Структура философии в современной философской науке такова:
1) Онтология – учение о бытии
2) Гносеология – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методов познания и т.д
3) Антропология – учение о человеке
4) Аксиология – учения о ценностях
5) Методология – учение о методах, методиках, способах и средствах познания
6) Логика – учение о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности
7) Этика – учение о морали и нравственности, добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастье
8) Эстетика – учение о прекрасном во всех его проявлениях.
Опишем более подробно каждое учение.
1) Онтология («онтос»-бытие, «логос»-учение) – дословно учение о бытии.
Категория бытия является самой фундаментальной категорией философии и обычно выступает в паре с категорией «небытия», т.е «ничто».
Онтология отвечает на вопрос «что существует?», т.е. что обладает статусом бытия в этом мире.
В зависимости от философского направления, таким статусом в материализме обладают материи, в идеализме – идеи, в дуализме – материальное и идеальное, в плюрализме – множество исходных форм.
Категория бытия стала предметом исследования в античности в так называемый Элейской школе. Родоначальник в лице Ксенофона и центральная фигура Парменид разработали теорию бытия, открыли факт самого бытия.
По словам Гегеля философия приобретает зрелую форму у элеатов, хотя она зародилась в милетской школе. В рамках милетской школы впервые был поставлен вопрос о первоначале всего сущего. Милетцы представляли бытие, основу всего сущего, как вещество, например, у Фалеса – вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксагора – смесь всех веществ, которые потом обнаруживают себя в этом мире, у Анаксимандра - апейрон, т.е. материальная, качественно неопределнная и бесконечная частица, у Гераклита – огонь. Представителей школы объединяет также то, что все они – монисты, т.е. признают только одно начало сущего.
В Пифагорейской школе бытие предстало как число, геометрическая форма. «Число – это сущность всех вещей», «Все подобно числу» - известные высказывания Пифагора. и только у элеатов, в Элейской школе, философская мысль поднимается до категории бытия вообще, бытия как такового. Элеаты первыми зафиксировали онтологическую и гноселогическую проблематику и положили начало всей многовековой традиции западного философского рационализма, т.е. принципа тождества мышления и бытия: истинное бытие – это то и только то, что мыслится разумом (Парменид). По существу, элеаты подготовили философский смысл формулы я=есть, которую можно было бы уточнить утверждением «Я есть во что бы то ни стало».
С тех пор, с открытия бытия элеатами, все философские учения обязательно включили в свой состав онтологию.
2) Гносилогия (от «гносис»-познание) то есть учение познания.
Отвечает на следующие вопросы: познаваемо ли то, что существует? Познаваемо ли человеком? Как познаваемо? Может ли человек составить, представить себе адекватный мир?
В основе лежат 2 ответа: оптимистичный и пессимистичный.
Оптимистичный: гноселогические оптимисты считают, что человек может познать мир адекватно и действовать в соответствии с этим познанием (материалисты, плюралисты,..).
Пессимистичный: гносеологические пессимисты – агносисты, агностики, считают, что мир непознаваем чловеком либо в целом, либо в какой-то части.
Например, к агностикам иногда относят Иммануила Канта, который считает, что есть мир как вещь в себе, т.е независимый от нашего познания, и есть мир для нас. Мир как вещь по Канту не познаваем для нас, мы знаем только мир для нас.
3) Анропология – отвечает на вопрос «кто такой человек»?
К антропологии относятся вопросы, сформулированные Хоссе-Ортега-Гассетом: «кто мы? откуда мы? Куда мы идеи?»
4) Аксиология – учение о ценностях, самый молодой раздел философии. Конец 19в. возникновение аксиологического учения.
Отвечает на вопросы: ради чего, ради каких ценностей живет человек? В чем смысл человеческого бытия?
Данное учение возникло на основе ценностного кризиса человеческого общества.
В к.19 века, Ф. Ницше констатировал: «Бог мертв. И это мы убили Бога. Мы слишком снизили планку Бога, упростили святое место». Любовь – есть святоместо. Там, где любовь, там и мы.
Такие ценности как деньги, власть, слава, нация, мировая религия, идея, вождь, партия – когда-то занимали место Бога, намереваясь стать главными. Но ни одна из них с ролью вечной ценности так и не справилась.
5) Методология – раздел философии, отвечает на вопрос как человек познает и преобразует мир. Это наука, раздел философии, исследующий средства, пути, методы, какими человек познает мир и пребразует его. Методы познания и преобразования мира имеют разный статус, они дел-ся на: общефилософские, общенаучные, частнонаучные.
Общефилософские методы задают предельную систему координат, в которую исследователь вписывает мироздание. Диалектика – один из методов, означающий что мир в целом и каждая вещь явления, события, мира представляют собой единство противоположностей.
Субъективная диалектика – это диалектика мышления.
К общенаучным методам относятся анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, моделирование, формализация и т.п.
Частнонаучные методы отталкиваются от специфически самого изучаемого предмета науки, поскольку у разных наук качественно разные подходы, нужно острожно относиться к переносу, но возможна и междисциплинарная методология, в которой синтезируются, объединяются методы различных дисциплин.
Логика
Раздел философии, наука о формах и закономерностях мышления. От лат. «логос» - двояко и как слово, и как закономерность.
В логике происходит относительное отделение формы мышления от его предметного содержания. Содержательная сторона мышления – это то, о чем мы мыслим. И по предмету наше мышление очень различно. Сколько людей – столько и мнений. Помимо того, о чем мы мыслим, есть формальная сторона мышления – то, как мы мыслим.
Фундаментальный вклад в возникновение логики внесли 3 великих ученых – Сократ, Аристотель и Платон, а также софисты во главе с Протогором. Софисты обнаружили серьезные проблемы в мышлении, обратили внимание на форму мышления. Отец логики – Аристотель. Он исследовал и выявил такие формы мышления, как доказательство и опровержение, умозаключение, суждение (простое и сложное), понятие. О чем бы мы не рассуждали, мы пользуемся понятиями, суждениями, аргументацией. Логика присутствует в рассуждениях каждого из нас, но знание ее форм и законов позволяет обнаружить возможные софизмы, невольные логические ошибки. Развитие логики в конечном счете привело к возникновению вычислительной и компьютерной техники, одним из разделов современной математики является математическая логика.
7) Этика – это раздел философии, философская наука о всеобщих формах моральной регуляции отношений между людьми. Этика зародилась в древней философии, в трудах Аристотеля. Исторически этика дифференцировалась, современизировалась. От нее отпочковалась аксиология.
8) Эстетика – раздел философии, философская наука о всеобщих формах переживания человеком его бытия в мире. Для эстетики характерны категории прекрасного, безобразного, возвышенного, драматического и.т.д.