МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

для студентов 2 курса дневной и заочной формы обучения

Академии биоресурсов и природопользования

 

Дисциплина ФИЛОСОФИЯ

 

Направления подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья 19.03.03 Продукты питания животного происхождения
35.03.01 Лесное дело 35.03.04 Агрономия
35.03.05 Садоводство 36.05.01 Ветеринария

 

 

Симферополь 2019
Методические рекомендации к написанию рефератов разработаны в соответствии с рабочими программами дисциплины «Философия» по специальностям:

19.03.02 Продукты питания из растительного сырья 19.03.03 Продукты питания животного происхождения
35.03.01 Лесное дело 35.03.04 Агрономия
35.03.05 Садоводство 36.05.01 Ветеринария

 

 

Разработчик(и): Ильянович Екатерина Борисовна, доц., к. филос. н., доц.

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры философии естественнонаучного профиля

 

Протокол № ____ от «___» ___________________ 2019 г.

 

Зав. кафедрой философии естественнонаучного профиля

______________/ Габриелян О.А./

Согласовано с учебно-методической комиссией философского факультета Таврической академии

 

Протокол № ____ от «___» ___________________ 2019 г.

 

Председатель / Костромицкая А.В.


 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Реферат является одной из форм самостоятельной работы обучающегося, и представляет собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

Реферат – это работа, освещающая небольшой вопрос или проблему, по которым уже имеется общепризнанная в науке точка зрения, концепция, теория. Данный вид письменной работы должен раскрыть основные сведения по теме и представлять краткое точное изложение содержания первоисточников. Реферат обязательно должен содержать творческое и/или критическое авторское осмысление реферируемых источников. Объем реферата обычно составляет 10-20 страниц текста (за исключением титульного листа и приложений)

Цель написания реферата – выработка навыков работы с литературными источниками, а также изучение причин, условий и подходов к решению вопросов и освещению проблем по определенной теме.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При написании реферата обучающийся должен продемонстрировать:

· знания: исследуемой темы;

· умения: грамотного планирования, квалифицированной интерпретации полученных фактов и сведений при работе с источниками;

· владение навыками: работы с источниками, грамотного представления полученных данных.

Критерии оценки реферата

отлично обучающийся демонстрирует: выполнение всех требований к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению
хорошо обучающийся демонстрирует: выполнение основных требований к реферату с небольшими недочётами: в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении
удовлетворительно обучающийся демонстрирует: существенное отступление от требований к реферированию, в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании, отсутствует вывод
неудовлетворительно обучающийся: не раскрывает тему реферата; обнаруживается существенное непонимание проблемы, не представил реферат

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Тему реферата необходимо согласовать с преподавателем, руководствуясь предложенной тематикой или личными интересами по проблемам изучаемой дисциплины.

Студент при написании реферата должен самостоятельно изучить рекомендованную литературу и структурировать собранный материал согласно плану. При этом необходимо продемонстрировать навыки анализа и обобщения соответствующего материала, понимание проблемы и путей её решения.

Текст реферата должен отвечать требованиям логичности и последовательности изложения материала, опираться на чёткие аргументы и выводы. Язык и стиль изложения должны быть научными. При подготовке реферата необходимо продемонстрировать умение выражать свои мысли в понятной форме, не допуская разночтений, неоднозначностей и противоречий. Исключается использование разговорной лексики и обыденной речи, экспрессивных высказываний, эмоциональных оценочных суждений, в т.ч. выраженных восклицательными и вопросительными предложениями, многоточиями и т. п.

Повествование ведется от 3 лица, допустимо использование местоимений 1 лица во мн. числе («мы»; «по нашему мнению»; «с нашей точки зрения» «по мнению автора» и т.п.). Прежде всего, работа должна быть написана грамотно, быть тщательно вычитанной и выверенной, исключать стилистические, семантические, синтаксические, фактические и прочие ошибки.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

Реферат необходимо оформить согласно общепринятых требований.

Работа сдаётся в печатном виде (шрифт текстового редактора Word Times New Roman, размер 14 кегль, междустрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине, абзац – отступ 1 см) на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210х297 мм), до тридцати строк на странице. Текст необходимо печатать, сохраняя поля таких размеров: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм; либо все поля по 2 см.

Структура реферата должна соответствовать требованиям, предъявляемым к таким видам учебной деятельности студентов. Необходимо наличие обязательных элементов: титульный лист, содержание (план), введение, основная часть, выводы, список использованной литературы, приложения (при необходимости).

Титульный лист реферата должен содержать:

• наименование профилирующего министерства;

• наименование высшего учебного заведения, кафедры, ведущей дисциплину;

• название работы (тема);

•фамилию, инициалы автора;

• курс, группу, специальность, факультет, где учится студент;

• шифр и наименование специальности (направления подготовки);

• учёную степень, звание, должность, фамилию и инициалы преподавателя;

• город и год написания реферата.

 

Образец плана реферата

План (Содержание)

Введение........................................................................3

Параграф (глава) 1.........................................................5

Параграф (глава) 2.........................................................8

Параграф (глава) 3……………………………………10

Выводы..........................................................................12

Список использованной литературы ………………..15

 

Например, для написания реферата на тему «Проблема «архэ» в античной философии» можно составить такой план:

Введение...................................................................................................3

1. Особенности античной философии: поиск первоначала.........................................................................................................4

2. Понятие «архе» и его роль в древнегреческой культуре……7

3. Проблема первоначала в размышлениях античных философов……………......................................................................................9

Выводы..................................................................................................11

Список использованной литературы..................................................10

Приложения..........................................................................................12

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА

Во введении определяются актуальность, цель и задачи написания реферата, по возможности дается общая характеристика соответствующей изучаемой теме литературы и состояния разработки исследуемой проблемы в современном научном знании. Обзор литературы по теме может быть отражен в такой форме: «в работе использовались следующие источники…». Актуальность темы (для чего нужно исследовать тему) должна раскрывать важность и значимость её изучения для науки, философии, практики. Цель исследования (раскрывает тему) может быть сформулирована так: «описать, проанализировать, определить». Для реализации цели необходимо решение следующих задач (отражаются в названиях параграфов или глав): «осуществить анализ, изучить, охарактеризовать» (сформулировать 3-4 пункта задач, каждая из которых будет соответствовать параграфам).

В рефератах допускается раскрытие не менее 2 вопросов по теме, название которых отражается в плане, а раскрытие – в самом тексте работы в соответствующем параграфе. Содержание основных вопросов (1, 2, 3) должно раскрывать сущность соответствующей проблемы (в каждом вопросе необходимо рассмотреть различные аспекты проблемы) и возможные пути её решения. Для подтверждения своих мыслей желательно приводить практические примеры, использовать статистические данные, таблицы, схемы, диаграммы и другой аналитический материал.

В заключении (выводах) подводятся итоги проделанной работы, устанавливаются зависимости, констатируются факты, осуществляются обобщения или даются практические рекомендации.

При оформлении списка литературы следует перечислить названия книг и статей, которые были использованы при написании работы. Необходимо правильно указывать автора (авторов), название, место и год издания, страницы соответствующего литературному источнику.

Ориентировочный объем реферата должен составлять 10-15 страниц. Количество источников в списке литературы должно соответствовать количеству страниц всего реферата (т.е. 10-15 наименований при кол-ве станиц от 10 до 15) ± 25 %.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ССЫЛОК

При использовании цитат необходима ссылка на источник. Ссылки приводятся в виде заключенных в квадратные скобки номера источника (номера источника, под которым он находится в списке литературы) и страницы источника, где взята цитата.

При прямом цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания. При непрямом цитировании – когда передаётся основной смысл заимствованного текста, но не дословно, ссылка также необходима. В таком случае кавычки не требуются. Например, прямое цитирование: И.С. Тургенев писал: «Жалок тот, кто живет без идеала» [1, c. 5]. Непрямое цитирование: И.С. Тургенев критически относился к тем, кто живёт без каких-либо идеалов [1, c. 5].

В данном случае И.С. Тургенев – автор, который стоит под номером 1 в списке литературы реферата. Цифра 5 означает номер той страницы произведения автора, где взята сама цитата. Список литературы лучше формировать не по алфавиту, а по мере использования источника в тексте и ссылке на него, так как практически невозможно цитировать так, чтобы фамилии авторов либо названия работ шли последовательно по алфавиту. К примеру, произведение И.С. Тургенева может идти по списку литературы первым, так как именно на него даётся первая ссылка, первой используется его цитата, а Аристофан – вторым или последним, так как к нему автор реферата обращается позже.

При использовании электронных источников информации ссылка также обязательна, так как подобная информация имеет своего автора и является его интеллектуальной собственностью. Оформляется так: Печчеи А. Человеческие качества [Электронный ресурс]. URL: https://www.a-future.ru/chelovecheskie-kachestva-a-pechchei.html (дата обращения 02.03.04)

Список использованных источников и литературы располагается после текста и оформляется следующим образом: ФИО автора (или фамилия и инициалы). Название работы. Город: издательство, год. Общее количество страниц. Например: Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Наука, 1970. – 384 с.

Если в качестве источника используется статья из журнала, тезисы, материалы конференций или просто часть книги, то данный источник оформляется следующим образом: Инициалы и фамилия автора. Название статьи // Название книги (или сборника статей). Год выпуска. Том. Номер выпуска. Номера страниц цитируемой части. Например:

Ильянович Е.Б. Биотехнологии как фактор развития техногенной цивилизации // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 6. №4. С. 197-202.

 


 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

1. Философия и её место в системе наук.

2. Роль философии в жизни современного техногенного общества.

3. Проблема осмысления природы в философии.

4. Эволюция предмета философии.

5. Природа философского знания.

6. Ключевые проблемы философии.

7. Проблема метода философии.

8. Основные категории философии.

9. Миф как древнейший тип мировоззрения.

10. Религия как тип мировоззрения.

11. Философия и наука: сциентизм и антисциентизм как типы мировоззрения.

12. Обыденное мировоззрение и его специфика.

13. Феномен научного мировоззрения.

14. Проблема антропогенеза: основные концепции.

15. Потребности и ценности человека: философское осмысление.

16. Метафизика как учение о сверхчувственных началах бытия.

17. Философская мысль Древнего мира: основные персоналии, школы и идеи.

18. Философская мысль Средневековья: основные персоналии, направления и идеи.

19. Философия эпохи Возрождения: основные персоналии, направления и идеи.

20. Философия Нового времени: основные персоналии, направления и идеи.

21. Феномен Просвещения в западноевропейской мысли: основные представители и философские идеи.

22. Понятие и характеристики неклассической философии.

23. Основные направления современной философии: представители и ключевые идеи.

24. Антропологический поворот Сократа и его сущностный смысл.

25. Концепция «Осевого времени» К. Ясперса и её сущностный смысл.

26. Коперниканский переворот И.Канта и его сущностный смысл.

27. Философия техники: предмет и ключевые проблемы.

28. Философия науки: предмет и ключевые проблемы.

29. Философская антропология: предмет и ключевые проблемы.

30. Теория познания: предмет и ключевые проблемы.

31. Феноменология: предмет и ключевые проблемы.

32. Философия культуры: предмет и ключевые проблемы.

33. Онтология: предмет и ключевые проблемы.

34. Характерные особенности отечественной философской традиции.

 


ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РЕФЕРАТА

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

 

Таврическая академия

 

Кафедра философии естественнонаучного профиля

 

Учебная дисциплина: ФИЛОСОФИЯ

РЕФЕРАТ

 

на тему_______________________________________________________

Подготовил(а):

___________ Ф.И.О. __________________

студент(ка) 2 курса, группы_____

специальности_______________________

факультета__________________________

дневной (заочной) формы обучения

 

Проверила:

к.филос.н, доцент, доц. каф. Ильянович Е.Б.

 

 

Симферополь – 2019

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К НАПИСАНИЮ

РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Основная учебная литература:

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов[авт. колл.:Фролов И. Т. и др.]; [Электронный ресурс]. - 3-е изд., Перераб. и доп. - М.:Республика, 2003.- 623 с. - Режим доступа:https://philosophy.mipt.ru/учебники / frolovintro

2. Алексеев, П. В. История философии [Текст]: учебник / П. В. Алексеев, 2014. - 236 с.

3. Кальной И. И. Философия. Учебник. 2-е изд. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2010. – 496 с.

4. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов – М.: Инфра-М, 2009.

5. Лазарев Ф. В., Трифонова М.К. Философия: Учеб. пособие. Изд-е 2, доп. и перераб. – Симферополь: СОНАТ, 2003.

6. Основы философии [Текст]: учеб. / В. П. Кохановский [и др.]; ред. В. П. Кохановский, 2015. - 230 с.

7. Спиркин, А. Г. Философия [Текст]: учеб. для бакалавров / А. Г. Спиркин, 2014. - 828 с.

 

Дополнительная учебная литература:

1. Алексеев, П. В. Социальная философия [Текст]: учеб. пособие / П. В. Алексеев, 2014. - 253 с.

  1. Антология мировой философии. В 2-х томах. – М., 1968.

3. Багдасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. История, философия и методология науки и техники. Учебник. – М., 2014

4. Гайденко П. П. История западноевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: Наука, 2010.

5. История религии [Электронный ресурс]: хрестоматия. Учебное пособие /Козловская Н. В. - Минск: Вышэйшая школа, 2012 ЭБС IPRbooks

6. Канке, В. А. История, философия и методология техники и информатики [Текст]: учеб. для магистров / В. А. Канке, 2013. - 407 с.

7. Канке, Виктор Андреевич. История, философия и методология естественных наук [Текст]: учеб. для магистров / В. А. Канке, 2014. - 504с.

8. Лебедев, С. А. Философия науки [Текст]: учеб. пособие для магистров / С. А. Лебедев, 2014. - 296 с.

9. Мифы народов мира / [электронное издание; под ред. С.А. Токарева]. – Москва, 2008. – 1147. Ссылка на книгу в интернете https://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/2730/3412_1_o.pdf

  1. Новейший философский словарь / Сост. и гл. ред. Грицанов А.А. – 3-е изд., испр. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
  2. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. – М. 2000-2001.

12. Основы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. М., «Высшая школа». 2000.

  1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от античности до наших дней: В 4-х т. – СПб., 1997.

14. Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 2013

15. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.

16. Степин В. С. Философия. Методология. Наука. – М.: Наука, 2009

17. Степин В.С., Горохов В.Г., Розин В.М. Философия науки и техники. Учебник. – М., 1996

18. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Методические материалы:

1. Буряк В.В., Рыскельдиева Л.Т. История древней философии: Индия, Китай, Греция. – Симферополь, 1998. – 97с.

2. Кальной И.И. Философия: Учебник. – Симферополь: Бизнес-информ, 2004. - 448 с.

3. Лазарев Ф. В., Трифонова М.К. Философия: Учеб. пособие. Изд-е 2, доп. и перераб. – Симферополь: СОНАТ, 2003.

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

 

- Текстовые ресурсы ИФ РАН: https://iphras.ru/page52248384.htm

- Портал «Гуманитарное образование» https://www.humanities.edu.ru/

- Видео-лекции. Стёпин В.С. Философия и наука. / [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=ml7vES2U5k0

 

Электронные библиотеки:

Электронная библиотека СГАУ; https://library.sgau.ru · https://ru.wikipedia.org/wiki/ ·

Электронная библиотека «Гумер» http//www.gumer.info/bibliotek_Buks/Soc/philos

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ); https://www.rsl.ru/ru/s2/s101

Публичная Электронная Библиотека: https://lib.walla.ru

Сайты:

Сайт «Мир философии» http:// yafilosof.ru

Сайт ИФ РАН: https://www.philosophy.ru

 

Прочие сайты:

https://filosof.historic.ru

https://lib.ru/

https://books.atheism.ru/

https://religion.irk.ru

https://nauki-online.ru/religiovedenie

https://www.alleng.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: