Статус семьи и ценностные ориентации юношей




 

Проблема исследования ценностных ориентацией в юношеском возрасте остается актуальной на современном этапе развития общества, особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентации молодежи также обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам данной проблемы (Мудрик А.В., Кон И.С., Кузнецов В.М., Артюхова И.С., Киприянова Е.К., Кирилова Н.А., Шаров А.С. и др.) В их исследованиях изучались структура и динамика ценностных ориентации личности, роль ценностных ориентации в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентации с индивидуально-типологическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и др., но такой аспект, как взаимосвязь ценностных ориентации с социальным статусом матери, остался вне контекста рассмотрения ученых.

Большое влияние на формирование личности в юношеском возрасте оказывает семья, и именно она закладывает фундамент ценностных ориентаций личности. Ребёнок с самого детства находится под непосредственным влиянием родителей и впитывает ту структуру ценностей, которая сформирована в семье. К великому сожалению, в настоящее время полноценная семья стала утрачивать свою главенствующую роль в списке ценностей. Значительно увеличилось количество неполных семей, где естественным образом происходит перераспределение семейных ролей, и это не может не отразиться на формировании личности ребёнка, на формировании его ценностных ориентации.

Поэтому целью нашего исследования было изучить влияние семейного статуса матери на ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. Мы предположили, что в семьях, где мамы имеют различные статусы (замужней и незамужней женщины), у детей юношеского возраста наблюдаются различия в ценностных ориентациях.

Методологической основой данной работы явились положения С.Л. Рубинштейна о том, что ценность (значимость для человека чего-то в мире) способна выполнять важнейшую функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющейся в общественно значимых делах и поступках.

План эмпирического исследования содержит сравнение ценностных ориентации детей юношеского возраста, воспитывающихся матерями с разным семейным статусом. В исследовании приняло участие 30 человек. Экспериментальную выборку составили лица юношеского возраста 15 - 17 лет, проживающие в семьях с различным семейным статусом матери. Из них попарным методом по критерию статуса матери были сформированы 2 группы: первая группа - 15 человек (8 девушек, 7 юношей) из семей, где мама имеет статус замужней женщины, и вторая группа - 15 человек (8 девушек, 7 юношей), где мама имеет статус незамужней женщины.

Эмпирические данные исследования ценностных ориентации юношей первой группы по методике «Ценностные ориентации», показали, что превалируют терминальные ценности, связанные со сферой труда (67%), и в меньшей степени - с семейно-бытовой (20%) и досуговой (13%) сферами. На наш взгляд, это связано с традиционными установками, существующими в обществе и транслируемыми семьей: «чтобы добиться успеха необходимо трудиться ».

Анализ инструментальных ценностей выявил превосходство личностных качеств (80%) над моральными (20%). Испытуемые выбирали такие личностные качества, как: независимость - способность действовать самостоятельно и решительно, жизнерадостность (чувство юмора), смелость в отстаивании своего мнения и др. Все эти ценности свойственны именно юношескому возрасту.

Результаты исследования ценностных ориентации юношей по методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» указывают на то, что данные, полученные в первой методике, подтвердились, но имеется расхождение по критерию «доступности». Наибольшие различия здесь выявились в таких ценностях, как: материальное обеспечение жизни, активная и деятельная жизнь, здоровье.

Так как все наши обследуемые являются студентами, вполне объяснимо расхождение в «ценности» и «доступности» такого понятия, как материальное обеспечение жизни. Ребята понимают, что эта ценность должна стоять не на последнем месте в ряду понятий - ценностей, но по достижимости эта ценность находится на последнем месте, так как реализация ее откладывается на будущее.

Расхождение понятия-ценности «здоровье» и его достижимости связано, по всей видимости, с тем, что современные требования общества - это здоровый, сильный и активный профессионал, а слабые и больные лишены перспективного будущего. Для того чтобы добиться каких либо существенных результатов в деятельности необходимы, существенные затраты на здоровье, но это невозможно на данном возрастном этапе.

Для определения уровня сходства «ценности» и «доступности» в первой группе испытуемых мы провели корреляционный анализ и получили значительные расхождения по «ценности» и по «доступности», что указывает на наличие внутреннего конфликта у некоторых юношей, входящих в эту группу.

Далее мы провели исследование 2-й группы, где матери имели незамужний статус, с использованием тех же диагностических методик.

Данные исследования ценностных ориентации юношей второй группы по методике «Ценностные ориентации» показали, что у испытуемых также преобладают терминальные ценности, относящиеся к сфере труда, расхождение выявлено в инструментальных ценностях. Если у подростков первой группы на первом месте стояли личностные качества, то у испытуемых второй группы - моральные и личностные качества представлены в равной степени. Доминирующее положение занимают такие инструментальные ценности как: честность, ответственность, искренность в чувствах.

Вероятно, такая ценность, как искренность в чувствах, - важная составляющая поведения, основа доверительного общения в юношеском возрасте. Особое значение это качество приобретает в современных социальных условиях, когда люди становятся предельно осторожными и мнительными. Важность «честности» для юношей и девушек 2-й группы говорит об относительно взрослой оценке мира и людей, в нем живущих. На наш взгляд, их взрослая позиция связана с тем, что незамужние матери рано начинают формировать у своих детей ответственность и честность в диадных отношениях.

Анализ данных исследования ценностных ориентации юношей по методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» показал, что наибольшие расхождения здесь имеются в таких понятиях-ценностях, как: материальное обеспечение жизни, свобода как независимость в поступках и действиях, уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений). Все наши обследуемые находятся ещё в полной материальной зависимости от мам, которые не предоставляют полного права выбора в принятии решений своим детям, возлагая на них много обязанностей. Юношескому же возрасту свойственно стремление к взрослости и самостоятельности. Мы предполагаем, что именно по этой причине имеются значительные расхождения по «ценности» и «доступности».

Далее мы сравнили результаты методик у двух групп испытуемых и обнаружили, что существенной разницы в преобладании терминальных ценностей не обнаружено. В этих двух группах доминирующее положение занимают ценности, относящиеся к трудовой сфере.

У юношей в первой экспериментальной группе, где мама имеет статус замужней женщины, преобладают инструментальные ценности, опирающиеся на личностные качества, такие как: независимость - способность действовать самостоятельно и решительно, жизнерадостность (чувство юмора), смелость в отстаивании своего мнения и др., а у юношей во второй экспериментальной группе, где мама имеет статус незамужней женщины, примерно равно количество инструментальных ценностей, которые опираются на личностные и на моральные качества. Доминирующее положение занимают такие инструментальные ценности, как: честность, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения.

При определении уровня сходства «ценности» и их «доступности» в первой и во второй группах мы получили значительные расхождения, что указывает на наличие внутреннего конфликта у юношей и девушек.

 


Заключение

 

Таким образом, проведя количественный и качественный сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентации юношей, мы определили, что семейный статус матери оказывает влияние лишь на инструментальные ценности юношей.

При рассмотрении данной темы также стоит отметить, что важную роль играет проблема менталитета. Менталитет - это ум, дух, разум. Это надындивидуальная составляющая массового сознания, определяемая традицией и культурой. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития, он определяет национальный характер и национальную модель социального поведения. Это образ мира, который заложен культурой в сознание людей определенного этноса, это умонастроения, установки мыслей и ценностных ориентации, автоматизмы и навыки сознания.

Менталитет непосредственно определяет национальный характер. Национальный характер представляет собой фиксацию типических черт, проявляющихся наиболее отчетливо в тех случаях, когда человек выступает как представитель какой-либо этнической принадлежности.

Не стоит также забывать о национально-психологических особенностях личности, представленных как «своеобразие ценностных ориентации, взглядов, интересов, установок, отношений к другим людям». Особенности распространяются также и на чувство собственного достоинства, привязанность к традициям и обычаям своего народа, национальное самосознание, понимание своей национальной принадлежности, своеобразие восприятия и мышления.

 


 

Список литературы

1. Адаптация школьников старших классов к профильному обучению /сост. С.Т. Дмитриева, Т.А. Дорофеева, Е.А. Калягина.- Абакан, 2008.

2. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. - М.: Мысль, 2009.

. Вебер, М. Основные понятия стратификации/ М. Вебер. - М.: Просвещение, 2007.

. Голод, СИ. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты/ С.И.Голод. - М..: 2009.

. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин.- М., 1996.

. Здравомыслов, А.Г. Потребность. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. -М.: Мысль, 2006.

. К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / под. ред. В.С. Мухиной. - М.: Мысль, 2009.

. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников / Н.А. Кирилова // Вопросы психологии. - 2009. - №6.

. Крапивская, Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. - М.: Просвещение, 2009.

. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания./ Н.Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 3.

. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. /под. ред. Е.В. Шороховой-М.: Просвещение, 2007.

. Нежурина-Кузничная, Н.Ю. Популярная этнопедагогика / Н.Ю. Нежурина-Кузничная. - Минск: Харвест, 2009.

. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии / Ю.П. Платонов - М.: Речь, 2008.

. Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С. Кукушин. - М., 2009.

. Этническая психология: хрестоматия /сост. А.И. Егорова, М.С. Нафанаилова, А.П. Оконешникова. - СПб.: Речь, 2008.

. Словарь практического психолога /сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2007.

. Психологический словарь. /авт. - сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: