Этапы становления экономической науки. Основные научные школы и направления.




МИКРОЭКОНОМИКА

 

Тема 1. Введение в экономику. Методология экономической науки.

Этапы становления экономической науки. Основные научные школы и направления.

Экономические знания нашего времени – результат длительного исторического развития. Начиная с глубокой древности, мыслители выделяли и формулировали важнейшие проблемы науки, но проходили десятилетия, а то и столетия, пока находились ответы на поставленные вопросы.

Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу. На протяжении длительного времени – под влиянием движения общества, его экономики – представления о предмете экономической науки менялись и уточнялись. Поэтому изучение экономической теории начнем с краткого обзора истории ее развития и изменения взглядов на ее предмет.

Исследование различных явлений экономической жизни началось еще в Древнем мире: в трудах мыслителей Древнего Китая, Индии, Вавилонии и, особенно, в работах ученых античности – Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) – древнегреческий писатель и историк, описывая принципы наилучшего управления рабовладельческим поместьем, ввел в оборот название науки – «экономия(ка)» (от греческого «ойкос» – домашнее хозяйство и «номос» – закон, учение). Экономическая теория, таким образом, в первоначальном смысле – наука о ведении домашнего хозяйства.

В работах Платона (428-347 гг. до н.э.), посвященных управлению городом-государством (полисом), рассматривались проблемы налогообложения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) изучал проблемы богатства отдельных людей и страны в целом, а также всего, что с этим связано. Он был пионером в изучении таких фундаментальных категорий, как товар, деньги, капитал; первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован для потребления – самообеспечения либо для продажи с целью обогащения.

Но, хотя с именами античных ученых связано появление первых собственно экономических концепций, однако как наука – как особая сфера научного знания – экономическая мысль тогда еще не оформилась, а была составной частью общефилософских, правовых, политических, религиозных воззрений.

Почти забытые в эпоху средневековья, идеи античных ученых стали популярны в период Возрождения и дали толчок развитию экономической мысли.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. – в период первоначального накопления капитала в Западной Европе. В этот период перехода от феодализма к капитализму, углубления общественного разделения труда, развития мировой торговли, интенсификации денежного обращения появилась первая экономическая школа – меркантелизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец), которая выражала интересы торговой буржуазии. Предметом их научных исследований было богатство, источник которого – торговля (обмен).

Меркантелисты отождествляли богатство нации с золотыми и серебренными деньгами. Такой подход вполне объясним с позиции купеческого капитала: надежную форму богатство преобретает лишь когда товар продан, то есть обращен в деньги.

Количество драгоценных металлов в Европе было ограничено, а потребность в них все возрастала. Пополнение возможно было только за счет внешних поступлений – преимущественно международной торговли. Как следствие в середине XVI в. сложилась идея активного торгового баланса. Меркантелисты обосновывали политику протекционизма: ограничение импорта путем введения высоких таможенных пошлин, поддержка национального производства.

Важнейшие представители этой школы: английский экономист, крупный купец и глава Ост-Индской компании Томас Мэн (1571-1641); во Франции – Жан Батист Кольбер (1619-1683) – министр финансов Короля Людовика XIV.

Еще один из ярких представителей меркантелистов во Франции – Антуан де Монкретьен (1576-1621) вошел в историю науки как автор термина «политическая экономия». Он впервые использовал его в 1615 г. в «Трактате политической экономии». Этот термин несколько столетий служил названием экономической теории. Он происходит от греческого «полис» (государство) – искусство управлять государством, т.е. наука государственного управления экономикой. Появление данного термина в то время было обусловлено убежденностью меркантелистов в существовании тесной связи экономики с политикой государства, которое считалось основным средством приумножения национального денежного богатства.

С дальнейшим развитием экономики, проникновением капитала в промышленность концепции меркантелизма изжили себя, им на смену пришло учение физиократов – XVII-XVIII вв. («физиократия» в переводе с греческого – власть природы).

Физиократам принадлежат настоящие открытия в области экономической науки. И прежде всего – основоположнику этой школы Ф. Кенэ (1694-1774). Выходец из семьи крестьянина, занимавшегося торговлей, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом маркизы де Помпадур и Людовика XV, от которого получил дворянство.

Источником богатства нации он объявил не обмен, а производство. Богатство отождествлялось не с золотыми деньгами, а массой созданных товаров. Школа физиократов перенесла таким образом предмет политической экономии – национальное богатство из сферы обращения в сферу производства.

Однако воззрения меркантелистов отражали еще переходное состояние общества. Источник богатства – только одна отрасль производства – сельское хозяйство, «естественное плодородие земли». В промышленности лишь преобразуется форма продукта, созданного в земледелии. Все занятые в этой сфере (промышленники, рабочие, торговцы) – «бесплодный класс».

Ошибка физиократов объяснялась тем, что тогдашняя Франция на 95% была аграрной страной (сельскохозяйственная продукция составляла львиную долю).

Главное, что был найден источник богатства. Кроме того, из ошибочной позиции они делали выводы относительно государственной политики, которые способствовали развитию промышленности и в целом рыночной экономики. Особенно это отразилось в области налоговой политики: налоги – только на прибыль, т.е. с фермеров и землевладельцев; а чтобы содержание промышленности и торговли обходилось дешевле – ослабить все ограничения для их развития: не мешать, предоставить свободу деятельности. Идеи «экономического либерализма», неограниченного господства частной собственности, свободной конкуренции и свободны внешней торговли не могли не способствовать прогрессу рыночных отношений.

Физиократам принадлежит и целый ряд других открытий в области экономической науки. В знаменитой «Экономической таблице» (1758) Ф.Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель; положил начало научному анализу основного и оборотного капитала, воспроизводства и обращения совокупного капитала. Анализ общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта – метод анализа, не понятный современникам и возрожденный в XX в. В.Леонтьевым.

В трудах экономистов этой школы происходило формирование классической политэкономии (ряд исследователей самого Ф.Кенэ относят к классической школе).

Классическая школа – конец XVII в. – первая треть XIX в. Ее выдающимися представителями были английские экономисты Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823).

Предметом политэкономии они объявили не какую-то отдельную сферу производства, а общественное производство в целом. Богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Формой этого богатства являются не какие-то конкретные продукты, а стоимость товаров.

Заслуга У.Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю и, тем самым, сделал решительный шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник богатства в сфере производства.

А.Смит – возможно самый знаменитый экономист всех времен – вошел в историю экономической мысли, как основоположник классической политэкономии и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие экономической науки. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые перешел от решения отдельных экономических проблем к системе экономических знаний. Его подход включал три компонента: 1. понятие экономического человека (человека – эгоиста); 2. принцип «невидимой руки»; 3. «естественный порядок».

Каждый индивид (экономический человек) стремится к личному обогащению и это под воздействием «невидимой руки» ведет общество к благополучию, т.к. рынок устроен таким образом, что реализовать свой личный интерес индивид может, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Третий компонент рассматриваемого подхода выступает как условие, при котором наиболее эффективно осуществляются два первых компонента: рынок, свободный от каких-либо феодальных ограничений; множество конкурирующих предприятий; минимальная роль государства в экономике (идеализированная модель раннего капитализма). Таким образом, А.Смитом была объяснена «самопроизвольная организация экономического мира под действием личного интереса».

А.Смит внес существенный вклад в изучение стоимости товара. Он раскрыл значение общественного разделения труда как главного фактора роста его производительности. При этом труд вообще – как любая производительная деятельность человека – вне его конкретной формы является создателем стоимости. Рост богатства происходит, когда первоначально затраченная на производство стоимость (в виде денег, сырья и т.п.) прирастает на дополнительную величину – прибавочную стоимость (или прибыль). Источник – труд.

Этой концепции – она получила название трудовой теории стоимости – предстояло сыграть огромную роль в истории экономической науки, так как она отвечала на вопрос об источнике богатства. В дальнейшем была развита в работах Д. Рикардо и получила полное, законченное выражение в работе К.Маркса «Капитал».

Вместе с тем взгляды А.Смита отличались противоречивостью. Стремясь раскрыть не только сущность, но и описать внешние формы проявления капиталистического производства, он дает несколько подходов к определению стоимости. Второе толкование – как сумма доходов: заработной платы, прибыли и ренты, получаемых как плата за используемые в производстве факторы производства – труда, земли и капитала.

Следующий этап в развитии политэкономии начинается примерно с 30-40-х гг. XIX в.

Капитализм сформировался в полной мере, проявились все его характерные черты и противоречия:

‒ впервые в истории человечества имели место кризисы перепроизводства (1825, 1836, 1847);

рабочий класс значительно вырос численно, сформировался как особый класс со своими интересами;

‒ резко обострились классовые конфликты – рабочие выступили против буржуазии как самостоятельная политическая сила (Лионское восстание во Франции, движение чартистов в Англии, восстание силезских ткачей в Германии).

К этому времени относится возникновение марксистской школы политэкономии, приступившей к исследованию экономических проблем с классовой точки зрения. И с этого времени развиваются две ветви политэкономии – марксистская (или пролетарская) и «немарксистская».

Сам термин «политэкономия» приобрел несколько иную окраску, чем в предшествующие три столетия своего существования.

Если для большинства классиков социальные противоречия были негативной, но частной стороной рыночной экономики, то К.Маркс видел в них само существо капитализма.

Для К.Маркса общественное производство – сфера борьбы разнонаправленных экономических интересов, антагонистическое противоборство буржуазии и пролетариата. К.Маркс делал вывод о неизбежной победе труда над капиталом и уничтожении последнего (теоретическая основа данного вывода – трудовая теория стоимости, т.е. труд – единственный источник богатства). Отстаивая приоритет классового подхода, утвердил политэкономию как «политическую» (пролетарскую).

Между тем целый ряд экономических процессов не требует для объяснения «социально-классового» подхода. Такие экономические явления, которые образуют «технологию» рыночной экономики: действие механизма спроса и предложения, функционирование конкурентных рынков, рыночная инфраструктура, роль государства в системе рыночных отношений, монополизм, инфляция (падение покупательной способности денег не зависит от классовых отношений) и др. Применение к ним социально-классового подхода превращалось в насилие над наукой, в вульгаризацию самого марксизма.

Политическая ангажированность К. Маркса в пользу рабочего класса предопределила историческую судьбу его учения. В дальнейшем оно превратилось в идеологию радикальных беднейших слоев населения, настроенных на полное уничтожение капитализма, стало теоретической основой деятельности различных левых партий.

Эволюция «немарксистского русла» классической школы политэкономии базировалась на сознательном отвлечении от социально-классовых аспектов изучения экономических процессов.

В западной экономической науке появился целый ряд направлений и научных школ. Разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики.

Переход от классической школы к этим новым направлениям проходил через период так называемой маржиналистской революции (от marginal – предельный) 70-х гг. XIX в. Это пример «залпового» открытия в науке: почти одновременно, но абсолютно независимо экономисты разных направлений в разных странах – У.С.Джевонс (Англия), К.Менгер (Австрия), Л.Вальрас (Швейцария) – открыли так называемый закон убывающей предельной полезности – фундаментальный элемент при построении нового типа микроэкономики.

Дальнейшая разработка основополагающих теоретических основополагающих теоретических принципов современной экономической теории связана с развитием трех основных экономических школ: неоклассической, кейнсианской и институциональной.

Неоклассическое направление возникло как реакция на марксизм, как его критическое осмысление. Объектом исследования экономики в рамках этой школы становится процесс выбора оптимальных способов использования ограниченных ресурсов, анализ деятельности и поведения отдельных рыночных субъектов и условий, при которых они максимизируют свое благосостояние. В противовес трудовой теории стоимости, определявшей труд единственным источником богатства, используется теория факторов производства (выдвинутая А.Смитом и разработанная в XIX в. Ж.-Б. Сеем), признававшая вклад всех факторов – труда, земли, капитала и предпринимательской способности.

Таким образом предлагалась теоретическая альтернатива марксистской концепции эксплуатации труда капиталом. Взаимоотношения разных классов общества рассматривается как кооперация владельцев факторов производства для достижения выгодного всем результата.

После выхода в 1890 г. работы основоположника неоклассического направления выдающегося английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924) «Принципы экономикс» – экономическая наука получила новое название – экономика (economics) или экономическая теория. Автор определял экономику как «учение о нормальной жизнедеятельности человеческого общества». Тем самым подчеркивалась роль человека в экономике.

С этого времени экономическую теорию стали понимать как науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ при использовании ограниченных ресурсов.

Синтезируя в своей работе основные положения классической школы и маржинализма А.Маршалл создал теорию равновесной рыночной цены, разработал концепцию эластичности спроса, впервые исследовал влияние фактора времени на результаты хозяйственной деятельности и многое другое. Предложенные А.Маршаллом и другими неоклассиками новые подходы до сих пор являются одними из основных инструментов анализа различных рыночных явлений.

Идеи, заложенные в работах неоклассиков, сыграли значительную роль в последующем развитии экономической теории. В 70-80 гг. XX в. появляются новые направления неоклассической школы – монетаризм и неолиберализм.

Характерные для неоклассиков идеализация эффективности рынка («невидимая рука») и недооценка роли государства («ночной сторож») определяли развитие экономической науки до 30-х гг. XX в.

Качественные изменения экономики: усиление монополизации, нараставшие кризисные явления 20-30-х гг. и особенно Великая депрессия 1929-1933 гг. выявили неспособность механизма свободной конкуренции преодолеть многие противоречия и разрешить социально-экономические проблемы общества. Микроэкономический подход неоклассической школы не мог дать ответы на многие острейшие вопросы современности, предложить действенные меры по развитию экономики.

На арене экономической мысли появляется новое учение – кейнсианское. Основоположник данного направления Дж.М.Кейнс (1883-1946) произвел подлинную революцию в экономической науке. Его знаменитая работа «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) фактически заложила основы современной макроэкономики и стала важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики.

Кейнс отверг постулат неоклассиков о рынке как идеальной саморегулирующейся системе. Он исследовал количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства, взаимосвязи совокупных показателей – инвестиций и национального дохода; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; заработной платы, прибыли и процента и др.

Решающим фактором экономического развития, по Кейнсу, является спрос, а не предложение, как утверждали классики. Однако, рыночный механизм не может обеспечить достаточный уровень совокупного спроса. В современной рыночной экономике, как показал Кейнс, существует ряд факторов, определяющих дефицит совокупного спроса и, как следствие, недостаточный объем производства и неполную занятость. Поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна не только активизировать частные инвестиции в экономику, но и государственные расходы для обеспечения быстрого роста национального дохода и достижения высокого уровня занятости.

Теория Кейнса получила широкое распространение и приобрела многочисленных сторонников и последователей. Благодаря своей практической направленности она оказала значительное влияние на экономическую политику ряда западных стран и принесла Кейнсу славу «спасителя капитализма».

Разрабатывая свою теорию Кейнс опирался на предшествующие достижения экономической мысли. Кейнс отмечал, что идею активной роли государства в экономике он почерпнул у меркантилистов, чье учение было предано забвению на многие годы; опирался на ряд теоретических положений классической политической экономии А.Смита и Д.Рикардо и экономической теории К.Маркса – в частности на теорию воспроизводства.

Развитие теории государственного регулирование получило в работах неокейнсианцев и посткейнсианцев.

В современном понимании – это: во-первых, специальная наука о принципах рыночного функционирования экономики, во-вторых, название учебной дисциплины, в известном смысле синтезирующей достижения всех экономических наук и раскрывающей законы и механизмы функционирования бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики, проблемы и противоречия практической деятельности в любой сфере экономики.

Все три школы в целом согласны с высокой эффективностью рыночной системы. Главное расхождение – роль государства.

Институционализм – остро реагирует на конфликтности капиталистического строя и считает государство главным арбитром, который должен сглаживать противоречия между трудом и капиталом.

Кейнсианство – обосновывает умеренное государственное регулирование экономики в интересах довольно большой части общества (обеспечение высокого уровня занятости).

Неоклассицизм – рассматривает рыночную экономику как саморегулируемую систему – как можно меньше вмешательства в экономику – учет интересов крупных и средних классов.

2. Экономическая теория: содержание и назначение.

Для определения предмета экономической теории рассмотрим взаимосвязь следующих понятий: потребности, редкость ресурсов, проблема выбора.

Потребности – главная движущая сила человеческой деятельности. Имеют сложную структуру – от жизненных благ до самоутверждения. В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности.

Потенциальные – желание использовать те или иные блага.

Платежеспособные – те из потенциальных, которые обеспечены реальным денежным доходом (формируют покупательский спрос).

Потребности имеют постоянную тенденцию к росту – практически безграничны. Чтобы создать необходимые для удовлетворения потребностей блага следует привлечь в производство экономические ресурсы.

Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. Человек существует в мире ограниченных возможностей: физические и интеллектуальные способности, время, средства. Общество в целом ограничено в решении каких-либо задач. Ресурсы – земля, сырье, здания, оборудование, труд – ограничены. В каждом году имеется (может быть добыто, произведено) только определенное их количество.

Редкость ресурсов имеет относительный характер:

· Потребности определенного лица в определенных благах в данный момент времени могут быть удовлетворены, но принципиально невозможно одновременно и полностью удовлетворить все потребности всех людей.

· Развитие общества, научно-технический прогресс существенно увеличивают возможности удовлетворения потребностей, наращивая производственные возможности экономики. Но проблема редкости ресурсов при этом не снимается, так как она связана не с абсолютной величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и всеми потребностями.

Основная экономическая проблема любого общества – конфликт между фактически неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами.

Проблема выбора. Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование (это еще не конкуренция между отдельными людьми). Это конкуренция между альтернативными направлениями, целями использования ограниченных ресурсов (например, нефть: первичная переработка – различные виды топлива; вторичная переработка – сырье для химии и т.п.; экспорт – валютная выручка). Чем большая величина конкретного ресурса затрачивается на производство одного товара, тем меньшее его количество может пойти на производство других товаров.

Следовательно, перед обществом – как и перед отдельным человеком – всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Это называется проблемой аллокации – эффективного использования и размещения ресурсов – достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях. Методы решения этой задачи – предмет экономической науки.

Не все блага ограничены. Существуют свободные блага – те, которые распределяются путем прямого присвоения (например, солнечная энергия, воздух). Такие блага не являются предметом экономической науки в отличие от ограниченных – экономических.

В процессе выбора любое общество решает три фундаментальные экономические задачи: Что? Как? и Для кого производить?

Экономическая теория – дисциплина, изучающая каким образом общество с ограниченными ресурсами, решает, что, как и для кого производить – наука о том, как общество осуществляет выбор в условиях ограниченности ресурсов.

Экономическая теория исходит из гипотезы о рациональном поведении, то есть поведении, при котором стремятся достичь максимальных результатах при заданных ограничениях. Методы разрешения этой проблемы – сущность экономической теории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: