Практическое занятие. Рельеф местности и его изображение на спортивных картах




Тема: Особенности рельефа края

 

Цель: Познакомить обучающихся с особенностями рельефа края, развивать познавательную активность, самостоятельность, память, мышление

 

Ход работы

Поверхность представляет собой волнистую равнину, возвышающуюся от долины Северского Донца к северу и к югу, где расположен Донецкий кряж, образованный мощными толщами осадочных пород древних морей, некогда существовавших здесь. Высшая точка – Могила Мечетная – 367 м. Наиболее характерной чертой кряжа является чередование холмистых водораздельных пространств с глубокими, крутобережными речными долинами и сухими балками. В долине рек Миуса и Нагольной высота Донецкого кряжа снижается, и южные склоны переходят в Приазовскую береговую равнину. К северу снижение происходит постепенно и к Северскому Донцу обрывается крутым уступом, образуя живописный правый берег реки. В левобережной части области простирается Старобельская равнина. На крайнем севере в пределы области заходят отроги Среднерусской возвышенности. Абсолютные высоты тут постепенно снижаются (от 216 до 50 м.) на юг и юго-запад к долине Северского Донца. Вдоль левого берега реки тянется сравнительно неширокая (16-18 км) террасовая равнина, покрытая, главным образом песками, местами сформированными в дюны.

 

Город Антрацит находится на южных склонах северо-восточной части Донецкого кряжа[5] в 70 км на юго-запад от Луганска, 130 км на северо-восток от Донецка, на автостраде Харьков — Ростов-на-Дону. Город лежит в живописной степной местности, изрезанной балками, буграми, речушками, недалеко от границы с Россией.

Имеются небольшие речки, такие как Нагольчик, приток реки Нагольной (бассейн Миуса), что берёт начало в северо-восточных окрестностях города. Также имеются искусственно созданные водоемы (например, Живановский пруд на северо-восточной границе города) и подземные озера[источник не указан 1753 дня].

Соседние населённые пункты: посёлки Боково-Платово (примыкает) на западе, Крепенский на юго-западе, Верхний Нагольчик на юге, Дубовский на юго-востоке, сёла Леськино, Рафайловка, Чапаевка на востоке, Зелёный Курган и посёлки Каменное на северо-востоке, Щётово, Колпаково, Степовое на севере, Мельниково, Христофоровка на северо-западе.

 

 

 

 

 

Практическое занятие. Рельеф местности и его изображение на спортивных картах

Цели и задачи: познакомить детей со способами изображения рельефа на местности

Используя наглядные пособия (см. рис. 8, 9, 10, 11), в доступной для ребят форме и следуя правилу идти от простого к сложному, руководитель объясняет кружковцам, что рельеф местности на спортивных картах изображается двумя различными, но совместно применяемыми способами: горизонталями и условными знаками.
Горизонталь - замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковой высоте над уровнем моря. На картах это линии, которые не только соединяют равные высоты, но и наглядно передают рисунок формы рельефа. Чтобы пояснить, что такое горизонталь, можно воспользоваться следующим примером (см. рис. 8).


Рисунок 8. Способы изображения форм рельефа по горизонталям

 

На горизонтальной поверхности дна стеклянного ящика сделаем холм из папье-маше или пластилина. На чертеже 1 рисунка 8 пунктиром показана линия соприкосновения холма с дном ящика. Если все точки ее перенести на бумагу, как это сделано на чертеже 2, получим изображение горизонтали. Теперь нальем в ящик слой воды в 5 см. Линия сечения холма поверхностью воды определит положение второй горизонтали (см. чертеж 3). На листе бумаги обе горизонтали будут выглядеть так, как на чертеже 4. Налив в ящик еще слой воды высотой 5 см, получим третью горизонталь. Таким образом изобразим холм горизонталями (см. чертеж 6).
Изображение той или иной формы рельефа с помощью горизонталей целесообразно показать на карте и на увеличенном перспективном рисунке, а также на объемной модели, что поможет ребятам правильнее уяснить передачу трехмерного изображения рельефа (длины, ширины, высоты) на плоскости карты.
Для показа объемной модели руководитель может использовать простейшие наглядные пособия. Например, с помощью небольшого количества влажного песка легко «изобразить» нужные формы рельефа. Не составит особого труда и заготовить из тонкой проволоки необходимое количество «горизонталей».


Рисунок 9. Проволочный макет рельефа

 

Используя полученную модель, а также рисунок рельефа и карту, руководитель объясняет ребятам, что для точной передачи характерных особенностей рельефа местности, в зависимости от назначения карты и ее масштаба, выбирают определенную высоту сечения рельефа, т. е. расстояние между горизонталями по вертикали.


Рисунок 10. Основные формы рельефа (изображение на картах)

 

На спортивных картах для изображения очень мелких форм рельефа, имеющих важное значение для ориентирования, используют относительно малую высоту сечения рельефа.
На картах масштаба 1:10000 горизонтали основного сечения проводятся через 2,5 м, а на картах масштаба 1:15000, 1:20000-через 5 м (в отдельных случаях для передачи на карту крупных форм рельефа используют 10-метровую высоту сечения). Например, повышение или понижение рельефа местности от 0 до 5 м на карте 1:10000 отмечается двумя горизонталями, а на карте 1:15000, 1:20000-одной, возвышение или понижение в 15 м будет отражено соответственно шестью и тремя горизонталями. Такая высота основного сечения рельефа считается наиболее удовлетворительной, поскольку позволяет показать горизонталями все формы изображаемого типа рельефа с нужной для соревнований точностью и наглядностью.
При объяснении, что такое высота сечения, замкнутые кольца тонкой проволоки надевают на изготовленную объемную модель рельефа и соответственно ей изгибают. Руководитель просит ребят сосчитать количество горизонталей на объемной модели и определить высоту данного холма, при условии что горизонтали основного сечения проведены через 5 м. Здесь же руководитель обращает внимание учащихся на то, что расстояние между соседними горизонталями характеризует крутизну склона и что ровный склон показывается горизонталями, которые расположены одна от другой через равные промежутки. Крутая сторона склона на карте показывается более близким расположением горизонталей друг к другу, т. е. чем круче склон, тем меньше расстояние между соседними горизонталями.
Для наглядности руководитель может изготовить 2-3 объемные модели холмов одинаковой высоты, но с разной крутизной склонов и на конкретном примере объяснить, как это различие передается на карте.


Рисунок 11. Изображение холма

 

Следует обратить внимание кружковцев, что в тех случаях, когда мелкие (но важные) подробности рельефа нельзя подчеркнуть горизонталями основного сечения, применяют дополнительные горизонтали. Они проводятся на половине высоты сечения и называются вспомогательными. Например, для карты масштабов 1:20000, 1:15000 вспомогательные горизонтали проводятся через 2,5 м. На карте они изображаются прерывистыми линиями.
Чтобы отчетливее показать юным ориентировщикам принцип применения вспомогательных горизонталей, следует изготовить две разновысокие объемные модели, условно определив высоту большей модели в 15 м, меньшей-в 12-13 м. И на этом примере или ряде других нужно обстоятельно объяснить необходимость применения вспомогательных горизонталей при передаче рельефа на карту.
Продолжая беседу, руководитель объясняет, что для наглядного изображения крупных форм рельефа и облегчения счета горизонталей каждая пятая из них рисуется несколько утолщенно. Поэтому основные и вспомогательные горизонтали при вычерчивании изображают тонкими линиями 0,1 мм, а утолщенные-0,25 мм.
Для того чтобы на карте можно было легко отличить возвышенность от углубления, на отдельных горизонталях перпендикулярно к ним ставят маленькие черточки (бергштрихи), показывающие направление ската. По толщине бергштрих равен горизонтали. В целях лучшего объяснения темы руководитель может с помощью рисунка дополнительно показать учащимся способ изображения рельефа на карте горизонталями.
В заключение руководитель предлагает ребятам ряд вопросов и упражнений, направленных на закрепление пройденного материала. Например: как изображается рельеф на спортивных картах?, что такое высота сечения?, в каких случаях проводятся утолщенные и вспомогательные горизонтали? Вызванные руководителем кружковцы определяют по карте высоту или глубину указанных форм рельефа, а остальные ребята следят по своим картам за правильностью их ответа, чтобы затем сделать свои дополнения и замечания. После того как упражнение выполнено, юные спортсмены могут сделать выкопировку небольших, заранее указанных руководителем участков рельефной карты, на которых в наглядной форме передаются характерные особенности рельефа, и дать количественные характеристики наибольшим и наименьшим высотам выкопированного участка.
Затем руководитель показывает занимающимся перспективные рисунки различных форм рельефа, указывая их размеры, и предлагает ребятам передать точность рисунков с помощью горизонталей на листе миллиметровой бумаги в масштабе 1:10000, 1:15000 или 1:20000.
Для того чтобы облегчить выполнение данных упражнений, руководитель вначале предлагает изобразить с помощью горизонталей простые формы рельефа (холм, яма), последовательно и постепенно усложняя их. Подобный принцип построения занятий, по нашему мнению, обеспечивает лучшее изучение форм рельефа.
После упражнений, основной целью которых была проверка усвоения темы учащимися, руководитель, используя наглядные пособия, объясняет, как с помощью условных знаков на карте могут быть показаны различные обрывы, овраги с обнаженными склонами, промоины, бровки задернованных оврагов, воронки, ямки и ряд других мелких форм рельефа, которые ввиду небольших размеров не могут быть показаны даже вспомогательными горизонталями.
Мелкие формы рельефа принято называть также микроформами. Для спортивных карт подобные микроформы рельефа - ямки, воронки, бугорки, скальные останцы и т. д.- имеют важное значение, так как являются отличными ориентирами. В отдельных случаях для наглядной передачи характерных особенностей рельефа на карте применяют условные знаки совместно с горизонталями. Так, например, четкое изображение обрывистых склонов оврага достигается за счет правильного применения условных знаков и горизонталей. Обрыв оврага изображают цепочкой черточек, а дно оврага показывают с помощью горизонталей.
По окончании беседы руководитель предлагает ребятам зарисовать условные знаки в тетрадь, а также выполнить ряд упражнений, направленных на закрепление темы. Например, показать на карте все элементы рельефа, изображенные с помощью условных знаков, и т. д. Убедившись в том, что упражнения выполнены правильно, руководитель знакомит кружковцев с последовательностью прохождения учебного маршрута; дает подробную характеристику формам рельефа, их элементам и сочетаниям, которые встретятся в начале маршрута; детально описывает местоположение предполагаемого первого контрольного пункта, обращая внимание юных ориентировщиков на элементы рельефа, которые могут быть использованы как основные ориентиры при движении на КП.
Предварительное знакомство с картой перед выходом на учебную дистанцию дает возможность точнее и правильнее понять особенности встречаемых форм рельефа, которые могли бы ускользнуть от внимания кружковцев. Это незначительные по размерам ямки, бугорки, промоины и целый ряд других микроформ рельефа, имеющих важное практическое значение в ориентировании.
Во время движения группы по учебной дистанции руководитель делает необходимые дополнительные пояснения, характеризуя встречаемые формы рельефа, подчеркивая их значение при выборе пути движения.
Например. Место занятий представляет собой овражистое расчленение с высокоразвитой сетью (открытой или слабой залесенности). В соответствии с этим перед руководителем стоит определенная задача: показать кружковцам на ряде примеров, в чем заключается особенность данного рельефа с точки зрения ориентирования. При планировании маршрута движения группы руководитель выбирает его с таким расчетом, чтобы он по возможности, с одной стороны, пересекал все участки местности с наиболее характерными особенностями данного рельефа, а с другой стороны, полностью отвечал физической подготовленности кружковцев.
На практике данная задача решается так. Руководитель подводит группу к месту, где начинается овраг, и дает задание учащимся показать его на карте, затем обращает их внимание на то, что, прорезая почти ровную, очень слабо наклонную местность и постепенно расширяясь с севера на юг, этот овраг имеет сильно разветвленную сеть. Каждый юный спортсмен по своей карте показывает и считает ответвления оврага, после чего группа спускается по промоине на его дно.
По мере продвижения по дну руководитель показывает на карте и местности естественное понижение оврага, переход пологого склона в более крутой, места совместного применения условных знаков и горизонталей а также определяет глубину и ширину оврага в указанных местах. Здесь же руководитель обращает внимание ребят на связь рельефа с другими элементами карты, дает тактико-техническую характеристику использования оврагов при выборе пути движения. При этом он подчеркивает, что сами по себе овраги являются хорошими линейными ориентирами, а их отрожки и промоинки часто используются начальником дистанции для постановки КП. Наличие такого попутного ориентира позволяет спортсмену не только развить нужную скорость при движении на КП, но и с достаточной точностью определить свое местоположение. При построении плана прохождения этапа, если КП находится в одном из отрожков, спортсмен должен учитывать, что бег по верху оврага с тактической стороны более выгоден, так как дно и склоны его часто бывают завалены буреломом и заросшими крапивой, кустарником. К тому же дождливая погода перед соревнованиями или в день их проведения может создать дополнительные трудности при движении по дну или склону оврага.
Закончив объяснения, руководитель разбивает ребят на группы по 3-4 человека, каждая из которых получает индивидуальное задание. Например: первая и вторая группы движутся по левой стороне оврага, третья и четвертая - по правой. По команде руководителя каждая из групп дает подробную характеристику указанным им элементам рельефа. Убедившись в правильности выполнения упражнений, руководитель постепенно усложняет задание как за счет сокращения времени на чтение карты, так и за счет увеличения скорости движения группы. Дальнейшее индивидуальное совершенствование практических навыков в чтении рельефа проводится на последующих занятиях в форме увлекательных игр и упражнений. В заключение руководитель подводит итоги занятия и дает задание на дом.

Домашнее задание:

1. Изобразить схематически горизонталями ровный холм высотой в 30 м, 17 м, ширина и длина отвлеченная.
2. Изобразить схематически горизонталями холм с крутым южным (северным) склоном; холм, вытянутый по направлению запад-восток.
3. Сделать выкопировку определенного участка рельефа карты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: