Раздел 1
Модуляцией называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения (периода, т.е. для нас - задачи). В отличие от отклонения, которое происходит внутри построения, модуляция закрепляется каденцией в новой тональности. Это означает, что первоначальная тональность одна, а заключительная – другая. Главное в решении задач – это грамотно определить тональный план (как и в задачах на отклонение).
В настоящее время мы изучаем модуляцию в тональности первой степени родства. Как они определяются – вы знаете с первого курса и применяли уже в теме «Отклонения». Напоминаю, что сейчас для решения задач очень важен «функциональный» способ их определения, т.е.
-параллельная тональность
-тональность доминанты с параллелью
-тональность субдоминанты с параллелью
-тональность гармонической субдоминанты в мажоре или гармонической доминанты в миноре
Процесс модуляции происходит при помощи общего (посредствующего) аккорда, который оформляется знаком равенства =.
Как найти этот общий аккорд в задачах? Во-первых, нужно знать, что искать, поэтому NB:
Между параллельными тональностями 6 общих (консонирующих) аккордов, которые и могут быть посредствующими, т.е. привести к переключению функций.
В следующем примере под направлением модуляции (–>) столбиком подписаны аккорды. Левый столбик означает функцию аккордов для первоначальной тональности (С), правый – значение этих аккордов для заключительной тональности (а). Т.е. чем они были и чем стали.
С –> а - это направление модуляции. В данном случае параллельная тональность.
Т = III - это общие аккорды
II = S
II I= d
S = VI
D = VII
VI = t
Посчитайте – общих аккордов - 6
|
VII = II - уменьшенное трезвучие (диссонирующее трезвучие, в качестве общего аккорда не применяется)
Между тональностями, отличающимися на один знак (S с параллелью, D с параллелью) - 4 общих аккорда. Это тоники обеих тональностей и их параллели.
С –> G это доминантовая тональность и отличается на один знак
T = S - это общие аккорды
VI = T
D = T
III = VI
Найти общие аккорды не сложно и прежде, чем приступить к решению задач, мы должны научиться их определять. Делается это так:
1. Обозначить направление модуляции
C –> F или C –> d
2. Столбиком подписать под каждой тональностью функциональное обозначение их тоник и параллелей
C –> F
T =
VI =
= T
= VI Напоминаю, что для мажорных тональностей трезвучие VI ст. – это параллель
С левой стороны обозначены тоника (T) и её параллель (VI) для первоначальной тональности, с правой стороны обозначены тоника и её параллель (VI) для заключительной тональности.
3. Примерить эти аккорды к противоположной тональности, мысленно называя их абсолютное звучание, например: тоника до-мажора – это до-мажорное трезвучие и в фа-мажоре оно является доминантой
C –> F
T = D
а VI в до-мажоре – это трезвучие ля-минор и в фа-мажоре это III
C –> F
T = D
VI = III
и далее - наоборот: тоника фа-мажора – это фа-мажорное трезвучие и в до-мажоре оно является субдоминантой, а VI в фа-мажоре – это трезвучие ре-минор и в до-мажоре это II.
Получается общая схема:
C –> F
T = D
VI = III
S = T
II = VI
Если одна из тональностей минорная, то ее параллель находится на терцию выше (для t параллель III). Например:
C –> d
T = VII
VI = d
? = t Модуляция направлена в минорную тональность
|
? = III - это параллель минорной тональности.
На этом пока остановимся. Нужно научиться: 1) находить родственные тональности; 2) общие аккорды между ними; 3) правильно обозначить их функции.
Этот навык нужен не только для решения задач, но и для составления модуляций, которые необходимо и играть и петь на экзаменах по гармонии и сольфеджио. Пока с этим не разберетесь – задачи не решаем.
Д/З: 1) внимательно переписать конспект в тетрадь (этого в учебниках не найдете); 2) в последнем примере (C –> d) заменить знаки? на функции; 3) самостоятельно найти родственные тональности для а) D -dur (напоминаю – это
-параллельная тональность
-тональность доминанты с параллелью
-тональность субдоминанты с параллелью)
и б) d–moll. (Это то же - параллельная тональность, тональность натуральной доминанты с параллелью и тональность субдоминанты с параллелью)
4) самостоятельно найти общие аккорды между каждой из родственных тональностей, правильно обозначить функции этих общих аккордов для обеих тональностей. У вас должно получиться по 5 схем для D - dur и d –moll. И не говорите, что вы ничего не поняли. Начните выполнять задание, а потом уже обращайтесь с конкретными вопросами.