(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых – наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?
(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)Засыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».
(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:
(32) – Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова…
|
(39) – Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же…
(41) – Мы согласно инструкции…
(42)Вот и весь разговор.
(43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном –о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…
(По В. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) – современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.
20. В каком предложении сформулирован вывод, к которому приходит автор текста?
1) 14 2) 20 3) 33 4)43
21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1 – 3 содержится описание.
2) В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6.
3) В предложениях 10 – 16 представлено рассуждение.
4) В предложениях 43 – 44 представлено повествование.
22. В каком из предложений текста использован фразеологизм?
1) 16 2) 23 3) 30 4) 31
23. Среди предложений 7 – 15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
|
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами
24.«Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп – А__________ («жутковатая … тишина») – и синтаксическое средство – Б__________ (предложения 16, 22) – помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство – В__________ (в предложениях 11–12) и такой приём, как Г__________ (предложения 23–25)».
Список терминов:
1) литота 2) эпитет 3) лексический повтор
4) фразеологизм 5) антонимы 6) однородные члены предложения
7) диалектизмы 8) риторический вопрос 9) вопросно-ответная форма изложения
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
|
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 4
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует очень давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых.(3) Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, (……..), казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Основную роль в возникновении желания человека летать сыграли птицы и летающие насекомые.
2) Мечта летать казалась человеку осуществимой только при условии овладения теми приспособлениями для полёта, что есть у птицы.
3) Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.
4) Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.
В общем-то Совсем не
Даже Нисколько не Естественно
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТОЧКИ.Определите значение, в котором это слово употреблено в 3 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Точка, -и, ж.
1. След от прикосновения, укола чем-н. острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко. Ситец в красных точках.
2. Знак препинания (.), отделяющий законченное предложение, а также употребляемое при сокращённом написании слов. Т. с запятой (;). Ставить точку на чём-н.
3. Основное понятие геометрии – место пересечения двух прямых, не имеющее измерения. Т. пересечения прямых. Т. отсчёта.
4. Определённое место в пространстве, на каком-н. участке, поверхности. Самая высокая точка горы.
5. Место, пункт, в котором расположено, размещено что-н. Радиотрансляционная точка. Торговая точка.
6. Предел, при котором вещество из одного состояния переходит в другое. (спец). Т. плавления.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.
тортЫположИл докумЕнт
приручЁнный освЕдомишься
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Земли у него было столько, что её нельзя было ОХВАТИТЬ глазом.
В декабре ударили сильные морозы, и плотный лёд за одну ночь ОДЕЛ все реки в прочную зимнюю броню.
Тренер ВОСПОЛНИЛ команду новыми игроками, что в немалой степени способствовало успеху в отборочных играх нового сезона.
Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием.
Медсестра несколько раз энергично ВСТРЯХНУЛА ртутный градусник и с ободряющей улыбкой протянула его пациенту
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
более ВЫШЕ ПЯТЕРО студентов
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями спелых АБРИКОСОВ
пять КИЛОГРАММОВ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Становление ряда финансовых систем было возможно благодаря роста трудовой миграции населения. 2) Те, кто бывали в Петербурге, не могли не любоваться красотой набережной. 3) Наше путешествие по городам и весям, лежавших вдоль московской параллели, подошло к концу. 4) Изучая иностранный язык, сначала у меня ничего не получалось. 5) Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе. 6) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов. 7) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы. 8) Внезапно крики прекратились, группа людей взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко спешит к выходу. 9) Как только прекратился дождь, и мы отправились в путь. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
распол..жение эл..мент
педаг..гический зан..маться зап..здалый
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
под..грать, пост..ндустриальный
пр..образовать, пр..ближённый
пре..сказательница, о..торгать
ра..ползаться, ра..бредаться
на..пиленный, пре..шественник
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
обур..вать черешн..вый
преодол..вать рубаш..чный обла..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
танцу..шь преследу..мый
выдвин..шь невид..мый колебл..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово
(Не) помня зла, за благо воздадим.
(Не) прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.
После ремонта комната ещё (не) приведена в порядок.
(Не) обычная обстановка мешала сосредоточиться.
(Не) всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину.
(ВО) КРУГ были россыпи белых, (ПРИ) ТОМ молоденьких, только ещё пробивающихся из земли грибов.
Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.
Я люблю ТОТ(ЧАС), когда, черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплываешь на лодке (НА) ВСТРЕЧУ едва зародившемуся дню.
На следующее утро я проснулся (ОТ) ТОГО непонятного звука, что слышал вчера, и
(ПО) ЭТОМУ быстро вскочил с кровати.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Опера С.С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л.Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Решила Машенька в избе прибраться да обед приготовить.
2) Наша компания не только производит замки и стальные двери но и предоставляет различные услуги в строительной сфере.
3) Южный августовский вечер был спокоен тих ясен.
4) К концу своего путешествия по Германии Сергей выучил довольно много слов и выражений на немецком языке и умел уже самостоятельно объясняться с официантами и портье.
5) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.