Формирование социалистической культуры




Е годы

v Наука

Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивали сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные учёные считали своим долгом работать на благо Родины, хотя и не
разделяли идей большевиков.
Плодотворно работали основоположник теории самолётостроения Н. Е. Жуковский, создатель геохимии и биохимии В. И. Вернадский, химик Н. Д. Зелинский, биохимик А. Н. Бах, отец космонавтики К. Э. Циолковский, лауреат Нобелевской премии физиолог И. П. Павлов, агроном И. В. Мичурин, биолог К. А. Тимирязев и др.

Культура

· Некоторые деятели культуры Серебряного века считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу твор­чества, они избрали удел эмигрантов. К середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Ша­ляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и др. Кри­тическую позицию по отношению к большевистской власти за­нимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.

Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ах­матова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, оста­ваясь на Родине, ушли в глубокую духовную оппозицию.

Многие, напротив, воспевали в своих произведениях революцию: В. В. Маяковский («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блок («Двенадцать»), К. С. Петров-Водкин в картинах («1918 год в Петрограде») и Б. М. Кустодиев («Большевик»).

v Литература

· 1920-е гг.существование различных литератур­ных объединений: Пролеткульт (Пролетарская культура - литературно-художественная и культурно-просвети­тельская организация, проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого.) (А. А. Богданов), Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) (А. Серафимо­вич, А. Фадеев и др.), Левый фронт (ЛЕФ) (В. Ма­яковский, Н. Асеев и др.), «Серапионовы братья» (М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин), «Перевал» (Э. Багрицкий, А. Малышкин и др.).

· В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14-69»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренёва («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Весёлого («Россия, кровью умытая») и др. Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. А. Есенина.

· Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Этот жанр был представлен рассказами М. М. Зощенко, романом И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. В. Маяковского «Клоп», «Баня».

v Живопись

· В живописи продолжалось соперничество реалисти­ческого и модернистского направлений. Художники состояли в различных группах: Ассоциация худож­ников революционной России (АХРР), «Общество художников-станковистов», «Четыре искусства», Общество московских художников (ОМХ).

· Новому времени и новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, зовущие на борьбу, агитирующие за коммунистическое будущее. Поэтому расцветает искусство плаката, появляются талантливые мастера этого жанра — В. Дени («Банда Деникина», «Кулак-ми­роед»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помоги!»).

· Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла своё воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 1920-е гг. скульптор И. Д. Шадр («Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год»).

v Скульптура

Большое значение новая власть придавала монументально­му искусству, считая, что оно способно на века запечатлеть нужные революции образы. В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социа­листической революции ». Был составлен список революционных деятелей, монументы которым должны быть установлены в первоочередном порядке.

v Архитектура

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложив основы современного индустриального дизайна.

 

1930-е годы - укрепление контроля партии над ду­ховной жизнью общества

· объединение деятелей культуры и искусства в про­фессиональные союзы: советских писателей (1934 г.), композиторов, художников, архитекторов и др.

Цель: обеспечение полного идеологического конт­роля;

· утверждение жёстких канонов художественного творчества — единственно верный метод литерату­ры - социалистический реализм - направление в культуре, считался официальной идеологией в СССР. Общие черты: присутствие нового героя - революционера пролетария, коммуниста; воспевание коммунистических идеалов; отражение и оценка жизненных ситуаций с точки зрения марксизма - ленинизма).

· борьба с так называемым формализмом: требова­ние создания образа положительного героя, реше­ния воспитательных задач средствами литературы; запрещение постановки пьес М. А. Булгакова «Баг­ровый остров», «Мольер», оперы Д.Д. Шостаковича «Екатерина Измайлова», расстрел В. Э. Мейерхольда;

· 1932 г. — последняя в СССР выставка художников- авангардистов (К. С. Малевич, П. Н. Филонов и др.);

· репрессировано около 1000 идейно чуждых писа­телей (Н. Клюев, П. Васильев, О. Мандельштам и др.);

· реконструкция Москвы и Ленинграда — снос мно­гих архитектурных памятников, особенно религи­озного назначения (храм Христа Спасителя, сотни церквей, усадеб, Сухарева башня и Красные ворота в Москве и др.)

· Создание системы культурно-просветительных уч­реждений: клубы, Дома культуры, библиотеки, музеи.

· 1930-е гг. оставили великолепные портреты кисти М. Нестерова, П. Кончаловского, П. Корина, скульп­турную группу «Рабочий и колхозница» В. Мухи­ной, созданную для павильона СССР на Междуна­родной выставке 1937 г. в Париже.

· Крупнейшими явлениями музыкального искусства явились произведения С. Прокофьева (музыка к ки­нофильму «Александр Невский»), А. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Шостако­вича, песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Со­ловьёва-Седова.

· Значительный шаг в своём развитии сделал кине­матограф:

В историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», «Александр Невский», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Первый звуковой советский фильм «Путёвка в жизнь» (1931 г., реж. Н. И. Экк), филь­мы «Чапаев» (реж. Г. и С. Васильевы), «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» (реж. Г. Александров) со­здание фильмов, проникнутых оптимизмом и уве­ренностью в завтрашнем дне.

· Огромной популярностью пользовались артисты эст­рады В. Козин, Л. Утёсов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: