Возникновение и развитие корпоративной социальной ответственности в США




Этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ веке (Фредерик и Грюниг)

Этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ веке (Фредерик и Грюниг): социальная ответственность фирм, корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная способность к реагированию, корпоративной социальной нравственность, социальный разум

Черты и отдельные элементы корпоративной социальной ответственности четко прослеживались в XX веке. Только зачастую эти проявления не носили системный и комплексный характер со стороны компаний. Фредерик и Грюниг выделили следующие этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ веке:

- социальная ответственность фирм (1900-1930 гг.),

- корпоративная социальная ответственность (1930-1970 гг.),

- корпоративная социальная способность к реагированию (1970-1980 гг.),

- корпоративная социальная нравственность (1980-1990),

- социальный разум (1990-настоящее время).

 

Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности

В своем развитии социальная ответственность была рассмотрена с разных точек зрения: неоклассической, менеджералистской, государственной.

Неоклассическая интерпретация социальной ответственности исследует поведение компании как субъекта, стремящегося максимизировать доход и минимизировать затраты. Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства.

Исходя из этого, подхода компании должны в направлении максимизации дохода не тратить деньги на проявлении ответственности перед обществом.

Менеджеры рассматривают социальную ответственность как вложение средств с весьма низкой эффективностью, причем в весьма отдаленной перспективе. В связи с этим они не склонялись к значительным вложениям в поддержание корпоративной социальной политики.

Государство воспринимает социальную ответственность как необходимую для бизнеса оплату обществу за то, что общество позволяет делать бизнесу прибыль, и предоставляет ему эту прибыль. В связи с этим бизнес для поддержания равновесия и гармонии с социумом должен осуществлять благотворительную и другие виды помощи. Бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта, услуги, добровольно должен брать на себя дополнительные обязательства перед обществом, вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей.

Возникновение и развитие корпоративной социальной ответственности в США

 

Проявление социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в ХХ веке прошло в своем развитии три этапа:

- первый (60-е - середина 70-х гг.) характеризовался расцветом традиционной филантропии или благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены;

- второй (середина 70-х - начало 80-х гг.) - становление стратегической филантропии, отличается готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации;

- третий (конец 80-х гг.) - развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды.

США являются родоначальником корпоративной социальной ответственности. Основу современного подхода к этому явлению заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г.Боуэна ”Социальная ответственность бизнесмена”, где данный термин упоминается впервые. По мнению Боуэна, обязанностью бизнесменов является осуществление такой политики, принятие таких решений или следование той линии действия, которая отвечает целям и ценностям общества.

Исторические этапы осмысления социальной ответственности бизнеса в США.

Ø В начале XIX века в среде бизнеса появляются личности, которые стремятся кардинальным образом улучшить сложившиеся отношения между работодателем и наемными работниками.

Английский промышленник Роберт Оуэн (1771-1858) одним из первых занялся проблемой ответственности бизнеса. Он разработал план по улучшению жизни рабочих и пытался его осуществить на одной из прядильных фабрик Шотландии. Не смотря на то, что его практические начинания провалились, его идеи и проекты послужили осознанию предпринимателями своей социальной роли в обществе.

Ø В первой половине XIX века становятся популярными такое понятие, как «благотворительность», которое означало добровольную деятельность работодателей, направленную на улучшение морального и материального положения нуждающихся.

Однако революционные движения в Германии, Италии и Франции (1848-1849г. г.) показали, что сложившиеся отношения между властью, бизнесом и гражданским обществом нуждаются в радикальном обновлении. Поэтому были созданы две теории путей развития:

· 1-ая теория основана на Марксистской идеи, заключавшейся в уничтожении частной собственности как таковой, а взамен предлагалось государственное управление экономикой и распределительными отношениями, в интересах всех членов общества.

· 2-ая теория основана на идее оппонентов марксистов, которые выступали сторонниками существенного повышения роли государства и бизнеса в решении социальных проблем общественного развития при сохранении частной собственности, как необходимого условия обеспечения независимости человека и роста его благосостояния.

Ø В середине XX века в научный оборот вводится концепция «социального государства» (Лоренц фон Штайн 1850).

Практика западных стран показала, что успешная реализация принципов социального государства возможна лишь в условиях, когда ресурсной базой государственной политики становится социально ориентированная рыночная экономика. В этом контексте появляется впервые термин «корпоративная социальная ответственность» (и его синоним «социальная ответственность бизнеса»), сущность которого разъяснил в своей книге «Евангелие богатства» (1900) основатель компании U.S. Steel Эндрю Карнеги. По мнению Карнеги богатые люди должны субсидировать бедных через благотворительность и рассматривать себя не как хозяева, а как управляющие капиталом, который работает на благо общества (при жизни одно из его любимых афоризм было «человек, умирающий богатым, умирает опозоренным», поэтому перед смертью Карнеги пожертвовал последние $ 30,000,000 благотворительным организациям, и пенсионерам).

Однако концепция «социального государства» была подвержена изменениям. Причины:

o Движение рабочих, требования которых государству и бизнес - сообществу пришлось принять.

o Первая мировая войн, которая привела к экономическому кризису и резкому ухудшению жизни простых людей во многих странах Европы.

В этот период французский промышленник Даниэль Легран неоднократно обращался к правительствам европейских стран с предложением принять международные законы об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах. В пользу такого решения он выдвигал три довода:

v Гуманитарного плана - указывал на необходимость облегчить тяжелую долю трудящихся масс посредством содействия их занятости профессиональной подготовке, обеспечения благоприятных условий труда, справедливого вознаграждения за труд и т. п.

v Политического плана - подчеркивал важность укрепления социального мира в промышленно развитых странах с целью предотвратить общественные потрясения, поддержать реформистские требования трудящихся, активно противодействовать коммунистической пропаганде.

v Экономического характера - указывал на то, что международное регулирование труда позволило бы уравнять конкурентоспособность различных государств и тем самым поддержать страны с высоким уровнем защиты социальных прав работника.

На основе этих аргументов в 1919 году был создан Устав Международной Организации Труда (МОТ). Позднее это положение было уточнено и развернуто в Филадельфийской декларации (1944), оно сохраняет свою актуальность и в наши дни.

Ø 30-е годы ХХ века - период великой депрессии в США.

Пришедший к власти в 1932 году президент Теодор Рузвельт создал Администрацию восстановления национальной промышленности для наблюдения за подготовкой «кодексов частной конкуренции».

Администрация должна была обеспечить усиление правительственного контроля над выполнением бизнес - структурами своих обязательств перед государством и деловыми партнерами. Параллельно, на законодательном уровне были предусмотрены надежные гарантии прав наемных работников на создание собственных организаций и их участие в заключении коллективных договоров.

Ø 40-е и 50-е годы ХХ века в развитии социального государства, концепция «государство социальных услуг».

В большинстве западных стран растут социальные расходы государства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения и т. д. Также, все более постоянный характер приобретает осуществляемая на добровольных началах социальная деятельность компаний.

Однако необходимо отметить, что 60-е и 70-е годы ХХ века оказались для бизнес-сообществ западных стран тяжелым испытанием, так как значительный рост налогов на деловые организации сопровождался активной политикой государства по привлечению бизнеса к софинансированию различных социальных проектов.

Сторонники популярной в этот период концепции «корпоративного альтруизма» выступают за понимание социальной ответственности бизнеса как результата совместных действий стейкхолдеров.

Стремление обосновать социальную ответственность как органическую часть предпринимательской деятельности предопределило появление еще одного термина - «социальные инвестиции». Это понятие означало, что финансовые, технологические и управленческие ресурсы компании, направленные на решение социальных вопросов, являются не расходами бизнеса, а его стратегическими инвестициями в устойчивое развитие компании, которые в перспективе будут приносить ей доход. Однако далеко не все разделяли эту точку зрения, например в 1970 году известный американский экономист Милтон Фридман (лауреат Нобелевской премии) считал ответственность корпорации «принципиально вредной» в том случае, если она не приносит доход акционерам. «Бизнес бизнеса есть бизнес», так говорил М. Фридман. Однако ему и его сторонникам резко ответил Комитет по экономическому развитию США, который настаивал на том, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение жизни американского народа.

Ø С 90-ых годов ХХ века, как утверждают аналитики, на смену государству всеобщего благоденствия приходит либеральное социальное государство, ориентированное на устранение социального иждивенчества и создание для всех категорий населения благоприятные социальные условия, через рыночное хозяйство (С. В. Калашников).

На современном этапе (с 90-ых годов, по настоящее время) в большинстве различных стран Запада общепринятой становится концепция «разумного эгоизма», согласно которой социально ответственный бизнес - это просто «хороший бизнес», потому что помогает уменьшать долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, добиваясь в конечном итоге стабильности своей прибыли.

Если в конце прошлого века основной задачей корпорации была конкуренция на рынках продукции, то в последние годы все большее значение приобретает необходимость обеспечить устойчивое развитие компании. И, как показывает практика, с этой задачей успешно справляется лишь социально ответственный бизнес.

Итересным явлением корпоративной социальной ответственности является корпоративный кодекс в своем хронологическом развитии и становлении. Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX в. Первоначально это были короткие формулировки основных идей, например: «Компания придерживается стандартов американской системы свободного предпринимательства», а также перечни некоторых норм обращения с клиентами и соперниками. Некоторые из таких кодексов существуют до сих пор в виде «кредо» корпорации. Краткий, но ясно сформулированный документ компании «Джонсон и Джонсон», принятый в 1945 г., с тех пор так и не менялся. Даже когда в 70-х годах обнаружились многочисленные нарушения, высшие управленцы компании не решились ввести более подробный свод правил, а вместо этого провели целый комплекс этических программ.

Следующая стадия развития корпоративных кодексов наступила в начале 50-х годов, когда после ряда нашумевших процессов против крупных компаний в кодексы стали включаться некоторые положения антимонопольных законов, принимавшихся в США в 1890, 1914 и 1936 гг. В кодексах этого времени можно встретить подробные инструкции, как соблюдать антимонопольные законы, запрещающие навязывание ценовой политики другим фирмам и сговор с конкурентами.

В 1977 г. специалисты из Университета штата Виржиния провели обследование 1/5 американских компаний, численность сотрудников в которых превышает 500 чел. Выяснилось, что около 90% таких компаний имели четко формализованные этические кодексы. Причем 40% из них приняли такие документы еще до 1967 г. Интересно, что раньше, чем у других, своды этических правил появились в компаниях, занятых в сфере страхования и услуг. Мелких фирм, принявших кодексы поведения, в эти годы было значительно меньше - всего 45%.

Инициаторами и авторами кодексов в основном были представители высшего управленческого персонала. Текст утверждался Советом директоров или исполнительным директором. Только четверть кодексов была адресована всем служащим, в основном они предназначались менеджерам.

Подобное исследование провел Центр по изучению общественного мнения. Три четверти опрошенных компаний имели этические кодексы. К этому времени половина кодексов существовала только 4 года и 70% - менее 10 лет. Более других к введению строгих правил были склонны крупные корпорации с большим числом служащих. Только 19% компаний периодически дополняли свои кодексы новыми нормами. Более 80% руководителей были уверены в том, что содержание кодекса известно их сотрудникам, однако лишь каждая третья компания распространила текст кодекса среди всех своих служащих. В 60% кодексов содержались только общие положения, и лишь в половине из них указывалось, как следует претворять этические нормы в жизнь.

В 1980 г. все кодексы запрещали служащим вступать в конфликты интересов, брать взятки и принимать подарки. Только в 62% из них запрещалось злоупотребление служебным положением, использование активов и внутренней информации фирмы в личных интересах. В 60% случаев особое внимание уделялось честности в предоставлении информации и в рекламе.

Исследование 202 корпоративных кодексов США, предпринятое в 1987 г., выявило пять наиболее часто и пять наиболее редко встречающихся в них тем. К первым относятся: отношения с правительством - 86,6%, отношения с подрядчиками и клиентами - 86,1 %, политические требования - 84,7%, конфликты интересов между служащими - 75,3%, ведение книги жалоб - 75,3%. Реже всего американские кодексы обращаются к вопросам личного характера, безопасности продукции, защиты природы, качества товаров, к гражданским и общественным обязанностям служащих. Оказалось, что содержание большинства американских кодексов можно представить тремя основными положениями:

1) служащие должны быть лояльны к своей организации, ставить ее благо выше личного;

2) в частной жизни служащие не имеют права предпринимать потенциально опасные для фирмы действия;

3) служащие должны вести себя предупредительно и этично поотношению к клиентам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: