Список нормативных документов




ТВЕТЫНА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫна ВОПРОСЫ

(1) Понятие и система таможенного права

Под таможенным правом понимается совокупность юридических норм, регулирующих (определяющих) условия и порядок:

- перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

- обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС (за ее пределами);

- осуществления деятельности в сфере таможенного дела.

Совокупность юридических норм, объединенных общими предметами правового регулирования (см. выше), образует источники таможенного права, входящие в отдельные отраслевые направления (таможенное регулирование, таможенно-тарифное регулирова-ние, нетарифное регулирование, законодательство об экспортном контроле и т.д.).

Система таможенного права представляет собой функциональное единство основных таможенно-правовых институтов, содержащихся в ТК ЕАЭС (страна происхождения, таможенная стоимость, товарная номенклатура, таможенные платежи и таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный контроль и другие).

Перечни перечисленных таможенно-правовых институтов можно соотнести (условно) с общей и специальной частями.

Таким образом, к общей части таможенного права отойдут следующие таможенно-правовые институты:

- таможенная территория и таможенная граница ЕАЭС;

- единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;

- происхождение товаров;

- таможенная стоимость товаров;

- таможенные органы, деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор;

- таможенные платежи;

- таможенные операции;

- таможенный контроль.

Специальную часть составят правовые режимы перемеще­ния товаров через таможенную границу ЕАЭС:

- таможенные процедуры;

- порядок и условия перемещения через таможенную гра­ницу ЕАЭС отдельных категорий товаров (товары для лично­го пользования, припасы, транспортные средства междуна­родной перевозки и другие товары).

(2) Источники таможенного права

Под источниками таможенного права понимаются нормативные правовые акты (документы), содержащие юридические нормы, регулирующие непосредственно (нормы прямого действия) либо опосредованно (отсылочные нормы, нормы- стандарты) отношения, обусловленные:

- перемещением товаров через таможенную границу Союза;

- оборотом товаров, находящихся под таможенным контролем на таможенной территории Союза;

- проведением таможенными органами таможенного контроля;

- осуществлением юридическими лицами деятельности в сфере таможенного дела;

- обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

В зависимости от правовой значимости (юридической силы) источники таможенного права могут быть расположены в следующем порядке.

 

К международным договорам (конвенциям, соглашени­ям), принятым РФ, относятся, например:

- Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994» (право ВТО);

- Международная конвенция об упрощении и гармони­зации таможенных процедур (Киотская конвенция) (Киото, 18.05.1973);

- Международная конвенция о гармонизированной систе­ме описания и кодирования товаров (Брюссель, 14.06.1983);

- Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) (Брюссель, 06.12.1961);

- Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990);

- Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (Же­нева, 02.12.1972);

- Таможенная конвенция о международной перевозке гру­зов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14.11.1975).

Право ЕАЭС представлено:

- Договором о ЕАЭС (Астана, 29.05.2014);

- Таможенным кодексом ЕАЭС (приложение № 1 к Догово­ру о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11.04.2017));

- международными договорами государств - членов ЕАЭС, в том числе с третьими сторонами;

- решениями органов ЕАЭС3.

Законодательство РФ, регулирующее таможенные пра­воотношения, принято как в развитие положений междуна­родных договоров РФ, включая договоры, составляющие пра­во ЕАЭС, так и в соответствии с национальными интересами и предметами, относящимися к исключительному ведению Российской Федерации.

(3) Методы таможенно-правового регулирования

Таможенно-правовое регулирование основано на импера­тивных нормах (подлежащих применению предписаниях), допускающих в отдельных случаях некоторые элементы диспозитивности (дозволительности).

Императивный метод таможенно-правового регулирова­ния включает:

- таможенное регулирование (проведение таможенного контроля, применение таможенных технологий, порядок ис­пользования таможенных процедур, условия осуществления деятельности в сфере таможенного дела);

- таможенно-тарифное регулирование,

- нетарифное регулирование (запреты, разрешительный порядок перемещения товаров через таможенную границу);

- налоговое регулирование (уплата НДС, акцизов, отно­сящихся к таможенным платежам и взимаемых при ввозе товаров).

Диспозитивные начала в таможенном праве предостав­ляют заинтересованным лицам (например, участникам ВЭД, физическим лицам) право выбора вариантов своих действий.

Так, лицо самостоятельно выбирает приемлемую для него таможенную процедуру, условия и порядок использования которой определяют его права и обязанности как во взаимоот­ношениях с таможенными органами, так и в отношении прав собственности на перемещаемые через таможенную границу Союза товары.

На свободе выбора основана возможность обращения к услугам таможенного представителя (то есть декларант вправе самостоятельно подать таможенную декларацию или через таможенного представителя), возможность выбора спо­соба обеспечения обязанности по уплате таможенных пош­лин, налогов, возможность получения статуса УЭО и права на пользование специальными упрощениями.

Физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования, вправе поместить их на временное хранение, под таможенные процедуры или вывезти с таможенной терри­тории, если ввезенные товары не покидали место прибытия, либо ввезти из места убытия обратно на таможенную террито­рию Союза.

Все предусмотренные ТК ЕАЭС дозволения предназначены для участников хозяйственной деятельности, а в некоторых случаях также и для физических лиц.

Действия таможенных органов основаны на императивных предписаниях, обязывающих в полной мере осуществлять контрольные и иные функции, реализуя властные полномо­чия в сфере таможенного дела.

(4) Принципы таможенного права

Принципы таможенного права - это основополагающие начала деятельности участников таможенных правоотноше­ний.

Деятельность заинтересованных лиц (лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза) основана на следу­ющих принципах:

1. Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров через таможенную границу. Данный принцип пре­доставляет равные возможности всем лицам на перемещение товаров через таможенную границу (п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС), при условии соблюдения иных принципов и правил перемещения (см. ниже).

2. Принцип обязательности таможенного контроля това­ров, перемещаемых через таможенную границу. Товары, пере­мещаемые через таможенную границу, подлежат таможенно­му контролю в соответствии с ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС). Несоблюдение данного принципа приводит к незаконному перемещению товаров (например, сокрытие товаров от тамо­женного контроля).

3. Принцип обязательности прибытия товаров на таможен­ную территорию (убытия товаров с таможенной территории) в установленных для этого местах и во время работы таможен­ных органов (ст. 10 ТК ЕАЭС).

4. Принцип обязательности предварительного информиро­вания о товарах, прибывающих на таможенную территорию (ст. 11 ТК ЕАЭС).

5. Принцип обязательности соблюдения запретов и огра­ничений при перемещении товаров через таможенную грани­цу (ст. 12 ТК ЕАЭС).

Кроме общих принципов перемещения товаров через тамо­женную границу можно отметить и другие (институциональ­ные) принципы, например:

- принцип обязательности таможенного декларирования товаров (ч. 1 п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС);

- принцип обязательности помещения товаров под тамо­женную процедуру3 (п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС);

- право выбора таможенной процедуры (п. 1 ст. 128 ТК ЕАЭС) и другие принципы.

Таможенные органы (их должностные лица) осуществляют свою деятельность на основе принципов, закрепленных в За­коне о таможенном регулировании, например:

- законности;

- равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

- единства системы таможенных органов и централизован­ного руководства;

- профессионализма, компетентности должностных лиц таможенных органов, ясности, предсказуемости и гласности их действий;

- понятности требований таможенных органов при про­ведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о таможенных правилах;

- единообразия правоприменительной практики проведе­ния таможенного контроля и совершения таможенных опе­раций;

- невозложения на лиц чрезмерных и неоправданных из­держек.

Отдельно выделяются принципы, обеспечивающие выпол­нение таможенными органами своих обязанностей, например:

- принцип обязательности требований таможенных орга­нов;

- принцип обязательности решений таможенных органов.

 

(5) Единая таможенная территория ЕАЭС и таможенные границы. Изъятия из функционирования единой таможенной территории ЕАЭС

Единую таможенную территорию ЕАЭС составляют тер­ритории Республики Армения, Республики Беларусь, Ре­спублики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов ЕАЭС искусственные острова, соору­жения, установки и иные объекты, в отношении которых государства - члены ЕАЭС обладают исключительной юрис­дикцией.

Пределы таможенной территории ЕАЭС являются тамо­женной границей.

На основании п. 2 ст. 5 ТК ЕАЭС таможенной границей могут быть пределы отдельных территорий государств - членов ЕАЭС, например, пределы портовой и логистической ОЭЗ.

Таким образом, можно привести три примера таможенной границы ЕАЭС:

- пределы искусственных островов, сооружений, устано­вок (иных объектов), принадлежащих государствам - членам ЕАЭС;

- пределы территорий государств - членов ЕАЭС;

- пределы портовых и логистических ОЭЗ, созданных в го­сударствах - членах ЕАЭС.

На таможенной территории ЕАЭС, как правило, отсутст­вуют какие-либо препятствия (таможенные границы) для свободного оборота товаров, оказания услуг, а также приме­няется единое правовое регулирование (таможенное, таможенно-тарифное, нетарифное и иное регулирование).

Исключениями из функционирования единой таможенной территории ЕАЭС выступают отдельные ограничения (изъ­ятия) свободного оборота товаров и оказания услуг в сфере таможенного дела.

Например, изъятиями из таможенно-тарифного регули­рования предусмотрен ряд товаров, выпускаемых на терри­ториях Республики Армения, Республики Казахстан и Кыр­гызской Республики с уплатой ввозных таможенных пошлин по более низким ставкам.

Ограничены возможности участников ВЭД по таможенно­му декларированию и выпуску коммерческих партий товаров пределами страны своей регистрации (создания). Таможен­ные представители могут оказывать услуги в государстве - члене ЕАЭС, в котором они включены в соответствующие реестры.

Государства - члены ЕАЭС вправе вводить на своей терри­тории (исходя из национальных интересов) отдельные меры нетарифного регулирования.

(6) Участники таможенных правоотношений

Участники таможенных правоотношений - это лица, дея­тельность которых регулируется нормами таможенного права.

Таможенное право регулирует отношения между таможен­ными органами и иными лицами:

- осуществляющими деятельность, связанную с перемеще­нием товаров через таможенную границу Союза;

- осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела;

- реализующими права владения, пользования и (или) рас­поряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС;

- оказывающими содействие таможенным органам в про­ведении таможенного контроля и совершении таможенных операций.

Более подробно участники таможенных правоотношений могут быть представлены с использованием наименований, обозначающих их статус:

1. Таможенные органы и их должностные лица.

2. Перевозчики, декларанты.

3. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможен­ного дела:

- таможенный представитель;

- таможенный перевозчик;

- владелец СВХ;

- владелец таможенного склада;

- владелец свободного склада;

- владелец магазина беспошлинной торговли.

4. Лица, приобретшие права на товары в соответствии с условиями таможенных процедур либо участвовавшие (прямо или косвенно) в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру.

5. Лица, приобретшие права на товары, находящиеся на территории Российской Федерации в нарушение таможен­ных правил.

6. Эксперты, специалисты, понятые, переводчики.

7. Заявители услуг, оказываемых таможенными органа­ми (включение объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС, получение предварительных решений, юридиче­ских консультаций).

8. Лица, обращающиеся в таможенные органы с жалоба­ми на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц.

 

(7) Понятие и организация таможенного дела в Российской Федерации. Система и статус таможенных органов

На основании Закона о таможенном регулировании таможен­ное дело - это совокупность методов и средств, обеспечивающих:

- соблюдение порядка и условий ввоза товаров в Россий­скую Федерацию (вывоза за ее пределы), их нахождения и ис­пользования в Российской Федерации (за ее пределами);

- соблюдение порядка проведения таможенного контроля и совершения таможенных операций, порядка исчисления (уплаты, взыскания, обеспечения) таможенных и иных пла­тежей, порядка соблюдения запретов и ограничений;

- реализацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользо­вания и (или) распоряжения товарами.

Общее руководство таможенным делом в Российской Феде­рации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Непосредственную реализацию задач в области таможен­ного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:

- по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в области таможенного дела (Мин­фин России);

- по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России).

Центральный аппарат системы таможенных органов и са­ми таможенные органы называются Федеральной таможен­ной службой (ФТС России). Руководство ФТС России осу­ществляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

Нижестоящими таможенными органами по отношению к центральному аппарату (ФТС России) являются региональ­ные таможенные управления и таможни центрального подчи­нения.

Региональные таможенные управления условно можно разделить на несколько групп:

- территориальные региональные таможенные управле­ния;

- специализированные региональные таможенные управ­ления.

Статус таможенных органов РФ как участников таможен­ных правоотношений определен в соответствующих таможен­но-правовых институтах (таможенный контроль, таможенные платежи, таможенные операции и процедуры), основным из которых является таможенный контроль. Любое юридиче­ски значимое решение таможенных органов (их должностных лиц) принимается по результатам проверочных действий (например, решение о выпуске товаров принимается после проверки сведений, документов, а при необходимости и тамо­женного досмотра товаров).

Таможенные органы также обладают компетенцией в обла­сти транспортного, ветеринарного, санитарного и фитосани­тарного контроля, осуществляют валютный контроль опера­ций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Решая правоохранительные задачи, таможенные орга­ны выступают органами дознания, субъектами оперативно ­розыскной деятельности, ведут производство по делам об ад­министративных правонарушениях.

Таким образом, таможенные органы могут быть участни­ками не только таможенных, но и иных правоотношений. Например, в случае выявления преступлений в области тамо­женного дела (признаков контрабанды валюты) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно­-процессуальных отношений. Оказывая услуги по хранению товаров на складах временного хранения, становятся участ­никами гражданских правоотношений.

(8) Виды и краткое содержание деятельности в сфере таможенного дела

Деятельностью в сфере таможенного дела является дея­тельность юридических лиц государств - членов ЕАЭС в ка­честве:

- таможенных представителей;

- таможенных перевозчиков;

- владельцев складов временного хранения;

- владельцев таможенных складов;

- владельцев свободных складов;

- владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Таможенный представитель - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, оказывающее услуги по совершению таможенных операций от имени (по поруче­нию) декларанта и иных заинтересованных лиц (например, перевозчиков).

Таможенный представитель оказывает услуги на террито­рии государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которо­го он включен в соответствующий реестр.

Таможенный перевозчик - российское юридическое лицо (транспортная организация), включенное в реестр ФТС Рос­сии, осуществляющее перевозку по территории ЕАЭС това­ров, находящихся под таможенным контролем.

Владелец склада временного хранения - российское юри­дическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществ­ляющее хранение иностранных товаров на складе временного хранения.

Владелец таможенного склада - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществляющее хранение на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада.

Владелец свободного склада - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществляющее размещение и использование на свободном складе това­ров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада.

Владелец магазина беспошлинной торговли - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осу­ществляющее хранение и реализацию в магазине беспошлин­ной торговли товаров, помещенных под таможенную процеду­ру беспошлинной торговли.

При соблюдении условий включения в реестр (реестры) ФТС России российское юридическое лицо вправе заниматься одним, несколькими или всеми перечисленными выше вида­ми деятельности в сфере таможенного дела.

(9) Виды незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и ответственность по законодательству Российской Федерации

Подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС к незаконному перемещению товаров через таможенную границу Союза относит:

- перемещение товаров вне мест прибытия (убытия) или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах;

- перемещение товаров с сокрытием от таможенного конт­роля,

- перемещение товаров с недостоверным таможенным де­кларированием или недекларированием;

- перемещение с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использовани­ем поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

За незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная или административная ответствен­ность.

Уголовная ответственность включает следующие статьи УК РФ:

- ст. 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

- ст. 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;

- ст. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, от­равляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиацион­ных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного воо­ружения, иной военной техники, а также материалов и оборудо­вания, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных ди­ких животных и водных биологических ресурсов;

- ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психо­тропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотиче­ские средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специаль­ным контролем и используемых для изготовления наркотиче­ских средств или психотропных веществ.

Административная ответственность предусмотрена от­дельными статьями КоАП РФ:

- ст. 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки;

- ст. 16.2. Недекларирование либо недостоверное деклари­рование товаров;

- ст. 16.4. Недекларирование либо недостоверное деклари­рование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

(10) Консультирование и принятие предварительных решений таможенными органами (сущность и правовое значение)

Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, представляет собой получение лицами информации о приме­нении нормативных правовых актов по конкретным таможен­ным правоотношениям.

Консультирование осуществляется должностными лицами юридических отделов (таможен, региональных таможенных управлений) бесплатно в устной, письменной и электронной формах.

Консультирование должностными лицами таможенных органов имеет несколько особенностей.

а) Консультации не предоставляются по вопросам, касаю­щимся прямых обязанностей лиц (декларантов, перевозчиков). То есть таможенные органы не вправе заполнять формы тамо­женных документов, исчислять таможенные платежи по кон­кретным поставкам товаров, определять таможенную стоимость товаров или товарный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

б) Консультации таможенных органов не являются осно­ванием для принятия решений и (или) совершения дейст­вий таможенными органами, осуществляющими таможенные операции. Другими словами, полученная лицом консульта­ция имеет рекомендательный характер и не несет никаких юридических последствий.

Предварительное решение - это решение уполномоченного таможенного органа, принимаемое по отдельным вопросам, связанным с определением кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, про­исхождением ввозимого товара, выбором метода определения таможенной стоимости ввозимого товара.

Предварительные решения являются обязательными при совершении таможенных операций как для таможенных ор­ганов, так и для лиц, получивших такие решения.

Срок действия предварительного решения о классифика­ции товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС составляет 5 лет.

Органами, уполномоченными на принятие предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕА­ЭС являются региональные таможенные управления (кроме Северо-Кавказского таможенного управления) и Центральная энергетическая таможня (товарная группа 27 ТН ВЭД ЕАЭС).

За принятие предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС взимается государст­венная пошлина в размере 5 тысяч рублей.

Срок действия предварительного решения о происхожде­нии товара соответствует сроку действия сертификата о про­исхождении товара, на основании которого принято такое решение (например, 12 месяцев).

 

(11) Происхождение товаров (понятие, назначение и правила определения)

Под происхождением товаров понимается страна, в кото­рой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с уста­новленными критериями.

К стране происхождения могут относиться:

- группы стран;

- таможенные союзы стран (например, Европейский союз);

- регион или часть страны (например, специальный адми­нистративный район Китая Гонконг).

Определение страны происхождения товара имеет значение при уплате ввозных таможенных пошлин (когда предоставля­ются тарифные преференции), при соблюдении запретов и ог­раничений (санитарно-карантинные, ветеринарные, карантин­ные фитосанитарные меры) или при соблюдении мер защиты внутреннего рынка (уплата антидемпинговых пошлин).

Со страной происхождения товаров связаны применяемые Российской Федерацией так называемые антисанкции.

Правила определения происхождения товаров устанавли­ваются отдельными документами:

1. Для товаров, происходящих из государств - участников СНГ, а также для товаров, происходящих из государств - чле­нов ЕАЭС, страной происхождения товара считается государ­ство - участник СНГ, на территории которого товар был пол­ностью произведен или подвергнут достаточной обработке/ переработке.

К полностью произведенным товарам относятся природ­ные ресурсы, продукция растительного происхождения, жи­вотные (родившиеся и выращенные в данной стране СНГ/ ЕАЭС), продукция морского промысла и другие товары.

Достаточная обработка (переработка) может выражаться в выполнении таких условий, как изменение товарной по­зиции по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых четырех знаков (в результате обработки/переработки товаров), выполнение условий производственных и технологических операций, со­блюдение правила адвалорной доли.

2. Для товаров, происходящих из развивающихся и наиме­нее развитых стран:

- полное производство товара (примеры см. выше);

- соблюдение критериев достаточной обработки (перера­ботки).

Для развивающихся стран - не более 50% стоимости това­ра могут составлять непроисходящие материалы, использо­ванные при изготовлении (обработке, переработке) товара.

Для наименее развитых стран - по 31 декабря 2019 г. вклю­чительно не более 50% стоимости товара могут составлять непроисходящие материалы; с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. включительно - не более 55% стоимости непроисходя­щих материалов; с 1 января 2025 г. - не более 60% стоимости непроисходящих материалов.

Не отвечают критериям определения происхождения то­варов мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом, покраска или полировка товара, заморозка, шелу­шение, снятие кожуры, извлечение семян, разлив, фасовка, простые сборочные операции и другие действия с товаром, не предполагающие значительной доли национального уча­стия в его производстве.

3. Для товаров, происходящих из стран, к которым приме­няются запреты и ограничения либо меры по защите внутрен­него рынка:

- полное производство товара;

- соблюдение критериев достаточной обработки (перера­ботки).

4. Для товаров, происходящих из государств - членов ЕАЭС и Социалистической Республики Вьетнам (СРВ):

- полное производство товара;

- особые критерии достаточной обработки (переработки).

 

(12) Таможенная стоимость товаров (назначение, виды, регулирующие документы, методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров)

Таможенная стоимость товаров представляет собой стои­мостную характеристику декларируемых товаров, которая используется для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также таможенных сборов за таможенные операции.

Таким образом, таможенная стоимость товаров служит:

- налоговой базой для исчисления таможенных пошлин по адвалорным ставкам;

- обязательным элементом налоговой базы для исчисле­ния налога на добавленную стоимость;

- налоговой базой для исчисления специальной, антидем­пинговой и компенсационной пошлин (меры защиты вну­треннего рынка);

- основой исчисления таможенного сбора за таможенные операции.

В зависимости от необходимости определения таможенной стоимости последняя может быть разделена на виды, например:

- таможенная стоимость товаров, ввозимых в ЕАЭС;

- таможенная стоимость товаров, вывозимых за пределы ЕАЭС (из РФ);

- таможенная стоимость товаров, произведенных (полу­ченных) на таможенной территории ЕАЭС.

Основными документами, регулирующими таможенную стоимость товаров, являются ТК ЕАЭС (гл. 5), постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывози­мых из Российской Федерации».

Особенности определения таможенной стоимости ввози­мых (ввезенных) в ЕАЭС товаров, а также товаров, произ­веденных (полученных) в ЕАЭС, определяются решениями ЕЭК, например:

- товаров, пришедших в негодность, испорченных или повре­жденных вследствие аварии (действия непреодолимой силы);

- товаров, ввезенных с недекларированием;

- товаров (отходов), образовавшихся в результате перера­ботки иностранных товаров;

- товаров, произведенных на территории свободной тамо­женной зоны и свободного склада.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввози­мых на таможенную территорию ЕАЭС, включает шесть методов:

- по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

- по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);

- по стоимости сделки с однородными товарами (метод З);

- метод вычитания (метод 4);

- метод сложения (метод 5);

- резервный метод (метод 6).

Первый метод определения таможенной стоимости товаров является основным методом. В случае невозможности опре­деления таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними подлежат применению другие методы.

 

(13) Виды таможенных платежей и общие сроки их уплаты. Плательщики таможенных пошлин, налогов

П. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относит:

- ввозную и вывозную таможенные пошлины;

- налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров в ЕАЭС;

- таможенные сборы.

Законом о таможенном регулировании установлены следующие виды таможенных сборов:

- таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции);

- таможенные сборы за таможенное сопровождение;

- таможенные сборы за хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа.

Сроки уплаты таможенных платежей зависят от многих факторов и могут быть различны для таможенных пошлин, налогов и для таможенных сборов.

В случаях, когда товар помещается под таможенные проце­дуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без предоставления тарифных и налоговых льгот, таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены до выпуска таких товаров таможенным органом (п. 9 ст. 136 и п. 3 ст. 141 ТК ЕАЭС). Таможенные сборы за таможенные операции также уплачиваются до выпуска товаров.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение или за хранение уплачиваются до начала фактического осущест­вления таможенного сопровождения или до фактической вы­дачи товаров со склада таможенного органа.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Декларанты (таможенные представители) могут рассма­триваться в качестве основных плательщиков таможенных пошлин, налогов, так как совершают таможенные операции, требующие такой уплаты.

Иные лица (участники таможенных правоотношений) обя­заны уплачивать тамо-женные пошлины, налоги только при наличии определенных обстоятельств, например:

а) утрата (недоставка) товаров или их выдача без разреше­ния таможенного органа (перевозчик, таможенный перевоз­чик, владелец СВХ, владелец таможенного склада);

б) получение лицом прав на товары в рамках отдельных та­моженных процедур (таможенный склад, переработка на та­моженной территории, временный ввоз (допуск));

в) незаконное перемещение товаров через таможенную гра­ницу (лица, незаконно перемещающие товары, а также лица, участвовавшие в таком перемещении)1;

г) приобретение прав на товары, незаконно ввезенные в РФ либо находящиеся в обороте на территории РФ с нару­шениями условий применения таможенных процедур или требований условного выпуска.

 

(14) Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (основания применения, способы и размер обеспечения)

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается (в валюте РФ) в случаях:

- перевозки товаров в соответствии с таможенной процеду­рой таможенного транзита;

- изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов (предоставления отсрочки/рассрочки);

- выпуска товаров до подачи декларации на товары или до завершения проверки документов и (или) сведений;

- переработки товаров, облагаемых вывозными таможен­ными пошлинами, вне таможенной территории;

- хранения товаров в соответствии с таможенной про­цедурой таможенного склада без фактического их размеще­ния на таможенном складе;

- осуществления деятельности в сфере таможенного дела, а также в других случаях.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не всег­да является обязательным. Например, при изменении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов либо при подаче заяв­ления о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, обеспечение требуется всегда. Обеспечение исполнения обязанности уплаты таможен­ных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма уплачен­ных декларантом таможенных платежей за три предшествующих календарных года составляет не менее семи миллиардов рублей, а также совокупная стоимость его активов за предше­ствующий календарный год превышает размер обеспечения в десять раз и более.

Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, на­логов может обеспечиваться:

- денежными средствами (деньгами);

- банковской гарантией;

- поручительством;

- залогом имущества.

Как правило, плательщик вправе выбрать любой или не­сколько способов обеспечения.

В случае изменения сроков уплаты таможенных пош­лин, налогов или уплаты платежа в отношении товаров для личного пользования обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется в виде денежного залога, банковской гарантии или поручи­тельства.

Размер обеспечения определяется исходя из сумм таможен­ных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета льгот и тарифных префе­ренций.

Суммы обеспечения могут быть фиксированными, напри­мер, для лиц, осуществляющих деятельность в сфере тамо­женного дела, уполномоченных экономических операторов, в отношении отдельных видов товаров.

 

(15) Льготы и иные преимущества по уплате таможенных платежей (понятие, виды и примеры предоставления)

Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов), таможенных сборов за таможенные операции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: