Образование искусственных понятий




Экспериментальное изучение мышления

 

1. Понятие мышления. История экспериментального исследования.

Образования искусственных понятий

Экспериментальное исследование процессов творческого мышления

 

Литература:

- Солсо Р. Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 600 с. (Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений – С. 419-442.);

- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Под общей ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – Спб.: Питер, 2000. – С. 139 - 142.

- Экспериментальная психология: Практикум / Под ред. Смирнова С.Д., Корниловой Т. В., – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 383 с. (Раздел 5. §10 Использование методики «рассуждения вслух». – С. 66-68; §11 Автоматизация умственной деятельности при решении однотипных задач. – С. 72-74; §12 Исследование процессов творческого мышления. – С. 78-80: §13 Изучение мышления с помощью методики образования искусственных понятий. – С. 83-84.);

 

Понятие мышления.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенными и опосредствованным отражением действительности. Виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют – теоретическое и практическое (эмпирическое), логическое и интуитивное, реалистическое и аутистическое, продуктивное-репродуктивное, непроизвольное-произвольное.

Вюрцбургская школа – метод решения задач. Первым методом, который был использован для изучения внутренней структуры мыслительного акта, явился метод самонаблюдения. В различных школах, изучавших процессы творческого мышления, складывалась своя система понятий, в некоторой степени объясняющая отдельные стороны, отдельные моменты процессов решения творческих задач. Так, в Вюрцбургской школе в качестве решающего фактора выступала так называемая детерминирующая тенденция, определенная направленность мыслительных процессов, складывающаяся под влиянием задачи (Aufgabe) или цели, стоящей перед субъектом.

Гештальт- психология – исследование мышления у приматов (Келлер). В качестве одного из таких приемов в психологии использовался методический прием «рассуждения вслух», который в течение многих лет был основным и почти единственным для изучения мышления. Все исследования мышления человека в гештальтпсихологии, например, были выполнены с использованием этого методического приема. Он заключается в следующем: испытуемому предлагается решить какую-либо задачу с просьбой проговаривать вслух весь ход решения, а гакже возникающие при этом мысли, как непосредственно связанные с данной задачей, так и любые другие. Экспериментатор фиксирует ход рассуждения, например, с помощью магнитофона или каким-либо другим способом.

Этот методический прием значительно отличается от метода cамонаблюдения. Во-первых, имеет место экстериоризация мыслительного процесса. Во-вторых, испытуемый не сосредоточивается на смысле осуществляемых им мыслительных операций, а должен лишь проговаривать вслух ход рассуждения, что избавляет его от необходимости раздвоения внимания и позволяет сосредоточиться в основном на решении предложенной задачи.

 

Современные исследования мышления не проводятся в чистом виде, а связаны с когнитивным стилем личности.

Процесс исследования мышления включает:

- психодиагностические методы (тесты);

- клиническая беседа;

- естественный эксперимент;

- анализ продуктов деятельности;

Виды деятельности при изучении мышления:

  1. решение задач
  2. конструктивные операции
  3. операции обобщения, сравнения, классификации и различные математические операции.

Образование искусственных понятий

Исследование мышления в рамках детской психологии имеет свою специфику (изучение когнитивного развития) – классические методика Л. С. Выготского и Ж. Пиаже (формирование понятий).

Актуальные проблемы в детском мышлении:

А) переходные периоды в изучении мышления;

Б) факторы, определяющие развитие на разных возрастных этапах;

В) проблема развивающих влияний при отклонении в психическом развитиии;

Г) исследование творческого мышления одаренных детей.

В рамках решения этих проблем была использована методика изучения искусственных понятий. Прием, на котором выросла данная методика, развился из классических методик изучения понятий. Основными являлись методики определения и исследования абстракции. Их недостаток - отрывом слова от объективного материала - был преодолен созданием синтетически-генетического метода Н. Аха.

По методике Н. Аха оказалось возможным изучать не готовые понятия, а самый процесс их образования, процесс построения понятия, синтезирования ряда признаков, образующих понятие, процесс развития понятия.

Исследование понятий по методике Н. Аха дает возможность развернуть процесс синтезирования признаков, составляющих понятие, процесс осмысления первоначально бессмысленного слова, приобретения словом значения и выработки понятия. Методика позволяет исключить влияние прошлого опыта на решение стоящей перед испытуемым задачи, уравнивает ребенка и взрослого и в этом смысле создает возможность изучения процесса образования понятий в его чистом виде.

Предложенная Н. Ахом методика тесно связана с его общим представлением о процессах мышления. Н. Ах выделил в качестве основного фактора решения задачи, стоящей перед испытуемым, так называемую детерминирующую тенденцию. Этим определяется и внутренняя структура самой методики, в которой слова, обозначающие искусственные понятия, были даны с самого начала эксперимента и являлись постоянной величиной: использование их определялось инструкцией, а функция по ходу эксперимента не менялась. Напротив, задачи, ставящиеся перед испытуемыми, варьировались в течение опыта. Опыты были направлены на определение роли этих слов в процессе образования понятий.

Методику Н. Аха можно рассматривать как первый вариант ставшей затем классической методики образования искусственных понятий, который с различными изменениями использовался Ф. Риматом, Н. Фогелем, Д. Н. Узнадзе и др.

 

В работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» [1982] дается подробное изложение данного метода, анализируются его достоинства и недостатки. Метод заключается в использовании искусственных, первоначально бессмысленных для испытуемого слов и в процессе означивания их как понятий, которые составляются путем соединения ряда признаков (в таком сочетании не встречающихся в мире обычных понятий, обозначаемых с помощью речи).

Методика, созданная для исследования процесса образования понятий Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым, получила название методики двойной стимуляции. Она использует процедуру образования искусственных понятий Н. Аха, хотя весь эксперимент строится принципиально иначе.

Главное отличие методики Выготского—Сахарова заключается в том, что она связана с общей концепцией Л. С. Выготского о строении высших психических функций, к которым относится и понятийное мышление. В качестве основного средства направления и овладения психическими процессами Л. С. Выготский выделяет употребление знака. В процессе образования понятий таким знаком стало слово, выступившее в роли средства образования понятий, и затем его символ. Отсюда вытекает решающее значение изучения функционального употребления слова и его развития, что и составило предмет исследования Л. С. Выготским в проблеме образования понятий.

Методика двойной стимуляции была применена Выготским для прослеживания генетического хода образования понятий на различных возрастных ступенях и для выяснения основных закономерностей, управляющих развитием этого процесса. В качестве современных модификаций методики образования искусственных понятий следует рассмотреть методики, используемые в работах американского психолога Дж. Брунера и отечественного психолога О. К. Тихомирова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: