (п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС);

- право выбора таможенной процедуры (п. 1 ст. 128 ТК ЕАЭС) и другие принципы.

Таможенные органы (их должностные лица) осуществляют свою деятельность на основе принципов, закрепленных в За­коне о таможенном регулировании, например:

- законности;

- равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

- единства системы таможенных органов и централизован­ного руководства;

- профессионализма, компетентности должностных лиц таможенных органов, ясности, предсказуемости и гласности их действий;

- понятности требований таможенных органов при про­ведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о таможенных правилах;

- единообразия правоприменительной практики проведе­ния таможенного контроля и совершения таможенных опе­раций;

- невозложения на лиц чрезмерных и неоправданных из­держек.

Отдельно выделяются принципы, обеспечивающие выпол­нение таможенными органами своих обязанностей, например:

- принцип обязательности требований таможенных орга­нов;

- принцип обязательности решений таможенных органов.

 

(5) Единая таможенная территория ЕАЭС и таможенные границы. Изъятия из функционирования единой таможенной территории ЕАЭС

Единую таможенную территорию ЕАЭС составляют тер­ритории Республики Армения, Республики Беларусь, Ре­спублики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов ЕАЭС искусственные острова, соору­жения, установки и иные объекты, в отношении которых государства - члены ЕАЭС обладают исключительной юрис­дикцией.

Пределы таможенной территории ЕАЭС являются тамо­женной границей.

На основании п. 2 ст. 5 ТК ЕАЭС таможенной границей могут быть пределы отдельных территорий государств - членов ЕАЭС, например, пределы портовой и логистической ОЭЗ.

Таким образом, можно привести три примера таможенной границы ЕАЭС:

- пределы искусственных островов, сооружений, устано­вок (иных объектов), принадлежащих государствам - членам ЕАЭС;

- пределы территорий государств - членов ЕАЭС;

- пределы портовых и логистических ОЭЗ, созданных в го­сударствах - членах ЕАЭС.

На таможенной территории ЕАЭС, как правило, отсутст­вуют какие-либо препятствия (таможенные границы) для свободного оборота товаров, оказания услуг, а также приме­няется единое правовое регулирование (таможенное, таможенно-тарифное, нетарифное и иное регулирование).

Исключениями из функционирования единой таможенной территории ЕАЭС выступают отдельные ограничения (изъ­ятия) свободного оборота товаров и оказания услуг в сфере таможенного дела.

Например, изъятиями из таможенно-тарифного регули­рования предусмотрен ряд товаров, выпускаемых на терри­ториях Республики Армения, Республики Казахстан и Кыр­гызской Республики с уплатой ввозных таможенных пошлин по более низким ставкам.

Ограничены возможности участников ВЭД по таможенно­му декларированию и выпуску коммерческих партий товаров пределами страны своей регистрации (создания). Таможен­ные представители могут оказывать услуги в государстве - члене ЕАЭС, в котором они включены в соответствующие реестры.

Государства - члены ЕАЭС вправе вводить на своей терри­тории (исходя из национальных интересов) отдельные меры нетарифного регулирования.

(6) Участники таможенных правоотношений

Участники таможенных правоотношений - это лица, дея­тельность которых регулируется нормами таможенного права.

Таможенное право регулирует отношения между таможен­ными органами и иными лицами:

- осуществляющими деятельность, связанную с перемеще­нием товаров через таможенную границу Союза;

- осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела;

- реализующими права владения, пользования и (или) рас­поряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС;

- оказывающими содействие таможенным органам в про­ведении таможенного контроля и совершении таможенных операций.

Более подробно участники таможенных правоотношений могут быть представлены с использованием наименований, обозначающих их статус:

1. Таможенные органы и их должностные лица.

2. Перевозчики, декларанты.

3. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможен­ного дела:

- таможенный представитель;

- таможенный перевозчик;

- владелец СВХ;

- владелец таможенного склада;

- владелец свободного склада;

- владелец магазина беспошлинной торговли.

4. Лица, приобретшие права на товары в соответствии с условиями таможенных процедур либо участвовавшие (прямо или косвенно) в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру.

5. Лица, приобретшие права на товары, находящиеся на территории Российской Федерации в нарушение таможен­ных правил.

6. Эксперты, специалисты, понятые, переводчики.

7. Заявители услуг, оказываемых таможенными органа­ми (включение объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС, получение предварительных решений, юридиче­ских консультаций).

8. Лица, обращающиеся в таможенные органы с жалоба­ми на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц.

 

(7) Понятие и организация таможенного дела в Российской Федерации. Система и статус таможенных органов

На основании Закона о таможенном регулировании таможен­ное дело - это совокупность методов и средств, обеспечивающих:

- соблюдение порядка и условий ввоза товаров в Россий­скую Федерацию (вывоза за ее пределы), их нахождения и ис­пользования в Российской Федерации (за ее пределами);

- соблюдение порядка проведения таможенного контроля и совершения таможенных операций, порядка исчисления (уплаты, взыскания, обеспечения) таможенных и иных пла­тежей, порядка соблюдения запретов и ограничений;

- реализацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользо­вания и (или) распоряжения товарами.

Общее руководство таможенным делом в Российской Феде­рации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Непосредственную реализацию задач в области таможен­ного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:

- по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в области таможенного дела (Мин­фин России);

- по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России).

Центральный аппарат системы таможенных органов и са­ми таможенные органы называются Федеральной таможен­ной службой (ФТС России). Руководство ФТС России осу­ществляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

Нижестоящими таможенными органами по отношению к центральному аппарату (ФТС России) являются региональ­ные таможенные управления и таможни центрального подчи­нения.

Региональные таможенные управления условно можно разделить на несколько групп:

- территориальные региональные таможенные управле­ния;

- специализированные региональные таможенные управ­ления.

Статус таможенных органов РФ как участников таможен­ных правоотношений определен в соответствующих таможен­но-правовых институтах (таможенный контроль, таможенные платежи, таможенные операции и процедуры), основным из которых является таможенный контроль. Любое юридиче­ски значимое решение таможенных органов (их должностных лиц) принимается по результатам проверочных действий (например, решение о выпуске товаров принимается после проверки сведений, документов, а при необходимости и тамо­женного досмотра товаров).

Таможенные органы также обладают компетенцией в обла­сти транспортного, ветеринарного, санитарного и фитосани­тарного контроля, осуществляют валютный контроль опера­ций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Решая правоохранительные задачи, таможенные орга­ны выступают органами дознания, субъектами оперативно ­розыскной деятельности, ведут производство по делам об ад­министративных правонарушениях.

Таким образом, таможенные органы могут быть участни­ками не только таможенных, но и иных правоотношений. Например, в случае выявления преступлений в области тамо­женного дела (признаков контрабанды валюты) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно­-процессуальных отношений. Оказывая услуги по хранению товаров на складах временного хранения, становятся участ­никами гражданских правоотношений.

(8) Виды и краткое содержание деятельности в сфере таможенного дела

Деятельностью в сфере таможенного дела является дея­тельность юридических лиц государств - членов ЕАЭС в ка­честве:

- таможенных представителей;

- таможенных перевозчиков;

- владельцев складов временного хранения;

- владельцев таможенных складов;

- владельцев свободных складов;

- владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Таможенный представитель - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, оказывающее услуги по совершению таможенных операций от имени (по поруче­нию) декларанта и иных заинтересованных лиц (например, перевозчиков).

Таможенный представитель оказывает услуги на террито­рии государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которо­го он включен в соответствующий реестр.

Таможенный перевозчик - российское юридическое лицо (транспортная организация), включенное в реестр ФТС Рос­сии, осуществляющее перевозку по территории ЕАЭС това­ров, находящихся под таможенным контролем.

Владелец склада временного хранения - российское юри­дическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществ­ляющее хранение иностранных товаров на складе временного хранения.

Владелец таможенного склада - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществляющее хранение на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада.

Владелец свободного склада - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществляющее размещение и использование на свободном складе това­ров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада.

Владелец магазина беспошлинной торговли - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осу­ществляющее хранение и реализацию в магазине беспошлин­ной торговли товаров, помещенных под таможенную процеду­ру беспошлинной торговли.

При соблюдении условий включения в реестр (реестры) ФТС России российское юридическое лицо вправе заниматься одним, несколькими или всеми перечисленными выше вида­ми деятельности в сфере таможенного дела.

(9) Виды незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и ответственность по законодательству Российской Федерации

Подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС к незаконному перемещению товаров через таможенную границу Союза относит:

- перемещение товаров вне мест прибытия (убытия) или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах;

- перемещение товаров с сокрытием от таможенного конт­роля,

- перемещение товаров с недостоверным таможенным де­кларированием или недекларированием;

- перемещение с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использовани­ем поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

За незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная или административная ответствен­ность.

Уголовная ответственность включает следующие статьи УК РФ:

- ст. 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

- ст. 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;

- ст. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, от­равляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиацион­ных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного воо­ружения, иной военной техники, а также материалов и оборудо­вания, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных ди­ких животных и водных биологических ресурсов;

- ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психо­тропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотиче­ские средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специаль­ным контролем и используемых для изготовления наркотиче­ских средств или психотропных веществ.

Административная ответственность предусмотрена от­дельными статьями КоАП РФ:

- ст. 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки;

- ст. 16.2. Недекларирование либо недостоверное деклари­рование товаров;

- ст. 16.4. Недекларирование либо недостоверное деклари­рование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

(10) Консультирование и принятие предварительных решений таможенными органами (сущность и правовое значение)

Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, представляет собой получение лицами информации о приме­нении нормативных правовых актов по конкретным таможен­ным правоотношениям.

Консультирование осуществляется должностными лицами юридических отделов (таможен, региональных таможенных управлений) бесплатно в устной, письменной и электронной формах.

Консультирование должностными лицами таможенных органов имеет несколько особенностей.

а) Консультации не предоставляются по вопросам, касаю­щимся прямых обязанностей лиц (декларантов, перевозчиков). То есть таможенные органы не вправе заполнять формы тамо­женных документов, исчислять таможенные платежи по кон­кретным поставкам товаров, определять таможенную стоимость товаров или товарный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

б) Консультации таможенных органов не являются осно­ванием для принятия решений и (или) совершения дейст­вий таможенными органами, осуществляющими таможенные операции. Другими словами, полученная лицом консульта­ция имеет рекомендательный характер и не несет никаких юридических последствий.

Предварительное решение - это решение уполномоченного таможенного органа, принимаемое по отдельным вопросам, связанным с определением кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, про­исхождением ввозимого товара, выбором метода определения таможенной стоимости ввозимого товара.

Предварительные решения являются обязательными при совершении таможенных операций как для таможенных ор­ганов, так и для лиц, получивших такие решения.

Срок действия предварительного решения о классифика­ции товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС составляет 5 лет.

Органами, уполномоченными на принятие предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕА­ЭС являются региональные таможенные управления (кроме Северо-Кавказского таможенного управления) и Центральная энергетическая таможня (товарная группа 27 ТН ВЭД ЕАЭС).

За принятие предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС взимается государст­венная пошлина в размере 5 тысяч рублей.

Срок действия предварительного решения о происхожде­нии товара соответствует сроку действия сертификата о про­исхождении товара, на основании которого принято такое решение (например, 12 месяцев).

 

(11) Происхождение товаров (понятие, назначение и правила определения)

Под происхождением товаров понимается страна, в кото­рой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с уста­новленными критериями.

К стране происхождения могут относиться:

- группы стран;

- таможенные союзы стран (например, Европейский союз);

- регион или часть страны (например, специальный адми­нистративный район Китая Гонконг).

Определение страны происхождения товара имеет значение при уплате ввозных таможенных пошлин (когда предоставля­ются тарифные преференции), при соблюдении запретов и ог­раничений (санитарно-карантинные, ветеринарные, карантин­ные фитосанитарные меры) или при соблюдении мер защиты внутреннего рынка (уплата антидемпинговых пошлин).

Со страной происхождения товаров связаны применяемые Российской Федерацией так называемые антисанкции.

Правила определения происхождения товаров устанавли­ваются отдельными документами:

1. Для товаров, происходящих из государств - участников СНГ, а также для товаров, происходящих из государств - чле­нов ЕАЭС, страной происхождения товара считается государ­ство - участник СНГ, на территории которого товар был пол­ностью произведен или подвергнут достаточной обработке/ переработке.

К полностью произведенным товарам относятся природ­ные ресурсы, продукция растительного происхождения, жи­вотные (родившиеся и выращенные в данной стране СНГ/ ЕАЭС), продукция морского промысла и другие товары.

Достаточная обработка (переработка) может выражаться в выполнении таких условий, как изменение товарной по­зиции по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых четырех знаков (в результате обработки/переработки товаров), выполнение условий производственных и технологических операций, со­блюдение правила адвалорной доли.

2. Для товаров, происходящих из развивающихся и наиме­нее развитых стран:

- полное производство товара (примеры см. выше);

- соблюдение критериев достаточной обработки (перера­ботки).

Для развивающихся стран - не более 50% стоимости това­ра могут составлять непроисходящие материалы, использо­ванные при изготовлении (обработке, переработке) товара.

Для наименее развитых стран - по 31 декабря 2019 г. вклю­чительно не более 50% стоимости товара могут составлять непроисходящие материалы; с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. включительно - не более 55% стоимости непроисходя­щих материалов; с 1 января 2025 г. - не более 60% стоимости непроисходящих материалов.

Не отвечают критериям определения происхождения то­варов мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом, покраска или полировка товара, заморозка, шелу­шение, снятие кожуры, извлечение семян, разлив, фасовка, простые сборочные операции и другие действия с товаром, не предполагающие значительной доли национального уча­стия в его производстве.

3. Для товаров, происходящих из стран, к которым приме­няются запреты и ограничения либо меры по защите внутрен­него рынка:

- полное производство товара;

- соблюдение критериев достаточной обработки (перера­ботки).

4. Для товаров, происходящих из государств - членов ЕАЭС и Социалистической Республики Вьетнам (СРВ):

- полное производство товара;

- особые критерии достаточной обработки (переработки).

 

(12) Таможенная стоимость товаров (назначение, виды, регулирующие документы, методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров)

Таможенная стоимость товаров представляет собой стои­мостную характеристику декларируемых товаров, которая используется для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также таможенных сборов за таможенные операции.

Таким образом, таможенная стоимость товаров служит:

- налоговой базой для исчисления таможенных пошлин по адвалорным ставкам;

- обязательным элементом налоговой базы для исчисле­ния налога на добавленную стоимость;

- налоговой базой для исчисления специальной, антидем­пинговой и компенсационной пошлин (меры защиты вну­треннего рынка);

- основой исчисления таможенного сбора за таможенные операции.

В зависимости от необходимости определения таможенной стоимости последняя может быть разделена на виды, например:

- таможенная стоимость товаров, ввозимых в ЕАЭС;

- таможенная стоимость товаров, вывозимых за пределы ЕАЭС (из РФ);

- таможенная стоимость товаров, произведенных (полу­ченных) на таможенной территории ЕАЭС.

Основными документами, регулирующими таможенную стоимость товаров, являются ТК ЕАЭС (гл. 5), постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывози­мых из Российской Федерации».

Особенности определения таможенной стоимости ввози­мых (ввезенных) в ЕАЭС товаров, а также товаров, произ­веденных (полученных) в ЕАЭС, определяются решениями ЕЭК, например:

- товаров, пришедших в негодность, испорченных или повре­жденных вследствие аварии (действия непреодолимой силы);

- товаров, ввезенных с недекларированием;

- товаров (отходов), образовавшихся в результате перера­ботки иностранных товаров;

- товаров, произведенных на территории свободной тамо­женной зоны и свободного склада.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввози­мых на таможенную территорию ЕАЭС, включает шесть методов:

- по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

- по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);

- по стоимости сделки с однородными товарами (метод З);

- метод вычитания (метод 4);

- метод сложения (метод 5);

- резервный метод (метод 6).

Первый метод определения таможенной стоимости товаров является основным методом. В случае невозможности опре­деления таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними подлежат применению другие методы.

 

(13) Виды таможенных платежей и общие сроки их уплаты. Плательщики таможенных пошлин, налогов

П. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относит:

- ввозную и вывозную таможенные пошлины;

- налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров в ЕАЭС;

- таможенные сборы.

Законом о таможенном регулировании установлены следующие виды таможенных сборов:

- таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции);

- таможенные сборы за таможенное сопровождение;

- таможенные сборы за хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа.

Сроки уплаты таможенных платежей зависят от многих факторов и могут быть различны для таможенных пошлин, налогов и для таможенных сборов.

В случаях, когда товар помещается под таможенные проце­дуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без предоставления тарифных и налоговых льгот, таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены до выпуска таких товаров таможенным органом (п. 9 ст. 136 и п. 3 ст. 141 ТК ЕАЭС). Таможенные сборы за таможенные операции также уплачиваются до выпуска товаров.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение или за хранение уплачиваются до начала фактического осущест­вления таможенного сопровождения или до фактической вы­дачи товаров со склада таможенного органа.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Декларанты (таможенные представители) могут рассма­триваться в качестве основных плательщиков таможенных пошлин, налогов, так как совершают таможенные операции, требующие такой уплаты.

Иные лица (участники таможенных правоотношений) обя­заны уплачивать тамо-женные пошлины, налоги только при наличии определенных обстоятельств, например:

а) утрата (недоставка) товаров или их выдача без разреше­ния таможенного органа (перевозчик, таможенный перевоз­чик, владелец СВХ, владелец таможенного склада);

б) получение лицом прав на товары в рамках отдельных та­моженных процедур (таможенный склад, переработка на та­моженной территории, временный ввоз (допуск));

в) незаконное перемещение товаров через таможенную гра­ницу (лица, незаконно перемещающие товары, а также лица, участвовавшие в таком перемещении)1;

г) приобретение прав на товары, незаконно ввезенные в РФ либо находящиеся в обороте на территории РФ с нару­шениями условий применения таможенных процедур или требований условного выпуска.

 

(14) Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (основания применения, способы и размер обеспечения)

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается (в валюте РФ) в случаях:

- перевозки товаров в соответствии с таможенной процеду­рой таможенного транзита;

- изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов (предоставления отсрочки/рассрочки);

- выпуска товаров до подачи декларации на товары или до завершения проверки документов и (или) сведений;

- переработки товаров, облагаемых вывозными таможен­ными пошлинами, вне таможенной территории;

- хранения товаров в соответствии с таможенной про­цедурой таможенного склада без фактического их размеще­ния на таможенном складе;

- осуществления деятельности в сфере таможенного дела, а также в других случаях.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не всег­да является обязательным. Например, при изменении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов либо при подаче заяв­ления о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, обеспечение требуется всегда. Обеспечение исполнения обязанности уплаты таможен­ных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма уплачен­ных декларантом таможенных платежей за три предшествующих календарных года составляет не менее семи миллиардов рублей, а также совокупная стоимость его активов за предше­ствующий календарный год превышает размер обеспечения в десять раз и более.

Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, на­логов может обеспечиваться:

- денежными средствами (деньгами);

- банковской гарантией;

- поручительством;

- залогом имущества.

Как правило, плательщик вправе выбрать любой или не­сколько способов обеспечения.

В случае изменения сроков уплаты таможенных пош­лин, налогов или уплаты платежа в отношении товаров для личного пользования обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется в виде денежного залога, банковской гарантии или поручи­тельства.

Размер обеспечения определяется исходя из сумм таможен­ных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета льгот и тарифных префе­ренций.

Суммы обеспечения могут быть фиксированными, напри­мер, для лиц, осуществляющих деятельность в сфере тамо­женного дела, уполномоченных экономических операторов, в отношении отдельных видов товаров.

 

(15) Льготы и иные преимущества по уплате таможенных платежей (понятие, виды и примеры предоставления)

Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов), таможенных сборов за таможенные операции.

Освобождения от уплаты таможенных пошлин называются тарифными льготами. Тарифные льготы устанавливаются в отношении ввозных таможенных пошлин Договором о ЕАЭС и решениями ЕЭК. Например, от ввозной таможенной пош­лины освобождаются товары, ввозимые в качестве гумани­тарной помощи, вклада иностранн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: