Личные принципы:
1. Прибыль важна, но честь дороже прибыли.
2. Уважай участников общего дела - это основа отношений с ними и самоуважения.
3. Воздерживайся от насилия и угрозы, применения насилия как способов достижения деловых целей.
Профессиональные принципы:
4. Всегда веди дело сообразно своим средствам.
5. Оправдывай доверие.
6. Конкурируй достойно.
Принципы гражданина России:
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия.
Принципы гражданина Земли:
10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем.
12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они - не хуже и не лучше нас, они просто другие.
Единых стандартов при составлении этического кодекса не существует. Обычно в нем прописываются общие цели и принципы компании, нормы поведения, рабочий график, форма одежды, правила работы с клиентами, партнерами. Кодекс может включать в себя обязательства компании перед коллективом, политику руководства в области охраны труда, положения о конфиденциальности и другие нюансы организационной деятельности. Каждый сотрудник сталкивается с проблемами, которые трудно решить самостоятельно. Как разрешить эти вопросы прописывается во внутреннем документе. Суть этого документа - помочь служащим соответствовать имиджу компании и поддерживать ее авторитет.
В кодексе обязательно дается объяснение главной цели существования фирмы, т.е. ее миссия. Каждый сотрудник обязан знать, для чего создано предприятие.
|
В этическом кодексе выделяются следующие моменты:
- корпоративные стандарты;
- постоянное развитие и совершенствование: повышение профессионального уровня, обмен положительным опытом, поиск новых решений;
- надежность: ответственность, преданность делу;
- работа в команде: уважение друг друга, открытое обсуждение проблем;
- порядок внутреннего взаимодействия: налаженный обмен информацией повышает скорость процессов, что благоприятно отражается на финансовых показателях компании;
- правила поведения в нестандартных ситуациях: снижается риск того, что сотрудник растеряется при общении с партнером, клиентом и т.д.
Для соблюдения принципов этического кодекса необходимо:
1. довести принципы до сведения всех работников;
2. служба персонала должна организовать обсуждение корпоративных этических норм (анонимные опросы, дискуссии на интернет-форумах);
3. создать отдел работы с претензиями по этическому качеству обслуживания;
4. периодически (раз в год) пересматривать этический кодекс, чтобы исключить или изменить устаревшие правила.
Добиться соблюдения персоналом всех норм, прописанных в корпоративном кодексе, получается не всегда. Так, если начальник нарушает кодекс, требовать его исполнения от рядовых сотрудников бессмысленно. Т.о., этический кодекс является одним из рычагов управления персоналом.
Как правило, корпоративный этический кодекс состоит из двух основных частей:
1. идеологической, включающей в себя миссию, цели и ценности компании;
|
2. нормативной (поведенческой), которая описывает конкретные, общие для всех сотрудников нормы поведения, обязательства компании перед работниками, социальную и дисциплинарную ответственность, особенности обращения с внутрикорпоративной информацией. Здесь же регламентируется поведение сотрудников в отдельных ситуациях, например при общении с клиентами, партнерами, а также приводятся стандарты техники безопасности, экологии и многое другое.
Этический кодекс обычно содержит следующие положения и разделы:
I. Миссия Корпорации;
II. Ценности Корпорации;
III. Этические принципы и стандарты Корпорации, включающие следующие разделы:
1. Внутренние взаимоотношения (отношения с сотрудниками);
2. Внешние отношения (взаимоотношения с инвесторами, клиентами, деловыми партнерами, конкурентами, государственными органами, и обществом; подарки и представительские расходы);
3. Использование ресурсов;
4. Эффективность и прибыльность;
5. Конфликт интересов.
Инструменты реализации социальных программ: благотворительные пожертвования и спонсорская помощь, делегирование сотрудников компании, денежные гранты, корпоративное спонсорство, корпоративный фонд, социальные инвестиции, социально-значимый маркетинг
Существуют следующие инструменты реализации социальных программ:
1. Благотворительные пожертвования — форма добровольной адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.).
|
2. Делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.
3. Денежные гранты — денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратных основах российским физическим лицам, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований. Гранты — один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса.
4. Корпоративное спонсорство — предоставление компанией различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы.
5. Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией в целях реализации ее социальной деятельности.
6. Социальные инвестиции — форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных, планомерных, последовательных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.
7. Социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.
8. Социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.
9. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав и интересов различных категорий граждан и меры для попечения над кем-нибудь. Создавать попечительский совет должны только некоммерческие организации, зарегистрированные в форме фонда, другие некоммерческие организации имеют право создавать или не создавать попечительский совет.
10. Долевое финансирование – это форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ. Данный инструмент позволяет эффективно и оперативно реагировать на потребности общества в решении социальных проблем, путем привлечения дополнительных ресурсов, когда возможностей одного из участников оказывается недостаточно.
С. Туркин говорит, что у компании в регионе присутствия существует две социальные программы: обязательная и добровольная. Чтобы обязательная программа не превратилась в короткую, бизнес начинается с трех элементов:
1) уплата налогов,
2) выплата зарплаты и обеспечение социального пакета,
3) договорные обязательства по выплатам на социальные программы в местный бюджет.
К обязательной программе С. Туркин относит следующие виды, как он называет «социальных поборов»:
- прямые перечисления в бюджет на недофинансированные социальные расходы;
- поддержка социальных учреждений (больниц, детских домов, школ и т.д.);
- финансирование строительства или ремонта социально значимых объектов;
- перечисление денег во внебюджетные, общественные и социальные фонды.
К «добровольной» программе С. Туркин относит следующие инструменты реализации внешней социальной политики компании:
1. Соглашение о социальном партнерстве, которые могут представлять собой открытый и достаточно прозрачный инструмент, регламентирующий отношения компании с региональной властью.
2. Комплексная программа социально-экономического развития территорий, которая позволяет бизнесу серьезно вложиться своим интеллектуальным и менеджерским ресурсом, обеспечивая большую устойчивость в регионе.
3. Повышение эффективности финансирования отраслей социальной сферы (участие компании в разработке предложений по оптимизации работы учреждений образований, здравоохранения).
4. Формирование бюджета социальной сферы (обучающие семинары для представителей государственных и муниципальных учреждений, которые проводит бизнес-компания для снижения административных издержек и внедрения инновационных механизмов проектной деятельности).
5. Проекты. Проектная социальная деятельность компаний становится базовым элементом социальной политики современного бизнеса. Разработчиками же социальных проектов выступает местная администрация.
6. Конкурсы, которые проводятся среди органов местного самоуправления, некоммерческих организаций и отдельных граждан самими компаниями.
7. Фонды местных сообществ или городские благотворительные фонды.
8. Корпоративные и частные фонды.
9. Льготы в обмен на инвестиции.