Иррациональные уравнения




Методы:

  1. Метод пристального взгляда

Этот метод основан на следующем теоретическом положении: «Если функция возрастает в области определения и число входит в множество значений, то уравнение имеет единственное решение».

Для реализации метода, основанного на данном утверждении, требуется:

a) Выделить функцию, которая фигурирует в уравнении.

b) Записать область определения данной функции.

c) Доказать ее монотонность в области определения.

d) Угадать корень уравнения.

e) Обосновать, что других корней нет.

f) Записать ответ.

Пример:.

Рассмотрим функцию .

Найдем область определения данной функции:

Данная функция является монотонно возрастающей.

Для ,эта функция будет принимать наименьшее значение при , а далее только возрастать. . Число 5 принадлежит области значения, следовательно, согласно утверждению .

Проверкой убеждаемся, что это действительный корень уравнения.

  1. Метод возведения обеих частей уравнений в одну и ту же степень.

Теорема.

Если возвести обе части уравнения (1) в натуральную степень , то уравнение (2) является следствием уравнения (1).

,

,

.

Ответ:

 

  1. Решение уравнений с использованием замены переменной.

Введение вспомогательной переменной в ряде случаев приводит к упрощению уравнения. Чаще всего в качестве новой переменной используют входящий в уравнение радикал. При этом уравнение становится рациональным относительно новой переменной.

Пример

Пусть тогда исходное уравнение примет вид:

, корни которого и

Решая уравнение , получаем и

Ответ:

 

  1. Метод выделения полных квадратов при решении иррациональных уравнений.

При решении некоторых иррациональных уравнений полезна формула

Пример

Преобразуем уравнение следующим образом:

или

Обозначим и решим полученное уравнение методом интервалов.

Разбирая отдельнослучаи , находим, что решениями последнего уравнения являются .

Возвращаясь к переменной , получаем неравенства

Ответ:

 

  1. Иррациональные уравнения, содержащие степени выше второй.

Если уравнение имеет вид то его можно решить, возводя обе части этого уравнения в степень . Полученное уравнение при нечетном равносильно данному уравнению, а при четном является его следствием, аналогично рассмотренному выше случаю при

Пример 1.

Возведем обе части уравнения в куб:

или

которое равносильно совокупности двух уравнений:

Ответ:

 

Пример 2. Здесь, очевидно,

Возведем в куб обе части уравнения, получим:

,

или

или

или

или

Проверка подтверждает, что это корень уравнения.

Ответ:

 

Пример 1

Рациональные уравнения

Алгоритм:

1. Перенести все слагаемые в левую часть, чтобы в правой части получился 0.

2. Преобразовать и упростить левую часть, привести все дроби к общему знаменателю.

3. Полученную дробь приравнять к 0, по следующему алгоритму: .

4. Записать те корни, которые получились в первом уравнении и удовлетворяют второму неравенству, в ответ.

 

Пример 1.

 

 

 

Пример 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: