Системное представление об обществе. Типы обществ. Классификация общества по Д. Ленски, К. Маркса, К. Поппера. Определение «социальной структуры общества». Социальные общности и группы, их характерные особенности.
Культура как система ценностей. Культура как механизм взаимодействия людей. Типы культуры. Понятие и виды субкультур. Социальные функции культурных ценностей.
Социальное поведение (Дж. Хоманс). Общественное, индивидуальное в личности. Понятие «социализация» и ее ролевые теории. Десоциализация и ресоциализация. Стадии социализации. «Социальный статус», «социальная роль».
Общество - социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.
По К. Марксу, общество - это взаимодействие людей. Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.
Система общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Уровни:
- институциональные, включают в себя те или иные статусы и роли;
-наинституциональные (статусно-ролевые отношения).
Институты – это социальные статусы и роли. Существуют разные статусы (например, ректор, проректор, декан). Существуют статусы более желаемые и менее желаемые.
Общество целостно благодаря институтам. Т. Парсонс говорил, что общество это открытая система.
Для функционирования, система должна обладать рядом признаков:
- целеполагание
- адаптация. Система всегда должна учитывать изменения внутри нее и во внешнем мире.
|
- интеграция (объединение). В системе все ее элементы должны стремиться к единению.
- «удержание образца».
Общество – это совокупность индивидов определенных на территории социальными связями сохраняющихся устойчивость этого объединения на протяжении длительного исторического времени.
Разные авторы указывают разные источники, один из них Э. Шилз называет следующие признаки общества:
- общая территория проживания населения;
- способность поддерживать и производить высокую интенсивность социальных связей;
- наличие истории и т.д.
Типы обществ:
Г. Спенсер (эволюционный) общество развивается от простого к сложному. Выделял2 вида общества:
- военный. Основан на контроле, на определенных жестких ограничениях, чтобы сохранить и установить порядок.
- промышленный.
Э. Дюркгейм выделял2 вида общества:
- общество механической солидарности - это общество более простого типа. Это взаимодействие в обществе взаимосвязано по простым и установленным образцам, где не нужно думать;
- общество органической солидарности - это свобода выбора. Устанавливаются широкие виды связей, он более мобилен. Имеет сложную структуру (многоклановое общество, люди более дифференцированы, чем в механической солидарности).
Ф. Теннис разделил общество на две разновидности:
Gemeinschaft (община)
от простого к сложному
Geselachaft (общество)
Община – не современное общество, к котором отсутствуют широкие социальные связи, сильные кровные связи,простая социальная структура; взаимодействие на хозяйственном уровне; непосредственные отношения.
|
Общество – более сложное общество
Взаимодействие на личной выгоде. Развиты разные отрасли; опосредованные отношения; большие возможности для самоопределения.
Классификация общества
Д. Ленски:
- общество собирателей и рыболовов, охотников. Денежные отношения отсутствуют; зарождение семьи и дружбы; отсутствие времени на развитие техники;
- общество огородников. Активно развиваются обменные действия; общество дифференцируется, но не очень; развиваются экономические связи; остаются кровно-родственные связи;
- аграрное общество. Изобретение плуга; есть возможность вспахивать землю и заниматься земледелием. Человек нанимает наемного работника (феодализм, использование наемного труда). Возникает государство. Общество обретает иные границы и качество содержания. Усложняется социальная структура общества. Появляются различные собственники наемные рабочие. Складывается политическая верхушка.
- промышленное общество. Общество становится более сложным. Функционируют фабрики, заводы, развивается отраслевая специализация. Общество делится на классы. Оформлены политические, экономические отношения. Широкие экономические связи внутри и за пределами страны, культурные связи.
К. Маркс выделял ФОРМАЦИЮ в зависимости от производительных сил и производственных отношений.Самая низшая - первобытно-общественный строй, далее следует рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
К. Поппер подразделял общество на 2 типа:
- закрытое – низкие темпы развития производства, неразвитость отраслевой специфики;
|
- открытое – индустриальное (промышленное).
Существуют различные точки зрения о происхождении общества:
- первая точка зрения – естественное происхождение (эволюционизм);
- вторая точка зрения – божественная гипотеза;
- третья точка зрения – космическая.
Данные точки зрения не могут быть научными.
Научные теории происхождения общества:
- инструментальная. Общество создалось в результате догадливости человека (изобретение орудий для удовлетворения потребностей
разделение труда рост благосостояния появление социальных структур.
- сесологическая. Установление контроля над рождаемостью, рождение семьи и возникновение социальных норм взаимодействия повлекли за собой возникновение социальных организаций;
- кратическая. Люди не одинаково сильны и умны, что ведет к возникновению лидеров, формирующих систему правил и норм;
- гендерная. Распределение ролей между полами повлекло за собой социальную организацию и ее возникновение;
- семантическая. Люди объединяются, чтобы быть сильнее. Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо).
Таки образом, общество это результат и способ организации социальных связей, которые обеспечивают удовлетворение всех основных потребностей людей. Оно является самодостаточным, саморегулируемым, самовоспроизводимым.
Социальные структуры – это устойчивые социальные связи и отношения (институты, общности и т.д.). Базовые единицы социальной структуры – это нормы и ценности. Основополагающим моментом является статусно-ролевая позиция человека.
По Т. Парсонсу социальная структура является системой стандартных отношений, акторов и деятелей выполняющих роли относительно друг друга. Общество-это глобальная система общественных отношений, состоящая из различных систем (экономической, культурной, социальной) подсистем и т.д. Ядро социальной системы структурировано в нормативный порядок, которое служит нормой, ценностью и правилом. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, Т. Парсонс называет социетальным обществом.
Р. Мертон (социальный функционализм), считал, что нужно рассматривать реальные последствия социальных фактов, социальных действий. Он выделил три постулата функционального анализа:
- функциональное единство – это единство теоретического ведения общества, заключающееся в глубине социального факта (социальная жизнь изучается как вещь).
- универсальность– все формы культуры несут в себе функциональные свойства, требующие аналитического исследования.
- принудительность - определенные функции обладают принудительной силой, что приводит к функциональной детерминированности всех социальных институтов.
Социальная общность - это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.
Исследователи выделяют ряд необходимых оснований, позволяющих социальной общности сформироваться и проявить себя:
- сходство, близость условий жизнедеятельности людей как предпосылка возникновения солидарности между ними;
- общность потребностей и интересов людей;
- совместная деятельность и обмен продуктами этой деятельности;
- формирование собственной культуры;
- создание самоуправления или управления в сообществе;
- социальная идентификация членов общности, их причисление себя к данной социальной общности.
Социальные общности весьма разнообразны по своей форме. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных политических и экономических движений. По продолжительности существования - от длящихся минуты и часы (зрительный зал во время концерта) до живущих столетия этносов, наций. По устойчивости связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов до весьма расплывчатых, аморфных (фанаты рок-групп, футбольных команд).
При классификации социальных общностей используют также какой-либо базовый критерий, в связи с чем, общности различают как территориальные, этнические демографические, культурные и иные. Также общности делятся на два широких подкласса: массовые и групповые общности.
Массовые общности характеризуются следующими признаками:
- это аморфные образования с неопределённым качественным и количественным составом, не имеющие строгого принципа вхождения в них; - они являются ситуативными образованиями, а потому неустойчивы и меняются от случая к случаю;
- им присуща разнородность состава, межгрупповая и межклассовая природа, они стирают классовые границы;
- из-за своей аморфности они не способны выступать в качестве структурных единиц более широких общностей. Зачастую массовые общности выступают как простой набор анонимных лиц, находящихся в одном месте в одно и то же время.
Толпа - это наиболее яркая форма массовых общностей. Всякая толпа, по Г. Марду, иррациональна и легко поддается внушению. Критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно. Толпа превращает человека в животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность.
Конкретной формой существования социальных общностей являются группы, под которыми понимаются совокупности индивидов, ограниченных неформальными, либо формальными критериями членства. Социальная группа возникает тогда, когда ее члены вовлекаются в процесс динамического социального взаимодействия на основе общности потребностей и интересов ее членов. Многообразие человеческих потребностей и интересов обусловливает и многообразие социальных групп. Групповой образ жизнедеятельности людей породил общество в современном его понимании, сформировал специфические особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплину, нравственность и т.п. Можно без преувеличения утверждать, что не только общество в целом, но и каждый отдельный человек живет по законам группы.
Характерные особенности групп:
1.По наличию внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий.
- номинальная группа - искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющая никаких связей между собой: избиратели, покупатели, болельщики на футбольном или хоккейном матче и т.д. Большие социальные группы, выделяемые по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета и решения крупных экономических проблем;
- реальная группа - реально существующая группа людей, в которой имеются связи и отношения между членами, и которая взаимодействует с другими группами: семья, класс, нация, партия –– все это реальные группы, члены которых ощущают и осознают свою принадлежность к ним и отличие от других групп;
- группы-агрегаты - это промежуточные образования между номинальными и реальными группами, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры, поезда - это агрегаты, для которых характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействия. В социологии особо выделяются такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Первая представляет собой совокупность людей, взаимодействующих с источником информации; вторая - собрание (сборище), как правило, спонтанное, объединенное некоторыми интересами, эмоциями, порывом.
2.По размерам выделяют большие, малые и промежуточные группы.
- большой группой называется совокупность людей, не имеющих между собой непосредственного контакта, но объединенных объективными признаками и сознанием принадлежности к данной общности: нация, народность, класс, социальный слой;
- малая группа - небольшие объединения, связанные межличностным общением и взаимодействиями: семья, компания, производственная бригада, студенческая группа и т.п;
- промежуточная группа или группы-организаторы. Они занимают среднее положение между малыми и большими группами и являются искусственными созданиями для достижения определенных целей: институт, банк, компания, производственная организация и т.д.
3.По характеру внутригрупповых отношений выделяют формальные и неформальные, а также первичные и вторичные группы.
- формальные группы характеризуются формализованными формами внутригруппового контроля, регламентированным процессом взаимодействия ее членов и целерациональным принципом организации;
- неформальная группа основана на межличностных связях и взаимодействиях, нефиксированном внутригрупповом статусе ее членов, неформальном контроле, взаимных симпатиях и интересах;
- первичная группа - это, как правило, малое число членов, связанных эмоциональной близостью, длительностью существования и непосредственным взаимодействием. Общность взглядов и интересов делает ее устойчивым образованием, независимо от статусов членов;
- вторичная группа - формальное объединение людей для достижения определенных целей с формализованной целерациональной внутригрупповой структурой и конституированными (узаконенными) статусами.
Преемственность культуры достигается через социализацию, контролируется социальным контролем.Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура т.п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм ( предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).Культурно-речевая среда выступает средой социализации и одновременно — средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции.В семье или на работе среда общения определяет тематику разговора, стиль и содержание речи, ее ритмику, частоту, последовательность.
Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура, искусственно созданная при помощи языка, мышления. Культура это совокупность духовных ценностей и норм, выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.
«Культурный человек»
«Культура рабочего места»
Существует материальная и нематериальная культура. Материальная культура – физические объекты, созданные человеком (артефакты). Артефакты отличаются тем, что несут в себе определенную функцию и представляют ценность для общества. Нематериальная культура или духовная культура – нормы поведения, правила, законы, ценности. Это тоже результат человека, но сотворенные разумом и чувствами (являются артефактами).
К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, ценности.
Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.
Закон- нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.
Нравы или нравственность – обычаи, приобретающие моральное значение.
Ценность - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценности принадлежат группе или обществу, а ценностные ориентации - индивиду.
КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС – совокупность культурных черт или элементов.
НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ– манеры, этикет, кодекс.
Типы культуры
Три типа культуры - элитарная, народная и массовая, и две разновидности: субкультура и контркультура.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку.
народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).
фольклор - еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей и удовлетворяется сиюминутными запросами людей (концерт, театр и т.д.). Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - серединаXX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной.
Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.
контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Типологию молодежных субкультур А.В. Толстых:
- политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
- эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
- нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
- радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
- субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
- субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.
- субкультура «золотой молодежи» – характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:
- социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
- организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
- обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
- регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и т.д.).
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин социализация соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен.
Стадии социализации:
- первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);
- стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. Он может быть коротко и длительной, более интенсивной и менее интенсивной, добровольной и принудительной. Например, поведение человека в толпе.
Ресоциализация означает усвоение новых ценностей, ролей; это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чужой культуре.
Десоциализация и ресоциализация – это две формы социализации. Первая свидетельствует об утрате ранее приобретенного социального опыта в экстремальных условиях, вторая говорит о переобучении в новых социальных условиях.
В социологии личность определяется как:
- системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
- субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
Коллективное – это объединенность общими социально-ценными целями и задачами людей, их малых и больших групп, общностей, находящая отражение во взаимодействии, интересах, опыте, системах, продуктах деятельности, нормах поведения, образцах, идеалах, смыслах, ценностях. Коллективный опыт, исходя из этого, может быть представлен как непосредственно, так и через транслятора.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.