1. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
1) отмена крепостного права в России;
2) принятие Манифеста о трехдневной барщине;
3) отмена урочных лет.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
1) принятие Флорентийской унии;
2) разрушение храма Христа Спасителя;
3) введение патриаршества в России.
3. Расположите в хронологической последовательности мероприятия правительства, связанные с решением «крестьянского вопроса»:
1) Манифест о трехдневной барщине;
2) отмена крепостного права;
3) введение Юрьева дня.
4. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
1) Корниловский мятеж;
2) отречение Николая II;
3) Кровавое воскресенье.
5. Какой ряд дат связан с этапами закрепощения крестьян в Российском государстве:
1) 1242 г., 1380 г., 1480 г.;
2) 1530 г., 1547 г., 1584 г.;
3) 1497 г., 1550 г., 1597 г.;
4) 1552 г., 1556 г., 1582 г.
6. Что из названного относится к причинам народных выступлений в «бунташном» XVII веке:
1) закрепощение крестьян и рост их повинностей;
2) введение рекрутской повинности;
3) ликвидация городского самоуправления;
4) разрушение крестьянской общины.
7. Что из названного было одним из следствий культурной революции в СССР в
1930-е годы:
1) возникновение множества творческих направлений в искусстве;
2) ликвидация массовой неграмотности населения;
3) появление первых высших учебных заведений для женщин;
4) установление широких контактов с деятелями европейской культуры.
8. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена:
1) митрополит Иларион;
2) патриарх Никон;
3) патриарх Филарет;
4) Иосиф Волоцкий.
|
9. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:
Термины | Определения |
а) детинец; б) тризна; в) секуляризация; г) «семибоярщина». | 1) правительство России, образованное после свержения В. Шуйского; 2) укрепление внутри города вокруг княжеского дворца; 3) языческий обряд, посвященный поминовению усопших; 4) круг соратников Ивана IV; 5) обращение церковной собственности в светскую; 6) пожалование земель церкви; 7) торговая сделка. |
10. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
1) вступление СССР в Лигу наций;
2) введение войск ОВД в Чехословакию;
3) отмена 6-й статьи Конституции;
4) отречение Николая II;
5) Брестский мир.
11. Ниже приведен перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в. Найдите термин, относящийся к другому историческому периоду:
Петрашевцы, выкупные платежи, контрреформы, семибоярщина, промышленный переворот, кредитные билеты.
12. В каком ряду названы фамилии руководителей советского наркомата иностранных дел:
1) М. М. Литвинов, В. М. Молотов;
2) М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов;
3) Г. К. Орджоникидзе, И. А. Лихачев;
4) Г. Г. Ягода, Н. И. Ежов.
13. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена:
1) Дмитрий Донской;
2) Иван III;
3) Федор Иванович;
4) Иван Калита;
5) Борис Годунов.
14. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:
|
Термины | Определения |
а) Хованщина; б) острог; в) издольщина; г) картель; | 1) деревянные укрепления в пограничной полосе древнерусских княжеств; 2) события, связанные со стрелецким бунтом в мае 1682 г.; 3) форма монополистического объединения, при котором теряется финансовая самостоятельность предприятий; 4) вид аренды земли, при котором арендная плата вносится частью урожая; 5) форма монополистического объединения, в рамках которого участники теряют производственную, а часто и юридическую самостоятельность; 6) название произведения Л.Н. Толстого. |
15. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
1) подписание в Риге мирного договора с Польшей;
2) введение войск ОВД в Чехословакию;
3) подписание в Раппало (близ Генуи) договора о восстановлении дипломатических отношений с Германией;
4) подписание пакта Риббентропа-Молотова;
5) вооруженный конфликт на КВЖД.
16. Ниже приведен перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям первой половины XX в. Найдите термин, относящийся к другому историческому периоду:
Сепаратный мир, продразверстка, национализация, промышленный переворот, комитеты бедноты, продотряд, троцкизм.
17. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента:
Событие | Дата | Участник (-и) |
Семибоярщина | _______________ (а) | _______________ (б) |
Хованщина | _______________ (в) | Царевна Софья, Шакловитый Ф. Л. |
___________________ (г) | 1722 г. | Петр I |
____________________ (д) | 1757-1761 годы | __________________ (е) |
1) введение «Табели о рангах»;
|
2) май 1682 г.;
3) Ф. И. Мстиславский;
4) Г. Распутин;
5) Цусимское морское сражение;
6) П. А. Румянцев;
7) участие России в Семилетней войне;
8) Утверждение «Основных государственных законов Российской империи»;
9) июль 1610 г.
18. Укажите термин, о котором идет речь:
«_____________ – органы центрального государственного управления в России и СССР, осуществлявшие отраслевое управление. Первоначально были введены на смену петровским коллегиям».
19. Укажите термин, о котором идет речь:
«_____________ – органы центрального государственного управления в Московской Руси – России, ведавшие отдельными отраслями хозяйства, государственной службы дел или управлявшие отдельными территориями страны».
20. Установите соответствие между положениями и названиями документов, в которых они отражены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
Положения | Документы |
а) «Нынешнее поколение советских людей в ближайшие 20 лет будет жить при коммунизме»; б) «В СССР построено развитое социалистическое общество»; в) «Необходимо поднять колхозную собственность до уровня общенародной»; г) «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». | 1) Конституция СССР 1977 г.; 2) работа И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма»; 3) Конституция РФ 1993 г.; 4) Программа КПСС 1961 г.; 5) Конституция СССР 1936 г.; 6) Федеративный договор 1992 г. |
21. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента:
Годы | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
1850-е | __________________(а) | Восстание сипаев в Индии |
_______________(б) | ___________________(в) | Франко-прусская война |
1848 – 1856 годы | «Мрачное семилетье» в эпохе правления Николая I | ___________________(г) |
1830-е | Начало промышленного переворота | ____________________(д) |
________________(е) | Реформы Александра I | Континентальная блокада Англии |
1) подготовка отмены крепостного права;
2) 1870-е годы;
3) Парижская коммуна;
4) ликвидация принципа нейтралитета Черного моря;
5) Боксерское восстание в Китае;
6) начало Викторианской эпохи в Англии;
7) 1800-е годы;
8) Революция и период Второй республики во Франции;
9) 1880-е годы
22. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию:
Памятники культуры | Характеристики |
а) «Житие протопопа Аввакума»; б) «Церковь Покрова в Филях»; в) «Сватовство майора»; г) «Иван Грозный и сын его Иван». | 1) автор – П.А. Федотов; 2) произведение было запрещено к публичному показу; 3) первое в отечественной литературе произведение автобиографического характера; 4) автор – Н.Н.Ге; 5) один из наиболее ярких образцов московского барокко. |
23. Расположите имена выдающихся деятелей культуры в хронологическом порядке их жизни и деятельности:
1) Уильям Шекспир;
2) Андрей Рублев;
3) Карл Брюллов.
24. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
События | Годы |
а) восстание древлян; б) Соляной бунт; в) Пугачевщина; г) Соловецкое сидение. | 1) 1773; 2) 945; 3) 1648; 4) 1668; 5) 1607. |
25. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к XIX в. Найдите термин, относящийся к другому историческому периоду:
Аракчеевщина, земская реформа, зубатовщина, отрезки, военные поселения, промышленный переворот.
26. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события) | Факты |
а) развитие законодательства; б) возникновение рабочего класса; в) реформы Петра I; г) создание советского государства. | 1) разгон Учредительного собрания; 2) принятие Соборного деяния об уничтожении местничества; 3) введение подушной подати; 4) Морозовская стачка; 5) созыв Земского собора. |
27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента:
Военачальник | Война | Деятельность |
П. С. Нахимов | _______________ (а) | руководство обороной Севастополя |
______________ (б) | Русско-турецкая 1735-1739 годы | ____________ (в) |
Ф. И. Толбухин | Великая Отечественная война | ____________ (г) |
______________ (д) | Русско-турецкая война 1787-1791 годы | был главнокомандующим русской армии |
1) Крымская (Восточная) война;
2) командовал Юго-Западным фронтом в ходе операции «Уран»;
3) командовал 4-м Украинским фронтом во время освобождения Крыма от войск вермахта;
4) командовал русской армией в Крыму и Бессарабии;
5) участвовал в Чесменской битве;
6) А. Г. Орлов;
7) Русско-турецкая война 1877-1878 годы;
8) Г. А. Потемкин;
9) Б. К. Миних.
28. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:
Памятники культуры | Характеристики |
а) «Слово о законе и благодати»; б) «Задонщина»; в) «Жизнь за царя»; г) «Архипелаг ГУЛАГ». | 1) В этом произведении раскрывается его симпатии к французским просветителям; 2) Вероятным автором является Софоний Рязанец; 3) Автор был первым митрополитом из русских; 4) Автору была присуждена Нобелевская премия по литературе; 5) Одна из первых русских опер. |
29. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности в таблицу:
1) Восстание И.И. Болотникова;
2) революция Мейдзи в Японии;
3) Пугачевщина.
30. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
События | Годы |
а) стояние на реке Угре; б) начало феодальной раздробленности; в) начало правления Даниила Александровича; г) события в Новочеркасске. | 1) 1962; 2) 1480; 3) 1132; 4) 1856; 5) 1957; 6) 1292. |
31. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в. Выберите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду:
1) диссиденты;
2) петрашевцы;
3) народовольцы;
4) нигилисты;
5) черносотенцы;
6) декабристы.
32. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
Процессы (явления, события) | Факты |
а) распад Древнерусского государства; б) экономическая политика первых лет советской власти; в) осуществление политики коллективизации; г) реформы Н. С. Хрущева. | 1) принятие декрета о социализации земли; 2) публикация статьи И. Сталина «Головокружение от успехов…»; 3) проведение Любеческого съезда; 4) введение совнархозов; 5) созыв Земского Собора; 6) принятие Закона «О кооперации в СССР». |
33. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
События | Участники |
а) командовал парадом Победы 24.05.45; б) Смоленская война; в) Революция 1917 г.; г) Синопское сражение. | 1) Иван III; 2) Л.Г. Корнилов; 3) М.Б. Шеин; 4) М.В. Скопин-Шуйский; 5) К.К. Рокоссовский; 6) П.С. Нахимов. |
34. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента:
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
______________ (а) | Восстания против сбора дани в пользу Золотой Орды в русских городах | Возникновение Английского парламента |
______________ (б) | Завершение формирования централизованного государства в России | Крестьянская война в Германии |
XIX в. | __________________ (в) | Франко-прусская война |
XVIII в. | Правление Екатерины II | ____________ (г) |
ХХ в. | ______________ (д) | ________________ (е) |
1) Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками;
2) XVI в.;
3) «новый курс» Ф. Рузвельта в США;
4) Крымская война;
5) Варфоломеевская ночь во Франции;
6) Маньчжурская наступательная операция советских войск;
7) XIII в.;
8) казнь короля Людовика XVI во Франции;
9) XIV в.
35. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:
Памятники культуры | Характеристики |
а) «Поучение детям»; б) «Один день Ивана Денисовича»; в) «Синопсис»; г) «Последний день Помпеи». | 1) автор назван в честь матери, бывшей дочерью византийского императора; 2) первая постановка оперы состоялась в 1890 г. в Мариинском театре; 3) автор – Иннокентий Гизель; 4) автору была присуждена Нобелевская премия по литературе; 5) автор выполнил на этой картине свой автопортрет. |
36. На рубеже XVI – XVII веков Россия погрузилась в тяжелейший исторический период. Время с 1598 по 1613 годы принято называть Смутным временем, Смутой, сопряженной с утратой государственности, гражданской войной, иностранной интервенцией, тяжелейшими социальными, экономическими и политическими последствиями. Назовите причины Смутного времени в России. (Приведите не менее трех причин).
37. Что из названного относится к результатам принятия Соборного уложения:
1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;
2) введение бессрочного сыска беглых;
3) ограничение самодержавной власти царя;
4) уничтожение различий между вотчиной и поместьем.
38. Причиной вступления России в Семилетнюю войну явилось (ась):
1) угроза интересам России и в Центральной Европе со стороны Пруссии;
2) необходимость получения выхода к незамерзающим портам;
3) захват Пруссией части территории России;
4) борьба за «польское наследство» между Россией, Пруссией и Австрией.
39. К числу причин военных поражений Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны относятся:
1) репрессии 1938-1939 годы;
2) отсутствие превосходства в танках, самолетах и артиллерии;
3) отсутствие военной доктрины;
4) наличие в СССР широкой оппозиции сталинскому режиму.
40. К целям экономической реформы 1965 г. можно отнести:
1) усиление административного контроля за деятельностью предприятий;
2) создание совнархозов;
3) значительное сокращение числа обязательных плановых показателей для предприятий.
4) переход к рыночной экономике
41. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями XVII века. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
Государственные деятели | События |
а) Ф. М. Ртищев; б) Б. И. Морозов; в) А. С. Матвеев; г) А. Л. Ордин-Нащекин. | 1) при Алексее Михайловиче фактически глава правительства, оправлен в ссылку после восстания 1648 г.; 2) автор Новоторгового устава 1667 г.; 3) «…устроил богадельню, которую содержал за собственный счет… /его почин привел/ к возбуждению вопроса о церковно-государственной благотворительности»; 4) участник жестокого подавления московского восстания 1662 г., советник царя; 5) командовал русским войском во время Крымских походов. |
42. Созданный в 1815 г. «Священный союз» предусматривал необходимость:
1) восстановления во Франции власти Наполеона;
2) завоевания Россией побережья Черного моря;
3) поддержки легитимных монархий;
4) присоединения России к Континентальной блокаде.
43. Впишите пропущенное слово:
Вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счет местного населения в течение периода службы называлось _____________________.
44. Разгром войск вермахта под Москвой в декабре 1941 г. и последующее наступление Красной Армии сорвали германский план молниеносной войны и способствовали разоблачению мифа о непобедимости германской армии. Укажите причины победоносного исхода контрнаступления РККА под Москвой (Приведите не менее трех причин).
45. В первой половине XIX в. существование крепостного права в России препятствовало:
1) началу развития всероссийского рынка;
2) возникновению ремесленного производства;
3) возникновению помещичьих мануфактур;
4) развитию капитализма в сельском хозяйстве.
46. В первой четверти XIX в. с понятием «аракчеевщина» современники связывали:
1) разработку проектов, ограничивавших власть царя;
2) ослабление цензурного гнета, распространение иностранных книг;
3) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I;
4) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии.
47. Что из перечисленного ниже относится к причинам острого кризиса 1920 – начала 1921 годы:
1) негативные последствия продразверстки;
2) наступление А. И. Деникина на Москву;
3) проведение денежной реформы;
4) недовольство крестьян введением продналога.
48. Что было главным последствием Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны:
1) срыв плана «молниеносной войны» Германии против СССР;
2) открытие Второго фронта в Европе;
3) завершение коренного перелома в войне;
4) переход стратегической инициативы в руки советского командования.
49. Что из названного относится к причинам разрядки международной напряженности в 1970-е годы:
1) испытание первой атомной бомбы в СССР;
2) осознание руководителями мировых держав опасности для мира в ядерный век даже обычной войны;
3) ликвидация Организации Варшавского договора;
4) возможность перерастания локальных войн в конфликт между военно-политическими блоками;
5) установление стратегического паритета между СССР и США в ядерном вооружении;
6) вывод советских войск из Афганистана.
50. Что было итогом проведения во второй половине 1960-х годы экономической реформы под руководством А. Н. Косыгина:
1) создание совнархозов;
2) увеличение прибыли промышленных предприятий;
3) прекращение государственного планирования;
4) акционирование промышленных предприятий.