Особым видом обязательного страхования является обязательное государственное страхование, осуществляемое за счет средств предоставленных из соответствующего бюджета (п.3 ст. 927 ГК). Данный вид страхования осуществляется лишь в целях обеспечения социальных36 интересов граждан и интересов государства37. Обязательное государственное страхование касается жизни здоровья и имущества государственных служащих категории которых определены рядом федеральных законов и иных нормативных актов (ст.969 ГК). К примеру закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в редакции от 17.04.99г.»; закон РФ от 09.06.93г. «О донорстве крови и ее компонентов»; закон от 31.07.95г. «Об основах государственной службы РФ»; закон РФ ОТ 08.07.99г. «О налоговых органах РФ» и некоторые правовые акты: Указ Президента РФ от 06 апреля 1994 года № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» и т.д. Государственное страхование осуществляется за счет федерального бюджета, предполагает в качестве страхователя министерство, департаменты, госкомитеты, иные федеральные органы исполнительной власти. В законе (правовом акте) определяется и гос. орган, который выступает страховщиком.
Обязательное государственное страхование может осуществляться также на основе договоров страхования, разрабатываемых и заключаемых в соответствии с законом, и иными правовыми актами. Страховое возмещение, страховая сумма же выплачивается в размере определенном законом и иными правовыми актами об обязательном государственном страховании. Правила главы 48 ГК применяются к обязательному государственному страхованию если, иное не установлено нормами об обязательном государственном страховании либо не вытекают из существа тех или иных отношений по страхованию.
|
Виды обязательного государственного страхования:
1. Социальное страхование.
Данный вид страхования и контроль за выполнением обязательств выполняет Фонд Социального страхования. Обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат находящиеся на территории РФ работодатели38:
- организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой форм (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства);
- граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
Регистрации в качестве страхователей также подлежат находящиеся на территории РФ крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования и обособленные подразделения организаций, которые производят начисления заработной платы, имеют отдельный баланс и счета в учреждениях банка. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом 39. Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке. Средства государственного социального страхования направляются на:
|
- выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; социального пособия на погребение и т.д.
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
- оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов его семей, лечебное питание, оплату в санаторно-курортные учреждения;
- частичное содержание санаториев, профилакториев, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.
Контроль страхователей осуществляется в соответствии с методическими указаниями по проведению документальных ревизий (проверок) страхователей органами контрольно-ревизионной службы Фонда социального страхования РФ, утвержденными постановлением Фонда. Также социальное страхование регулируется рядом других нормативных актов: Постановление конституционного суда РФ №18-П от 23.12.99, Федеральный закон РФ №36-ФЗ от 22.02.1999 г.(в ред. От 25.10.1999 г.) и др.
2. Медицинское страхование (закон РФ от 28.06.1991г. «О
медицинском страховании в РФ»). Действующие законодательство устанавливает:
· обязанность страховщика организовать медицинскую помощь (ст. 15 Закона о медстрахе);
· права и обязанности страхователя (ст. 9 Закона о медстрахе);
· жесткий порядок уплаты страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования и жесткого определения размера страхового взноса (ст. 5 Закона о медстрахе; 3,6% от размера средств, направляемых на оплату труда обязательное наличие страхового медицинского полиса);
· применение централизованно утверждаемых Типовых правил обязательного медицинского страхования обязательные условия договора медицинского страхования (ст.5 Закона о медстрахе);
|
· порядок лицензирования деятельности медицинских страховых организаций (ст. 16 Закона о медстрахе).
В 2001 году средства бюджета Фонда будут расходоваться на следующие цели40:
-выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас;
-выполнение целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
в том числе:
- охрана материнства и детства;
- компьютеризация системы обязательного медицинского страхования;
- мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
- научные исследования в области обязательного медицинского страхования;
- проведение региональных совещаний и конференций;
- международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования;
- информационно-публицистическая деятельность;
- содержание Фонда.
Регламентируется также медицинское страхование и рядом инструкций и постановлений: Инструкция «О порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование», утверждена Постановлением Правительства РФ №1018 от 11.10.1993 г.41; Постановления Правительства РФ №1139 от 06.10.1994 г., №9 от 05.01.2000 г. и др.
3.Страхование от несчастных случаев на производстве (Федеральный закон РФ №125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), хотя это страхование и относится к социальному, но оно регламентируется и регулируется отдельными нормативными актами. Страхователями в данном виде обязательного государственного страхования являются юридические лица и физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Объектом страхования в данном случае будут являться имущественные интересы физических лиц, связанных с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Обязательному страхованию подлежат:
- граждане РФ, лица без гражданства и иностранные граждане (если международными договорами не предусмотрено иное), работающие на основании трудового договора, заключенного со страхователем, либо выполняющие работу на основании договоров гражданско-правового характера (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), заключенного со страхователем, если этим договором гражданско-правового характера предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые с труду страхователем. Страховые выплаты указанным лицам осуществляются в порядке, установленном Фондом и Минюстом РФ.
Страхователи подлежат отнесению к отрасли (под отрасли) экономики, которой соответствует их основная деятельность. Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким отраслям экономики, он подлежит отнесению к той из них, которая имеет наиболее высокий класс профессионального риска.
Формирование средств отражается в ст. 20 Закона РФ № 152- ФЗ от 24.07.1998 года42, формирующиеся за счет:
1) обязательных страховых взносов страхователей;
2) взыскиваемых штрафов и пени;
3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
4) иных поступлений, не противоречащих законодательству РФ.
Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей (под отраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Проект такого федерального закона ежегодно вноситься правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний так же регулируются рядом Писем Фонда социального страхования РФ: № 02-18/07-2804 от 25.04.2000г, № 20-18/07-2677 от 19.04.2000г.
В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект «Обязательное государственное страхование автомобилей любой формы собственности».
Заключение
Рассмотрев общие положения о страхования в РФ, страховые правоотношения и его отдельные виды можно сделать следующие выводы. Страхование является необходимой общественно полезной деятельностью при которой организации и граждане могут заранее застраховать себя от неблагоприятных последствий, а так же свое имущество от различных воздействий и вдобавок ответственность (кроме уголовной). Законодательство о страховании складывается не только из норм Гражданского кодекса (глава 48 ст. 927 - 970), но и из ряда Федеральных законов, посвященных страхованию или его отдельным видам,43 указов Президента РФ,44 приказов и инструкций, издаваемых федеральными органами по надзору за страховой деятельностью.45
Правда, ныне действующий Гражданский кодекс не предоставляет федеральным органам по надзору за страховой деятельностью прав по изданию приказов и инструкций, регламентирующих страхование. Однако такие правила содержатся в ст. 30 «Закона о страховании» и, в сущности, Гражданскому кодексу не противоречат.
Помимо указанных нормативных актов отношения по страхованию регламентируются правилами об отдельных видах страхования46, подавляющее большинство которых было издано до начала 90-х годов Министерством финансов СССР. В настоящее время согласно ст. 943 ГК подобные правила признаны необязательными для страхователей. Эти правила могут использоваться для регламентации отношений между участниками страхования, но только по обоюдному согласию. Законодательство о страховании является только федеральным.
Но все таки в процессе защиты своих исконных прав гражданин России, а так же юридические лица, сталкиваются с массой объективных и субъективных трудностей. Прежде всего – несовершенством законодательства; нежеланием, а чаще неумением чиновников должным образом исполнять свои обязанности, отрабатывать зарплату; коррупцией, предательством интересов простого народа и т.д. Ведь нельзя быть на 100 % уверенным, что застраховав себя или свое имущество при наступлении страхового случая, ты получишь страховое возмещение. Так к примеру, по закону (ст. 840 ГК РФ) банки «Обязаны обеспечить возврат вкладов граждан путем обязательного страхования». Однако, несмотря на эту двойную «обязанность», ни правительство, ни Центробанк, ни суды не в силах обеспечить реализацию категоричного предписания закона. Так же правовая неграмотность не только граждан, но и предпринимателей и даже юридических лиц несет плохую службу. К примеру многие не знают, что они имеют право быть застрахованными на предприятии (социальное, медицинское страхование); многие до сих пор не имеют страхового медицинского полиса, который подразумевает бесплатную медицинскую помощь. Как и любой закон «Закон о страховании», Гражданский кодекс имеет свои положительные и отрицательные стороны. Уже несколько лет в России действуют два Гражданских кодекса – новый (1 и 2 части) и «кусок старого» - 1964 года. Поэтому необходима, на мой взгляд, полная переработка или дополнение законодательства страхования. В связи с существованием фирм, которые ведут свою деятельность не продолжительное время, необходимо создать закон или иной нормативный акт, содержащий гарантии гражданам и юридическим лицам (которые являются страховщиками и выгодоприобретателями), что их страховые взносы «не потеряются в чужом кармане».
Список, используемой литературы:
Законы и нормативные акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (в ред. Федеральных законов от 12.08.96г. № 110-ФЗ, от 24.10.97г. № 133-ФЗ).
2. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» в ред. Федерального закона от 31.12.97г.
3. Закон РФ от 28.06.91г. «О медицинском страховании в Российской Федерации».
4. Закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год". Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 г. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 г.
5. Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 апреля 1993 года
6. Постановление Верховного Совета РФ от 27 ноября 1992 г. №4016-1 «О введении в действие Закона РФ «О страховании»
7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2.10.1981 г. № 5764-Х «О обязательном страхование имущества, принадлежащего гражданам»
8. Указ Правительства РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» №750 от 07.07.92 (ВВС, 19992 / 28, ст.1683)
9. Условия лицензирования страховой деятельности, утв. Приказом Росстрахнадзора №02/02-06 от 14.03.95
10. Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в редакции от 17.04.99г.»
Учебная и научная литература
1. В.С. Волынец «Гражданское право», особенная часть, Ростов-на-Дону, изд. Феникс, 2000 г.
2. Гуев А.Н.;Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса РФ. Изд.3-е дополненное и переработанное. М.: Инфра-М, 2000г.
3. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого; Гражданское право, учебник, часть II; изд. М.: «Проспект», 1997г.
4. Под ред. Академика В.В. Карпова Справочник экономика и финансы, изд. М., 2000 г.
5 В числе таких последствий могут выступать как меры ответственности (неустойка, штраф), так и иные санкции (освобождение страховщика от обязанности производить страховую выплату).
6 Государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов.
7 Ст 929 и 934 Гражданского кодекса от 12.08.96 №110-ФЗ, от 24.10.97 №133-ФЗ; ст.15 Закона РФ «О страховании»от 27.11.1992 г. //Ведомости РФ. 1993.№2..
8 п.1 ст.157 ГК (сделка считается совершенной под отлагательным условиям если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.)
9 Выгодоприобретатель – это лицо, в пользу которого страхователь заключил договор страхования. Данный тип договора является примером одного из видов договоров в пользу третьих лиц (ст.430 ГК).
10 Страхование жизни и страхование от несчастных случаев.
11 Особенность: страховщик страхует страхователя от имущественной ответственности перед третьим лицом, которому страхователь нанес ущерб своими действиями или бездействием.
12 В законе о страховании (ст. 5) застрахованное лицо – участник любого договора страхования. Это лицо, в пользу которого заключен договор страхования, т.е. выгодоприобретатель.
13 «Страховые организации» и «страховщик» в дальнейшем используются как равные по значению.
14 Порядок лицензирования определяется Условиями лицензирования страховой деятельности, утвержденными приказом Росстрахнадзора РФ №02-02/08 от 19 мая 1994 г.
15 Ведомости РФ, 1991 г., №27, Ст. 920; 1993 г., №17, Ст.602.
16 Ст. 30 Закона о страховании
17 Они обязаны создавать резервы для страховых выплат, обеспечить соблюдение нормативов соотношения между своими активами и обязательствами – ст. 26 и 27 Закона о страховании.
18 Ведомости РФ, 1993г., №2, ст.57
19 Согласно п.1 ст.968 ГК, обществом взаимного страхования является организация, объединяющая средства граждан и юридических лиц, желающих на взаимной основе застраховать свое имущество или иные имущественные интересы.
20 Порядок создания страховых пулов определяется Положением о страховом пуле, утвержденный Приказом Росстрахнадзора РФ №02-02/13 от 18 мая 1995 г./ Финансовая газета от 1995 г.№28.
21 Поскольку агент действует на основании договора поручения точнее было бы его называть страховым поверенным.
22 п.3 ст. 8 Закона о страховании.
23 См. главу 51 ст.990 ГК об договоре комиссии.
24 См. главу 52 ст.1005 ГК об агентском договоре.
25 Положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, утвержденное Приказом Росстрахнадзора РФ №02-02/03 от 9 февраля 1995 г./ Финансовая газета, 1995 г., №8.
26 Страховая сумма является количественной характеристикой предмета договора страхования, а страховой риск- качественной характеристикой.
27 Ведомости СССР. 1981. №40. Ст.1111.
28 Данный п.4 ст.951 ГК гласит «случай, когда страховая сумма превысила страховую стоимость в результате страхования одного и того же объекта у двух или нескольких страховщиков (двойное страхование). Сумма страхового возмещения сокращается пропорционально уменьшению первоначальной страховой суммы …».
29 Министерство финансов СССР 28.05.1990 «Правила добровольного страхования риска непогашения кредитов».
32 Это связано с тем, что подавляющее большинство договоров личного страхования являются стандартными и заключаются со множеством страхователей.
33 Комментарий к части 2 ГК РФ, М., 2000г. С. 562
34 Это предусмотрено п.3 Указа Президента РФ от 07.07.1992г. №750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»; Ведомости РФ, 1992, №28, ст.1683.
35 Размер процентов определяется существующей вместе жительства, нахождения кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части - ст. 935 ГК
36 Под социальными понимаются интересы, связанные с охраной здоровья, жизни, с обеспечением условий труда отдыха, с материальным обеспечением по инвалидности, потере кормильца, по старости и т.п.
37 Интересы в области государства - в области обороны, освоение отдаленных и труднодоступных районов страны, научно технической сферы и т.п.
38 Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная Постановлением ФСС РФ №162, Минтруда РФ №2, Минфина РФ №87, Госналогслужбы РФ №07-1-07 от 2.10.1996г. Применяется с учетом положений Федерального закона РФ №197-ФЗ от 20.11.99 г., Постановления КС РФ №18-П от 23.12.99 г.
39 Федеральный закон №197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в Фонды обязательного медицинского страхования на 2001 г.» от 20.12.2000 г.
40 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год". Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 г.
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 г.
41 В ред. Постановлений Правительства РФ №619 от 19.06.1998 г., №9 от 05.01.2000 г.; с учетом положений Федерального закона №14-ФЗ от 02.01.2000 г.
42 В ред. Федерального закона № 181-ФЗ от 17.07.1999 года.
43 Закон РФ «О страховании» от 27.11.1992 года.
44 К примеру Указ Президента РФ от 06.04.1994 года № 750 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», Собрание актов РФ 1994 год.
45 Приказ Росстрахнадзора от 14.03.1995 года № 02-02/06 «Правила размещения страховых резервов».
46 Министерство финансов СССР «Правила страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов»; бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1991 год. № 3