Профессор классической филологии Базельского университета (1869—1879).




Немецкий философ, представитель иррационализма,

Один из основателей «философии жизни».

Профессор классической филологии Базельского университета (1869—1879).

Благодаря болезни он был избавлен от военной службы и посвятил себя пауке; благодаря болезни он не увяз навсегда в науке и филологии; болезнь бросила его из Базельского университетского круга в “пансион”, в жизнь, и вернула его самому себе. Болезни глаз обязан он “освобождением от книг”, “величайшим благодеянием, которое я оказал себе”... Даже внешние события его жизни обнаруживают направление развития, противоположное обычному. Жизнь Ницше начинается старостью. В двадцать четыре года, когда его сверстники еще предаются студенческим забавам, пьют пиво на корпорантских пирушках и устраивают карнавалы, Ницше — уже ординарный профессор...

В тридцать с лишним лет, когда нормально человек только начинает свою карьеру, в возрасте, когда Гете получает чин статского советника, а Канти Шиллер — кафедру, Ницше уже отказался от карьеры и со вздохом облегчения покинул кафедру филологии... В тридцать шесть лет Ницше - философ вне закона, аморалист, скептик, поэт и музыкант — переживает “лучшую юность”, чем в своей действительной юности... Неимоверен, беспримерен темп этого омоложения. В с лет язык Ницше, его мысли, все его существо содержит больше красных кровяных шариков, больше свежих красок, отваги, страсти и музыки, чем в семнадцать лет». (Цвейг, 1990, с. 9Н 99, 104, 128-129.)

«В конце концов, болезнь принесла мне величайшую пользу: она выделила меня среди остальных, она вернула мне мужество к себе самому». (Письмо от 10.04.1888 г)

«Художника рождают исключительные обстоятельства, они глубоко родственны болезненным явлениям и связаны с ними; так что, видимо, невозможно быть художником и не быть больным». (Ф. Ницше)

«Не только разум тысячелетий - но и безумие их проявляется в нас. Опасно быть наследником". Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра"

Специалисты приписывали его душевное расстройство не только сильному умственному переутомлению, по вредным воздействиям хлорала на функции мозга. “Лично я считаю это последнее обстоятельство крайне усугубляющим”, — заявил профессор Луи Левин. Мозг Ницше работал столь лихорадочно, что он не мог спать по ночам. Тогда врачи приписали в качестве лекарства хлорал, ссылаясь на абсурдный довод, что этот препарат совершенно безвреден. Он употреблял его, правда, в огромных количествах, ускорив, таким образом, процесс разрушения своих умственных способностей.

По некоторым данным, в период сентября-октября 1882 года Ницше трижды покушался на самоубийство. Нет, он желал не столько избавиться от страданий, сколько предупредить сумасшествие, равное для него смерти.

Окончательный диагноз: шизофреноподобная, экспансивная форма прогрессивного паралича. Заражение сифилисом — в середине июня 1865 г.

С конца 1888 г. начинается распад психики с нарастанием слабоумия и выраженными психическими расстройствами.

Начало1889 г. - первые явные признаки душевного расстройства... 3 января апоплексический удар на улице и окончательное помрачение. Рассылка безумных почтовых открыток до 7 января... 10 января больного помещают в психиатрической клинике... Диагноз Вилли: “Paralysis progressiva”. Этот диагноз, для подтверждения которого будет выдумана гипотеза о сифилитической инфекции, подвергнется впоследствии решительному опровержению со стороны ряда крупных психиатров. Д-р К. Гильдебрандт: “Нет и следа доказательств того, что Ницше в 1866 году заразился сифилисом”. Д-р Г.Эманюэль: “По нынешнему состоянию клинической психиатрии известные нам данные из истории болезни Ницше недостаточны для того, чтобы положительно заключить к диагнозу paralysis progressiva”. Д-р О. Бинсвангер: “Данные анамнеза, касающиеся происхождения болезни Фридриха Ницше, настолько неполны и отрывочны... что окончательное суждение об этиологии его заболевания не представ­ляется возможным”... 17 января мать с двумя сопровождающими отвозит больного сына в психиатрическую клинику Йенского университета.

В дальнейшем болезнь протекала более бурно. Ницше страдал постоянной бессонницей, днем и ночью распевал не- аполитанские песни или выкрикивал бессвязные слова, испытывал постоянное возбуждение и отличался чудовищным аппетитом.

Болезнь Ницше относится к группе шизофренических расстройств. Уже задолго до начала собственно психического заболевания обнаруживались многочисленные признаки шизоидной психопатии с истерическими чертами. Наконец, на почве шизоидного предрасположения развилась параноидная шизофрения с исходом в слабоумие.

«Из всего написанного я люблю только то, что человек пишет собственной кровью...

Боль заставляет кур и поэтов кудахтать».

Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра»

Творчество философа через хронологическую при­зму развития его нервного заболевания.

Итак, июль 1865 г. — ранний сифилитический менингит. 1872 г.— Ницше пишет свое первое сочинение “Рождение трагедии из духа музыки”. 1873 г. — третичный сифилис мозга; в этом же году опубликованы “Несвоевременные размышления”. В 1878 г. Ницше издает “Человеческое, слишком человеческое”. 1880 г. — начало прогрессивного пара­лича с эйфорией и экспансивностью. 1881 г. — “Утренняя заря”, 1882 г. — “Веселая наука”. С 1880 по 1883 г. — первый приступ паралича с бредом и галлюцинациями, протекающий по типу шизофреноподобного заболевания. В 1883—1884 гг. Ницше пишет свою знаменитую книгу “Так говорил Заратустра”. В 1885 г. прогрессирует сифилитическое поражение мозга, наступает расстройство зрения. 1886 г. — он заканчивает “По ту сторону добра и зла”. Конец 1887 г. — начало второго приступа паралича с прогрессирующим ухудшением психики. В 1888 г. Ницше создает свое последнее философское произведение — “Антихристианин”.

Уже весной 1888-го у него пропада­ют какие бы то ни было сдерживающие начала: тексты становятся все более циничными и разрушительными... В таком состоянии написан Заратустра. По словам кого-то из критиков, автор этой поэмы не Ницше, а хлоралгидрат, возбуждавший нервную систему поэта и деформировавший его видение жиз­ни. Патологические особенности про­изведения — отсутствие сдерживаю­щих центров, сверхэкзальтация, духов­ный оргазм, признаки мании величия, обилие бессмысленных восклицаний и т.п. Болезнь совершенно не затронула интеллектуальной мощи “последнего ученика Диониса”. Может быть, даже обострила ее.

Наиболее блестящие идеи являлись ему в состоянии патологического возбуждения. Вот почему многие им произведений написаны в форме афоризмов и параграфов.

Особенно смелым полетом, смелым как никогда больше, отличалась его мысль в начале 1876 года... Это был момент, когда Ницше почти достигает максимальной высоты своего философского мышления, но покупает его ною своего психического и физического переутомления: у него возобновились мигрени, боли в глазах желудке... В течение января и февраля 1875 года Ницше ничего не пишет; он ощущает полный упадок энергии. “Очень редко, минут 10 за две недели пишу “Гимн одиночеству”. Он умел наслаждаться зрелищем своих страданий и прислушивался к ним как к перемешивающимся звукам симфонии; в такие минуты он не ощущал никакой нравственной боли, а с каким-то мистическим наслаждением созерцал вс трагизм своего существования.

|В 1880 г. Ницше признается своему врачу доктору Эйзеру: “Существование стало для меня мучительным бременем, и я давно покончил бы с ни если терзающий меня недуг и необходимость ограничивать себя решительно во всем не давали мне материала для самых поучительных экспериментов наблюдений над сферою нашего духа и нравственности”. Патологическое у Ницше в последние десять лет эпизодически оказывало совершенно явное действие на его творческую продукцию, но до этого его негативная тенденция способствовала позитивной... Чем больше его основное пессимистическое настроение обусловливалось неблагоприятной судьбой и продолжительным физическим заболеванием, тем сильнее у него проявлялась потребность по контрасту вызывать жизнеутверждение и подчеркивать оптимизм своего мировоззрения.

Своим книгам он дает разные более или менее вычурные названия, но все эти книги, в сущности, одна книга. Можно во время чтения заменить одну другой и не заметить этого. Это целый ряд бессвязных мыслей в прозе и топорных рифмах без конца, без начала. Редко вы встретите хоть какое-нибудь развитие мысли или несколько страниц подряд, связанных последовательной аргументацией. Ницше, очевидно, имел обыкновение с лихорадочной поспешностью заносить на бумагу все, что приходило ему в голову, и когда накапливалось достаточно бумаги, он посылал ее в типографию, и таким образом создавалась книга.

Его философия— философия физического и духовного здоровья. Того, Него так не хватало теряющему рассудок творцу. Она — неадекватная реакция на себя: немощь, перенапряжение, предчувствие безумия, сострадание породили свою противоположность — героику жизненности и силы, а параноическая ремиссия придала им драматический отблик гениально-безумного. ("Паралич был дрожжами к тому тес­ту, из которого был замешан Ницше”)... Если изучать духовное развитие Ницше с естественнонаучной, медицинской точки зрения, то здесь можно увидеть процесс паралитического растормаживания и перерождения различных функций, иначе говоря, — процесс подъема от уровня нормальной одаренности в холодную сфер кошмарного гротеска, смертоносного познания и нравствен­ного одиночества.

Философия Ницше неотрывна от его душевной жизни и имеет глубоко личный характер, делающий его тексты своеобразным духовным автопортре­том... Безумие в известной мере спасло Ницше от “окончательности”, от“договаривания до конца”. Все его книги не завершены, философское завещание не написано. Болезнь, поразившая его в тридцатилетнем возрасте, лишила Ницше возможности систематического продумывания собственных идей, до­шедших до нас в состоянии in statu nascendi. Он сам прекрасно сознавал это, признаваясь, что так и не пошел дальше попыток и дерзаний, обещаний и всевозможных прелюдий. В этом, может быть, главная прелесть Ницше — “магическое обаяние изначальности”. “Причесанный”, систематизированный Мифотворец был бы противоестественным: болезнь была не наказанием, а “даром Божиим” — благодаря ей тексты Ницше и сегодня “парят”, дышат, вибрируют.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину — ко злу».

Ф. Ницше

Фридрих Ницше представляет один из ярчайших примеров влияния психического расстройства на творчество. Причем влияния далеко неоднозначного: в чем-то положительного, в чем-то негативного. Еще раз подчеркнем, что гений был первичен, должен был существовать ДО начала разрушающей стадии болезни. Психическое заболевание на первых своих стадиях прида­ло его творчеству именно то своеобразие и ту индивидуальность, благодаря которым Ницше и завоевал популярность, а затем и славу гения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: