Виды социально-ответственных направлений деятельности компании
Виды социально-ответственных направлений деятельности компании: продвижение корпоративной благотворительности, благотворительный маркетинг, корпоративный социальный маркетинг, корпоративная филантропия, волонтерская работа, социально-ответственный подход к ведению бизнеса.
КСО как политика и концепция стратегического развития компаний распространяется на взаимосвязанные направления:
-формирование и укрепление имиджа и деловой репутации;
-корпоративное развитие — проведение реструктуризаций и организационных изменений с участием представителей от высшего менеджмента компаний, их персонала и общественных организаций;
-экологическая политика и использование природных ресурсов;
-управление развитием персонала;
-здоровье, безопасность и охрана труда, соблюдение прав человека;
-взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
-социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг;
-PR-обеспечение перечисленных направлений.
Направленность социальной ответственности может быть представлена ориентацией на позитивное взаимодействие с внешней средой и на улучшение ситуации внутри корпорации. Внешнее взаимодействие обеспечивает рост внешней эффективности, а внутреннее – повышение эффективности внутренних бизнес-процессов как за счет роста квалификации работников, так и за счет повышения мотивации к реализации этой квалификации в процессе функционирования корпорации.
Специалисты в этой области выделяют шесть основных видов социально-ответственных направлений деятельности компании.
Продвижение корпоративной благотворительности – предоставление финансовых и прочих ресурсов компании для привлечения внимания общественности к конкретной социальной проблеме.
Благотворительный маркетинг – компания обязуется выплачивать определенную часть объемов продаж либо отдельных транзакций в пользу избранного доброго дела.
Корпоративный социальный маркетинг – компания поддерживает разработку и проведение акций, направленных на изменение поведения четко определенной группы людей для улучшения общественного здоровья или повышения уровня безопасности, защиты окружающей среды.
Корпоративная филантропия – компания делает пожертвования непосредственно благотворительной организации, чаще всего в виде грантов, подарков и товаров (услуг). Отсутствие стратегического подхода значительно умаляет эффект корпоративной филантропии, так как в глазах общественности пожертвования на не связанные с деятельностью компании нужды часто истолковываются как PR-мероприятия.
Волонтерская работа – поддержка и стимулирование компанией добровольной и бесплатной помощи сотрудников местным организациям в форме выполнения различных работ или оказания услуг.
Социально ответственный подход к ведению бизнеса – социальная ответственность полностью интегрирована в систему принятия компанией стратегических решений. Компания инвестирует средства, нанимает сотрудников, потребляет ресурсы и ведет бизнес, основываясь на ответственном подходе к окружающей среде, на деловой этике и отношениях в коллективе и с партнерами.
Этапы эволюции филантропии и уровни участия бизнеса в общественном развитии можно проследить в таблицах 5 и 6.
Таблица 5.
Этапы эволюции филантропии
Первый этап | Второй этап | Третий этап | |
Цель | Филантропия | Стратегическая филантропия | Социальные инвестиции. Корпоративное гражданство |
Мотивация | Альтруизм | Долгосрочный интерес | Долгосрочный интерес и бизнес-цели |
Стратегия | Бессистемная | Систематическая | Взаимовыгодная |
Управление | Администратор | Менеджер | Интегрированная система с подключением разных отделов |
Инициатива | Пассивная | Ответ на внешние запросы | Проактивная, интегрированная в повседневную работу |
Вклад | Деньги или натуральные пожертвования | Деньги или натуральные пожертвования | Все ресурсы компании плюс ресурсы партнеров (других бизнесов, власти, НКО) |
Движущая сила | Симпатии руководителя | Учет интересов благополучателя | Учет интересов всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды |
Устойчивость | Отсутствует | Попытка добиться устойчивости в рамках проектов | Часть бизнес-менеджмента, устойчива как любой бизнес-проект |
Таблица 6.