Тема 1. Предмет и методы изучения всеобщей и национальной истории. Периодизация исторического процесса




1. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

1) отмена крепостного права в России;

2) принятие Манифеста о трехдневной барщине;

3) отмена урочных лет.

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

1) принятие Флорентийской унии;

2) разрушение храма Христа Спасителя;

3) введение патриаршества в России.

3. Расположите в хронологической последовательности мероприятия правительства, связанные с решением «крестьянского вопроса»:

1) Манифест о трехдневной барщине;

2) отмена крепостного права;

3) введение Юрьева дня.

4. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

1) Корниловский мятеж;

2) отречение Николая II;

3) Кровавое воскресенье.

5. Какой ряд дат связан с этапами закрепощения крестьян в Российском государстве:

1) 1242 г., 1380 г., 1480 г.;

2) 1530 г., 1547 г., 1584 г.;

3) 1497 г., 1550 г., 1597 г.;

4) 1552 г., 1556 г., 1582 г.

6. Что из названного относится к причинам народных выступлений в «бунташном» XVII веке:

1) закрепощение крестьян и рост их повинностей;

2) введение рекрутской повинности;

3) ликвидация городского самоуправления;

4) разрушение крестьянской общины.

7. Что из названного было одним из следствий культурной революции в СССР в
1930-е годы:

1) возникновение множества творческих направлений в искусстве;

2) ликвидация массовой неграмотности населения;

3) появление первых высших учебных заведений для женщин;

4) установление широких контактов с деятелями европейской культуры.

8. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена:

1) митрополит Иларион;

2) патриарх Никон;

3) патриарх Филарет;

4) Иосиф Волоцкий.

9. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:

Термины Определения
а) детинец; б) тризна; в) секуляризация; г) «семибоярщина». 1) правительство России, образованное после свержения В. Шуйского; 2) укрепление внутри города вокруг княжеского дворца; 3) языческий обряд, посвященный поминовению усопших; 4) круг соратников Ивана IV; 5) обращение церковной собственности в светскую; 6) пожалование земель церкви; 7) торговая сделка.

10. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

1) вступление СССР в Лигу наций;

2) введение войск ОВД в Чехословакию;

3) отмена 6-й статьи Конституции;

4) отречение Николая II;

5) Брестский мир.

11. Ниже приведен перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в. Найдите термин, относящийся к другому историческому периоду:

Петрашевцы, выкупные платежи, контрреформы, семибоярщина, промышленный переворот, кредитные билеты.

12. В каком ряду названы фамилии руководителей советского наркомата иностранных дел:

1) М. М. Литвинов, В. М. Молотов;

2) М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов;

3) Г. К. Орджоникидзе, И. А. Лихачев;

4) Г. Г. Ягода, Н. И. Ежов.

13. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена:

1) Дмитрий Донской;

2) Иван III;

3) Федор Иванович;

4) Иван Калита;

5) Борис Годунов.

14. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:

Термины Определения
а) Хованщина; б) острог; в) издольщина; г) картель; 1) деревянные укрепления в пограничной полосе древнерусских княжеств; 2) события, связанные со стрелецким бунтом в мае 1682 г.; 3) форма монополистического объединения, при котором теряется финансовая самостоятельность предприятий; 4) вид аренды земли, при котором арендная плата вносится частью урожая; 5) форма монополистического объединения, в рамках которого участники теряют производственную, а часто и юридическую самостоятельность; 6) название произведения Л.Н. Толстого.

15. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

1) подписание в Риге мирного договора с Польшей;

2) введение войск ОВД в Чехословакию;

3) подписание в Раппало (близ Генуи) договора о восстановлении дипломатических отношений с Германией;

4) подписание пакта Риббентропа-Молотова;

5) вооруженный конфликт на КВЖД.

16. Ниже приведен перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям первой половины XX в. Найдите термин, относящийся к другому историческому периоду:

Сепаратный мир, продразверстка, национализация, промышленный переворот, комитеты бедноты, продотряд, троцкизм.

17. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента:

Событие Дата Участник (-и)
Семибоярщина _______________ (а)   _______________ (б)
Хованщина _______________ (в) Царевна Софья, Шакловитый Ф. Л.
___________________ (г)   1722 г. Петр I
____________________ (д)   1757-1761 годы __________________ (е)

1) введение «Табели о рангах»;

2) май 1682 г.;

3) Ф. И. Мстиславский;

4) Г. Распутин;

5) Цусимское морское сражение;

6) П. А. Румянцев;

7) участие России в Семилетней войне;

8) Утверждение «Основных государственных законов Российской империи»;

9) июль 1610 г.

18. Укажите термин, о котором идет речь:

«_____________ – органы центрального государственного управления в России и СССР, осуществлявшие отраслевое управление. Первоначально были введены на смену петровским коллегиям».

19. Укажите термин, о котором идет речь:

«_____________ – органы центрального государственного управления в Московской Руси – России, ведавшие отдельными отраслями хозяйства, государственной службы дел или управлявшие отдельными территориями страны».

20. Установите соответствие между положениями и названиями документов, в которых они отражены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

Положения Документы
а) «Нынешнее поколение советских людей в ближайшие 20 лет будет жить при коммунизме»; б) «В СССР построено развитое социалистическое общество»; в) «Необходимо поднять колхозную собственность до уровня общенародной»; г) «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». 1) Конституция СССР 1977 г.; 2) работа И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма»; 3) Конституция РФ 1993 г.; 4) Программа КПСС 1961 г.; 5) Конституция СССР 1936 г.; 6) Федеративный договор 1992 г.

21. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента:

Годы Событие истории России Событие истории зарубежных стран
1850-е __________________(а) Восстание сипаев в Индии
_______________(б) ___________________(в) Франко-прусская война
1848 – 1856 годы «Мрачное семилетье» в эпохе правления Николая I ___________________(г)
1830-е Начало промышленного переворота ____________________(д)
________________(е) Реформы Александра I Континентальная блокада Англии

1) подготовка отмены крепостного права;

2) 1870-е годы;

3) Парижская коммуна;

4) ликвидация принципа нейтралитета Черного моря;

5) Боксерское восстание в Китае;

6) начало Викторианской эпохи в Англии;

7) 1800-е годы;

8) Революция и период Второй республики во Франции;

9) 1880-е годы

22. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию:

Памятники культуры Характеристики
а) «Житие протопопа Аввакума»; б) «Церковь Покрова в Филях»; в) «Сватовство майора»; г) «Иван Грозный и сын его Иван». 1) автор – П.А. Федотов; 2) произведение было запрещено к публичному показу; 3) первое в отечественной литературе произведение автобиографического характера; 4) автор – Н.Н.Ге; 5) один из наиболее ярких образцов московского барокко.

23. Расположите имена выдающихся деятелей культуры в хронологическом порядке их жизни и деятельности:

1) Уильям Шекспир;

2) Андрей Рублев;

3) Карл Брюллов.

24. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

События Годы
а) восстание древлян; б) Соляной бунт; в) Пугачевщина; г) Соловецкое сидение. 1) 1773; 2) 945; 3) 1648; 4) 1668; 5) 1607.

25. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к XIX в. Найдите термин, относящийся к другому историческому периоду:

Аракчеевщина, земская реформа, зубатовщина, отрезки, военные поселения, промышленный переворот.

26. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы (явления, события) Факты
а) развитие законодательства; б) возникновение рабочего класса; в) реформы Петра I; г) создание советского государства. 1) разгон Учредительного собрания; 2) принятие Соборного деяния об уничтожении местничества; 3) введение подушной подати; 4) Морозовская стачка; 5) созыв Земского собора.

27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента:

Военачальник Война Деятельность
П. С. Нахимов _______________ (а)   руководство обороной Севастополя
______________ (б) Русско-турецкая 1735-1739 годы ____________ (в)  
Ф. И. Толбухин Великая Отечественная война ____________ (г)
______________ (д) Русско-турецкая война 1787-1791 годы был главнокомандующим русской армии

1) Крымская (Восточная) война;

2) командовал Юго-Западным фронтом в ходе операции «Уран»;

3) командовал 4-м Украинским фронтом во время освобождения Крыма от войск вермахта;

4) командовал русской армией в Крыму и Бессарабии;

5) участвовал в Чесменской битве;

6) А. Г. Орлов;

7) Русско-турецкая война 1877-1878 годы;

8) Г. А. Потемкин;

9) Б. К. Миних.

28. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:

Памятники культуры Характеристики
а) «Слово о законе и благодати»; б) «Задонщина»; в) «Жизнь за царя»; г) «Архипелаг ГУЛАГ». 1) В этом произведении раскрывается его симпатии к французским просветителям; 2) Вероятным автором является Софоний Рязанец; 3) Автор был первым митрополитом из русских; 4) Автору была присуждена Нобелевская премия по литературе; 5) Одна из первых русских опер.

29. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности в таблицу:

1) Восстание И.И. Болотникова;

2) революция Мейдзи в Японии;

3) Пугачевщина.

30. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

События Годы
а) стояние на реке Угре; б) начало феодальной раздробленности; в) начало правления Даниила Александровича; г) события в Новочеркасске. 1) 1962; 2) 1480; 3) 1132; 4) 1856; 5) 1957; 6) 1292.

31. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в. Выберите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду:

1) диссиденты;

2) петрашевцы;

3) народовольцы;

4) нигилисты;

5) черносотенцы;

6) декабристы.

32. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

Процессы (явления, события) Факты
а) распад Древнерусского государства; б) экономическая политика первых лет советской власти; в) осуществление политики коллективизации; г) реформы Н. С. Хрущева. 1) принятие декрета о социализации земли; 2) публикация статьи И. Сталина «Головокружение от успехов…»; 3) проведение Любеческого съезда; 4) введение совнархозов; 5) созыв Земского Собора; 6) принятие Закона «О кооперации в СССР».

33. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

События Участники
а) командовал парадом Победы 24.05.45; б) Смоленская война; в) Революция 1917 г.; г) Синопское сражение.   1) Иван III; 2) Л.Г. Корнилов; 3) М.Б. Шеин; 4) М.В. Скопин-Шуйский; 5) К.К. Рокоссовский; 6) П.С. Нахимов.

34. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента:

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
______________ (а) Восстания против сбора дани в пользу Золотой Орды в русских городах   Возникновение Английского парламента
______________ (б) Завершение формирования централизованного государства в России Крестьянская война в Германии  
XIX в. __________________ (в) Франко-прусская война
XVIII в. Правление Екатерины II ____________ (г)
ХХ в. ______________ (д) ________________ (е)  

1) Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками;

2) XVI в.;

3) «новый курс» Ф. Рузвельта в США;

4) Крымская война;

5) Варфоломеевская ночь во Франции;

6) Маньчжурская наступательная операция советских войск;

7) XIII в.;

8) казнь короля Людовика XVI во Франции;

9) XIV в.

35. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:

Памятники культуры Характеристики
а) «Поучение детям»; б) «Один день Ивана Денисовича»; в) «Синопсис»; г) «Последний день Помпеи». 1) автор назван в честь матери, бывшей дочерью византийского императора; 2) первая постановка оперы состоялась в 1890 г. в Мариинском театре; 3) автор – Иннокентий Гизель; 4) автору была присуждена Нобелевская премия по литературе; 5) автор выполнил на этой картине свой автопортрет.

36. На рубеже XVI – XVII веков Россия погрузилась в тяжелейший исторический период. Время с 1598 по 1613 годы принято называть Смутным временем, Смутой, сопряженной с утратой государственности, гражданской войной, иностранной интервенцией, тяжелейшими социальными, экономическими и политическими последствиями. Назовите причины Смутного времени в России. (Приведите не менее трех причин).

37. Что из названного относится к результатам принятия Соборного уложения:

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;

2) введение бессрочного сыска беглых;

3) ограничение самодержавной власти царя;

4) уничтожение различий между вотчиной и поместьем.

38. Причиной вступления России в Семилетнюю войну явилось (ась):

1) угроза интересам России и в Центральной Европе со стороны Пруссии;

2) необходимость получения выхода к незамерзающим портам;

3) захват Пруссией части территории России;

4) борьба за «польское наследство» между Россией, Пруссией и Австрией.

39. К числу причин военных поражений Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны относятся:

1) репрессии 1938-1939 годы;

2) отсутствие превосходства в танках, самолетах и артиллерии;

3) отсутствие военной доктрины;

4) наличие в СССР широкой оппозиции сталинскому режиму.

40. К целям экономической реформы 1965 г. можно отнести:

1) усиление административного контроля за деятельностью предприятий;

2) создание совнархозов;

3) значительное сокращение числа обязательных плановых показателей для предприятий.

4) переход к рыночной экономике

41. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями XVII века. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Государственные деятели События
а) Ф. М. Ртищев; б) Б. И. Морозов; в) А. С. Матвеев; г) А. Л. Ордин-Нащекин. 1) при Алексее Михайловиче фактически глава правительства, оправлен в ссылку после восстания 1648 г.; 2) автор Новоторгового устава 1667 г.; 3) «…устроил богадельню, которую содержал за собственный счет… /его почин привел/ к возбуждению вопроса о церковно-государственной благотворительности»; 4) участник жестокого подавления московского восстания 1662 г., советник царя; 5) командовал русским войском во время Крымских походов.

42. Созданный в 1815 г. «Священный союз» предусматривал необходимость:

1) восстановления во Франции власти Наполеона;

2) завоевания Россией побережья Черного моря;

3) поддержки легитимных монархий;

4) присоединения России к Континентальной блокаде.

43. Впишите пропущенное слово:

Вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счет местного населения в течение периода службы называлось _____________________.

44. Разгром войск вермахта под Москвой в декабре 1941 г. и последующее наступление Красной Армии сорвали германский план молниеносной войны и способствовали разоблачению мифа о непобедимости германской армии. Укажите причины победоносного исхода контрнаступления РККА под Москвой (Приведите не менее трех причин).

45. В первой половине XIX в. существование крепостного права в России препятствовало:

1) началу развития всероссийского рынка;

2) возникновению ремесленного производства;

3) возникновению помещичьих мануфактур;

4) развитию капитализма в сельском хозяйстве.

46. В первой четверти XIX в. с понятием «аракчеевщина» современники связывали:

1) разработку проектов, ограничивавших власть царя;

2) ослабление цензурного гнета, распространение иностранных книг;

3) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I;

4) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии.

47. Что из перечисленного ниже относится к причинам острого кризиса 1920 – начала 1921 годы:

1) негативные последствия продразверстки;

2) наступление А. И. Деникина на Москву;

3) проведение денежной реформы;

4) недовольство крестьян введением продналога.

48. Что было главным последствием Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны:

1) срыв плана «молниеносной войны» Германии против СССР;

2) открытие Второго фронта в Европе;

3) завершение коренного перелома в войне;

4) переход стратегической инициативы в руки советского командования.

49. Что из названного относится к причинам разрядки международной напряженности в 1970-е годы:

1) испытание первой атомной бомбы в СССР;

2) осознание руководителями мировых держав опасности для мира в ядерный век даже обычной войны;

3) ликвидация Организации Варшавского договора;

4) возможность перерастания локальных войн в конфликт между военно-политическими блоками;

5) установление стратегического паритета между СССР и США в ядерном вооружении;

6) вывод советских войск из Афганистана.

50. Что было итогом проведения во второй половине 1960-х годы экономической реформы под руководством А. Н. Косыгина:

1) создание совнархозов;

2) увеличение прибыли промышленных предприятий;

3) прекращение государственного планирования;

4) акционирование промышленных предприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: