Частота проявления поведения




Рисунок 1. Система координат отклоняющегося поведения

Юдит Блэйк и Кингслей Дэвис разработали модель девиации, понимая девиантность в широком смысле. Они утверждают, что возможны минимум четыре отношения между мотивами и поступками людей. Мотивы и поступки могут согласовываться или отклоняться от ожидаемых стандартов.

Какое бы общество не было взято, многие люди попадают в категорию (1) и (4). Они хотят (это их мотивы) подчиняться существующим нормам и ведут себя (это их поступок) соответствующим образом. Либо они не хотят подчиняться нормам и нарушают их. Между позициями (1) и (4) возможны и промежуточные ситуации. Например, некоторые люди нарушают нормы не осознаваяэтого, т.е. делают это ненамеренно (2). Причиной может служить ошибка в суждениях, незнание правил или невозможность в данный момент соблюсти конкретное правило (вынужденное нарушение). В последнюю категорию (3) попадают те, кто сознательно желает нарушить правила, но не делает этого. Попадающие в категорию (3) не отклоняются в своих поступках потому, что у них нет культурных и социальных возможностей нарушить правила. Например, далеко не все бедняки способны ограбить прохожего или магазин из-за страха наказания (таблица 1).

 

Таблица 1. Модель девиантностиЮ.Блэйк и К.Дэвиса: возможные отношения между мотивами и поступками

    поступки поступки
    согласие отклонение
мотивы Согласие +/+ (1) +/- (2)
мотивы отклонение -/+ (3) -/- (4)

Существуют девианты, которые ложно обвинены, а другие являются скрытыми девиантами. Чрезвычайно важно не только то, кто ты на самом деле, но и то, каким тебя считают окружающие. Ложное обвинение построено как раз на том, что человек на самом деле не нарушал правила, но окружающие считают его виновным. Г. Беккер выделил 4 категории восприятия или оценки, нарушений другими людьми. Ложно обвиненные - это те, кто является конформистом, но обществом воспринимается как девиант. Причиной может служить ошибка судебного приговора, сознательное искажение фактов следователя с намерением засудить данного человека. На практике с ложно обвиненным, или ложным, девиантом общество ведет себя так же, как с действительными (таблица 2).

Девиантность трудно распознать и анализировать, так что одни девианты искусно скрываются, а других людей ложно обвиняют в нарушениях. Нормы трудно точно определить, в результате чего девиантность принимает огромное множество промежуточных форм.

Таблица 2. Возможные отношения между оценкой и реальным поведением при девиации

  Согласующееся поведение Отклоняющееся поведение
Оцененные как девианты Ложно обвиненные недевианты Действительные девианты
Не оцениваемые как девианты Действительные конформисты Скрытые девианты

 

Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные, граждане, так называемые типичные американцы. Поведение в зоне D, находящейся в середине континуума, регулируется и управляется существующими социальными институтами, которые задают нормы и определяют средства контроля. Поведение подавляющего большинства людей в обществе группируется вокруг этой центральной зоны, т.е. является конформным.

Тех, чье поведение попадает в зоны B и F, называют маргинальными индивидами. Это недоконформисты. Они вечно спорят, конфликтуют и даже враждуют с родителями, учителями и полицией. Но это не значит, что они должны покинуть общество или быть изолированными от него. Общество предупреждает их и делает все возможное, чтобы исправить неправильный образ жизни. Сверхконформная молодежь — зона F — рискует быть исключенной из нормальной социальной деятельности. Взрослые пытаются убедить их в необходимости быть более непринужденными, веселыми, непосредственными. Молодых людей из зоны B и F окружающие либо с удовольствием принимают в свой круг, либо отталкивают вовсе. Если индивиды из зоны В ощущают отчуждение, они проявляют враждебность, агрессивность, вандализм. И напротив, индивиды из зоны F начинают заниматься самокопанием и критикой.

Самые экстремальные зоны А и G - это больше, чем только отклонение от принятых норм. Здесь концентрируется область отчужденного и противостоящего поведения. Молодежи с таким поведением не так много, она всегда в меньшинстве, но образует контркультуру со своими ценностями, иерархией отношений, методами контроля, механизмами распределения ролей. В этих меньшинствах есть «твердое ядро», включающее наиболее последовательных противников ценностей официальной культуры.

Представители подростковой контркультуры со временем пополняют ряды взрослой криминальной контркультуры. Делинквентная контркультура перерастает в криминальную контркультуру. Мальчиков из зоны G дразнят и т.п. Мальчиков из зоны А обзывают иначеи т.п. На полюсах А и G сосредоточены те, кто нарушает рутинное течение жизни, но по-разному это делает. Ей удалось связать степени отклонения от среднего стандарта с социальным положением девиантов. Например, поведение, которое низший класс оценивает как попадающее в зону D, средний может поместить в зону С либо в зону В. В частности, беспорядочные сексуальные отношения подростков из низшего класса считаются нормальными представителями этого класса, но выглядят как делинквентные с точки зрения представителей среднего класса, учителей и полицейских.

Можно сказать, что оценки одних и тех же поступков представителями разных классов редко совпадают. Вот почему схематически континуумы среднего и низшего классов будут смещены относительно друг друга (если шкалы расположить друг над другом — низшего класса наверху, а среднего внизу, — то зона А среднего класса окажется под зоной В низшего, В под С и т.п., т.е. все будет смещено на одно деление вправо (рисунок 2).

 

 

 

Рисунок 2. Континуум форм взаимодействия индивида и общества Р. Кевена, где А-контркультура недоконформизма; В-крайняя степень недоконформизма; С-минимальный уровень недоконформизма; D-нормальный конформизм; Е-минимальный сверхконформизм; F-крайняя степень сверхконформизма; G-контркультура сверхконформизма

В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, то выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и преступлений. Первым из европейских социологов, кто начал разрабатывать проблему аномии, был Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, аномия как противоположность стабильного социального порядка возникает тогда, когда государство и общество ослабляют свой контроль за поведением индивидов.

Для Р. Мертона несоответствие между целями и средствами их достижения выступает одним из главных оснований состояния аномии. Значительный вклад в разработку концепта аномии внес американский социолог Р. Мертон, исследовавший дисфункциональные состояния общественных систем, возникающие в результате обострения социальных противоречий.

Типы отношений между целями и средствами в социальной деятельности индивидов и групп.

-законопослушное поведение, избирающее положительные цели и столь же положительно окрашенные средства их достижения;

-противоправное поведение, когда выбор положительных целей сопровождается присваиваемой субъектами свободой в выборе средств4

-эскапистское (убегающее) поведение, предполагающее негативное отношение и к социально значимым целям и к средствам их достижения (характерно для алкоголиков, наркоманов, самоубийц)

-бунтарско-революционное поведение, отрицающее общепринятые, традиционные цели и средства и заменяющее их новыми целями и новыми средствами.

Социальные формы, в которых проявляется аномия – это резкое возрастание степени конфликтогенности социальных отношений, массовое падение нравов, разгул преступности, военные инциденты и т.п.

Конфликтогены - это слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта.

 

 

Список литературы

Основной список литературы

1. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 536 с.

2. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. — 448 с.: ил.

3. Куртиков Н.А. Психология и социология управления: учеб. пособие для студ. вузов: рек. Минобразования и науки России / Минобразования России, Гос. ун-т управления, Ин-т социологии и управления персоналом. – М.: Книжный мир, 2007.– 268 с.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2003. –508 с.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 536 с.

 

Дополнительный список литературы

6. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / «Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа. 2009. - 204 с.

7. Бабосов Е. М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. - 288 с.

8. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. — М.: Высшее Образование и Наука, 2007. - 448 с.

9. Бауман З. Мыслить социологически: учебное пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 255 с.

10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Д. Рудкевич. – М.: Дело, 1995. – 433 с.

11. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – 480 с.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. – Л.: ЛГУ, 1992.

13. Борзых С.В. Человек-потребитель // Философия и общество. – 2013. – № 1. – С.120-127.

14. Бусыгин А. В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «Финпресс», 2000. – 1056 с.

15. Волков Ю.Г. Социология: история и современность / Ю.Г. Волков, М.А. Гулиев, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 668 с.

16. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

17. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

18. Глиссон Керри Оптимизация персональной деятельности. Как организовать свой труд, чтобы делать больше, а получать меньше / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. – 288 с.

19. Голенкова З. Т., Акулич М.М., Кузнецов И. М. Общая социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. — 474 с.

20. Голосенко И.А., Козловский В.И.. История русской социологии XIX – XX вв. Учебное пособие. – М.: Онега, 1995. – 288 с.

21. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие для вузов – М., 2003. -312 с.

22. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие - М.: Институт социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.

23. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006. — 296 с.

24. Девятова С.В., Купцов В.И. Культура, образование, демократия. // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №1.

25. Деметрадзе М.Р. Политическая конфликтология. Международная конфликтология. Учебное пособие. — М.: Академия права и управления. 2004. -156 с.

26. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. – Белгород, 1993. – 234 с.

27. Ефремов О.А. Концепция «открытого» и «закрытого» обществ Дж. Сороса: полет надежды и тиски реальности // Философия и общество. – 2005. – №4.

28. Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5.

29. Зборовский Г.Е. Социология управления: учеб. пособие для студ. гуманит. (несоциол.) спец. – М.: Гардарики, 2008. – 270 с.

30. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

31. Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Ильин. – 3 изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.

32. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

33. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: «Логос», 1996. – 280 с.

34. История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — («концепции», «фундаментальный учебник»). — М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 308 с.

35. К. Камерон, Р. Куинн Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред И. В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001.– 320 с.

36. Клементьев Д.С. Социология управления: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд-во МГУ, 2010. – 240 с.

37. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 317 с.

38. Кон И. Социология личности. – М., 1967.

39. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 944 с.

40. Методика и техника социологических исследований (в вопросах и ответах): Учеб.-метод. пособие. Ч.1 / Приднестр. гос. ун-т, ист. фак.; Сост. В.М.Чугуенко. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2002. – 32 с.

41. Милюгина Е.Г. Быть свободным - это значит быть человеком // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 120-137.

42. Модернизация России: научные и образовательные аспекты: Учебное пособие/ Отв. ред. О.Н. Яницкий. — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 52 с.

43. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.:

44. Пригожин А.И. Методы развития организации.– М.:МФЭР, 2003.– 864 с.

45. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.– 227 с.

46. Психология в отборе персонала / Д. Купер, А. Робертсон. – СПб.: Питер, 2003.– 240 с.

47. Разин А.А., Разин Р.А. и др. Человек – главная ценность общества // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №2.

48. Ромашов О. В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 320 с.

49. Современная западная социология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.

50. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. – 45 с.

51. Социальный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. – 271 с.

52. Социология / Под ред. Осипова Г.В. Учебное пособие. – М.: Наука, 1995.

53. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 220 4 с.

54. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 256 с.

55. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 448 с.

56. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы. – М.: Дело, 2000. – 198 с.

57. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям (020300) «Социология», (350100) «Социальная антропология» и (351800) «Организация работы с молодежью» и как пособие для преподавателей. / Ж.Т. Тощенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 640 с. — (Серия «Cogito ergo sum»).

58. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.

59. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. – 511 с.

60. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.

61. Фромм Э. Душа человека / Перевод. – М.: Республика,1992. – 430 с.

62. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Общ. ред и послесл. В.И. Добреньков. – М.: Прогресс, 1990. – 336 с.

63. Фромм Э. Искусство любви / Изд. 2-е, доп. Пер. с англ. Л.А. Чернышовой. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1990. – 80 с.

64. Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции // Вопросы философии. – 2005. – №11. – С. 90-100.

65. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 238 с.

66. Щербина В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социс, 2001. – № 10.

67. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. – М.: Дело, 1997. – 436 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: