1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3)<…> такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.
2) Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал вывод об отсутствии движения как такового.
3) В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу, руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира посредством логики.
4) Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.
5) Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.
|
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Наоборот, 2) Например,
3) Однако 4) Именно 5)Вероятно
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВРЕ́МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
|
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.
понЯв цепОчка
брАлась звалА намЕрение
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Интернет позволяет оформить ГОДОВУЮ подписку на любые ежемесячные издания.
Спектакль получился яркий и КРАСОЧНЫЙ.
В нашей школе больше нет НЕИСПРАВИМЫХ двоечников.
Лужи переливались разноцветными МАСЛЯНИСТЫМИ разводами.
Отец ОДЕЛ очки, и его лицо стало казаться сосредоточенным.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
МАШЕТ рукой
ШЕСТЬЮСТАМИ рублями
способные ИНЖЕНЕРЫ
ИХНИЕ книги
БОЛЕЕ КРАСИВЫЙ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию. 2) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто. 3) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него. 4) На мгновение сердце матери замерло и стучит вновь. 5) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот. 6) Докладчик с уверенностью заявил, что будто бы его выводы проверены на практике. 7) В газете «Морских ведомостей» опубликованы новые сведения об освоении морского пространства. 8) В окна наполовину занесённых снегом, заглядывали первые солнечные лучики. 9) Андрей сказал, что лучше оставьте меня в покое. |
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..стибюль прик.снулась
пол..жение экон..мический расст..лать,
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
.з..речный, под..зрение
бе..дарно, бе..пристрастный
о..далённый, на..треснутый,
из..мать, дез..нформация
пр..увеличивать, пр..одолеть
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
замш..вый ливн..вый погор..вать
натри..вый непоседл..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
переинач..нный всклокоч..нный
сфотографиру..шься, предвид..вший задерж..шься
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово
Надо было (не) спеша ехать дальше.
С середины XIX века русские ученые (не) раз предпринимали экспедиции на вулканы Камчатки.
К сожалению, задача (не) решена.
А.Н. Толстой умер, (не) успев дописать роман «Пётр I».
(Не) понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Наши деды и прадеды (ЗА) ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.
Иной писатель кажется великаном (ПО) ТОМУ, что стоит (В) РОВЕНЬ с читателем.
К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.
ПО(ТОМУ), как он замолчал, а ТАК(ЖЕ) по его виноватому взгляду, Серпилин почувствовал, что перед ним стоит человек, не умеющий защитить себя.
Отцветает черёмуха, (ЗА) ТО зацвела бузина, а вслед за нею ТАК(ЖЕ), как и ландыши, забелели цветы земляники.
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Дом стоял несколько в стороне от леса, стены тут и там подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В саду было множество красивых и редких цветов и несколько плодовых деревьев.
2) Василий считался не только опытным но и весьма перспективным сотрудником.
3) В воскресенье мы опять пойдём гулять в парк или отправимся в музей или посмотрим новый фильм в кинотеатре.
4) Во дворе дети увидели только собаку на цепи да десяток кур.
5) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.