ТВЕТЫНА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫна ВОПРОСЫ
(1) Понятие и система таможенного права
Под таможенным правом понимается совокупность юридических норм, регулирующих (определяющих) условия и порядок:
- перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
- обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС (за ее пределами);
- осуществления деятельности в сфере таможенного дела.
Совокупность юридических норм, объединенных общими предметами правового регулирования (см. выше), образует источники таможенного права, входящие в отдельные отраслевые направления (таможенное регулирование, таможенно-тарифное регулирова-ние, нетарифное регулирование, законодательство об экспортном контроле и т.д.).
Система таможенного права представляет собой функциональное единство основных таможенно-правовых институтов, содержащихся в ТК ЕАЭС (страна происхождения, таможенная стоимость, товарная номенклатура, таможенные платежи и таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный контроль и другие).
Перечни перечисленных таможенно-правовых институтов можно соотнести (условно) с общей и специальной частями.
Таким образом, к общей части таможенного права отойдут следующие таможенно-правовые институты:
- таможенная территория и таможенная граница ЕАЭС;
- единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
- происхождение товаров;
- таможенная стоимость товаров;
- таможенные органы, деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор;
- таможенные платежи;
- таможенные операции;
- таможенный контроль.
Специальную часть составят правовые режимы перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС:
|
- таможенные процедуры;
- порядок и условия перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров (товары для личного пользования, припасы, транспортные средства международной перевозки и другие товары).
(2) Источники таможенного права
Под источниками таможенного права понимаются нормативные правовые акты (документы), содержащие юридические нормы, регулирующие непосредственно (нормы прямого действия) либо опосредованно (отсылочные нормы, нормы- стандарты) отношения, обусловленные:
- перемещением товаров через таможенную границу Союза;
- оборотом товаров, находящихся под таможенным контролем на таможенной территории Союза;
- проведением таможенными органами таможенного контроля;
- осуществлением юридическими лицами деятельности в сфере таможенного дела;
- обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
В зависимости от правовой значимости (юридической силы) источники таможенного права могут быть расположены в следующем порядке.
К международным договорам (конвенциям, соглашениям), принятым РФ, относятся, например:
- Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994» (право ВТО);
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (Киото, 18.05.1973);
- Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14.06.1983);
- Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) (Брюссель, 06.12.1961);
|
- Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990);
- Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (Женева, 02.12.1972);
- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14.11.1975).
Право ЕАЭС представлено:
- Договором о ЕАЭС (Астана, 29.05.2014);
- Таможенным кодексом ЕАЭС (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11.04.2017));
- международными договорами государств - членов ЕАЭС, в том числе с третьими сторонами;
- решениями органов ЕАЭС3.
Законодательство РФ, регулирующее таможенные правоотношения, принято как в развитие положений международных договоров РФ, включая договоры, составляющие право ЕАЭС, так и в соответствии с национальными интересами и предметами, относящимися к исключительному ведению Российской Федерации.
(3) Методы таможенно-правового регулирования
Таможенно-правовое регулирование основано на императивных нормах (подлежащих применению предписаниях), допускающих в отдельных случаях некоторые элементы диспозитивности (дозволительности).
Императивный метод таможенно-правового регулирования включает:
- таможенное регулирование (проведение таможенного контроля, применение таможенных технологий, порядок использования таможенных процедур, условия осуществления деятельности в сфере таможенного дела);
- таможенно-тарифное регулирование,
- нетарифное регулирование (запреты, разрешительный порядок перемещения товаров через таможенную границу);
- налоговое регулирование (уплата НДС, акцизов, относящихся к таможенным платежам и взимаемых при ввозе товаров).
|
Диспозитивные начала в таможенном праве предоставляют заинтересованным лицам (например, участникам ВЭД, физическим лицам) право выбора вариантов своих действий.
Так, лицо самостоятельно выбирает приемлемую для него таможенную процедуру, условия и порядок использования которой определяют его права и обязанности как во взаимоотношениях с таможенными органами, так и в отношении прав собственности на перемещаемые через таможенную границу Союза товары.
На свободе выбора основана возможность обращения к услугам таможенного представителя (то есть декларант вправе самостоятельно подать таможенную декларацию или через таможенного представителя), возможность выбора способа обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возможность получения статуса УЭО и права на пользование специальными упрощениями.
Физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования, вправе поместить их на временное хранение, под таможенные процедуры или вывезти с таможенной территории, если ввезенные товары не покидали место прибытия, либо ввезти из места убытия обратно на таможенную территорию Союза.
Все предусмотренные ТК ЕАЭС дозволения предназначены для участников хозяйственной деятельности, а в некоторых случаях также и для физических лиц.
Действия таможенных органов основаны на императивных предписаниях, обязывающих в полной мере осуществлять контрольные и иные функции, реализуя властные полномочия в сфере таможенного дела.
(4) Принципы таможенного права
Принципы таможенного права - это основополагающие начала деятельности участников таможенных правоотношений.
Деятельность заинтересованных лиц (лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза) основана на следующих принципах:
1. Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров через таможенную границу. Данный принцип предоставляет равные возможности всем лицам на перемещение товаров через таможенную границу (п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС), при условии соблюдения иных принципов и правил перемещения (см. ниже).
2. Принцип обязательности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС). Несоблюдение данного принципа приводит к незаконному перемещению товаров (например, сокрытие товаров от таможенного контроля).
3. Принцип обязательности прибытия товаров на таможенную территорию (убытия товаров с таможенной территории) в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов (ст. 10 ТК ЕАЭС).
4. Принцип обязательности предварительного информирования о товарах, прибывающих на таможенную территорию (ст. 11 ТК ЕАЭС).
5. Принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (ст. 12 ТК ЕАЭС).
Кроме общих принципов перемещения товаров через таможенную границу можно отметить и другие (институциональные) принципы, например:
- принцип обязательности таможенного декларирования товаров (ч. 1 п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС);
- принцип обязательности помещения товаров под таможенную процедуру3 (п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС);
- право выбора таможенной процедуры (п. 1 ст. 128 ТК ЕАЭС) и другие принципы.
Таможенные органы (их должностные лица) осуществляют свою деятельность на основе принципов, закрепленных в Законе о таможенном регулировании, например:
- законности;
- равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
- единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
- профессионализма, компетентности должностных лиц таможенных органов, ясности, предсказуемости и гласности их действий;
- понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о таможенных правилах;
- единообразия правоприменительной практики проведения таможенного контроля и совершения таможенных операций;
- невозложения на лиц чрезмерных и неоправданных издержек.
Отдельно выделяются принципы, обеспечивающие выполнение таможенными органами своих обязанностей, например:
- принцип обязательности требований таможенных органов;
- принцип обязательности решений таможенных органов.
(5) Единая таможенная территория ЕАЭС и таможенные границы. Изъятия из функционирования единой таможенной территории ЕАЭС
Единую таможенную территорию ЕАЭС составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов ЕАЭС искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства - члены ЕАЭС обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории ЕАЭС являются таможенной границей.
На основании п. 2 ст. 5 ТК ЕАЭС таможенной границей могут быть пределы отдельных территорий государств - членов ЕАЭС, например, пределы портовой и логистической ОЭЗ.
Таким образом, можно привести три примера таможенной границы ЕАЭС:
- пределы искусственных островов, сооружений, установок (иных объектов), принадлежащих государствам - членам ЕАЭС;
- пределы территорий государств - членов ЕАЭС;
- пределы портовых и логистических ОЭЗ, созданных в государствах - членах ЕАЭС.
На таможенной территории ЕАЭС, как правило, отсутствуют какие-либо препятствия (таможенные границы) для свободного оборота товаров, оказания услуг, а также применяется единое правовое регулирование (таможенное, таможенно-тарифное, нетарифное и иное регулирование).
Исключениями из функционирования единой таможенной территории ЕАЭС выступают отдельные ограничения (изъятия) свободного оборота товаров и оказания услуг в сфере таможенного дела.
Например, изъятиями из таможенно-тарифного регулирования предусмотрен ряд товаров, выпускаемых на территориях Республики Армения, Республики Казахстан и Кыргызской Республики с уплатой ввозных таможенных пошлин по более низким ставкам.
Ограничены возможности участников ВЭД по таможенному декларированию и выпуску коммерческих партий товаров пределами страны своей регистрации (создания). Таможенные представители могут оказывать услуги в государстве - члене ЕАЭС, в котором они включены в соответствующие реестры.
Государства - члены ЕАЭС вправе вводить на своей территории (исходя из национальных интересов) отдельные меры нетарифного регулирования.
(6) Участники таможенных правоотношений
Участники таможенных правоотношений - это лица, деятельность которых регулируется нормами таможенного права.
Таможенное право регулирует отношения между таможенными органами и иными лицами:
- осуществляющими деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу Союза;
- осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела;
- реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС;
- оказывающими содействие таможенным органам в проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций.
Более подробно участники таможенных правоотношений могут быть представлены с использованием наименований, обозначающих их статус:
1. Таможенные органы и их должностные лица.
2. Перевозчики, декларанты.
3. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела:
- таможенный представитель;
- таможенный перевозчик;
- владелец СВХ;
- владелец таможенного склада;
- владелец свободного склада;
- владелец магазина беспошлинной торговли.
4. Лица, приобретшие права на товары в соответствии с условиями таможенных процедур либо участвовавшие (прямо или косвенно) в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру.
5. Лица, приобретшие права на товары, находящиеся на территории Российской Федерации в нарушение таможенных правил.
6. Эксперты, специалисты, понятые, переводчики.
7. Заявители услуг, оказываемых таможенными органами (включение объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС, получение предварительных решений, юридических консультаций).
8. Лица, обращающиеся в таможенные органы с жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц.
(7) Понятие и организация таможенного дела в Российской Федерации. Система и статус таможенных органов
На основании Закона о таможенном регулировании таможенное дело - это совокупность методов и средств, обеспечивающих:
- соблюдение порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию (вывоза за ее пределы), их нахождения и использования в Российской Федерации (за ее пределами);
- соблюдение порядка проведения таможенного контроля и совершения таможенных операций, порядка исчисления (уплаты, взыскания, обеспечения) таможенных и иных платежей, порядка соблюдения запретов и ограничений;
- реализацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:
- по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в области таможенного дела (Минфин России);
- по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России).
Центральный аппарат системы таможенных органов и сами таможенные органы называются Федеральной таможенной службой (ФТС России). Руководство ФТС России осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).
Нижестоящими таможенными органами по отношению к центральному аппарату (ФТС России) являются региональные таможенные управления и таможни центрального подчинения.
Региональные таможенные управления условно можно разделить на несколько групп:
- территориальные региональные таможенные управления;
- специализированные региональные таможенные управления.
Статус таможенных органов РФ как участников таможенных правоотношений определен в соответствующих таможенно-правовых институтах (таможенный контроль, таможенные платежи, таможенные операции и процедуры), основным из которых является таможенный контроль. Любое юридически значимое решение таможенных органов (их должностных лиц) принимается по результатам проверочных действий (например, решение о выпуске товаров принимается после проверки сведений, документов, а при необходимости и таможенного досмотра товаров).
Таможенные органы также обладают компетенцией в области транспортного, ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля, осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
Решая правоохранительные задачи, таможенные органы выступают органами дознания, субъектами оперативно розыскной деятельности, ведут производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, таможенные органы могут быть участниками не только таможенных, но и иных правоотношений. Например, в случае выявления преступлений в области таможенного дела (признаков контрабанды валюты) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно-процессуальных отношений. Оказывая услуги по хранению товаров на складах временного хранения, становятся участниками гражданских правоотношений.
(8) Виды и краткое содержание деятельности в сфере таможенного дела
Деятельностью в сфере таможенного дела является деятельность юридических лиц государств - членов ЕАЭС в качестве:
- таможенных представителей;
- таможенных перевозчиков;
- владельцев складов временного хранения;
- владельцев таможенных складов;
- владельцев свободных складов;
- владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Таможенный представитель - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, оказывающее услуги по совершению таможенных операций от имени (по поручению) декларанта и иных заинтересованных лиц (например, перевозчиков).
Таможенный представитель оказывает услуги на территории государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которого он включен в соответствующий реестр.
Таможенный перевозчик - российское юридическое лицо (транспортная организация), включенное в реестр ФТС России, осуществляющее перевозку по территории ЕАЭС товаров, находящихся под таможенным контролем.
Владелец склада временного хранения - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществляющее хранение иностранных товаров на складе временного хранения.
Владелец таможенного склада - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществляющее хранение на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада.
Владелец свободного склада - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществляющее размещение и использование на свободном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада.
Владелец магазина беспошлинной торговли - российское юридическое лицо, включенное в реестр ФТС России, осуществляющее хранение и реализацию в магазине беспошлинной торговли товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
При соблюдении условий включения в реестр (реестры) ФТС России российское юридическое лицо вправе заниматься одним, несколькими или всеми перечисленными выше видами деятельности в сфере таможенного дела.
(9) Виды незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и ответственность по законодательству Российской Федерации
Подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС к незаконному перемещению товаров через таможенную границу Союза относит:
- перемещение товаров вне мест прибытия (убытия) или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах;
- перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля,
- перемещение товаров с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием;
- перемещение с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
За незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Уголовная ответственность включает следующие статьи УК РФ:
- ст. 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
- ст. 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;
- ст. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;
- ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Административная ответственность предусмотрена отдельными статьями КоАП РФ:
- ст. 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки;
- ст. 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров;
- ст. 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
(10) Консультирование и принятие предварительных решений таможенными органами (сущность и правовое значение)
Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, представляет собой получение лицами информации о применении нормативных правовых актов по конкретным таможенным правоотношениям.
Консультирование осуществляется должностными лицами юридических отделов (таможен, региональных таможенных управлений) бесплатно в устной, письменной и электронной формах.
Консультирование должностными лицами таможенных органов имеет несколько особенностей.
а) Консультации не предоставляются по вопросам, касающимся прямых обязанностей лиц (декларантов, перевозчиков). То есть таможенные органы не вправе заполнять формы таможенных документов, исчислять таможенные платежи по конкретным поставкам товаров, определять таможенную стоимость товаров или товарный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
б) Консультации таможенных органов не являются основанием для принятия решений и (или) совершения действий таможенными органами, осуществляющими таможенные операции. Другими словами, полученная лицом консультация имеет рекомендательный характер и не несет никаких юридических последствий.
Предварительное решение - это решение уполномоченного таможенного органа, принимаемое по отдельным вопросам, связанным с определением кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, происхождением ввозимого товара, выбором метода определения таможенной стоимости ввозимого товара.
Предварительные решения являются обязательными при совершении таможенных операций как для таможенных органов, так и для лиц, получивших такие решения.
Срок действия предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС составляет 5 лет.
Органами, уполномоченными на принятие предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС являются региональные таможенные управления (кроме Северо-Кавказского таможенного управления) и Центральная энергетическая таможня (товарная группа 27 ТН ВЭД ЕАЭС).
За принятие предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС взимается государственная пошлина в размере 5 тысяч рублей.
Срок действия предварительного решения о происхождении товара соответствует сроку действия сертификата о происхождении товара, на основании которого принято такое решение (например, 12 месяцев).
(11) Происхождение товаров (понятие, назначение и правила определения)
Под происхождением товаров понимается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с установленными критериями.
К стране происхождения могут относиться:
- группы стран;
- таможенные союзы стран (например, Европейский союз);
- регион или часть страны (например, специальный административный район Китая Гонконг).
Определение страны происхождения товара имеет значение при уплате ввозных таможенных пошлин (когда предоставляются тарифные преференции), при соблюдении запретов и ограничений (санитарно-карантинные, ветеринарные, карантинные фитосанитарные меры) или при соблюдении мер защиты внутреннего рынка (уплата антидемпинговых пошлин).
Со страной происхождения товаров связаны применяемые Российской Федерацией так называемые антисанкции.
Правила определения происхождения товаров устанавливаются отдельными документами:
1. Для товаров, происходящих из государств - участников СНГ, а также для товаров, происходящих из государств - членов ЕАЭС, страной происхождения товара считается государство - участник СНГ, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/ переработке.
К полностью произведенным товарам относятся природные ресурсы, продукция растительного происхождения, животные (родившиеся и выращенные в данной стране СНГ/ ЕАЭС), продукция морского промысла и другие товары.
Достаточная обработка (переработка) может выражаться в выполнении таких условий, как изменение товарной позиции по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых четырех знаков (в результате обработки/переработки товаров), выполнение условий производственных и технологических операций, соблюдение правила адвалорной доли.
2. Для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран:
- полное производство товара (примеры см. выше);
- соблюдение критериев достаточной обработки (переработки).
Для развивающихся стран - не более 50% стоимости товара могут составлять непроисходящие материалы, использованные при изготовлении (обработке, переработке) товара.
Для наименее развитых стран - по 31 декабря 2019 г. включительно не более 50% стоимости товара могут составлять непроисходящие материалы; с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. включительно - не более 55% стоимости непроисходящих материалов; с 1 января 2025 г. - не более 60% стоимости непроисходящих материалов.
Не отвечают критериям определения происхождения товаров мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом, покраска или полировка товара, заморозка, шелушение, снятие кожуры, извлечение семян, разлив, фасовка, простые сборочные операции и другие действия с товаром, не предполагающие значительной доли национального участия в его производстве.
3. Для товаров, происходящих из стран, к которым применяются запреты и ограничения либо меры по защите внутреннего рынка:
- полное производство товара;
- соблюдение критериев достаточной обработки (переработки).
4. Для товаров, происходящих из государств - членов ЕАЭС и Социалистической Республики Вьетнам (СРВ):
- полное производство товара;
- особые критерии достаточной обработки (переработки).
(12) Таможенная стоимость товаров (назначение, виды, регулирующие документы, методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров)
Таможенная стоимость товаров представляет собой стоимостную характеристику декларируемых товаров, которая используется для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также таможенных сборов за таможенные операции.
Таким образом, таможенная стоимость товаров служит:
- налоговой базой для исчисления таможенных пошлин по адвалорным ставкам;
- обязательным элементом налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость;
- налоговой базой для исчисления специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин (меры защиты внутреннего рынка);
- основой исчисления таможенного сбора за таможенные операции.
В зависимости от необходимости определения таможенной стоимости последняя может быть разделена на виды, например:
- таможенная стоимость товаров, ввозимых в ЕАЭС;
- таможенная стоимость товаров, вывозимых за пределы ЕАЭС (из РФ);
- таможенная стоимость товаров, произведенных (полученных) на таможенной территории ЕАЭС.
Основными документами, регулирующими таможенную стоимость товаров, являются ТК ЕАЭС (гл. 5), постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».
Особенности определения таможенной стоимости ввозимых (ввезенных) в ЕАЭС товаров, а также товаров, произведенных (полученных) в ЕАЭС, определяются решениями ЕЭК, например:
- товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии (действия непреодолимой силы);
- товаров, ввезенных с недекларированием;
- товаров (отходов), образовавшихся в результате переработки иностранных товаров;
- товаров, произведенных на территории свободной таможенной зоны и свободного склада.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, включает шесть методов:
- по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
- по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);
- по стоимости сделки с однородными товарами (метод З);
- метод вычитания (метод 4);
- метод сложения (метод 5);
- резервный метод (метод 6).
Первый метод определения таможенной стоимости товаров является основным методом. В случае невозможности определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними подлежат применению другие методы.
(13) Виды таможенных платежей и общие сроки их уплаты. Плательщики таможенных пошлин, налогов
П. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относит:
- ввозную и вывозную таможенные пошлины;
- налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров в ЕАЭС;
- таможенные сборы.
Законом о таможенном регулировании установлены следующие виды таможенных сборов:
- таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции);
- таможенные сборы за таможенное сопровождение;
- таможенные сборы за хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа.
Сроки уплаты таможенных платежей зависят от многих факторов и могут быть различны для таможенных пошлин, налогов и для таможенных сборов.
В случаях, когда товар помещается под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без предоставления тарифных и налоговых льгот, таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены до выпуска таких товаров таможенным органом (п. 9 ст. 136 и п. 3 ст. 141 ТК ЕАЭС). Таможенные сборы за таможенные операции также уплачиваются до выпуска товаров.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение или за хранение уплачиваются до начала фактического осуществления таможенного сопровождения или до фактической выдачи товаров со склада таможенного органа.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Декларанты (таможенные представители) могут рассматриваться в качестве основных плательщиков таможенных пошлин, налогов, так как совершают таможенные операции, требующие такой уплаты.
Иные лица (участники таможенных правоотношений) обязаны уплачивать тамо-женные пошлины, налоги только при наличии определенных обстоятельств, например:
а) утрата (недоставка) товаров или их выдача без разрешения таможенного органа (перевозчик, таможенный перевозчик, владелец СВХ, владелец таможенного склада);
б) получение лицом прав на товары в рамках отдельных таможенных процедур (таможенный склад, переработка на таможенной территории, временный ввоз (допуск));
в) незаконное перемещение товаров через таможенную границу (лица, незаконно перемещающие товары, а также лица, участвовавшие в таком перемещении)1;
г) приобретение прав на товары, незаконно ввезенные в РФ либо находящиеся в обороте на территории РФ с нарушениями условий применения таможенных процедур или требований условного выпуска.
(14) Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (основания применения, способы и размер обеспечения)
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается (в валюте РФ) в случаях:
- перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов (предоставления отсрочки/рассрочки);
- выпуска товаров до подачи декларации на товары или до завершения проверки документов и (или) сведений;
- переработки товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, вне таможенной территории;
- хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада без фактического их размещения на таможенном складе;
- осуществления деятельности в сфере таможенного дела, а также в других случаях.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не всегда является обязательным. Например, при изменении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов либо при подаче заявления о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, обеспечение требуется всегда. Обеспечение исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма уплаченных декларантом таможенных платежей за три предшествующих календарных года составляет не менее семи миллиардов рублей, а также совокупная стоимость его активов за предшествующий календарный год превышает размер обеспечения в десять раз и более.
Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов может обеспечиваться:
- денежными средствами (деньгами);
- банковской гарантией;
- поручительством;
- залогом имущества.
Как правило, плательщик вправе выбрать любой или несколько способов обеспечения.
В случае изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов или уплаты платежа в отношении товаров для личного пользования обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется в виде денежного залога, банковской гарантии или поручительства.
Размер обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета льгот и тарифных преференций.
Суммы обеспечения могут быть фиксированными, например, для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, в отношении отдельных видов товаров.
(15) Льготы и иные преимущества по уплате таможенных платежей (понятие, виды и примеры предоставления)
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов), таможенных сборов за таможенные операции.