Модуляция в родственные тональности




 

Раздел 1

Модуляцией называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения (периода, т.е. для нас - задачи). В отличие от отклонения, которое происходит внутри построения, модуляция закрепляется каденцией в новой тональности. Это означает, что первоначальная тональность одна, а заключительная – другая. Главное в решении задач – это грамотно определить тональный план (как и в задачах на отклонение).

В настоящее время мы изучаем модуляцию в тональности первой степени родства. Как они определяются – вы знаете с первого курса и применяли уже в теме «Отклонения». Напоминаю, что сейчас для решения задач очень важен «функциональный» способ их определения, т.е.

-параллельная тональность

-тональность доминанты с параллелью

-тональность субдоминанты с параллелью

-тональность гармонической субдоминанты в мажоре или гармонической доминанты в миноре

 

Процесс модуляции происходит при помощи общего (посредствующего) аккорда, который оформляется знаком равенства =.

Как найти этот общий аккорд в задачах? Во-первых, нужно знать, что искать, поэтому NB:

Между параллельными тональностями 6 общих (консонирующих) аккордов, которые и могут быть посредствующими, т.е. привести к переключению функций.

В следующем примере под направлением модуляции (–>) столбиком подписаны аккорды. Левый столбик означает функцию аккордов для первоначальной тональности (С), правый – значение этих аккордов для заключительной тональности (а). Т.е. чем они были и чем стали.

С –> а - это направление модуляции. В данном случае параллельная тональность.

Т = III - это общие аккорды

II = S

II I= d

S = VI

D = VII

VI = t

Посчитайте – общих аккордов - 6

VII = II - уменьшенное трезвучие (диссонирующее трезвучие, в качестве общего аккорда не применяется)

Между тональностями, отличающимися на один знак (S с параллелью, D с параллелью) - 4 общих аккорда. Это тоники обеих тональностей и их параллели.

С –> G это доминантовая тональность и отличается на один знак

T = S - это общие аккорды

VI = T

D = T

III = VI

Найти общие аккорды не сложно и прежде, чем приступить к решению задач, мы должны научиться их определять. Делается это так:

1. Обозначить направление модуляции

C –> F или C –> d

2. Столбиком подписать под каждой тональностью функциональное обозначение их тоник и параллелей

C –> F

T =

VI =

= T

= VI Напоминаю, что для мажорных тональностей трезвучие VI ст. – это параллель

С левой стороны обозначены тоника (T) и её параллель (VI) для первоначальной тональности, с правой стороны обозначены тоника и её параллель (VI) для заключительной тональности.

3. Примерить эти аккорды к противоположной тональности, мысленно называя их абсолютное звучание, например: тоника до-мажора – это до-мажорное трезвучие и в фа-мажоре оно является доминантой

C –> F

T = D

а VI в до-мажоре – это трезвучие ля-минор и в фа-мажоре это III

C –> F

T = D

VI = III

и далее - наоборот: тоника фа-мажора – это фа-мажорное трезвучие и в до-мажоре оно является субдоминантой, а VI в фа-мажоре – это трезвучие ре-минор и в до-мажоре это II.

Получается общая схема:

C –> F

T = D

VI = III

S = T

II = VI

Если одна из тональностей минорная, то ее параллель находится на терцию выше (для t параллель III). Например:

C –> d

T = VII

VI = d

? = t Модуляция направлена в минорную тональность

? = III - это параллель минорной тональности.

На этом пока остановимся. Нужно научиться: 1) находить родственные тональности; 2) общие аккорды между ними; 3) правильно обозначить их функции.

Этот навык нужен не только для решения задач, но и для составления модуляций, которые необходимо и играть и петь на экзаменах по гармонии и сольфеджио. Пока с этим не разберетесь – задачи не решаем.

Д/З: 1) внимательно переписать конспект в тетрадь (этого в учебниках не найдете); 2) в последнем примере (C –> d) заменить знаки? на функции; 3) самостоятельно найти родственные тональности для а) D -dur (напоминаю – это

-параллельная тональность

-тональность доминанты с параллелью

-тональность субдоминанты с параллелью)

и б) d–moll. (Это то же - параллельная тональность, тональность натуральной доминанты с параллелью и тональность субдоминанты с параллелью)

4) самостоятельно найти общие аккорды между каждой из родственных тональностей, правильно обозначить функции этих общих аккордов для обеих тональностей. У вас должно получиться по 5 схем для D - dur и d –moll. И не говорите, что вы ничего не поняли. Начните выполнять задание, а потом уже обращайтесь с конкретными вопросами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: