Изучение творческого мышления




Исследователь вюрцбургской школы О. Зельц в качестве объяснения общей схемы механизма творческого мышления предлагал использовать понятие антиципирующей схемы — системы исходящих из структуры наличной ситуации требований к будущему решению. Посредством образования этой схемы были отчасти разрешены такие вопросы, как нахождение решения с помощью подсказки, возможность использования в качестве подсказки различных явлений. Однако сам процесс образования антиципирующей схемы выступает как наложение заданной ситуации на ситуации, встречающиеся в прошлом опыте, в которых содержится модель решения данной задачи, без анализа конкретных механизмов, приводящих к актуализации и адекватному использованию этой схемы.

В гештальтпсихологии основным понятием, связанным с пониманием структуры творческого мышления, является понятие «инсайт». Последнее означает вероятность нахождения решения, представляющего собой «усмотрение» идеи данной задачи. Возникновение инсай-та объясняется таким фактором, как переструктурирование условий задачи, в результате чего раскрываются новые свойства объекта (В. Кёлер), изменение их функциональных значений (М. Вертгаймер, К. Дункер), раскрытие латентных свойств объекта (Л. Секей). Принципиальным недостатком в изучении мышления гештальтпсихологами явилась общетеоретическая концепция относительно роли субъекта в процессе решения задач (субъекту отводилась пассивная роль). Знания индивида, его прошлый опыт недооценивались как факторы, влияющие на процессы решения задачи.

Отечественная психология – Общие положения, определившие развитие работ по изучению творческого мышления в отечественной психологии:

1. выделение активности субъекта;

2. понимание творческого мышления как активной деятельности, включающей в значительной степени использование прошлого опыта (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев и др.).

В этом контексте были рассмотрены такие понятия классической психологии мышления, как инсайт, догадка, интуиция и т.д. В частности, одно из направлений представляет собой определение конкретных закономерностей и влияния условий прошлого опыта на решение творческих задач.

Общая схема решения творческой задачи может быть представлена как состоящая из двух этапов:

1. Нахождение адекватного принципа, идеи задачи, которая не вытекает прямо из ее условий.

2. Реализация этого принципа для непосредственного нахождения решения. Причем ведущую роль приобретает именно первый этап.

Основными характерными чертами первого этапа, описываемыми в литературе по данной проблеме, является внезапность возникновения решения, а также случайность тех обстоятельств, которые сопутствуют ее возникновению. Ряд экспериментальных работ был посвящен специальному изучению этих вопросов, в частности тому, каким образом опыт испытуемого может привести его к правильному решению задачи, что собственно и составляет так называемую догадку.

 

Речь и мышление

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определённые взаимоотношения со всеми психическими процессами. Но основным и определяющим для речи является её отношение к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство, но не тождество.

Поведенческая психология попыталась установить между ними тождество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как «деятельность речевого аппарата» (Дж.Уотсон). К.Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредством специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти реакции совершаются по методу проб и ошибок и не являются интеллектуальными операциями.

В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе ещё не составляют речи. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта даёт речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Поэтому речь – интеллектуальная операция, она существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению. Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга.

Речь, слово служат не тлько для того, чтобы выразив, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формируем мысль, но формируя её, мы сплошь и рядом её формируем, создавая речевую форму, мышление само формируется.Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса.

Внутренняя речь также не сводится к мышлению и мышление не сводится к ней.

Итак: 1) между речью и мышлением существует единство (диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; 3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: