Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
|
Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в за- ладных странах.
В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и т.д.).
|
Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской, Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.
Рассмотрим содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.
Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.
В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).
Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании. Исследования, проводившиеся в этом направлении Центральным НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) показали, что среди нетрудоспособных граждан (пенсионеров и инвалидов трудоспособного возраста) 22,2% нуждаются в надомном обслуживании.
|
Изучение сотрудниками ЦИЭТИНа контингента лиц, принятых на надомное обслуживание в 10 административных территориях России, показало, что подавляющее большинство (80,8%) из них — женщины; мужчины, соответственно, составили всего 19,2%.
По возрастному признаку 2/3 обслуживаемых находилось в возрасте 75 лет и старше (66,1%), Причем, на долю лиц в возрасте 85 — 89 лет приходилось 14,6%, а долгожителей — 3,6%. Лица в возрасте моложе 60 лет составили всего 6,8% среди обслуживаемых, примерно такое же число и 65 — 69-летних — 7,5%. В то же время обслуживаемых в возрастном диапазоне 70 — 74 года уже было 19,6%.
По степени самообслуживания все обследованные распределились следующим образом: 46,7% при условии доставки им на дом продуктов питания могли себя обслуживать полностью, при этом 90% из них либо вообще не пользовались вспомогательными средствами для передвижения, либо использовали трость.
Частично обслуживали себя примерно такое же число обследованных — 46,2%; полностью не могли обслуживать себя 7,1%. Среди указанных 53,3% инвалидов и престарелых 6,0% постоянно находились на постельном режиме, а 30,0% с трудом передвигались только в пределах жилого помещения. 35% лиц из этой объединенной группы не пользовались при передвижении вспомогательными средствами, прочие — либо костылями или тростью (50%), либо кресло-коляской (15%).
Была проанализирована нуждаемость обслуживаемых одиноких нетрудоспособных граждан в различных видах социально-бытовых услуг и степень ее удовлетворенности[6].
Так же в дополнение к перечню услуг, оказываемых обычными отделениями социальной помощи на дому, работники специализированных отделений содействуют в приготовлении горячей пищи обслуживаемым ими лицам, производят кормление ослабленных пенсионеров и инвалидов, осуществляют влажную уборку жилых помещений, оказывают санитарно-гигиеническую помощь (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание), а также проведение различных медицинских процедур, оказание экстренной доврачебной помощи, проведение санитарно-просветительной работы с обслуживаемыми и их родственниками. В приложении 2 приведены перечни услуг, предусмотренные различными нормативными документами для обычных и специализированных отделений социальной помощи на дому.
Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»:
оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.
Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.
Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.
Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах. Решается эта задача по-разному.
В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, т.е. увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа трудовых лет после пенсионного возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет перспективу и добровольное страхование по старости (право на дополнительную пенсию). К сожалению, в 90-е годы пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она нередко выплачивается не вовремя.
В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и т.д.
Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур
Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:
ü автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи,
ü системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи,
ü специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и т п, а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;
ü системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;
ü специальных подставок, облегчающих надевание обуви;
ü пологих пандусов вместо порогов и т. п.
Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно
С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания.
Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.
Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.
Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии. Предусматривалось, что с посетителями отделения будет работать на 0,5 ставки культработник дома-интерната. Согласно соответствующего "Положения", посетители отделения имели право пользоваться лечебно-диагностическими и процедурными кабинетами, трудовыми мастерскими, а также обеспечиваться медикаментами наравне с проживающими в доме-интернате.
Изучение ЦИЭТИНом отзывов посетителей отделения о факте создания такой службы показало, что все посещающие отделение относятся к этому положительно. Вместе с тем, изучение отношения посещающих отделение дневного пребывания к факту нахождения его при доме-интернате показало следующее: 47% относятся безразлично ~ это преимущественно те, у кого контакты с проживающими в доме-интернате минимальны или отсутствуют; 28,5% относятся положительно — это те лица, которые активно ищут контактов с персоналом дома-интерната, бесплатно получают лекарственные препараты и процедуры, а также те, которые охотно контактируют с проживающими в этом учреждении, оказывают им какую-то помощь и понимают, что будучи одинокими, и сами через какое-то время вынуждены будут перейти на постоянное проживание в дом-интернат, но относятся к такой перспективе спокойно, не рассматривая ее как жизненную катастрофу. У 25,5% посетителей отношение крайне отрицательное. Это те люди, которые, осознавая для себя возможную перспективу в конце концов оказаться на постоянном проживании в доме-интернате, не могут смириться с мыслью о таком исходе; это также те граждане, кто столкнулся с негативным отношением к себе со стороны находящихся в стационаре.
Изучение мнения директоров домов-интернатов, на базе которых образованы центры социального обслуживания, о целесообразности такого симбиоза показало, что все опрошенные считают это не лучшим вариантом, приводя следующие аргументы:
§ за редким исключением дома-интернаты для престарелых и инвалидов расположены в значительном удалении от жилых массивов, имеют плохое транспортное сообщение, что создает серьезные препятствия пожилым людям для ежедневного посещения отделения дневного пребывания;
§ нарушаются санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к дому-интернату как к закрытому учреждению: лица, посещающие отделение дневного пребывания, не обследованы всесторонне, как постоянно проживающие;
§ контактируя с последними, пользуясь общей столовой, библиотекой, кинозалом они создают опасность заноса инфекций в дом-интернат;
§ ухудшаются жилищные условия постоянно проживающих за счет уплотнения их для выделения площадей под отделение дневного пребывания. Кроме того, не выделяются дополнительные бюджетные средства на содержание отделения, что косвенно отражается на материальном благополучии проживающих в учреждении;
§ ухудшается морально-психологический климат среди постоянно проживающих, многие из которых протестуют против того, что посещающие отделение дневного пребывания бесплатно пользуются всеми благами дома-интерната (мебелью, библиотекой, кинозалом, медикаментами, получают медицинское обслуживание, а также бесплатное или льготное питание) и при этом у них пенсия сохраняется в полном объеме, в то время как проживающие в доме-интернате получают на руки лишь 10% от пенсии, остальная часть которой идет в доход государства.
В связи с этим во многих административных территориях центры социального обслуживания стали создаваться как автономные учреждения, ни территориально, ни функционально не связанные с домами-интернатами. Вместе с тем, 56 центров до настоящего времени остаются "привязанными" к домам-интернатам.
При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз. Так сделана в г.г. Челябинске, Шахты Ростовской области, в отдельных Центрах г. Москвы. Сроки посещения Центров в разных территориях различны: от 2-3 месяцев до 2 недель (в г. Москве). Вместе с тем, как показали результаты опроса посещающих отделение, 2-недельный срок не удовлетворяет большинство пожилых людей, т.к. за это время люди не успевают хорошо познакомиться, не успевают сложиться микро коллективы и группы по интересам, которые помогают избавиться от чувства одиночества и сохранить сложившиеся связи и после окончания срока посещения отделения. Культурно-массовые мероприятия при 2-недельной "смене" сводятся, как правило, к проведению одного концерта силами местных артистов, а также одной лекции или беседы, а организация досуговой деятельности (кружковой работы, художественной самодеятельности, вечеров отдыха в дневное время с танцами, хоровым пением и т.д.) по сути не имеет места. В результате большинство посетителей приходят в отделение лишь на время обеда для получения бесплатного горячего питания.
В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.
В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.
Питание может осуществляться как в специально оборудованном помещении отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Для организации отдыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные помещения (из расчета не менее 2 коек на 10 посетителей) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.
Обслуживаемые лица могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или на подсобных хозяйствах. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки могут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра.
Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. Питание обслуживаемых может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.
По решению руководства Центра и местной администрации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий и т.д.). Денежные средства, взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие.
Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме того, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщика, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии.
Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслуживания (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста — 46%.
Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, однако 15,7% не получают от своих родственников никакой материальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откровенно враждебные.
Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют начальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц неполное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей имеют специальное среднее или высшее образование.
Большинство посетителей отделения (58%) обслуживают себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственников и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от времени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных передвигались с помощью костылей.
Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их "быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом", "позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.
Иерархия мотивов посещения отделения дневного пребывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это обстоятельство следует учитывать при формировании контингента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой "смены".
В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания не предусмотрена должность социального работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отделения, формированием микроколлективов среди посетителей отделения, оказанием психологической помощи, в определенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный человек — социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания.
В последние годы в ряде Центров социального обслуживания появилось новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и т.д.
В соответствии с нормативным документом[7], Служба срочной социальной помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи и др.),иметь телефонную связь.
Основными направлениями деятельности Службы являются:
ü предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;
ü обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц);
ü предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
ü оказание материальной помощи;
ü содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);
ü направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
ü оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия";
ü оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).
Штатное расписание Службы срочной социальной помощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социальный работник.
В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претерпевает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи нетрудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибирской и Самарской областях). Размещаются они, как правило, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отдыха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых больниц, от которых отказались органы здравоохранения, медсанчастей промышленных предприятий на долевой основе и т.д.). Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения проводится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской области) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких отделениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержательного досуга, психологическая помощь. Эта форма социального обслуживания еще не получила широкого распространения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их дальнейшее развитие имеет перспективу.
Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность.
Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления.
Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.
Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семьях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей.
В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые - находятся в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество.
В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей и инвалидов. Удельный вес пенсионеров в структуре населения России составляет более 23%. Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.
Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались по существу, непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается. Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Временное положение об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.
2. Контроль за ходом осуществления международных планов и программ действий. Комиссия социального развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993.
3. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания".
4. Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на дому".
5. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации работников социальных служб).
6. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году".
7. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальнойзащиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.
8. Дементьева Н.Ф., Болтенко В.В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985, Збс. (ЦИЭТИН).
9. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.
10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).
11. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. рекоменд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).
12. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).
13. Токарь А.В., Вержиковская Н.В. Организационное обеспечение координации медицинской и социальной помощи пожилому населению. В кн.: Медицинские и социальные проблемы старения. — Киев, 1987, с.3-7 (Институт геронтологии АМН СССР).
14. Чеботарев Д. Ф. Медико-социальные аспекты постарения населения. — Ж. Советское здравоохранение., 1977, №6, с.8-13.
15. Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. — МРЖ, р.14, №12.
16. Энциклопедия социальной работы (перевод с английского). — М., 1993, т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих ценностей).
Приложение 1
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %.