Соотношение потерь и результатов в борьбе с инфляцией. Антиинфляционное регулирование.




Т.к. между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде существует обратная зависимость, о можно предположить, что любая попытка снизить инфляцию повлечет за собой рост фактического уровня безработицы, а рост безработицы разумеется вызовет снижение реального объема выпуска в экономике. Косвенная оценка этой «цены» - снижения инфляции через безработицу, определяется через коэфицент ущерба, который измеряет избыточную безработицу, т.е. превышение безработицы над ее естественным уровнем в конкретном периоде, деленное на сокращен. инфляцию в том же периоде.

 

 

Тема №9: Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег, механизм функционирования. 9.1. деньги. Их функции. Основные денежные агрегаты 9.2. классическая и кейнсианская теория спроса на деньги 9.3. модель предложения денег. Денежный мультипликатор. 9.4. равновесие на денежном рынке.   1. Деньги- это важнейшая макроэкономическая категория, позволяющая анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков. Деньги- это виды финансовых активов, обладающие высокой ликвидностью. Ликвидность активов- это их способность быстро с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов. Функции денег: 1) мера стоимости 2) средство обмена 3) средство сбережения и накопления богатства   Количество денег в стране контролируется государство в лице Центробанка. Для изменения денежной массы в обращении используются денежные агрегаты: М1, М2, М3, М4, расположенные по степени убывания ликвидности. М1- это деньги «для сделок» (наличные деньги вне банков+ депозиты до востребования+ дорожные чеки и прочие депозиты, на которые могут быть выписаны чеки). Во многих странах широко распространенным средством платежа явл чеки, которые выписываются на депозиты до востребования, а также дорожные чеки. М2= М1+ срочные сберегательные депозиты (почти деньги, т.к. они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг) М3= М2+ крупные срочные депозиты и соглашения о покупке ценных бумаг с последующим их выкупом по обусловленной цене М4= М3+ сберегательные облигации + акции ссуд на сберегательных ассоциаций + краткосрочные обязательства казначейства и другие ликвидные активы. Для макроэкономического анализа обычно используют показатели денежной массы М1 и М2.     Тогда уровень цен в экономике будет стабильным. Уравнение обмена МВ= ПИгрик называют уравнением Ирвина Фишера, но оно может быть записано в форме Кембриджского уравнения: M=kPY, где к- это величина обратная скорости обращения денег(k= 1|v) это коэффициент показывает номинальную долю денежных остатков М в доходе P*Y. Обычно рассматривают реальный спрос на деньги, то есть M/P= k*Y, где М/P- это реальный денежные остатки. Кейнсианская теория спроса на деньги называется ещё «Теория предпочтения ликвидности». Она выделяет 3 мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности. 1. Трансакционный мотив(потребность в наличности для текущих дел) 2. Мотив предосторожности(на случай непредвиденных обстоятелтьств хранят определённую сумму денег в виде наличности) 3. Спекулятивный мотив(деньги хранят наличными, на случай если вырастет банковский процент и заработать денежный рост. Обобщая классический и кейнсианский подход можно выделить следующие факторы спроса на деньги: 1. уровень дохода (Y) 2. скорость обращения денег 3. процентная ставка   Классическая теория связывает спрос на деньги с реальным доходом денег, а Кейнсианская связывает спрос на деньги в основном процентной ставкой. Можем представить функцию спроса на деньги. Функция спроса на деньги показывает что при любом данном уровне дохода величина спроса на деньги будет падать с ростом процентной ставки и наоборот(функция, где нить найти).     3 Модель предложения денег. Денежный мультипликатор М- денежная масса Предложение денег М эс включает в себя наличность(С) вне банковской системы и депозиты (D). Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, они называются обязательные банковские резервы, а остальные депозиты используют для выдачи ссуд, кредитов, которые называются избыточными резервами. В отличии от других финансовых институтов банки обладают способностью создавать или делать деньги. Норма резервирования или обязательные банковские резервы обозначаем rr. Норма резервирования представляет собой процент от суммы депозитов, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центробанке. Норму обязательных банковских резервов устанавливает Центробанк. Коммерческий банк может выдавать ссуды и создавать деньги в том случае, если у него есть свободные избыточные резервы. Чем выше норма резервирования, тем меньше средств остаётся у коммерческих банков для осуществления кредитования. Целью создания обязательных банковских резервов является: контроль Центробанка за деятельностью коммерческих банков. Норма обязательных резервов банка с позиции экономики в целом показывает границы максимально возможного расширения денежной массы. Банковская система трансформирует избыточные резервы в большее количество банковских денег. Размер этого увеличения обуславливается мультипликатором денежного предложения или денежной экпансией, а ещё по другому банковский мультипликатор. Банковский мультипликатор является величиной обратной норме резервных требований(формула). Например, rr =20%, величина депозитов D=10000 леев. Рассчитаем норму резервирования. 10000*0,2=2000 – обязательные банковские резервы. Рассчитаем избыточные резервы: 10000-2000=8000- эту сумму банк может выдавать для кредита. Банковский мультипликатор 1/ 0.2 – это значит что каждый лей из 8000 способен увеличить(позыреть в тетрадке). Более общая модель предложения денег строится с учётом роли Центробанка, а также с учётом возможного оттока части денег с депозитов в наличность. Эта модель включает ряд новых перемен. Денежная база(MB)- это деньги повышенной мощности или резервные деньги. Это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков. MB= C+R. Известно что Мэс= С+D, тогда денежный мультипликатор М – будет отношение предложения денег к денежной базе, таким образом денежный мультипликатор рассчитывается по этой формуле(формула). На величину кредитного потенциала влияет предпочтения населения относительно того, где держать свои деньги в банке или на руках. Коэффициент который учитывает это называется коэффициентом депонирования. С учётом нормы резервирования rr и коэффициентом депонирования Cr денежный мультипликатор «м» может быть рассчитан по формуле(формула). Таким образом предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора, прямо пропорциональная зависимость. Центробанк может контролировать предложение денег прежде всего воздействием на денежную базу.   4. Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег. Предложение денег фиксировано и контролируется Центробанком. Уровень цен стабилен, так как мы рассматриваем краткий период. Значит что графиком предложения будет вертикальная линия. В точке пересечения 1 денежный рынок находится в состоянии равновесия, спрос на деньги = предложению. Если спрос на деньги будет расти, то процентная ставка вырастет, если упадёт- то наоборот. Если предложение денег в экономике сократиться, то процентная ставка возрастёт. Если предложение денег в экономике увеличиться, то процентная ставка- уменьшится

 

 

 

try { var yaCounter531924 = new Ya.Metrika(531924); } catch(e){}

     

 

Тема 10: «Банковско- кредитная система государства. Денежно кредитная политика: цели, задачи, инструменты» 10.1 Понятие о банковкско- кредитной системе государства и её структуре. 10.2 Денежно кредитная политика: виды, цели инструменты (ДКП). 10.3 Передаточный механизм денежно кредитной политики.   10.1 Банковская система в рыночной экономике обычно является двухуровневой. Превый уровень – это Центробанк, он же эмиссионный банк, он же нацбанк, он же банк банков. Второй уровень это коммерческие или депозитные банки различных видов. Центробанк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золото валютные резервы страны, хранит обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчётного центра, является финансовым агентом правительства, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, кредитует коммерческие банки, выступает в качестве продавца и покупателя на международных денежных рынках. Центробанк является проводником ДКП государства. ДКП – это политика по поводу предложения денег в экономике. Центробанк контролирует предложение денег в экономике, воздействуя на денежную базу и мультипликатор. Основными функциями коммерческих банков является: 1. Привлечение вкладов 2. предоставление кредитов Также банки ещё занимаются куплей продажей ценных бумаг.   10. 2 Цели и инструменты ДКП можно сгруппировать следующим образом: основные (конечные цели) цели и промежуточные. Конечные цели – это экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платёжный баланс. Промежуточный цели – это денежная масса, ставка процента, обменный курс. Инструменты ДКП бывают инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования. К инструментам прямого регулирования относятся: лимиты кредитования, прямое регулирования процентной ставки. К косвенным относятся: изменения нормы обязательных резервов, изменения учётной ставки или ставки рефинансирования и операции на открытом рынке. Рассмотрим подробнее инструменты косвенного регулирования. Чем выше устанавливает Центробанк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервирования уменьшает денежный мультипликатор и ведёт к сокращению денежной массы и наоборот. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов Центробанк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. Изменение учётной ставки или ставки рефинансирования. Это та процентная ставка по которой Центробанк выдаёт кредиты коммерческим банкам. Если учётная ставка повышается, то объём заимствования коммерческими банками у Центробанка уменьшается, а значит уменьшается и объём операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают ставку по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожание денег прокатиться по всей экономике, предложение денег в экономике сократиться и всё соответственно наоборот. Операции на открытом рынке. Это третий способ котнроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым фондовым рынком(рынком ценных бумаг). Это инструмент денежного регулирования предполагает куплю продажу Центробанком государственных ценных бумаг, чаще всего это краткосрочные гос облигации. Когда Центробанк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, то избыточные резервы банков увеличиваются и кредитные возможности коммерческих банков возрастают, начинается процесс расширения денежной массы. Если же Центробанк желает сократить предложение денег в экономике, то он продаёт коммерческим банкам ценные бумаги, таким образом снижая кредитные возможности банка. С помощью вышеназванных инструментов, Центробанк реализует цели ДКП, которыми являются: 1. Поддержание на определённом уровне денежной массы (жёсткое ДКП) 2. Поддержание на определённом уровне процентной ставки (гибкая ДКП) Графически это выглядит так (тетрадь по бух учёту) Различают также промежуточные варианты этих политик, а именно относительно жёсткая ДКП и относительно гибка ДКП(графики, тетрадь бух учёт).   3. Монетарная, она же ДКП имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех звеньев этого механизма зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена передаточного механизма ДКП: 1. Изменение величины реального предложения денег, в результате проведения Центробанком соответствующей политики. 2. Изменение процентной ставки на денежном рынке. 3. Реакция совокупных расходов, в особенности инвестиций, на динамику процентной ставки. 4. Изменение объёма выпуска в ответ на изменение совокупного спроса или совокупных расходов. Передаточный механизм ДКП – это последствие, возникающие в результате изменения денежного предложения. Например, увеличивается предложение денег(график1, бух учёт) Спрос на инвестиции растут при низкой процентной ставке. В результате роста инвестиций доходы будут расти, совокупный спрос будет расти и на рост совокупного спроса производственный сектор ответит ростом объёмом выпуска(график2). Когда количество денег в экономике уменьшается, то произойдёт с точностью до наоборот.    

 

     

 

try { var yaCounter531924 = new Ya.Metrika(531924); } catch(e){}

     

 

Тема 11: «Бюджетно - налоговая, она же фискальная политика государства» 11.1 БНП. Понятие, цели, задачи, виды. Эффекты мультипликаторов. 11.2 Краткосрочные и долгосрочные последствия БНП. 11.3 Дискреционная и не дискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Циклический и структурный дефицит гос бюджета. 11.4 Способы финансирования бюджетного дефицита.   1. Бюджетно налоговая политика – это меры правительства по изменнеиб гос расходов, налогообложения с целью обеспечения полной занятости экономического роста и равновесия платёжного баланса. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры гос расходов с целью воздействия на экономику(фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых процентных ставок в соответствии с целями правительства. Вторая составляющая фискальной политики – это изменение го расходов. Различают 2 вида БНП: 1. Стимулирующая БНП (фискальная экспансия) 2. Сдерживающая БНП (фискальная рестрикция) Стимулирующая БНП в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада в экономике и предполагает увеличение гос расходов и снижение налогов с целью стимулирования совокупного спроса Сдерживающая БНП имеет своей целью ограничение циклического подъёма в экономике, ограничение совокупного спроса и предполагает снижение гос расходов и увеличение налогов. В краткосрочном периоде меры БНП сопровождаются эффектами мультипликаторов. Мультипликативному эффекту подвержены гос расходы, инвестиции, налоги. Эффект мультипликатора состоит в том, что доход возрастает в большей мере чем увеличиваются гос расходы, инвестиции и снижаются налоги. Когда мультипликативный эффект прокатится по всей экономике, то каждый лей потраченный на новые гос закупки и заказы будет стимулировать увеличение общих планируемых затрат инвестиций на величину большую чем 1 лей. Уменьшение налогов на 1 лей приведёт к росту равновесного дохода больше чем на 1 лей. На какую конкретно величину возрастёт доход, это будет зависеть от величины мультипликаторы гос расходов, мультипликаторы инвестиций и налогового мультипликатора. Величина мультипликатора будет зависеть от MPC (предельная склонность к потреблению). Рассмотрим воздействия изменения гос расходов на объём выпуска в экономике, используя кейнсианский крест. Кейнсианский крест иллюстрирует равновесие экономики в краткосрочном периоде(график 3). Кривая планируемых расходов «Е» будет отстоять от начала координат на величину I+G. Пусть гос расходы возрастут на величину дельта G, то есть кривая планируемых расходов. Так например если государству необходимо увеличить совокупный спрос на миллион леев, ему необязательно увеличивать гос расходы на эту же саму сумму, так как в экономике есть мультипликативный эффект. При MPC = 0.75, то достаточно увеличить гос расходы на 250 тысяч. Действию мультипликативного эффекта подвержены также и налоги. Снижение налогов является вполне приемлемым средством увеличения совокупного спроса, хотя и менее эффективным чем увеличением гос расходов. Если налоговые отчисления снижаются на величину дельта Т, то доход увеличиться на величину(формула 1). Увеличении гос расходов и сокращение налогов стимулирует совокупный спрос и увеличивают равновесный уровень дохода, но эффект от изменение гос расходов выше чем от изменения налогов. Мультипликативному эффекту также подвержены инвестиции, он рассчитывается по типу мультипликатора гос расходов. Но когда увеличиваются гос расходы и снижаются налоги, то растёт дефицит гос бюджета. Для сглаживания этого нежелательного фактора используют мультипликатор сбалансированного бюджета. В этом случае речь идёт о сбалансировании изменения доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства дельта Т и дельта G, где дельта Г- это все изменения расходов бюджета, а дельта Т – это все изменения доходов бюджета. Данный мультипликатор получен из теоремы рассматривающей случай финансирования дополнительных гос расходов дельта G за счёт дополнительных налогов дельта Т. В этом случае разумеется что мультипликативный эффект отсутствует. Формула 2 значит что если гос расходы и налоги возрастут на одну и ту же величину то равновесный объём производства дельта Y возрастёт на величину повышения гос расходов. Мультипликативный эффект от снижения налогов ниже, слабее чем от увеличения гос расходов. Однако это не значит, что устраняется любой бюджетный дефицит, речь идёт лишь о том что он не возрастает, но вместе с тем удаётся увеличить совокупный спрос, а значит удаётся стимулировать рост экономики.   2. БНП непосредственно воздействует на совокупный спрос AD, сбережения S, инвестиции I, процентную ставку R.В краткосрочном периоде увеличение гос расходов приведёт к росту совокупного спроса AD, что вызовет рост общего уровня цен в экономике и расширение объёма выпуска(формула 3). При сокращении налогов возрастёт ЛРД, возрастёт потребление, сбережения уменьшаться, процентная ставка увеличиться, инвестиции уменьшаться(формула 4) 2. продолжение Темы 10 В долгосрочном периоде объем выпуска фиксирован на уровне У*. Уровень гос расходов и налогов в долгосрочном периоде задаются экономич политикой гос-ва. Предположим, что в соответствие с опред проведенной БНП гос расходы увеличиваются на величину дельта Г. Сразу же совокупный спрос АД возраст на величину дельта Г. Но объем выпуска в долгом периоде фиксирован. И поэтому увеличение гос расходов приведет к вытеснению какого- либо другого компонента совокупного спроса АД. И этим вытесненным компонентом будут инвестиции, потому что С потребит расходы -это относит стабильный компонент совокупного спроса. Это- Эффект вытеснения гос расходами инвестиций. (тетр) Увеличение гос расходов не сопровождается ростом налоговых поступлений,, сбережения снижаются. Национ сбережения S нац (уменьш)=Sчаст+Sгос(уменьш) Сокращается предложение заемных средств, а это вызывает рост процентной ставки. Таким образом, последствия бюджетной экспансии для закрытой экономики будет выглядеть след образом: Гос расходы увелич -> S уменьш-> r увелич-> I уменьш при У=const.   3. Дискреционная фискальная политика- это целенаправленное изменение величин гос расходов, налогов в результате спец решений правительства направленных на изменение занятости объема производства и темпов инфляции. Недискреционная фискальная политика- это автоматическое изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции в результате циклических колебаний совокупного дохода. В периоды экономич спада при дискреционной фиск политики целенаправленно создается дефицит гос бюджета в следствие увеличения гос расходов, снижения налогов, а в периоды экономич подъема целенаправленно создается бюджетный излишек- профицит гос бюджета за счет снижения гос расходов и увеличения налогов. При недискреционной фискальной политики бюджетный дефицит или излишек возникают автоматически в результате действия встроенных в экономику автоматичечких стабилизаторов. Встроенный автоматический стабилизатор- это экономич механизм, кот «включается» без непосредственного вмешательства гос-ва. Автоматич увелич чистые налоговые поступления в бюджет в периоды роста и снижаются в периоды спада. В качестве таких стабилизаторов в индустриально-развитых странах обычно выступают: 1) прогрессивная система налогообложения 2) система гос трансфертов 3) система участия в прибылях   Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величины циклических бюджетных дефицитов, а также от величин излишков, кот выполняют роль автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса. Циклический дефицит-это дефицит гос бюджета, вызванный автоматическим увеличением гос трансфертов и сокращение налоговых поступлений на фоне спада деловой активности. Циклический излишек- это излишек гос бюджета, вызванный автоматическим сокращением гос трансфертов и увеличением налоговых поступлений на фоне подъема деловой активности. На фазе подъема налоговые платежи автоматич возрастают а трансферты автоматич уменьшаются, в результате возрастает бюджетный излишек. На фазе автоматич спада налоги автоматич снижаются, а трансфертные платежи растут в результате растет бюджетный дефицит.   Встроенный стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний (амплитуду). Встроенные стабилизаторы экономики как правило сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит гос бюджета- это разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит гос бюджета не редко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. ВР- бюджетный дефит. (тетрадь) Структурный дефицит гос бюджета получается путем подстановки в расчеты вместо фактич объема выпуска У потенциального объема выпуска У*. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы, потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных бюджетных дефицитов и излишков. Поэтому при разработке стратегии стабилизации и структурных реформ приходится опираться на оценки общего бюджетного дефицита.   4. Существуют след способы финансирования дефицита гос бюджета: 1) денежная эмиссия- монетизация 2) долговое финансирование- выпуск займов гос ценных бумаг   1) В случае монетизации бюджетного дефицита возникает сеньораж. Сеньораж- это доход гос-ва от печатания денег. Он возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального объема выпуска, что приводит к росту среднего уровня цен в экономике. В результате все экономич агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу гос-ва через выросшие цены. В условиях повышения уровня инфляции возникает Эффект Оливера-Танзи - это сознательное затягивание налогоплательщиками срока выплаты налогов. За время затягивания выплаты налогов происходит обесценивание денег, в результате чего выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит гос бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. Монетизация дефицита гос бюджета может и не сопровождаться непосредственно денежной эмиссией, а осуществляться в других формах, например, в виде расширения кредитов Центробанка гос предприятия по льготным процентным ставкам или в форме отсрочки платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношение предприятий гос сектора, то эти дефициты финансируются непосредственно Центробанком или накапливаются, увеличивая общий дефицит гос бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи в отличие от монетизации официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным. 2) долговое финансирование гос бюджета осуществляется посредством выпуска гос займов (облигаций, гос ценных бумаг). Этот способ рассматривается нередко как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита гос бюджета. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку.   Ни один из способов финансирования дефицита гос бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными, и на практике происходит сращивание и первого и второго способа финансирования гос бюджета. Проблема увеличения налоговых поступлений в бюджет выходит собственно за рамки финансирования бюджетного дефицита, т.к. разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налогой реформы, нацеленной на снижение процентных налоговых ставок и расширение базы налогообложение. Кривая Лаффера опис обратную связь между процентной ставкой и объемом налоговых поступлений (тетрадь). 2. продолжение Темы 10 В долгосрочном периоде объем выпуска фиксирован на уровне У*. Уровень гос расходов и налогов в долгосрочном периоде задаются экономич политикой гос-ва. Предположим, что в соответствие с опред проведенной БНП гос расходы увеличиваются на величину дельта Г. Сразу же совокупный спрос АД возраст на величину дельта Г. Но объем выпуска в долгом периоде фиксирован. И поэтому увеличение гос расходов приведет к вытеснению какого- либо другого компонента совокупного спроса АД. И этим вытесненным компонентом будут инвестиции, потому что С потребит расходы -это относит стабильный компонент совокупного спроса. Это- Эффект вытеснения гос расходами инвестиций. (тетр) Увеличение гос расходов не сопровождается ростом налоговых поступлений,, сбережения снижаются. Национ сбережения S нац (уменьш)=Sчаст+Sгос(уменьш) Сокращается предложение заемных средств, а это вызывает рост процентной ставки. Таким образом, последствия бюджетной экспансии для закрытой экономики будет выглядеть след образом: Гос расходы увелич -> S уменьш-> r увелич-> I уменьш при У=const.   3. Дискреционная фискальная политика- это целенаправленное изменение величин гос расходов, налогов в результате спец решений правительства направленных на изменение занятости объема производства и темпов инфляции. Недискреционная фискальная политика- это автоматическое изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции в результате циклических колебаний совокупного дохода. В периоды экономич спада при дискреционной фиск политики целенаправленно создается дефицит гос бюджета в следствие увеличения гос расходов, снижения налогов, а в периоды экономич подъема целенаправленно создается бюджетный излишек- профицит гос бюджета за счет снижения гос расходов и увеличения налогов. При недискреционной фискальной политики бюджетный дефицит или излишек возникают автоматически в результате действия встроенных в экономику автоматичечких стабилизаторов. Встроенный автоматический стабилизатор- это экономич механизм, кот «включается» без непосредственного вмешательства гос-ва. Автоматич увелич чистые налоговые поступления в бюджет в периоды роста и снижаются в периоды спада. В качестве таких стабилизаторов в индустриально-развитых странах обычно выступают: 1) прогрессивная система налогообложения 2) система гос трансфертов 3) система участия в прибылях   Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величины циклических бюджетных дефицитов, а также от величин излишков, кот выполняют роль автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса. Циклический дефицит-это дефицит гос бюджета, вызванный автоматическим увеличением гос трансфертов и сокращение налоговых поступлений на фоне спада деловой активности. Циклический излишек- это излишек гос бюджета, вызванный автоматическим сокращением гос трансфертов и увеличением налоговых поступлений на фоне подъема деловой активности. На фазе подъема налоговые платежи автоматич возрастают а трансферты автоматич уменьшаются, в результате возрастает бюджетный излишек. На фазе автоматич спада налоги автоматич снижаются, а трансфертные платежи растут в результате растет бюджетный дефицит.   Встроенный стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний (амплитуду). Встроенные стабилизаторы экономики как правило сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит гос бюджета- это разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит гос бюджета не редко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. ВР- бюджетный дефит. (тетрадь) Структурный дефицит гос бюджета получается путем подстановки в расчеты вместо фактич объема выпуска У потенциального объема выпуска У*. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы, потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных бюджетных дефицитов и излишков. Поэтому при разработке стратегии стабилизации и структурных реформ приходится опираться на оценки общего бюджетного дефицита.   4. Существуют след способы финансирования дефицита гос бюджета: 1) денежная эмиссия- монетизация 2) долговое финансирование- выпуск займов гос ценных бумаг   1) В случае монетизации бюджетного дефицита возникает сеньораж. Сеньораж- это доход гос-ва от печатания денег. Он возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального объема выпуска, что приводит к росту среднего уровня цен в экономике. В результате все экономич агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу гос-ва через выросшие цены. В условиях повышения уровня инфляции возникает Эффект Оливера-Танзи - это сознательное затягивание налогоплательщиками срока выплаты налогов. За время затягивания выплаты налогов происходит обесценивание денег, в результате чего выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит гос бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. Монетизация дефицита гос бюджета может и не сопровождаться непосредственно денежной эмиссией, а осуществляться в других формах, например, в виде расширения кредитов Центробанка гос предприятия по льготным процентным ставкам или в форме отсрочки платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношение предприятий гос сектора, то эти дефициты финансируются непосредственно Центробанком или накапливаются, увеличивая общий дефицит гос бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи в отличие от монетизации официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным. 2) долговое финансирование гос бюджета осуществляется посредством выпуска гос займов (облигаций, гос ценных бумаг). Этот способ рассматривается нередко как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита гос бюджета. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку.   Ни один из способов финансирования дефицита гос бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными, и на практике происходит сращивание и первого и второго способа финансирования гос бюджета. Проблема увеличения налоговых поступлений в бюджет выходит собственно за рамки финансирования бюджетного дефицита, т.к. разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налогой реформы, нацеленной на снижение процентных налоговых ставок и расширение базы налогообложение. Кривая Лаффера опис обратную связь между процентной ставкой и объемом налоговых поступлений (тетрадь).

 

     

 

 

try { var yaCounter531924 = new Ya.Metrika(531924); } catch(e){}

     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: