Тема 2. Цикличность развития рыночной экономики.




 

1. Понятие экономического цикла. Фазы экономических циклов и их характеристика.

2. Виды (типы) циклов и причины их возникновения.

 

Вопрос.

Рыночная экономика очень не стабильна. Экономическая история имеет большое множество примеров, когда за периодом промышленного роста и экономической стабильности наступал период спада, сокращения производства и роста безработицы.

Экономисты попытались найти этому причину. Среди них нет единодушия при ответе на вопрос – в чем причина экономического цикла? Все причины, вызывающие циклические колебания, делят на:

· Внешние (экзогенные) причины;

· Внутренние (эндогенные) причины.

·

Экзогенные теории объясняют циклические колебания причинами, лежащими за пределами экономической системы. К ним относятся:

· Психологические установки (оптимизм, пессимизм и т.д.)

· Динамика и миграция населения

· Открытия науки и техники, новых земель и природных ресурсов

· Политические шоки

· Природные катаклизмы

 

Эндогенные теории объясняют циклические колебания причинами, лежащими внутри экономической системы. К ним относятся:

· Стимулирующая или сдерживающая кредитная политика ЦБ, налогово-бюджетная политика ЦБ, инвестиционная политика ЦБ

· Активизация или спад потребительской активности

· Обновление основного капитала

· Внедрение инноваций

· Антимонопольная политика государства

 

Под экономическим циклом подразумевается период развития экономики между двумя одинаковыми состояниями конъюнктуры.

 

t1 и tn - начало и конец периода исследования

Т – линия тренда, или долговременные тенденции в развитии экономики.

a, b, c, d, e, f – переменные точки

I – кризис

II - депрессия

III - оживление

IV – подъем

 

Исходная фаза экономического цикла – кризис. Он проявляется в перепроизводстве экономических благ. Произведенной продукции больше по сравнению с платежеспособным спросом на нее, следовательно, наблюдается падение цен, это ведет к понижению прибыли, падению производства или банкротству фирм, а значит, растет безработица и снижается совокупный спрос.

После кризиса наступает депрессия. Производство уже не сокращается, но и не увеличивается, товарные излишки постепенно заканчиваются, следовательно, растут цены на товары и услуги, цены на факторы производства, наоборот, низки: уровень зарплаты, стоимость ресурсов, ставка ссудного процента и т.д. При этом инвестиционной активности не наблюдается, так как в условиях пессимистических ожиданий фирмы не имеют стимулов осуществлять капиталовложения.

Оживление. Фирмы приспосабливаются к новым условиям рынка и постепенно начинают увеличивать производство, осуществлять инвестиции, вместе с этим начинают увеличиваться ставки ссудного процента, зарплаты, норма прибыли и другие ресурсы. Происходит переход к подъему.

Фаза подъема характеризуется тем, что уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растут занятость, товарный спрос, уровень цен, ставка процента, рынок переполняется нереализованным товаром и начинается новый промышленный кризис.

 

Вопрос.

Распространена классификация по продолжительности, в которой выделяются три типа циклических колебаний:

· Краткосрочный цикл

· Среднесрочный цикл

· Долгосрочный цикл

 

К краткосрочным циклам относят циклы Китчина (циклы запасов) продолжительностью 2-4 года. Они возникают при колебаниях продажных цен товаров на рынке и тем самым вызывают изменения в движении товарно-материальных запасов фирм.

 

Рис. 2.1

 

К среднесрочным циклам относят циклы Жугляра и циклы Кузнеца. Основную причину среднесрочных циклов видят в обновлении активной части основного капитала. Например: инвестиции в оборудование, машины и т.п. При этом инвестиции – самый нестабильный компонент совокупного спроса, т.к. они реагируют на ряд политико-экономических факторов, что усиливает макроэкономические колебания.

Циклы Жугляра (бизнес-циклы), продолжающиеся 7-11 лет, связывают с промышленными изменениями в отдельных отраслях, и обновления основных производственных фондов фирмы.

Циклы Кузнеца (строительные циклы) продолжительностью 15-20 лет связывают с увеличением национального дохода, что способствует увеличению иммиграции и как следствие увеличение инвестиций в жилищное строительство, а это в свою очередь стимулирует предпринимательский сектор расширять производство, например строить новые производственные мощности.

 

Долгосрочные циклы связывают с длинными волнами Кондратьева, продолжительностью 48-55 лет. Он обобщил статистический материал основных макроэкономических показателей (цены, проценты, зарплата) ведущих рыночных стран и получил следующие выводы: наряду с малыми циклами есть так же большие циклы экономической конъюнктуры, длительностью 48-55 лет.

Перед началом большого цикла накапливается достаточно свободных денежных средств, что позволяет кредиторам понизить процентную ставку, кроме того накопилось значительное количество нововведений. Все эти условия способствуют инвестиционной активности в инновации, таким образом, начало большого подъема связывают с массовым внедрением в производство нововведений и инноваций.

 

 

Тема 3. Макроэкономическое равновесие в модели “AD-AS”

1. Понятие совокупного спроса и факторы его определяющие

2. Понятие совокупного предложения и факторы его определяющие

3. Базовая модель макроэкономического равновесия “AD-AS”

4. Эффект «Храповика»

 

 

Вопрос.

При макроэкономическом анализе под рынком товаров и услуг понимается совокупность отношений, связанных с куплей-продажей всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода/времени и предназначенных для конечного использования.

Этот рынок является центральным звеном общей системы взаимосвязанных рынков. Результаты и закономерности его функционирования во многом определяют состояние других рынков (земли, труда и пр.).

Изучение взаимосвязи рынков в рамках единой системы возможно при помощи модели совокупного предложения.

АД – суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес и государство при различном уровне цен. Иначе, АД – это совокупные расходы общества.

В соответствии с распределением расходов в состав АД входят:

AD=C+Ig+G+NE, где

С – потребительские расходы домашних хозяйств

Ig – валовые частные инвестиции

G – расходы государства в виде государственных закупок товаров и услуг

NE – чистый экспорт

 

Ig = In+D, где

D-амортизация

In- чистые инвестиции

 

NE = E-Z, где

Е – экспорт

Z – импорт

 

Большую часть АД составляют расходы населения на товары потребительского назначения.

Под инвестиционными расходами понимается спрос фирм и домашних хозяйств на инвестиции. Фирмы за счет инвестиций осуществляют капиталовложения в основные производственные фонды с целью их обновления и увеличения; домашние хозяйства покупают жилье, что тоже является частью инвестиций.

Расходы государства - G (в виде государственных закупок товаров и услуг) включают расходы правительства на приобретение конечных товаров или других общественных благ, на оплату услуг образования, здравоохранения и выплату зарплаты государственным служащим.

NE – представляет собой разность между экспортом (E) и импортом (Z).

Е – платежи иностранцев за создаваемые в стране товары.

Z – расходы экономических агентов данной страны на оплату товаров, произведенных за границей.

 

Отрицательный наклон АД объясняется действиями трех макроэкономических эффектов:

1. Эффект процентной ставки (Кейнса) состоит в том, что при росте цены и при неизменности прочих условий (денежная масса – const), процентная ставка растет, что вызывает сокращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, следовательно – сокращается АД.

2. Эффект реального богатства (Пигу) заключается в том, что при росте уровня цен богатство представляется в виде финансовых активов обесценивается, что приводит к сокращению АД.

3. Эффект импортных закупок выражается в том, что при росте цен и при неизменности прочих условий (валютный курс) отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары относительно дешевыми и спрос на отечественные товары сокращается.

 

АД может смещаться вправо (увеличение AD) или влево (сокращение AD). Влияют на это неценовые факторы.

К неценовым факторам АД относится все то, что влияет на:

· Потребительские расходы (благосостояние потребителя, налоги и т.д.)

· Инвестиционные расходы фирм (процентная ставка, налоги, субсидии и т.д.)

· Государственные расходы (государственная политика)

· Чистый экспорт (курс валюты и т.д.)

 

 

2 вопрос.

Совокупным предложением (AS) называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которые фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен.

Иначе AS определяет расходы общества или созданный ВНП.

На графический вид кривой AS влияет уровень цен и продолжительность рассматриваемого периода времени. Поэтому следует различать долгосрочные и краткосрочные кривые AS.

В макроэкономике предполагается, что в долгосрочном периоде все цены как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются примерно в одной и той же пропорции. В краткосрочном периоде предполагается, что либо товарные цены, либо цены на ресурсы гибкостью не обладают.

Рассмотрим поведение фирм в долгосрочном периоде. Если фирмы ожидают пропорциональное изменение цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов наращивать объемы производства. Фирмы справедливо предполагают, что их издержки производства на покупку ресурсов вырастут в той же пропорции, что и цены на произведенную ими продукцию. Поэтому AS – вертикальная линия.

У* - потенциальный объем национального производства при полной занятости.

Рассмотрим поведение фирм в краткосрочном периоде: если фирмы рассчитывают на то, что в течение определенного периода цены на ресурсы, а значит, издержки производства останутся без изменения, то в ответ на увеличение АД фирмы будут увеличивать объемы производства при сложившемся уровне цен. Тогда AS в краткосрочном периоде примет вид горизонтальной линии. Если фирмы будут рассчитывать на то, что при росте AS, цены на ресурсы будут расти, но в меньшей пропорции чем товарные цены, то AS будет иметь положительный наклон.

Объединив все 3 возможные ситуации, получим AS в общем виде:

В таком виде AS соединила альтернативные взгляды:

- функционирование экономики в краткосрочном периоде при сохранении стабильности цен рассматривается в кейнсианской теории. Отсюда отрезок 1 называют кейнсианским отрезком.

- функционирование экономики в долгосрочном периоде при поддержании полной занятости всех ресурсов является предметом изучения классической школы, соответственно отрезок 3 называется классическим.

- второй отрезок называют промежуточным.

Отрезок 1 кривой AS соответствует состоянию экономики находящейся в депрессии (недоиспользуются производственные мощности, безработица, имеются резервы и запасы ресурсов, цены не изменяются).

2 участок означает, что экономика в фазе подъема с частичной занятостью, когда цены и зарплата могут изменяться.

3 отрезок AS характеризует экономику, достигшую своего потенциального роста, все ресурсы задействованы в производстве и имеется полная занятость.

 

 

Вопрос.

Макроэкономическое равновесие достигается тогда, когда AD=AS, при этом механизм формирования равновесного объема национального производства будет зависеть от того, на каком из своих отрезков AS пересечет AD.

Точка Е1 – равновесие при неполной занятости, но без инфляции. Приспособления экономики в случае отклонения от равновесия происходит за счет колебаний в объемах производства (У).

В кейнсианской теории главную роль в формировании равновесного объема национального производства играет AD. Кейнс считал, что рост производства возможен за счет недоиспользованных ресурсов. AD обеспечивается государственными заказами. Государственные расходы способствуют росту предпринимательской деятельности созданием дополнительных рабочих мест и, следовательно, уменьшению безработицы.

Точка Е2 – равновесие при небольшом повышении цен и состояние экономики, близкое к полной занятости. Отклонения от Е2 будет сопровождаться изменениями и уровня цен и объема производства.

В отдельных отраслях уже оказываются занятыми все трудовые и производственные ресурсы. В такой ситуации, чтобы расширить объем производства, необходимо повышение цен на факторы производства, чтобы привлечь дополнительные ресурсы. Рост цены труда повлечет за собой рост издержек фирм, на что фирмы отреагируют повышением цен на произведенную продукцию.

Точка Е3 – равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией. Если увеличится AD, то фирмы не смогут увеличить производство из-за отсутствия ресурсов и, следовательно, повышают цены на товары. Поэтому «скольжение» вдоль отрезка 3 кривой AD сопровождается только изменением цен, а объем производства неизменен.

Классическая концепция управления экономикой основана на том, что рыночный механизм сам обеспечивает состояние полной занятости без вмешательства государства. Равновесное значение объема национального производства полностью определяется факторами предложения и, прежде всего, объемом имеющихся производственных ресурсов и их производительностью. А AD влияет лишь на уровень цен.

 

4 вопрос.

Эффект Храповика рассматривается кейнсианской школой. Он базируется на неэластичности цен в сторону понижения. Подобно храповому колесу, которое может вращаться только в одном направлении, цены также могут изменяться лишь в сторону повышения, а понизить цены сложно.

Начальное макроравновесие находится в точке Е1 при уровне цен Р1 и объеме производства у1. Несмотря на то, что это равновесное состояние, оно может находиться далеко от уровня полной занятости.

В этой ситуации государство ставит задачу достичь макроравновесия на уровне у2 и справляется с задачей, осуществляя, например, государственные расходы, и тем самым стимулирует рост до AD2.

Новое макроравновесие возникает при более высоком уровне цен Р2, но и при более высоком объеме производства (у2). Но возможно правительству не удается поддерживать совокупный спрос на новом уровне и тогда AD2 возвращается на AD1. Проблема в том, что из-за неэластичности цен в обратную сторону экономика приходит не в точку Е1, а в точку Е3, что ухудшает исходную ситуацию, так как новый высокий уровень цен Р2 сочетается с низким уровнем производства у3. Эффект храповика показывает опасность непродуманного экономического роста. Если его не удается поддерживать на заданном уровне, то откат назад может привести к ухудшению исходной ситуации.

 

Тема 4. Макроэкономическое равновесие товарного рынка. Потребление, сбережение, инвестиции.

  1. Потребление и сбережение: функции потребления и сбережения, их взаимозависимость. Природа склонности к потреблению и сбережению. Психологический закон Кейнса.
  2. Инвестиции. Факторы, которые влияют на динамику инвестиций. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
  3. Инвестиции и эффект инвестиционного мультипликатора.

 

 

1 вопрос.

В Кейнсианской модели совокупный спрос зависит от функций потребления (С) и сбережения (S).

Потребление (C) в макроэкономике – совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В кейнсианской теории главным фактором, определяющим уровень потребления, является текущий доход домашних хозяйств, поэтому в общем виде можно записать так: потребление – это функция от располагаемого дохода. Располагаемый доход – это суммарный общий доход минус налоги (T).

C=F(Yd) Yd=Y-T

Предпосылкой такого анализа является психологический закон Кейнса:

«Люди склонны увеличить свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход. То есть при возрастании дохода (У) потребление так же увеличивается, но в целом отстает от увеличения дохода, так как у домашних хозяйств появляется возможность сберегать часть дохода»

Помимо дохода на объем потребления оказывают влияние объективные факторы (уровень цен, процентная ставка и т.д.) и субъективные факторы (ожидания потребителей, склонность к потреблению и сбережению). Среди перечисленных факторов наиболее важное значение имеет показатель предельной склонности к потреблению (MPC). MPC показывает какую часть от каждой единицы дополнительно располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления.

MPC = ΔC/ΔYd

0<MPC<1

Если MPC=0, то весь прирост дохода направляется на сбережения.

Если МРС=1, то весь прирост дохода потребляется.

Если бы расходы в точности соответствовали доходам, то кривая потребления совпадала бы с линией дохода.

На практике такого совпадения не происходит, и только часть доходов расходуется на потребление. Тогда наклон С определяет показатель MPC.

 

Существует потребление и при нулевом уровне дохода, это возможно за счет заимствования или продажи имущества (сейчас сюда же относится пособие по безработице, но когда это разрабатывал Кейнс, пособия еще не существовало). В данном случае речь идет об автономном потреблении (СА), то есть о потреблении, которое не зависит от дохода.

 

С учетом всех факторов функция потребления будет выглядеть так:

C=CA+Yd*МРС

Точка А показывает минимальный доход, который полностью потребляется. Левее точки А тот доход, которого не достаточно даже для потребления («жизнь в долг»). Правее нее область сбережения (S)

Сбережение (S) – потребление, перенесенное на будущее. То есть, часть дохода не потребляется в настоящее время. Сбережения так же является функцией от дохода.

S=F(Yd) Y=C+S.

Так же на потребление влияет субъективный фактор – это предельная склонность к сбережению.

 

MPS показывает, какая часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода идет на увеличение сбережений.

 

MPS=ΔS/ΔYd

Коэффициент MPS также изменяется от нуля до единицы, а раз так, то справедливо, что MPC+MPS=1.

С учетом всех факторов наша функция сбережения будет записываться:

S=-Ca+Yd*MPS

 

2 вопрос.

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в различные отрасли внутри страны и за её пределами с целью получения прибыли.

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода и темпы его роста. Особенность инвестиций заключается в том, что они сильно зависят от изменения хозяйственной конъюнктуры и поэтому их величина очень не стабильна. Динамика инвестиций зависит от двух наиболее важных факторов:

Инвестиции очень подвержены различным изменениям (нестабильность в политической сфере – инвестиции уходят из страны и т.д.), но мы рассмотрим 2 наиболее важных.

 

1 – уровень реальной процентной ставки (r);

2 – изменения реального объема национального дохода (ΔУ).

I=F(r, ΔУ), где I – инвестиции

 

В зависимости от роли этих факторов в формировании спроса на инвестиции они делятся на автономные и индуцированные.

Автономными называются инвестиции, осуществляемые при неизменном спросе на блага, они не зависят от изменения дохода. Эти инвестиции осуществляются с целью внедрения новой техники или замены старой. Основная часть таких инвестиций осуществляется за счет заемных средств. Платой за привлечение заемных средств является процентная ставка.

мы видим, что если процентная ставка будет высокая, то инвестиционная активность со стороны бизнеса будет низкая, иначе активность инвестиционная будет высокой, будет расширяться бизнес, потому что заемный капитал обходится более дешево.

 

 

Индуцированными называются инвестиции, порождаемые устойчивым ростом спроса на товары, соответственно они зависят от изменения дохода. Для определения объема инвестиций индуцированных устойчивых изменений спроса на благо необходимо знать, сколько единиц дополнительного капитала потребуется для производства дополнительных единиц продукции. Это показывает коэффициент акселератора (V).

 

V=ΔI/ΔY=MPI (предельная склонность к инвестициям).

Коэффициент акселератора показывает, какой нужен прирост инвестиций в связи с приростом НД. Этот же показатель можно показать как коэффициент предельной склонности к инвестированию.

 

Акселератор представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному росту дохода, потребительского спроса или готовой продукции.

 

I=Ia+Y*MPI – общая формула

 

Итак, автономные инвестиции не зависят от изменения дохода и не реагируют на изменение спроса, они зависят от процентной ставки. Цель – обновление или расширение бизнеса. Индуцированные будут существовать только тогда, когда достаточно длительное время наблюдается прирост дохода → согласно психологическому закону Кейнса потребление увеличивается → увеличивается совокупный спрос, чтобы его удовлетворить фирме нужны дополнительные индуцированные инвестиции. Это характеризует коэффициент акселератора.

 

Взаимосвязь инвестиций и сбережений.

Источником инвестиций являются сбережения. При этом мы определили, что уровень инвестиций и уровень сбережений определяется различными факторами.

Сбережения – это располагаемый доход за вычетом расходов на личное потребление.

S=F(Y)

Инвестиции в целом можно характеризовать как функцию от процентной ставки.

I=F(r)

На рисунке видно, что с ростом уровня процентной ставки до r1 инвестиции уменьшаются до I1, так как становятся дорогими для бизнеса (заемщика), а величина S увеличивается (S1) вследствие того, что у домохозяйств появляется возможность приумножить свой доход вследствие высокой ставки. Таким образом, чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций и выше уровень сбережений.

 

 

Важнейшую макроэкономическую пропорцию можно представить следующим образом:

Y=C+S

Вместе с тем расходы общества можно представить как потребление(С) и инвестиционный спрос (I), тогда

Y=C+I

C+S=C+I S=I, но S – функция от дохода (S=f(Y)), а Инвестиции – функция от процентной ставки (I=f(r)).

Поэтому чтобы достигнуть этой пропорции (S=I), необходимо добиться сочетаемости 4 факторов.

Если накопленые сбережения трансформируются в реальные инвестиции, то это будет означать равновесие и динамику на рынке. Но к сожалению, источник инвестиций – сбережения, зависящие от дохода. А динамика развития зависит от процентной ставки.

 

 

3 вопрос.

Прирост инвестиций приводит к приросту дохода. Как показывает практика, доход растет гораздо интенсивнее, чем увеличиваются инвестиции. Если инвестиции растут на какую-то величину, то для соответствующего прироста дохода необходимо эту величину умножить на некое число – это и есть инвестиционный мультипликатор.

Инвестиционный мультипликатор – коэффициент, на который нужно умножить прирост инвестиций, чтобы получить прирост дохода.

 

Пусть первоначально объем инвестиций, направленных на строительство нового моста, = $100 тыс. Все владельцы факторов производства получат свой доход. Часть своего заработка домохозяйства потратят на потребительском рынке, другая часть сберегается. Потраченная часть на товарном рынке увеличивает денежный доход других экономических агентов. Процесс начинает захватывать все новые слои субъектов и возникает цепная реакция – начальная часть в виде инвестиций вызовет рост дохода и совокупного спроса более чем на $100 тыс.

ΔY=ΔI*mI

mI – мультипликатор

mI = 1/MPS = 1/1-MPC

MPS+MPC=1

MPC=0.8 1/1-0.8=5

ΔY=100тыс.*5=500тыс.

 

Таким образом, инвестиционный мультипликатор – коэффициент, показывающий взаимосвязь между приростом инвестиций и полученным в результате этого приростом дохода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: