Притча «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна)




ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИИНГА «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»

 

 

Программа структурирована по принципу соответствия основным ме­тодам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазви­тии личности.

Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и— деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Программа включает 3 этапа.

I этап — ориентировочный (3-5 занятий).

Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Ос­новное содержание образуют психотехнические упражнения, направ­ленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на само­определение и самосознание.

II этап— развивающий (23-25 занятия).

Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение соб­ственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовос­питания и саморазвития.

III этап — закрепляющий (2-3 занятия).

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления само­оценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закреп­ляющего характера.


Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал про­щания.

В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика и песочная терапия.

Программа предназначена для социально-психологической рабо­ты с детьми подросткового возраста, общеобразовательных классов и адаптирована для детей коррекционных классов, с задержкой психи­ческого развития.

Занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю по 1,5 часа, в коррекционных классах два раза в неделю, по 40-60 минут. Группа набирается по результатам диагностики из 6-8 классов, в ко­личестве 15-25 человек с повышенным уровнем тревожности, с низ­кой самооценкой.

Основная идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т. е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

 

Занятие № 1. Куда же нам плыть?

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, озна­комление с основными принципами работы социально-психологиче­ского тренинга, первичное освоение приемов самодиагностики и спо­собов самораскрытия, а также активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Знакомство

— Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу, по часовой стрелке) будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений и одно желаемое хобби, то, которое вы хотели бы иметь, но которое пока по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вто­рым, прежде чем рассказать о себе, повторит сказанное первым. На­чиная с третьего все будут повторять то, что расскажут о себе два пре­дыдущих человека. Итак: имя, хобби реальное и хобби желаемое...

Беседа о психологии

— Я люблю психологию — науку о душе, потому что мне бесконеч­но интересна моя собственная душа и души других людей. При этом устройство души мне бесконечно интереснее устройства космоса, ком­пьютера, цветка... Поэтому я выбрала психологию своей профессией.

Душа есть у каждого из здесь присутствующих двуногих бескры­лых, и у каждого из вас ваша собственная душа весьма интересна... Психологами являются все, кто интересуется душой. Поэтому я могу назвать вас коллегами и поделюсь с вами некоторыми правилами профессии.

Правило первое. «Не лезь в душу, если тебя не приглашают». Это значит, что я не буду (и другим не советую) высказываться о душев­ной жизни кого-либо из здесь присутствующих без его (или ее) спе­циальной просьбы. Поэтому, если у вас есть вопрос, спрашивайте устно или письменно.
Правило второе. На некоторые вопросы я буду отвечать только с глазу на глаз. Я гарантирую, что сообщенная информация останется в тайне. Все, о чем пойдет речь в группе, не будет выноситься за рамки группы.

Мне интересны все разделы психологии, но это не значит, что все так же интересно и моим ученикам. Поэтому будем все время догова­риваться с группой, чем нам стоит заниматься вместе.

Психолог работает по следующим направлениям.

Психолог стремится узнать: как устроена душа? Что такое эмо­ции, воля, память, воображение, мышление, внимание, интуиция, склонности, способности? Зачем мне дарованы все эти свойства? Что бы было, если бы у меня не было, к примеру, эмоций? Чем мое воображение или воля отличаются от воли и воображения другого человека?

Психолог любит измерять все душевные качества: свои и других людей: определять, какой именно у человека характер, темпера­мент, тип личности, способ обучения, стиль общения... Для изме­рения всех психологических качеств психологи создают особые измерительные приборы, которые называются тестами. Умение пользоваться тестами и проводить тестирование — одно из многих профессиональных умений психологов.

Психолог надеется и верит в возможность помочь себе и другим людям в решении их личных проблем, например таких:


Как достичь взаимопонимания?


Как найти и сохранить друзей и любимых?

Как сохранить или восстановить душевное равновесие?

Как достичь своих высших возможностей?

Психолог учится сам и учит других навыкам общения, понима­ния, владения собой, запоминания, концентрации внимания, т. е. всем полезным навыкам, которые необходимы для того, чтобы хо­рошо выполнять любую деятельность, лучше учиться, более ус­пешно строить свои отношения с другими людьми.

Психолог изучает, как происходит развитие и изменение душев­ной жизни, различных психологических качеств у людей разных возрастов. Чем, например, подростки отличаются от детей и взрос­лых? Как условия жизни влияют на становление характера чело­века? Какой бы я была, если бы родилась в XX веке в Италии? Какой я могу стать, если уеду жить в США? Можно ли повлиять на развитие психических качеств: сделать человека умнее и доб­рее? Может ли человек это сделать сам...

3. Здравствуй, я рад познакомиться!

— По уже сложившейся традиции тренинговых групп для быст­рейшего знакомства каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т. е. укажет на карточке свое имя, которым будет пользоваться на протя­жении всего тренинга.

При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которое вы носите с детства; игровое имя, например героя любимого мульт­фильма или литературного персонажа; имя своего близкого друга или хорошего знакомого. Вам предоставляется полная свобода выбора. Решайте!

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. За­тем вам нужно прикрепить свою визитку себе на одежду. В дальней­шем на всем протяжении занятий вы должны обращаться друг к дру­гу по этим именам.

У вас 3 минуты для того, чтобы вы сделали свои визитки и под­готовились к знакомству. Затем вам дается 10 минут, чтобы попри­ветствовать возможно большее количество участников, начав диалог словами: «Здравствуй, я рад с тобой познакомиться...» (далее следует назвать имя человека, которого вы приветствуете, согласно его визит­ной карточке).

Во время взаимных приветствий вам нужно подчеркнуть свою ин­дивидуальность, сказать о себе так, чтобы ваш партнер сразу запом­нил вас. Например: «Здравствуй, я рад с тобой познакомиться. Меня зовут Саша. Больше всего я люблю компьютерные игры и сам учусь составлять программы для них».

Все внимательно слушают друг друга, чтобы запомнить индиви­дуальные качества собеседников. Затем, когда приветствия завершат­ся, каждый участник группы по кругу называет всех своих новых зна­комых, т. е. тех участников, с которыми ему удалось познакомиться. При этом нужно вспомнить индивидуальность каждого из них.

Правила нашей группы

— После того как мы познакомились, приступим к изучению ос­новных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке пра­вил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушай­те предлагаемые правила.

1. ^ Доверительный стиль общения.

Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участ­ники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста.

^ 2. Общение по принципу «здесь и теперь».

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характер­но стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить собы­тия, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

3. ^ Персонификация высказываний.

Для более откровенного общения во время занятий мы отказы­ваемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считает, что...» на такое: «Я считаю, что...»; «Некоторые из нас ду­мают...» на «Я думаю...» и т. п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поня­ли» на конкретную реплику: «Оля и Саня не поняли меня».

4. ^ Искренность в общении.

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это пра­вило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

^ 5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким пред­логом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что ни­кто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделил­ся с нами во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши высказывания могут стать известны другим людям, помимо чле­нов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

6. ^ Определение сильных сторон личности. '

Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положи­тельные качества человека, с которым мы вместе работали. Каж­дому члену группы — как минимум одно хорошее и доброе слово.

7. ^ Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участ­ника, а только его действия и поведение. Мы не используем вы­сказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем «Ты пло­хой человек», а просто подчеркнем: «Ты плохо поступил».

^ Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

^ Активное участие в происходящем.

Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую ми­нуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать парт­нера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все вре­мя внимательны к другим, нам интересны другие люди.

10. ^ Уважение к говорящему.

Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внима­тельно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хо­чет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мне­ние, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы за­даем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Ассоциации

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договаривают­ся между собой, кого из присутствующих участников тренинга они «задумывают».

Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом, то каким?»

Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая свое мнение. Вопросы могут быть самыми разными. Единственное условие состо­ит в том, что они должны задаваться опосредованно, в описательной форме: «Если бы этот человек был домом (картиной, погодой, цвет­ком, едой, видом транспорта и т. п.)...»

Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загада­ли, он называет его. Можно угадывать до трех раз. Затем выходит следующий водящий и т. д.

В том случае, когда ведущий становится водящим (по желанию группы), он может получить обратную связь дополнительно о мане­ре вести психотренинг, об удовлетворенности занятиями членами группы.

7. ^ Ритуал прощания

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие № 2. Кто Я?

Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения, способство­вать самоанализу участников. Развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

Ритуал приветствия

Продолжение знакомства

Дети группы сидят в кругу.

— Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объ­ект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение вы бы выбрали.

3. Кто я?

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлага­ется разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпи­тетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши роди­тели, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же во­прос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписан­ные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему по­пался. Затем листочки снова складываются на стол и каждый заби­рает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

1. повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

2. о чем это может говорить (например, об открытости человека в об­щении);

3. насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

4. отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

5. совпадают или не совпадают Я-концепция и представления дру­гих об этом человеке;

6. из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за пре­зентацию себя другим людям) и т. д.

Притча «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна)

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокарка­ла: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С ка­ким самомнением она выступает, будто это султан собственной пер­соной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее опере­ние — что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом отве­тил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбо­родок портит мне шею. На самом же деле, я — все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, по­тому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих без­образных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрыва­ешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не при­шло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям...»

Обсуждение...

^ 5. Ласковое слово

Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.

Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?

Когда вам что-то требуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?

Или когда у вас хорошее настроение?

Часто ли вы делаете это?

Если нет, то почему?

Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к лю­дям?

Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами?

А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

^ 6. Приятно сказать...

— Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг и протянем руки к его середине.

По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна ру­ка. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами.

Итак, давайте начнем. Раз, два, три... Теперь, соприкоснувшиеся руками, вы должны сказать друг другу ласковое слово.

7. Я

— Наше Я — одна из самых больших загадок. Иногда это Я облада­ет большим здравым смыслом, иногда — в нем звучит голос обиды, иногда — проявление собственного самолюбия, иногда — это голос озарения и творческой фантазии. А бывает — это проявление безза­ботности и безрассудства. Некоторые же действия мы совершаем во­преки своей воле.

Как же разобраться в этой многоликости собственного Я? Вполне возможно, что Я создается слоями, так же как земная кора. Совершим такую экскурсию в глубь собственного Я. Это Я можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из верхних веточек — внешнее Я. Нарисуйте ее, придумайте символ для этого Я. Это может быть и графический символ, а может быть ка­кое-то слово. Пожалуйста.

Другая веточка — Я в учебе. Изобразите словом или символом это Я. Другая веточка — Я в семье. Изобразите и этот символ. Еще

Занятие № 3. Мой дневник. Мнение

Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости. Обучение способности высказывать свою точку зрения. Активизация процесса самопознания.

1. Ритуал приветствия

2. Никто не знает

Дети сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажет­ся мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

1. ″Конверт откровений.″

Участникам группы предлагается вынуть из конверта вопрос, написанный на полоске бумаги, и ответить на него. На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по кругу. Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказываться о том, что волнует, интересует членов группы, узнать каковы их ценности, убеждения.

Примерные вопросы:

Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

Если бы вы смогли на недельку поменяться местами с кем – либо, то кого бы вы для этого выбрали? Почему?

Если бы добрая фея обещала выполнить три ваших желания, то чтобы вы пожелали?

Если бы вы в течении одного дня были невидимыми, то как бы вы этим воспользовались?

Ваша любимая книга?

Какого человека вы считаете великодушным?

По каким критериям вы выбираете себе друзей?

В какой стране вы хотели бы жить?

Если бы вам предложили наметить план вашей жизни, какими бы были три самые главные цели?

Чем вы любите заниматься в свободное время?

Если бы вам не мешали всевозможные жизненные обстоятельства, то в какое учебное заведение вы бы поступили?

 

2. ″Мои сильные стороны.″

“У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувства внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании своих сильных сторон не берите ″в кавычки″ слова, внутренне отказываясь от них. Вы можете также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.

Затем мы сядем в большой круг и выслушаем ваши записи и комментарии к ним. На выступление вам дается 2 минуты”.

 

^ 3. Мой дневник

Психолог рассказывает о дневнике и правилах его ведения. Под­черкивает, что нельзя без разрешения читать чужой дневник, чужие письма, указывает на «суверенность» внутреннего мира другого чело­века, на то, что никто не имеет права вторгаться в этот внутренний мир.

— Наша тетрадь — это наш дневник. Все сделанные записи в на­шей тетради остаются в секрете, и никто не имеет права читать их без разрешения хозяина тетради, даже я (преподаватель).

^ 4. Футболка с надписью

Психолог говорит о том, что всякий человек «подает» себя дру­гим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры «говорящих» надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий над­пись на своей «футболке». Оговаривается, что эта надпись в дальней­шем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школь­нике сейчас — о его любимых занятиях и играх, об отношении к дру­гим, о том, чего он хочет от других, и т. п.

После выполнения задания каждый зачитывает свою запись. Пси­холог во всех случаях предоставляет эмоциональную поддержку. За­тем проводится очень короткое обсуждение.

1. О чем в основном говорят надписи на футболках?

2. Что мы хотим сообщить о себе другим людям?

В заключение психолог показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.

Письмо себе, любимому

— Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.

Чего вы хотите достичь?

— Запишите все, чего вы хотели бы достичь. Пусть вас не волнует
порядок записи, доступность желаемого или его важность. Записы­вайте все, что приходит в голову.

Если вы хотите быть счастливым, что вам для этого необходимо? Это список того, что вы хотите иметь, чем заниматься, кем быть (на­пример, врачом).

Закончив список, включите в него то, что у вас уже есть и что вы хотели бы сохранить.

Если вы не хотите потерять что-либо в жизни, то сохранение этого потребует определенного времени.

В нашем списке может появиться следующее: «Сохранить незави­симость, дом, положение в семье, отношения и т. д.».

Распределите все желания на три категории:

А — очень, очень важные для вас; Б — очень важные; В — просто важные.

Если желание недостаточно важно, чтобы войти даже в катего­рию В, вычеркните его.

Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Ну, как вы себя чувствуете? Что вы об этом думаете? Что вы почувст­вуете, когда все это станет безраздельно вашим?

Можно все это пережить прямо сейчас.

Мнение

— Одной из последних процедур каждого занятия является анке­тирование. Вам нужно ответить на вопросы анкеты, высказав свое мнение о прошедшем занятии.

Отвечая на вопросы, будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом.

Бланк

Твое тренинговое имя

Дата занятия

1. Степень твоей включенности:

0123456789 10 (Обведи кружком соответствующий балл.) Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

2. Твои основные ошибки в ходе занятия:

а) по отношению к себе;

б) по отношению к группе;

в) по отношению к ведущему.

Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии и почему?

Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме заня­тий и т. п.).

Что ты еще хотел бы написать?

^ 8. Ритуал прощания

 

Занятие № 4. Чувство собственного достоинства

Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личност­ных ресурсов. Познание себя при помощи группы.

Ритуал приветствия

Пожелания

Все дети садятся в круг.

— Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем мы это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему по­желание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участ­ник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. до тех пор, пока ка­ждый из нас не получит пожелание на день.

^ 3. Мои достоинства. Обратная связь

Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают на­рисованное ими солнце. Если в группе уже установи­лась достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает свое самоописание, об­ратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся зна­комят с «Положением об обратной связи».

Положение об обратной связи
Обратная связь — это адресованное другому человеку сообщение о том,

что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.

Помни!


Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом просят.


Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.


Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.


Не оценивай.


Не давай советов. Фразы: «Я бы на твоем месте...», «Тыдолжен...» —под запретом.


Внимание!

Обратная связьне повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нра­вится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше про­молчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о дру­гом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

Самый-самый

— Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совер­шенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем,
как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и под­
твердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А те­ перь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающи­ми это фактами. Пожалуйста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем
итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем по­казателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый вы­сокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый и т. д. Про­сим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается определить «самого-само­го» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-самых». Например, самых веселых или находчивых из числа присутствую­щих во всем зале. На подготовку и организацию конкурса отводится одна минута. В заключение поаплодируем «самым-самым».

^ 5. Мое качество

— Выберите из перечня своих характеристик одно нравящееся вам качество. Сядьте поудобнее, глубоко вздохните, расслабьтесь.

Когда и как в последний раз проявилось в вашем поведении это качество? Восстановите в своем воображении этот случай. Что вы ви­дели тогда? Что слышали? Что ощущало ваше тело... ваши руки... ко­жа на лице? Погрузитесь в ту ситуацию, переживите ее заново...

Вы можете оставаться в этом воспоминании столько, сколько за­хотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него тогда, когда захотите.

Скульптура

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульпту­ру человека с чувством собственного достоинства, другая — человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходи­мую позу, «создают» ему мимику. Каждая подгруппа выбирает «экс­курсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

7. Уступки

— Известно, что, отдавая другим, человек при этом больше полу­чает, хотя с первого взгляда это не так уж очевидно. Любой широкий жест во имя других остается в памяти надолго. Тем не менее в каж­дом человеке есть собственническое начало, которое сдерживает бла­готворительные порывы. Давайте попробуем противопоставить эти два начала. Пожалуйста, разделитесь на пары. Теперь я предлагаю об­судить ваши сокровенные мечты. Ведь у каждого есть своя мечта, да­лекая, близкая, реальная или неосуществимая. Давайте поделимся своими мечтами друг с другом... А сейчас неплохо бы поразмышлять вслух: чем каждый из вас смог бы помочь в осуществлении заветной
мечты. Что бы вы могли друг другу уступить, подарить, отдать? Про­сто так, от чистого сердца! Иногда бывает существенно помочь даже хорошим советом. Попробуйте поговорить на эту тему. Чувствовали ли вы иногда, что дарить подарки приятней, чем получать их? Поде­литесь своими впечатлениями.

^ 8. Ритуал прощания




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: