КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТЫПО ЛИТЕРАТУРЕ
Методические рекомендации для студентов филологического факультета
Автор-составитель Васильев Игорь Евгеньевич
(тираж 300 экз.)
Екатеринбург 2007
Курсовые (2-3 курсы), бакалаврские (4 курс) и дипломные (5 курс) сочинения являются формами учебной и научной работы студента, а магистерские диссертации (6 курс) - считаются научными работами.
Работая над темой курсового сочинения, студент овладевает первичными навыками литературоведческого исследования, учится размышлять над научной проблемой и применять полученные за время обучения знания, постигать законы, управляющие жизнью художественного произведения.
От автора курсового проекта требуется умение рассматривать литературное произведение в единстве формы и содержания, способность видеть обусловленность художественных явлений жизненными обстоятельствами, историей. Не менее важны технические и методические моменты – освоение путей поиска источников, овладение основными приемами сбора и обработки материала, стремление сочетать теоретическое освещение вопроса с практическим анализом, способность правильно обобщать, аргументировать свои выводы и логично, грамотно оформлять результаты научных изысканий в письменном жанре курсовой работы.
Написание курсовой работы активизирует процесс освоения того или иного теоретического раздела науки о литературе, помогает глубже уяснить содержание курса истории литературы, учит овладению научным стилем речи.
Итоговые положения курсового сочинения выносятся на защиту в специальных комиссиях, организуемых кафедрами (во второй половине апреля).
|
Выпускные квалификационные работы (бакалаврское, дипломное сочинения и магистерская диссертация) характеризуются большей исследовательской глубиной и полнотой по сравнению с курсовыми. Сохраняя все требования, предъявляемые к курсовому сочинению, они выявляют возможности выпускника в области самостоятельной научной деятельности, умение применять имеющиеся у него навыки и знания для решения актуальных литературоведческих проблем. Предполагается, что выпускная литературоведческая работа должна представлять собой законченное самостоятельное исследование, решающее конкретные, актуальные для науки задачи. Такая работа включает в себя значительный фактический материал, систематизация и осмысление которого должны не только способствовать выполнению поставленных задач, но и открывать дальнейшие перспективы в изучении вопроса.
Бакалаврское, дипломное сочинения и магистерская диссертация являются итоговыми работами студента. По их написании проходит публичная защита на заседании государственной экзаменационной комиссии вуза, которая квалифицирует выпускника со стороны его профессиональной зрелости, литературоведческой подготовленности, эрудиции. Выпускная квалификационная работа должна показать, что ее исполнитель вооружен научными принципами литературоведческого анализа, располагает необходимой системой методологических представлений, имеет оптимальный объем методических навыков для конкретно-исторического рассмотрения литературоведческих проблем. Владение современной методологией в сочетании с серьезными исследовательскими усилиями способно создать почву для широких обобщений, привести к выводам о закономерностях литературного процесса, определяющим научно-практическую значимость работы.
|
Ценность работы находится в прямой зависимости от степени научной новизны полученных результатов. Конечно, не каждая выпускная работа способна стать открытием, но надо стремиться к тому, чтобы внести в науку что-то свое. Вкладом дипломника может быть не только создание оригинальной научной концепции, но и применение новых методик к известному материалу либо, наоборот, обновление материала с применением традиционных методик. Выдвижение на первый план неизученных аспектов проблемы, создание собственной классификации, расстановка новых акцентов при рассмотрении темы — все это свидетельство реальной новизны научного исследования.
Работа над курсовым и выпускным сочинением проходит под руководством преподавателя, который помогает в выборе темы и ее обосновании, намечает главные аспекты исследования, рекомендует основные источники фактического материала и необходимую научно-критическую литературу, а также разъясняет цели и задачи работы, методику ее написания.
Студенту важно знать, что наиболее полными и серьезными обычно бывают те выпускные сочинения, которые подготовлены предыдущими курсовыми работами. Работая несколько лет с одним студентом, преподаватель имеет возможность спланировать систему взаимосвязанных курсовых сочинений, материал которых может войти в итоговую квалификационную работу в качестве глав или разделов.
|
ЭТАПЫРАБОТЫНАД СОЧИНЕНИЕМ
Для того чтобы написать научную работу, необходимо придерживаться определенных правил, знание которых обеспечивает планомерность исследовательских операций, четкий порядок действий. Работа над курсовым и выпускным сочинениями закономерно проходит несколько этапов, содержание и последовательность которых определяют выбор (формулировка) темы, постановка актуальной проблемы; конкретизация объекта и предмета изучения; планирование цели и очерчивание круга задач, необходимых для ее достижения; методологическое и методическое оснащение работы; составление ее примерного плана; сбор и систематизация материала; его осмысление под углом зрения интересующей научной проблемы; изложение результатов исследования в письменной форме.
Для оптимальной организации работы следует правильно распределить свои усилия, представлять себе, сколько примерно времени займет каждый из этих этапов исследования. С этой целью разрабатывается предварительный рабочий план-проспект, проектирующий логику исследования, а также составляется хронологический график работы, регулирующий общий ход написания сочинений (в нем должны быть указаны этапы работы и сроки отчетности по реализации плана написания работы).
Выбор темы. Путь от первичного накопления материала к его осмыслению (т.е. выработке собственной концепции), исследованию и последующему оформлению полученных данных в виде научного сочинения будет проделан тем успешнее, чем вернее произведен выбор темы. Правильный выбор темы придает целенаправленность научным разысканиям, вводит начинающего исследователя в круг важных для науки проблем, поддерживает в пишущем интерес к предмету изучения. При этом во внимание берется степень изученности вопроса, целесообразность именно данной постановки проблемы, а также учитываются индивидуальные склонности и интерес студента к тому или иному периоду истории литературы, направлению, кругу авторов, симпатии к отдельному писателю и т.д. Иными словами, выбор темы базируется на осознании ее актуальности, малоисследованности, соответствии возможностям студента и его интересе к поднимаемым проблемам.
Списки тем, отвечающих научным требованиям, утверждаются кафедрой, так что студенту нужно только остановить свой выбор на одной из таких тем. Однако студент может предложить и свою, индивидуальную тему, согласовав ее с руководителем. Эта тема также регистрируется и утверждается кафедрой.
Избираемые темы могут касаться широкого круга историко-литературных явлений: отдельного произведения со стороны его жанровых или сюжетно-композиционных особенностей (например, «Жанрово-стилевое своеобразие повести В.Ерофеева "Москва-Петушки"», «Сюжетно-композиционная организация романа К.Вагинова "Козлиная песнь"»), развития того или иного жанра в творчестве одного автора (например, «Поэмы Анны Ахматовой: проблемы жанра», «Эволюция жанра рассказа в творчестве В.Шукшина», «Трансформация классических жанров в поэзии И.Бродского: эклога, элегия, сонет») или в творчестве нескольких, либо многих авторов (например, «Пейзажные зарисовки в поэзии А. Жигулина и Н. Рубцова», «Жанровые разновидности сатирической повести середины 1920-х годов»), стиля («Стиль раннего Н.Заболоцкого»), поэтики («Роман В. Набокова "Приглашение на казнь": поэтика мнимости», «Метафора в ранней лирике Анны Ахматовой ("Вечер", "Белая стая", "Anno Domini")», «Т.Кибиров: творческая индивидуальность и проблема интертекстуальности»), системы образов, художественного конфликта, отдельных закономерностей и тенденций развития историко-литературного процесса и т.д.
Лучше всего стремиться, особенно на первых порах, не к широте, а к глубине в разработке сравнительно небольших проблем, чтобы в дальнейшем (в последующих курсовых, а затем в выпускной работе) прийти к более широким обобщениям (подробнее о выборе темы см.:1,с.18-37;2,с.7-8;28,c.4-6, а также 3,8,14,15,16,25). Но в любом случае необходимо программировать в освещении темы переход от известного к неизвестному, движение от уже достигнутого наукой к новому знанию.
Постановка проблемы. Выбор темы одновременно предполагает постановку определенной проблемы. Что такое проблема? Что означает проблемность исследования? Это значит, что в ходе осмысления темы перед ее разработчиком встают пока еще не решенные вопросы, на которые необходимо ответить ходом исследования. Например, в дипломном сочинении «Метафора в ранней лирике Анна Ахматовой ("Вечер", "Белая стая", "Anno Domini")» таким вопросом может быть вопрос о том, как с помощью внешне неброской, не широко представленной метафорики актуализируются глубокие внутренние связи в ранней лирике Ахматовой, важные для понимания особенностей ее стиля, а в работе «Трансформация классических жанров в поэзии И.Бродского: эклога, элегия, сонет» назревшим вопросом является вопрос о характере и механизмах трансформации классических жанров в современных парадигмах художественности (в частности, в творчестве И.Бродского).
Проблема формируется в условиях осознания некоторого противоречия между имеющимися знаниями о предмете научного исследования и запросами общества, которые возникают вследствие появления новых фактов, открытия новых связей, обнаружения каких-либо изъянов в предшествующих исследовательских стратегиях и подходах. Эти новые запросы требуют выхода за пределы имеющегося знания, разработку новых, современных решений, что и фиксируется в постановке проблемы предпринимаемого исследования. Вся структура работы должна быть подчинена аргументированному аналитическому освещению главной проблемы, раскрытию точки зрения автора сочинения на проблемный узел исследования.
Проблема - это логический центр исследования, задающий ракурс рассмотрения темы, поэтому для оптимального воплощения научного замысла важно правильно сформулировать проблему и осознать актуальность предпринимаемого исследования (необходимо ответить на вопрос: почему именно данная проблема нуждается в разработке?). Для этого надо ориентироваться в степени и характере изученности темы. Вот для чего привлекается литература вопроса в историографическом разделе работы. Целенаправленно извлеченная и продуманно представленная историографическая информация свидетельствует о результативности усилий студента по розыску литературы, умении дать характеристику научным трудам предшественников, показать значимость каждого исследования для раскрытия изучаемой темы, сопоставить разные точки зрения ученых, выделить перспективные разработки, очертить круг дискуссионных и малоосвоенных аспектов темы.
Изучение имеющейся литературы обычно начинается с фундаментальных работ авторов, наиболее авторитетных в интересующей области, умеющих широко и масштабно, в горизонте требований современной науки освещать данный вопрос или родственную проблематику. Опираясь на авторитетные источники, необходимо вырабатывать самостоятельную позицию, иметь свой взгляд на проблему.
Объект и предмет исследования. От намерений студента, замысла его работы зависят объект и предмет исследования. Объект – это явление или процесс, по поводу которого проводится исследование. Это носитель и источник проблемы. Объектом исследования является область познания, более широкая, нежели та, на которую нацеливает тема, непосредственно связанная с предметом изучения. Предмет определяется позицией, с которой изучается и познается объект (то есть ракурсом видения объекта) и высвечивает главные, нуждающиеся в изучении его стороны, свойства и функции. Предмет находится в границах объекта, он неизбежно уже объекта и поэтому захватывает только часть объекта - какие-то элементы, функционирующие в объекте, связи и отношения, существенные для понимания объекта как целостного образования. Предмет отбирает для изучения те свойства объекта, которые генерируют проблему и относительно которых возникает исследовательское намерение получить приращение знания.
Объект и предмет взаимосвязаны, но вместе с тем не дублируют, а дополняют друг друга. Атрибуция объекта - существенный момент исследования, учитывающий положение предмета, спектр имеющихся о нем сведений, анализ того, как характеристики объекта создают условия для функционирования предмета и очерчивают его границы. Предмет, в свою очередь, открывает собственную перспективу смыслового видения объекта. В оптимальном случае исследование предмета обогащает знание об объекте, демонстрирует какие-то неизвестные его стороны, возможности.
И объект, и предмет зависят от выбора исследователя, его научных, концептуальных предпочтений: тот факт, что в предмет входят прежде всего те свойства, элементы и связи, которые значимы для наличной исследовательской ситуации, инспирированной замыслом, свидетельствует о высокой активности самого познающего субъекта, который и формирует предмет своего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных научных подходов и даже разных наук, каждая из которых способна вычленять свой поворот, имеет свой угол зрения на объект.
В случае с уже рассматриваемыми студенческими работами разделение на объект и предмет выглядит следующим образом: в работе об Ахматовой объект исследования – ее ранняя поэзия, предмет – метафора как структурно и концептуально значимый элемент художественной формы – носительницы стилевых закономерностей; в работе о Бродском объектом является группа произведений, ориентированных на классические жанровые модели с набором соответствующих свойств и возможностей, а предметом – особенности видоизменения их жанрового облика (модификации свойств и возможностей) в условиях трансформационных усилий поэта
Цели и задачи исследования. Цель исследования – это тот научный результат, который планируется получить в процессе исследовательских операций. Концептуально осмысленная цель мобилизует волю и энергию исследователя, руководит его действиями на протяжении всей работы: «Целевая установка выступает в роли конструктивного принципа, организующего весь текст работы в единое целое. Цель в конечном итоге определяет и отбор материала, и аспекты его рассмотрения, и принципы его типологии, и характер расположения» (12, с. 23 – выделено автором. – И.В.). Таким образом, цель определяет общую стратегию исследования. Например, в работах, проблематику, объект и предмет которых мы только что охарактеризовали, целями являются: в первой работе (о метафоре у Ахматовой) – выявление специфики метафорики как доминантного (не количественно, а качественно, креативно) начала стилевой организации ранних произведений Ахматовой; во второй – исследование характера и механизмов трансформации классических жанров (эклоги, элегии, сонета) в поэзии Бродского с учетом коллизии традиций и новаторства в его творческой стратегии и жанристике, в частности.
Определение задач - это выбор путей и средств для достижения цели. Задачи конкретизируют цель исследования, фиксируют последовательность установок, реализующих ход изучения и решения проблемы. В итоге задачи формируют движение исследовательского сюжета. Это - поэтапные рабочие шаги для достижения цели (планируемого результата). Они носят относительно самостоятельный, законченный характер. Решая эти отдельные тактические задачи, исполнитель разрабатывает аспекты центральной проблемы исследования. Например, в работе о ранней лирике Ахматовой важно очертить художественные принципы, которым подчиняется процесс создания и функционирования метафоры в ранней лирике поэтессы, выявить ее (метафоры) внутритекстовую образную весомость, установить связь метафоры с другими видами тропов и характер ее сосуществования с неметафорическими вербальными элементами, наметить линию эволюции, ведущую к позднему творчеству Ахматовой. В работе о трансформациях классических жанров у Бродского необходимо проследить становление каждого из выбранных жанров в творчестве поэта, установить принципы взаимодействия поэта с традицией, которые приводят к трансформациям жанров, охарактеризовать специфику видоизменения классических жанров в поэзии Бродского.
Формулировки задач и порядок их решения необходимо тщательно продумать, ибо от этого, как уже отмечалось, зависит логика и содержание исследовательского сюжета, этапы развития которого отражаются в названиях глав, заглавиях разделов, подразделах и параграфах работы. Задачи координируются прежде всего с проблемой. Решение совокупности задач должно давать ответ на центральный вопрос исследования и снимать проблему, разрешать конфликт старого и нового знания, то есть вести к получению желаемого результата.
Таким образом, проблема, цели и задачи работы должны быть соотнесены: проблема управляет целевыми установками, цель определяет тактику исследования – набор и последовательность задач, решение которых позволяет достичь цели. Достижение цели снимает проблему (она получает свое научное освещение) и позволяет гармонизировать исходную ситуацию (ту, что существовала до предпринятого исследования) путем компенсации информационного дефицита относительно выделенных в изучаемом предмете свойств и сторон объекта.
Сбор материала. Для того чтобы иметь собственную концепцию, нужно прежде всего тщательно изучить вопрос на основе накопленного материала. Без знания материала никакое исследование невозможно. Первичное изучение произведений, теоретических материалов и историко-литературных данных по теме должно привести студента к предварительной рабочей гипотезе, которая позднее проверяется и уточняется уже на более высоком уровне владения материалом. Начальный этап работы, таким образом, характеризуется кропотливым сбором фактов и их попутным осмыслением (разработкой замысла исследования, обретающего свое частичное выражение уже в формулировке темы и предварительном рабочем плане).
Основным материалом для пишущего курсовую, бакалаврскую или дипломную работу по литературе являются произведения изучаемого автора. Со знакомства с ними и следует начинать. Работа по своему характеру может требовать использования разных изданий произведений писателя, но гораздо чаще – одного. Здесь важно выбрать наиболее авторитетное, т.е. научно обоснованное, издание. К таковым относятся академические издания сочинений писателя, полные собрания сочинений, серии «Литературные памятники», «Литературное наследство», «Библиотека поэта» и некоторые другие. Их достоинства заключаются в текстологической полноте и точности, наличии богатого и разветвленного научно-справочного аппарата (примечаний, комментариев, вспомогательных указателей и т.д.). В случае отсутствия такого рода изданий можно прибегать к собраниям сочинений или избранным произведениям. При этом следует отдавать предпочтение книгам, вышедшим в центральных издательствах (обзор основных типов изданий художественных текстов см.: 1,с.48-63; 2,с.59-64; 4,с. 117-120).
Дополнительными источниками о жизни и творчестве того или иного автора являются переписка писателя, его критические выступления, дневники и записные книжки, мемуарные свидетельства, сведения о его личной библиотеке и т.д. (см. 1,с.97-98, 100-103; 2,с. 26-42, 45-55).
После того, как будут изучены первоисточники - произведения писателя и материалы, непосредственно относящиеся к его жизни и творчеству, - можно приступать к освоению критической и научно-теоретической литературы по теме. Студенту дается только основная специальная литература, поэтому возникает необходимость ведения самостоятельных библиографических разысканий.
Как и каким путем осуществляется подбор научной литературы? Студент должен уметь пользоваться библиотеками, музейными материалами и архивами. Уметь пользоваться - значит иметь навык работы с различными типами каталогов и библиографических пособий. Хорошие советы по овладению техникой работы в библиотеке начинающий филолог найдет в книге "Введение в специальность. Для студентов филологических факультетов" (4,с. 168-180, раздел "Библиотеки"). Обзор архивно-музейных материалов, полезных студенту-литературоведу, дается в книгах Н.Ф.Бельчикова (1,с.107-133),Л.Е.Шепелева (28,с.11-17), А.Н.Богданова и Л.Г.Юдкевича (2,с.42-45). В трудах данных авторов, а также в книге С.А.Трубникова "Издания литературоведческих и литературно-критических работ" (см.: 27)содержится и обстоятельная характеристика библиографических справочников, поэтому ограничимся только кратким перечнем основных видов носителей библиографической информации.
Поиски нужной литературы можно начинать с литературных справочников, энциклопедий и литературоведческих словарей, таких как «Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева» (М., 1990); «Русские писатели, ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. /Под ред. Н.Н. Скатова» (М, 1998).
Текущая литературно-критическая и научная литература регистрируется в бюллетене Фундаментальной библиотеки общественных наук "Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиографический указатель». Бюллетень издается Институтом научной информации по общественным наукам Российской академии наук (сокращенно ИНИОН РАН) и выходит с 1953 года (прежнее название – «Новая советская литература по литературоведению») ежемесячно. Российская Книжная палата выпускает библиографические указатели в виде «летописи»: с 1907 г. еженедельную «Книжную летопись» (сводная информация за год суммируется в десятитомном ежегоднике «Книги Российской Федерации. Ежегодник. Государственный библиографический указатель» - с 1927 г), еженедельные «летописи» журнальных (с 1926 г.), газетных статей (с 1936 г), ежемесячные «летописи» рецензий (с 1935 г.) и авторефератов диссертаций. Хороший обзор научно-исследовательских материалов содержит «Реферативный журнал» РАН ИНИОН «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: РЖ / РАН ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований Отделения литературоведения» (4 раза в год).
Нужно использовать также и специальные литературоведческие библиографические справочники. Из последних в качестве примера можно привести вышедшие под редакцией К.Д.Муратовой книги "История русской литературы XIX века: Библиографический указатель" (М.,1962), "История русской литературы конца XIX - начала XX века: Библиографический указатель" (М.,1963); труды Н.И.Мацуева "Советская художественная литература и критика", шестнадцать выпусков которых охватывают период с начала 1930-х годов до конца 60-х годов; работу Л.Н.Тарасенкова "Русские поэты XX века. 1900-1955: Библиография" (М., 1966); фундаментальные справочники "Советское литературоведение и критика. Русская советская литература (Общие работы). Книги и статьи I9I7-T972 годов: Библиографический указатель" в трех частях (М., 1966-1975); «Русские писатели. Прозаики. Поэты (Советский период). СПб.» (продолжающееся изд.).
По творчеству отдельных писателей имеются персональные библиографии, семинарии и летописи жизни.
Важно обращать внимание на пристатейную и внутрикнижную библиографию, которая дается в виде сносок или группируется в разделе примечаний в конце статьи либо книги или непосредственно в виде списка использованной литературы.
Рекомендуется следить за новинками по журналам. Так, филологические материалы публикуются в «Известиях РАН РФ» (серия литературы и языка), в журнале «Филологические науки», в «Вестниках», «Известиях» ряда университетов. Литературоведению посвящены журналы «Вопросы литературы», «Русская литература». Литературно-критические материалы определяют содержание журналов «Литературное обозрение», «Новое литературное обозрение», «Критическая масса»; они составляют постоянную рубрику таких литературно-художественных и общественно-политических журналов, как «Дружба народов», «Знамя», «Иностранная литература», «Москва», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», «Сибирские огни», «Урал», «Юность», «Новая Юность» и др.; поэзию и критику о ней публикуют журналы «Арион», «Дети Ра». Одним из путей библиографического отслеживания является просмотр последних номеров годичного комплекта, в которых, как правило, помещаются перечни всех опубликованных за год материалов.
Техническая обработка материала. Отобранный для работы материал первоначально должен быть не только усвоен в общих чертах, но и обработан таким образом, чтобы прочитанное можно было восстановить в памяти и использовать, не прибегая при этом к повторному чтения. Из каждого текста нужно взять главным образом то, что пригодится для написания сочинения.
При обработке материала практикуются такие формы его записи, как план, выписки, тезисы, заметки и конспект.
План обычно выстраивает последовательную систему подразумеваемых вопросов, которые дают представление о содержании изучаемого текста. План может быть простым и развернутым, подробным, т.е.содержащим подвопросы (о плане подробнее см.: 4, с. 93, а также 3,5,6,7,14,15,16,21).
Выписки - это, как правило, цитаты, т.е. дословные извлечения из текста, касающиеся основных положений интересующей студента проблемы.
Тезисы содержат самостоятельно сформулированные сжатые выводы о прочитанном, обычно располагающиеся в соответствии с развитием логики изучаемого текста. Развернутые тезисы включают обоснование, разъяснение утверждений.
Заметки отражают впечатления, суждения и размышления о прочитанном.
Конспект представляет собой наиболее совершенную форму записи. В нем сжато излагается основное содержание изучаемой работы с привлечением примеров и цитат из текста. Те места, которые приводятся дословно, могут позднее войти в текст курсового или выпускного сочинения в качестве цитат, поэтому их необходимо в конспекте закавычивать (отделять от собственного изложения конспектируемой работы) и снабжать указанием страниц издания. Конспект, как и остальные виды записи, обязательно паспортизируется, т.е. снабжается указанием выходных данных источника.
Последовательная запись содержания текста в конспекте производится на правой половине листа, левая остается для собственных заметок и примечаний. В конспекте обычно применяется система различного рода графических выделений и понятных автору конспекта сокращений (см.подробнее о конспекте: 2,с. 17-19; 4, с,94, а также 6,7,8,17,18,21).
В случае выборочной выписки текста, связанной с накоплением по отдельному вопросу фактических данных (цитат, теоретических положений и т.д.), запись может вестись на отдельных карточках (наиболее удобен формат 125 X 75 мм). Приведенные в систему карточки образуют картотеку, что обеспечивает удобство в хранении и пользовании карточками. В карточке, кроме самой выписки, должны быть следующие сведения: заглавие по теме выписки, указание на выходные данные и страницы использованного источника. Картотеки снабжаются ориентирующими указателями по теме выписок.
Методы и приемы работы с книгой обстоятельно освещены в литературе (кроме уже названных работ, см.: 9,10,13,17,19,20,23). Студенту-филологу полезно ознакомиться также с работами, касающимися общих вопросов психогигиены и культуры чтения (подробнее см.: 17,19,23,26).
Систематизация и осмысление материала. Уточнение плана. Собираемый и обрабатываемый материал одновременно тщательно продумывается под углом зрения изучаемой проблемы. Студент должен хорошо изучить историю вопроса, проверить все показания источников, столкнуть противоположные мнения исследователей, отобрать нужное, чтобы выстроить собственную концепцию. Стремление к утверждению своего понимания вопроса влечет за собой и постепенную кристаллизацию окончательного плана сочинения. План необходим, как необходимы строительные леса при возведении здания. План обеспечивает целенаправленность и нужную последовательность действий. Хороший план частично гарантирует и цельность будущего сочинения.
План каждого сочинения по содержанию индивидуален, однако общие основания его могут быть выделены. В основе студенческой научной работы лежит следующая схема:
1. Титульный лист, название работы (см. Приложение № 1).
2. Оглавление (см. Приложение № 2).
3. Введение:
а) обоснование темы с точки зрения ее актуальности и значимости для науки;
б) история вопроса, освещаемая таким образом, что обзор основной литературы по теме исследования приводит к постановке проблемы;
в) определение объекта и предмета исследования;
г) формулировка цели и задач работы;
д) характеристика исследовательских принципов и методики анализа, определение терминов;
е) характеристика структуры работы.
4. Основная часть, занимающая не менее ¾ общего объема работы, воспроизводит ход исследования, движение к цели через исчерпание «непрозрачных» мест предмета исследования, прояснение их путем решения поставленных задач с использованием в освещении фактов анализа, обобщения, сопоставления, объяснения и других исследовательских операций.
В главах, разделах и параграфах основной части раскрывается содержание заявленной темы, исследуются различные теоретические подходы, анализируются и систематизируются фактические сведения, делаются предварительные обобщения и выводы. Содержание основных глав должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. От автора работы требуется умение анализировать материал, доказательно и логично рассуждать, ясно излагать свои мысли, давать четкие формулировки, видеть причинно-следственные связи, необходимые для обоснованных умозаключений.
К тексту научной работы предъявляются следующие требования:
· полнота и достоверность данных, тематическая целостность изложения;
· опора на факты, на характеристики изучаемого текста, аргументированность выводов;
· наличие аналитической оценки информации, оригинальной исследовательской позиции;
· соответствие нормам научного стиля речи: точность формулировок, четкость определений, терминологическая выдержанность, непротиворечивость, последовательность и логичность рассуждений и др.
5. Заключение завершает исследование. Эта часть работы синтезирует накопленную в основной части научную информацию и выводы. В Заключении последовательно и логично демонстрируются полученные результаты в соотнесении со сформулированными во Введении целью и задачами исследования. Здесь показывается, что своего, оригинального привнес автор в разработку темы по сравнению с предшественниками, определяется значимость работы и дается обобщенная оценка сделанного.Заключительная часть студенческого исследования не должна быть механическим соединением выводов, содержащихся в конце глав. Это не просто перечень полученных результатов, а осмысление прироста знания, того нового, что внесено в изучение и решение проблемы.
Возможен вариант Заключения, оценивающий перспективы дальнейшей разработки темы научного исследования, предлагающий новые повороты, намечающий новые цели и задачи для последующей работы.
6. Список использованной литературы (требования к библиографии см. далее).
7. Приложение (если есть необходимость).
К написанию сочинения приступают после составления подробного рабочего плана, использующего представленную структурную схему, но наполняющего ее конкретным содержанием. Этот план обязательно согласовывается с научным руководителем.
В соответствии с намеченной программой выполнения работы ее разделы по мере написания в аккуратном виде предоставляются научному руководителю, после обсуждения дорабатываются или переделываются. Полностью законченная работа еще раз дается научному руководителю на просмотр, потом выверяется (особо строго следует сверить цитаты, фамилии и инициалы, даты, цифры и другой фактический материал) и перепечатывается.
При написании сочинения необходимо соблюдать требования культуры научного труда - в методических подходах, построении, изложении, оформлении и других сторонах работы.
О КУЛЬТУРЕ НАУЧНОГО ТРУДА
Как правило, студент является далеко не первым исследователем темы. Критический подход к трудам своих предшественников предполагает одновременно внимательное и уважительное отношение к сделанному в науке. Научная добросовестность исключает предвзятость в оценке достигнутых результатов, их искажение в пользу собственной концепции. Если автор сочинения считает, что отдельные аспекты проблемы изучены слабо, неверно или вовсе не изучены, он должен показать это корректно и убедительно на основе анализа литературы по вопросу.
Но нельзя вдаваться в другую крайность: слепое следование за готовыми решениями, некритическое отношение к предшественникам приводит к компиляции. Сочинение же должно быть самостоятельным.
Собственные рассуждения и обобщения автора курсового и дипломного сочинения возымеют вес и научную состоятельность только в том случае, если будут базироваться на конкретном анализе материала, на строгом учете максимального количества фактических сведений.
Рассуждения автора сочинения, его выводы должны вытекать из характера рассматриваемого материала. Следует избегать бессистемного нагромождения фактов, неоправданного расхождения с намеченным планом, немотивированного поворота темы и прочих непоследовательностей. Их не будет, если студент четко представит себе цели и задачи работы, наметит оптимальные пути их достижения.