Реализация обычно-правовых принципов в социально – экономической деятельности крестьянского двора




 

Обычно-правовые принципы регулировали крестьянские взаимоотношения в рамках земельной собственности крестьян.

Российское законодательство признавало как личную собственность, так и право общей собственности, которое было основано на коллективном владении и пользовании общим имуществом.

В статье 543 Свода законов о праве общей собственности говорилось следующее: «Право собственности, принадлежащее двум или многим лицам, есть право собственности общей, оно называется также право общего владения»[38].

Мировоззрение крестьянства всегда воспринимало землю как дарованную от государства, а не как «товар», который можно купить у какого-либо собственника.

Уравнительное общинное землепользование крестьян признавалось российским законодательством правомерным и даже, до проведения столыпинской реформы, обязательным.

В правовых воззрениях русских крестьян не существовало понятия частной собственности на землю. Крестьяне всегда считали, что правом пользования землей обладает тот, кто на ней трудится. В общине вся земля считалась «мирской», то есть принадлежащей обществу.

Общинные угодья распределялись между крестьянскими дворами посредством земельной разверстки. Крестьянская семья свободно пользовалась этим наделом, но распоряжаться им могла только с согласия сельского схода. При этом полевые надельные земли находились во владении крестьянского двора, ограниченном правом их передела общиной. В отношении неделимых общинных угодий крестьяне-общинники обладали правом пользования, связанным с институтом членства общины.

Община зорко следила за соблюдением своих интересов. Иск сельского общества в волостной суд об изъятии земельных наделов из «незаконного» владения того или иного односельчанина заканчивался, как правило, в пользу крестьянского мира.

Крестьянский двор состоял из различного движимого и недвижимого имущества, которое в совокупности обеспечивало функционирование отдельного хозяйства. Все виды имущества в правовом мышлении крестьян представлялись единым комплексом, обеспечивающим хозяйственную деятельность двора и существование семьи.

В большой семье нередко происходили ссоры, доходившие до драк, причинами которых была хозяйственная деятельность.

Соловьев Е. Т. утверждал, что зачастую возникала проблема раздела имущества (недвижимого и движимого) крестьянского двора и решалась она следующим образом. Если земля составляла благоприобретенную собственность главы семьи, то делилась поровну между всеми участниками раздела, или, по обоюдному согласию, ее брал один из делящихся, а другим, согласно предварительной оценке, выдавалось по равной части – мужчинам, женщинам же – сестрам – 1/5 или 1/6 того, что давалось мужчинам. Усадьба обыкновенно составляла принадлежность дома, поэтому отходила тому, кому доставался дом. Скот или поступал в руки одного из делящихся, а он остальным отдавал их долю деньгами, или по жребию одному доставалась корова, другому – лошадь, третьему – овцы и т.д., или весь скот продавался, а вырученные деньги делились поровну.

Стремясь укрепить общину и упорядочить процесс дробления крестьянских хозяйств, правительство издало закон от 18 марта 1886 г., по которому для осуществления раздела требовалось согласие не менее 2/3 домохозяев[39]. Этот закон заметных последствий для жизни села не имел. Число санкционированных сходами разделов сократилось при увеличении количества разделов, осуществленных самовольно. В материалах губернских совещаний за 1894 г. отмечалось, что семейные разделы совершаются по местным обычаям, без ведома схода. Таким образом, крестьянство просто игнорировало правительственные решения, продолжая решать эту проблему на основе существующих традиций. Признав свое поражение, власть вынуждена была «вернуть все на круги своя» и потому 5 октября 1906 г. закон был отменен.

Безусловно, общинное землепользование формировало взгляд крестьян на землю как коллективное владение, при этом гарантировалось равное распределение земли, страховал земледельца от безработицы, поощрял инертность, низкий уровень потребностей и рост семьи, задерживал имущественное расслоение, снимал с членов «мира» заботу о будущем своих детей и не исключал вмешательства коллектива в частные дела общинников, ограничивал самодеятельность крестьян.

Регулирование общественной собственности в сфере земельных отношений базировалось на обычно-правовых принципах, которые предполагали приоритет коллективных интересов над личными, уравнительности, солидарности интересов, необходимого трудового участия в обработке земли, «глядя по человеку и по хозяйству». Целью уравнительности было достижение гармонии интересов «мира» в целом, отдельных крестьян и фискальных устремлений государства, а также предоставление равных возможностей при использовании членами общины объектов общинной собственности.

На рубеже XIX—XX вв. противоречия в развитии российской деревни и в правовом положении крестьян нарастали. Правительство было вынуждено реагировать на эти проблемы и потому решает учредить государственный Крестьянский поземельный банк, а также принимает закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли»[40] (1889 г.), расширявший возможности крестьянской колонизации в поисках заработка и освоения земель.

Аграрные реформы ставили своей целью изменить общинный уклад русской деревни. У крестьян было свое хозяйство, однако большая часть земли находилась в совместном общинном владении. Общинная организация существовала в России не одно столетие. После 1861 г. роль общины в жизни деревни возросла. Получив личную свободу, крестьянин экономически и юридически попадал в зависимость от общины — сельского общества, к которому он был приписан. Община рассматривалась как переходная форма организации деревни в новых условиях.

Ключевым звеном политики Столыпина была аграрная реформа. На первом месте у него стояли социально-политические цели. Зажиточное крестьянское хозяйство, которое пропагандировал Столыпин, должно было способствовать ликвидации социальной напряженности в деревне, отвлечению крестьянства от помещичьих земель. Столыпин утверждал, что насаждение «крепкого личного собственника» в деревне необходимо «для переустройства нашего царства... на крепких монархических устоях, для создания преграды развитию революционного движения»[41].

Земельная реформа Столыпина включала в себя ряд нормативно – правовых актов.

Указ от 5 октября 1906г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий» предполагал, что крестьяне будут уравнены в гражданских правах с остальными сословиями[42]. Им было предоставлено право на свободное получение паспорта, выбор места жительства и рода занятий, поступление на государственную службу и в учебные заведения без согласия сельского схода. Зажиточные крестьяне могли принимать участие в земских выборах по курии землевладельцев.

Центральное место в программе Столыпина занимал указ 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования»[43]. Данный указ предполагал свободный выход крестьянина из общины, при этом за ним закреплялся земельный надел в личной собственности.

Указ, а также специальные инструкции местным властям по его проведению в жизнь предоставляли возможности разрушать общину административным путем. Государство оказывало всяческое содействие частным владельцам вплоть до прямого давления на сельские сходы. Формально заявление о выходе должно было утверждаться простым большинством сельского схода. Однако если сход в течение месяца не принимал решение, дело передавалось на усмотрение земского начальника, который решал его обычно в пользу заявителя. В сельских обществах, где переделы отсутствовали с момента наделения крестьян землей, все члены общины автоматически объявлялись владельцами своих наделов.

За 1907—1914 гг. из общины вышли более 3 млн. хозяев, то есть около четверти всех общинников. Наиболее активно выделение шло в первые годы, когда общину покидали те крестьяне, кто был в этом действительно заинтересован. Выделялись, прежде всего, кулаки, желавшие стать хозяевами, и беднота, продававшая свои земли и уходившая в город.

Главная цель Указа от 9 ноября состояла в том, чтобы пробудить в крестьянине частнособственнический инстинкт, превратить его в «крепкого хозяина», фермера, социальную опору монархии. Однако простое объявление наделов личной собственностью не снимало всех неудобств, связанных с их раздробленностью, чересполосицей, принудительным севооборотом, совместным пользованием угодьями. Необходимо было уничтожить чересполосицу. Наиболее совершенным типом земельного владения был провозглашен хутор (крестьянская усадьба, земля и все угодья сводились в единое целое), рекомендовался также отруб (вся земля сводилась воедино, но находилась на некотором расстоянии от усадьбы)[44].

Аграрная реформа Столыпина П. А. была приостановлена в мае 1915 г. в связи с войной, а 28 июня 1917 г. прекращена по постановлению Временного правительства.

Таким образом, реформа Столыпина не принесла ожидаемых результатов. Большинство крестьян держалось за общину, не было готово к переходу к единоличному хозяйству. Сказывалось влияние традиций, которые коренились в низком уровне социально-экономического и культурного развития деревни. Однако столкновение обычно-правовых принципов с новым правопорядком активизировало крестьянское правотворчество в направлении закрепления собственных прав на землю.

 

 

Заключение

Обычное право, как и любая правовая система, изменялось под влиянием общественного развития. Однако обычное право отличалось устойчивостью в крестьянской среде. Это было обусловлено, прежде всего, общинным устройством, а также самобытностью крестьян и их менталитетом. Именно в обычном праве содержались все нормы, которые определяли правопорядок в деревне. Поэтому закон в крестьянском представлении играл второстепенную роль. Однако, несмотря на это, обычай и закон сближались, тем самым способствуя росту правовой культуры крестьян.

Крестьяне в повседневной жизни придерживались определенных принципов, определяющих обычное право. Ключевыми из них были: принцип трудового начала, приоритет общинных интересов, а также принцип справедливости. Крестьяне их строго соблюдали и считали их основополагающими при назначении наказания за совершенное преступление.

В уголовном праве предусматривалось строгое наказание за совершение преступления, однако в обычном праве не всегда преступник строго карался. Это происходило из-за того, что все преступления крестьяне оценивали с точки зрения нравственности, а не положениями закона, которые зачастую не были им известны. Тяжесть преступления по правовому обычаю определялась по степени нанесенного ущерба, при этом в крестьянском мировоззрении главным было раскаяние и исправление.

Все судебные разбирательства осуществлялись в рамках общинного самоуправления и на основе обычного права. Крестьянское правосудие существовало неформально, однако оно поддерживалось силой общественного мнения и карательными возможностями крестьянской общины.

Правовой обычай был направлен, прежде всего, на достижение справедливости и общественного равновесия. Именно это и было основой правосудия русских крестьян.

Влияние на правосознание крестьян в начале XX века оказала аграрная реформа Столыпина. Правовые акты столыпинской реформы нанесли серьезный удар по фундаментальным положениям обычного права. В ходе реформы в невиданных масштабах стали распространяться среди крестьян взгляды на землю как на объект купли-продажи. В ходе всех преобразований усилился индивидуализм крестьянина, появился интерес в производительности труда.

 

Список использованной литературы

 

1. Александров В. А. Обычное право крепостной деревни России. ХVIII – начало XIX в. М., 1984

2. Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века), Москва – Тамбов, 2004

3. Безгин В. Б. Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX – начала XX века. Тамбов, 2012

4. Безгин В.Б. Кражи в российском селе второй половины XIX – начала XX века// Юридические исследования№ 6, 2013 [Электронный ресурс] https://e-notabene.ru. Дата обращения: 18.11.2015

5. Бочаров В.В., Рябикин А.И. Обычное право в российском политическом дискурсе в периоды реформирования отношений собственности на землю // Журнал социологии и социальной антропологии, №1. - 2005

6. Вронский О.Г. Крестьянская община на рубеже XIX - XX вв.: структура управления, поземельные отношения, правопорядок. М., 1999. [Электронный ресурс], https://www.nivestnik.ru/2003_1/17.shtml. Дата обращения: 22.12.2015.

7. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.,1991

8. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М., 2000

9. Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе 1861-1880 гг./ Н. М. Дружинин. - М.: Изд-во «Наука», 1978

10. Ерин П.В. Сельское правосудие и местное самоуправление русских крестьян в конце XIX– начале XX века (на материалах тамбовской губернии): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук/ Ерин Павел Викторович.- Воронеж, 2013

11. Ефименко А. Я. Исследования народной жизни. Обычное право. М., 1884. Вып. 1

12. Загоскин Н.П. История права русского народа. Т. 1. Казань, 1899.

13. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России, М., 1968 г.

14. Зейналов И.М. Политико-правовые принципы А.А. Столыпина при проведении аграрной реформы в Российской империи. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005 - С.113

15. Источниковая и историографическая основы истории отечественного государства и права. [Электронный ресурс] https://isfic.info/rushis/index.htm. Дата обращения: 22.02.2016

16. Курашов А. В. Основные принципы обычного права русского крестьянства конца XIX - начала XX вв.: по материалам центральных губерний: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук/ Курашов, Александр Владимирович.- М., 2003

17. Леонтьев А. А. Крестьянское право. СПб., 1914

18. Рефлексивное крестьяноведение: Десятилетие исследований сельской России /Под ред. Т.Шанина, А.Никулина,В.Данилова. – М., 2002.

19. Российское законодательство X-XX веков. М., 1989.

20. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. СПб., 2004. Т. 1-7.

21. Сборник народных юридических обычаев. – СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1900. Т. 2.

22. Селина Т.И. Теоретическая постановка актуальных проблем обычного права в пореформенной России (вторая половина XIX – начало XX века)// ЕврАзЮж № 5 (12), 2009

23. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1910.

24. Тенишев В.В Правосудие в русском крестьянском быту. – Брянск, 1907

25. Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. – М., 2001.

26. Федоров В.А История России 1861-1917. М., 2000.- с.254

27. Шатковская Т. В. Закон и обычай в правовом быту крестьян второй половины XIX века // Вопросы истории № 11.- 2000.

28. Шатковская Т. В. Правовая ментальность российских крестьян второй половины XIX века: опыт юридической антропометрии. Ростов н/Д, 2000.

29. Шахназаров И. Д. Крестьянская реформа 1861 года и крестьянство после «освобождения». – Л., 1934

30. Якушкин Е. И. Обычное право: материалы для библиографии обычного права. М., 1910. Вып. 1.

 


[1] Тенишев В.В Правосудие в русском крестьянском быту. – Брянск, 1907

[2] Загоскин Н. П.«История права русского народа». - Казань, 1899

[3] Александров В. А. Обычное право крепостной деревни России. ХVIII – начало XIX в. М., 1984

[4] Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России, М., 1968 г.

[5] Шахназаров И. Д. Крестьянская реформа 1861 года и крестьянство после «освобождения». – Л., 1934

 

[6] Курашов А. В. Основные принципы обычного права русского крестьянства конца XIX - начала XX вв.: по материалам центральных губерний: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук/ Курашов, Александр Владимирович.- М., 2003

[7] Ефименко А. Я. Исследования народной жизни. Обычное право. М., 1884. Вып. 1

[8]Бочаров В.В., Рябикин А.И. Обычное право в российском политическом дискурсе в периоды реформирования отношений собственности на землю // Журнал социологии и социальной антропологии, №1. - 2005

[9]Леонтьев А. А. Крестьянское право. СПб., 1914

[10]Селина Т.И. Теоретическая постановка актуальных проблем обычного права в пореформенной России (вторая половина XIX – начало XX века)// ЕврАзЮж № 5 (12), 2009

[11]Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. – М., 2001.

[12]Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе 1861-1880 гг./ Н. М. Дружинин. - М.: Изд-во «Наука», 1978

[13]Громыко М. М. Мир русской деревни. М.,1991

[14]Вронский О.Г. Крестьянская община на рубеже XIX - XX вв.: структура управления, поземельные отношения, правопорядок. М., 1999. [Электронный ресурс], https://www.nivestnik.ru/2003_1/17.shtml. Дата обращения: 22.12.2015.

[15]Шатковская Т. В. Правовая ментальность российских крестьян второй половины XIX века: опыт юридической антропометрии. Ростов н/Д, 2000.

[16]Безгин В. Б. Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX – начала XX века. Тамбов, 2012

[17] Российское законодательство X-XX веков. М., 1989.

[18] Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. СПб., 2004. Т. 1-7.

[19] Рефлексивное крестьяноведение: Десятилетие исследований сельской России /Под ред. Т.Шанина, А.Никулина,В.Данилова. – М., 2002.

[20] Ерин П.В. Сельское правосудие и местное самоуправление русских крестьян в конце XIX– начале XX века (на материалах тамбовской губернии): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук/ Ерин Павел Викторович.- Воронеж, 2013

[21] Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1910.

[22] Безгин В. Б. Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX – начала XX века. Тамбов, 2012

[23] Загоскин Н.П. История права русского народа. Т. 1. Казань, 1899.

[24] Александров В. А. Обычное право крепостной деревни России. ХVIII – начало XIX в. М., 1984

[25] Шатковская Т. В. Закон и обычай в правовом быту крестьян второй половины XIX века // Вопросы истории № 11.- 2000.

 

[26] Курашов А. В. Основные принципы обычного права русского крестьянства конца XIX - начала XX вв.:по материалам центральных губерний: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук/ Курашов, Александр Владимирович.- М., 2003

 

[27] Курашов А. В. Основные принципы обычного права русского крестьянства конца XIX - начала XX вв.:по материалам центральных губерний: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук/ Курашов, Александр Владимирович.- М., 2003

[28] Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века), Москва – Тамбов, 2004

[29] Безгин, В. Б. Правовая культура русского села (вторая половина XIX – начало XX веков): учебное пособие / В.Б. Безгин. – Тамбов, 2012.

[30] Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века), Москва – Тамбов, 2004

[31] Сборник народных юридических обычаев. – СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1900. Т. 2.

[32] Ерин П.В. Сельское правосудие и местное самоуправление русских крестьян в конце XIX– начале XX века

(на материалах тамбовской губернии): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук/ Ерин Павел Викторович.- Воронеж, 2013

[33] Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М., 2000

[34] Безгин В. Б. Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX – начала XX века. Тамбов, 2012

[35] Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века), Москва – Тамбов, 2004

[36] Безгин В.Б. Кражи в российском селе второй половины XIX – начала XX века// Юридические исследования№ 6, 2013 [Электронный ресурс] https://e-notabene.ru. Дата обращения: 18.11.2015

[37] Якушкин Е. И. Обычное право: материалы для библиографии обычного права. М., 1910. Вып. 1.

[38] Свод законов Российской империи.9 том, ч.2. М., 2012. – 572 с.

[39] Безгин прав.обычаи

[40] Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, 2006 С. 61-68

[41] Источниковая и историографическая основы истории отечественного государства и права. [Электронный ресурс] https://isfic.info/rushis/index.htm. Дата обращения: 22.02.2016

[42] Могилевский К.И., Соловьев К.А. Столыпинский проект преобразования России \\Историческая ретроспектива: размышления и гипотезы. №1. 2009

[43] Российское законодательство X-XX вв. М., 1994. Т. 9. С. 234-240.

[44] Федоров В.А История России 1861-1917. М., 2000. – с.254



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: