Понятие и сущность мотивации (социологический аспект).




На устойчивость семейных отношений, удовлетворенность браком существенное влияние оказывают мотивы его заключения. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал. Прежде чем приступить к исследованию мотивов вступления в брак, следует сначала рассмотреть само понятие «мотив» и его природу.

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).[29]

Х. Хекхаузен включает в понятие «мотив» такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д.

В научной литературе «мотив» принято рассматривать как побудительную причину действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его потребности. В любой сложной деятельности всегда выделяется мотив, играющий ведущую роль.

По мнению А.Н. Леонтьева, «мотив мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее».

Р.С. Немов отмечает, что «мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий».

Мы исходим из понимания мотива как причины, лежащей в основе выбора действий и поступков личности.[30]

Мотивация - это процесс формирования мотива.

Немецким философом А. Шопенгауэром в своей работе «Четыре принципа достаточной причины», был впервые использован термин «мотивация».

Данное понятие сразу же начали использовать при объяснении причин того или иного поведения человека.

В настоящий момент термин мотивация как психическое явление имеет большое количество различных трактовок.

В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, 1959; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность.

Е.П. Ильин в своей книге «Мотивация и мотивы» определяет мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Ядов в своих трудах затрагивает проблему внутреннего регулирования социального поведения личностью. Социолог считает, что: «В основе деятельности лежит, конечно, определенная потребность или потребности. Их удовлетворение обеспечивает поддержание всей жизнедеятельности и позволяет человеку выполнять свои социальные функции. Будучи глубинной основой всех мотивов поведения и отдельных поступков, потребности, однако, могут и не включаться в прямую поведенческую «цепочку», но как бы в скрытом, в снятом виде побуждают к деятельности через соответствующие диспозиционные образования. Если последние формируются как готовности к действию в определенных условиях и для удовлетворения определенных потребностей, то связь между потребностью, ситуацией и действием устанавливается именно через диспозиционную систему».[31]

Брачная мотивация – система мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях при вступлении в брак. Т.е. говорить о психологической готовности к браку юношей и девушек можно лишь при наличии основания для вступления в брак, т.е. при сформированности мотивов образования брачного союза. Так, мотивы могут реализовывать направленность на достижение (делание всегда быть рядом с любимым человеком) и направленность на избегание (избежать одиночество).

Рассмотрение данной проблемы нашло свое отражение в работах таких ученых, как: Голод С. И, Андреева Т. В., Шнейдер Л. Б., Добрович А. Б., Федорова Т. А., Самоукина Н.В., Шапиро Б. Ю., Волкова А. Н., Штильбанс В. И., Гозман Л. Я., Панкова Л. П., Сысенко В. А., Абалакина М. А. и другие.

Всё многообразие мотивов вступления в брак мы сочли возможным классифицировать по разным основаниям: степень осознанности, содержание, объект направленности, возможное влияние на удовлетворенность семейными отношениями в будущем, характер направленности.

По степени осознанности мотивы делятся на: осознанные, частично осознанные, неосознанные мотивы создания семьи. К.Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть достаточно хорошо осведомлен о мотивах других людей и о своих собственных. В большинстве случаев он действует под влиянием бессознательных мотивов. Бессознательные мотивы, по Юнгу, имеют как личностную, так и всеобщую природу. К ним, прежде всего, относятся мотивы, вызванные родительским влиянием, то есть для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки – к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, упрощая или затрудняя его. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные его модификации.[32]

По мнению Б.Ю. Шапиро, неосознаваемость мотивов является наиболее опасным явлением при выборе спутника жизни, – когда они возникают под влиянием традиций и социально одобряемых стандартов (например, ориентация на внешние данные партнера или на «сценарий романтической любви»). Неосознанность мотивов влечет за собой снижение ответственности. Чаще всего брак используется не как самостоятельная ценность, а как способ удовлетворения каких-то других потребностей, что, в свою очередь, является источником проблем в период формирования супружеской пары. [33]

Мотивы вступления в брак по содержанию подразделяют на биологические, социально-культурные, экономические. Целесообразно, добавить к ним группу мотивов психологического характера. К биологическим мотивам можно отнести продолжение рода, удовлетворение сексуальных потребностей, обретение бытового комфорта, к социально- культурным – следование традиции, повышение социального статуса, вынуждающие обстоятельства, к экономическим – материальную выгоду, к психологическим – любовь, общность взглядов и интересов, самоутверждение, боязнь одиночества и др.

По объекту направленности мотивы создания семьи подразделяются на три типа: «факт брака», «определенный тип брака», «определенный человек». В первом случае главная движущая сила – намерение заключить брак, при этом другой человек является только средством для исполнения желания жениться или выйти замуж. Во втором случае человек ориентируется на такого партнера, который способен осуществить его мечты и соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. Третий вариант предполагает, что избранник воспринимается как конкретный реальный человек со своими слабостями и недостатками. Делается сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.[34]

Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкновенных чувств от другого.

Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, изла­гая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с се­мьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том чис­ле и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенно­стям характера супруга.[35] Эйдемиллер и Юстицкий считают, что во многом сходным по пси­хологической сути является действие симпатии в супружеских от­ношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фру­страции». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стрем­лением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответствен­но, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье. [36]

Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любов­ных переживаний. Так, наиболее известен подход Отто Вейнингера, который полагал, что дифференциация полов, их разделение никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Можно пользоваться понятиями идеального мужчины «М» и идеальной женщины «Ж» только как типичными половыми формами. «Закон по­лового притяжения», сформулированный О. Вейнингером, гласит: «Для соединения полов нужны совершенный мужчина «М» и совер­шенная женщина «Ж», хотя и разделенные в двух разных индивидуу­мах в совершенно различных сочетаниях». Автор этой теории полагал, что за существование института брака говорит тот факт, что наличие громадного количества промежуточных ступеней позволяет найти двух индивидуумов, наиболее подходящих друг другу.[37]

А. В. Петровский указывал, что степень эмоциональной близости — это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Ха­рактеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере ро­дительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что инте­ресно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатле­ние, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви». [38]

С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материаль­ный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важ­но единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком ока­залось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общ­ности супругов.

По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семей­ного союза.

Во-первых, пишет С. В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем — вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим ми­ром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появле­нию одного «Мы».
Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружес­кой пары функции.[39]

Таким образом, можно утверждать, что для вступающих в брак, мотивы, которыми они при этом руководствуются, являются фундаментом, на котором затем можно строить семейные отношения. Формирование мотивов - это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание (взглядов) определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения.

Итак, в завершение можно сказать, что семья это сложное социальное образование, которое можно рассматривать в двух значениях: как социальный институт, и как социальную группу. К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм.

Наряду с понятием «семья» рассматриваются такие понятия как «брак», «брачное поведение», «супружество».

На устойчивость семейных отношений, удовлетворенность браком существенное влияние оказывают мотивы его заключения. Всё многообразие мотивов вступления в брак мы сочли возможным классифицировать по разным основаниям: степень осознанности, содержание, объект направленности, возможное влияние на удовлетворенность семейными отношениями в будущем, характер направленности.

 

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК.

§ 1. Россияне о мотивах вступления в брак

(вторичный анализ данных).

 

В 2014 году ВЦИОМ провел всероссийский опрос на тему: «Брак в России: вчера и сегодня».[40] В ходе опроса выяснялось, что побуждает людей вступать в брак, каковы отрицательные стороны супружеской жизни, и необходимо ли вообще создавать семью. Так же было проведено сравнение с исследованием, проходившим в 1989 году.

Исследование показало, что в 1989 году 56 %, а в 2014 году 60% респондентов, считают, что семья создается с целью продолжения рода. 43% опрошенных уверены, что необходимость создания семьи связана с необходимостью нахождения рядом человека, который сможет оказать поддержку в любой ситуации.

36% респондентов считают, что люди женятся для того, чтобы была возможность заботиться о ком-либо, чтобы быть нужным, а 31% для того, чтобы всегда быть рядом с любимым человеком.

Почти такое же колличество опрошенных, а именно 28 % уверены, что рядом со своим возлюбленным не чувствуют себя одиноко. Уютный дом и благоустроенный быт выбрали 38%, что на 13 % превышает колличество, выбравших данный вариант ответа, в 1989 году.

Четвертая часть опрошенных считает, что необходимо вступать в брак, потому что это нравственный долг каждого человека. 17% опрошенных в 2015 году и почти в 3 раза меньше, а именно 6 % в 1989, связывают брак с традицией.

Такой вариант как наличие постоянного полового партнера выбрали 20% в 2014 и 6% респондентов в 1989 году.

Таким образом по результатам опроса был сделан вывод о том, что за 25 лет увеличилось колличество людей, которые предпочитают не вступать в брак. Создание семьи стало больше рассматриваться как сексуальное и материальное партнерство. (Таблица 1)

Таблица 1

Мотивы вступления в брак

Для чего, с Вашей точки зрения, люди прежде всего вступают в брак, заводят семью? (закрытый вопрос, любое число ответов)
  1989 г. * 2014 г.
Чтобы были дети, продолжился род    
Чтобы рядом был человек, который тебя поймет и поддержит в любой жизненной ситуации    
Чтобы был уютный дом, благоустроенный быт    
Чтобы чувствовать себя нужным кому- то, чтобы иметь возможность о ком-то заботиться    
Чтобы не расставаться с любимым человеком    
Чтобы не быть одиноким    
Иметь семью и детей - нравственный долг человека    
Чтобы иметь постоянного сексуального партнера    
Принято вступать в брак, так поступают все, хотя не всем удается создать хорошую семью    
Другое -  
Затрудняюсь ответить    

 

 

14 июля 2013 года ФОМ провел опрос на тему: «Образ идеальной семьи». В ходе опроса выяснилось какую семью Россияне считают идеальной, а так же чем руководствуются при вступлении в брак. Так же было проведено сравнение с исследованием, проходившим в 2008 году.

Респондентам был задан вопрос: «По вашему мнению, при вступлении в брак лучше руководствоваться в первую очередь рассудком или чувствами?».

Количество респондентов которые считают, что необходимо полагаться на чувства составило 49 % в 2008 году, и 51 % в 2013 году.

36% опрошенных считают, что при вступлении в брак нужно руководствоваться рассудком. Необходимо заметить, что количество респондентов, которые придерживаются данного мнения, увеличилось с 2008 года на 9%.

Затруднились с ответом на вопрос 13% в 2013 году, и 24% в 2008 году.

Таким образом результаты опроса показали, что Россияне считают, что при создании семьи необходимо довериться своим чувствам.[41] (Рис. 1)

Рисунок 1.

Чувства и рассудок как основа идеальной семьи

 

В 1989 году С.И. Голод было проведено исследование, на тему: «Мотивы вступления в брак». В ходе опроса выяснялась ведущая мотивация при вступлении в брак, а так же взаимосвязь мотивов заключения брака с удовлетворенностью семейной жизнью.

Результаты исследования получились следующими: вариант любовь выбрали почти 49,6 % женщин, что на 10 % больше чем мужчин. Построение брачных отношений, основанных на общих интересах и взглядах, считают верным 26,1% женихов и 28,5% невест. Такой вариант как чувство одиночества близок 14,1% опрошенных мужчин и 4,7% опрошенных женщин.

Вступили в брак из чувства сострадания 7,4% мужчин и 3,1%женщин.

Беременность стала причиной создания семьи в 6,7% случаях среди мужского пола и 4,3% среди женского пола. 4% женихов и 2,4% невест вступили в брак случайно.

Среди мужчин не нашлось респондентов, которые женились из за материальной обеспеченности супруги, а среди женщин 3,1 % вышли замуж по причине материальной обеспеченности. Для 2% мужчин главным мотивом послужило наличие жилплощади у будущей супруги, так же как и для 1,2% женщин. 0,6% мужчин и 3,1% женщин не смогли выбрать один из предложенных мотивов и выбрали вариант другое.

Таким образом исследование показало, что ведущими мотивами заключения брака являются: любовь, общность взглядов и интересов, а так же чувство одиночества.[42] (Таблица 2)

Таблица 2.

Мотивы вступления в брак

Мотивы Женихи Невесты
Любовь 39,1 49,6
Общность взглядов и интересов 26,1 28,5
Чувство одиночества 14,1 4,7
Чувство сострадания 7,4 3,1
Ожидание ребенка 6,7 4,3
Случайность   2,4
Материальная обеспеченность будущего супруга   3,1
Наличие у будущего супруга жилплощади   1,2
Другие мотивы 0,6 3,1

 

В 2008 году Н.А. Камнева провела исследование на тему: «Мотивация вступления в брак и её влияние на конфликтные ситуации будущей молодой семьи». В ходе исследования выяснялись основные мотивы вступления в брак и их влияние на конфликтные ситуации в семье.

В результате исследования было выявлено, что основным мотивом вступления в брак является любовь и секс, данный вариант ответа был выбран 31% опрошенных. Вступили в брак на основе общих взглядов и интересов 23% респондентов. Боязнь одиночества послужила основным мотивом при заключении брака у 14 %. 10% опрошенных выбрали вариант долженствование, под данным мотивом подразумевается вступление в брак из за чувства долга, сострадания.

Большая часть опрошенных отнесли к данному варианту ответа беременность, в связи с которой партнеры были вынуждены вступить в брак. Другая часть опрошенных отнесла к данному мотиву чувство сострадания, основанное на желании помочь партнеру справиться с трудностями. Бегство от родителей послужило основным мотивом в 8% случаев. Такой вариант как следование традиции выбрали 5 % респондентов. По причине материальной обеспеченности партнера вступили в брак 4 % опрошенных. 2 % вступили в брак случайно и 4 % не нашли среди предложенных мотивов своего варианта и выбрали вариант другое.

Таким образом исследование показало, что ведущими мотивами вступления в брак являются: любовь и секс, общность взглядов и интересов, а так же чувство одиночества.[43] (Рис. 2)

Рисунок 2.

Мотивы вступления в брак

 

В 2009 году Т.Е. Карташовой было проведено исследование на тему: «Особенности брачно-семейных установок современной молодежи». Целью исследования было: выявление основных причин вступления в брак современной молодежи, рассмотрение особенностей создания семьи, а так же выявление мотивов, приводящих к дисфункциональным расстройствам семейных отношений.

Исследование показало, что вступили в брак по любви 49% мужчин и 47% женщин в возрасте от 18 до 24 лет, и 41% мужчин и 47% женщин в возрасте от 25 до 30 лет. Вторым по популярности мотивом оказались общие интересы. Данный вариант ответа выбрали 22% мужчин и 20 % женщин в возрасте от 18 до 24 лет, и 23 % мужчин и женщин в возрасте от 25 до 30 лет.

Третьим по популярности мотивом послужили гармоничные сексуальные отношения. Так по данной причине вступили в брак 13% мужчин и 12 % женщин в возрасте 18-24 лет, и 17% мужчин и 13 % женщин в возрасте 25-30 лет.

Вступили в брак по причине беременности 10 % мужчин и 5 % женщин. Материальная обеспеченность партнера оказалась причиной заключения брака в 3% случаях среди мужчин и 4 % среди женщин в возрасте 18-24 лет, а так же в 5 % случаях среди мужчин и 2 % женщин в возрасте 25-30 лет.

Вариант взаимопонимание выбрали 1 % мужчин и 3 % женщин 18-24 лет, и 1 % женщин 25-30 лет. Заключили брак, основываясь на желании создать семью, 1% респондентов мужского пола, и 4 % респондентов женского пола.

Такие варианты как: уважение, единые ценности, взгляды на жизнь, гармоничные отношения, оказались менее популярными, и количество респондентов, выбравших один из данных вариантов, колеблется от 0 до 3 %.

Таким образом можно сделать вывод о том, что среди молодежи доминирует романтическая модель брака, которая ориентирована на позитивные переживания и интимно-личностные отношения.[44] (Таблица 3)

Таблица 3.

Мотивы вступления в брак

Возраст, пол/ Варианты ответов 18-24 25-30
М% Ж% М% Ж%
Любовь        
Беременность и дети        
Материальная выгода        
Гармоничные сексуальные отношения        
Общие интересы        
Взаимопонимание        
Доверие        
Желание создать семью        
Уважение     0,5  
Единые ценности, взгляды на жизнь        
Гармоничные отношения     0,5  

 

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.

В результате исследования было выявлено, что основным мотивом заключения брака является бегство от родителей, так ответили 50 % опрошенных.49% респондентов вступили в брак из за чувства долга, что чаще всего связано с беременностью. Одиночество послужило причиной заключения брака в 26,5 % случаях, чаще всего данный мотив связан с определенным возрастом, когда человек начинает бояться того, что если не создаст семью сейчас, то в будущем будет одинок. Такой вариант как следование традициям, инициатива родителей выбрали 25% респондентов. Заключение брака по любви, считают верным всего лишь около 10% опрошенных.. По причине материальной обеспеченности партнера вступили в брак 5,3 % опрошенных. 3,10 % респондентов были отвергнуты партнером, и из мести вступили в брак с другим человеком.

Таким образом можно сделать вывод о том, что ведущими мотивами вступления в брак является: бегство от родителей, вступление в брак из чувства долга и боязнь одиночества.[45] (Рис. 3)

Рисунок 3.

Мотивы вступления в брак

 

В 2010 году Бушковой-Шиклиной Э.В., Митягиной Е.В. и Шумайловой С.В. было проведено исследование на тему: «Студенчество Вятки: особенности ценностей и социальной активности».

Один из вопросов исследования касался мотивов вступления в брак, среди студентов.

Почти половина опрошенных, а именно 45% респондентов, вступили в брак для того, чтобы быть всегда рядом с любимым человеком. Потребность в продолжении рода послужила основой для заключения брака в 22,7% случаях. Такой вариант, как боязнь одиночества в настоящем и будущем близок 10,3 % респондентам. Такое же количество опрошенных студентов считают, что люди женятся для того, чтобы реализовать свои сексуальные потребности.

По причине материальной обеспеченности партнера вступили в брак 2,8 % опрошенных. Такой вариант как брак в силу традиции выбрали 2.3 % респондентов, и чуть менее 1 % посчитали необходимым вступить в брак из за боязни осуждения обществом.

Мы можем заметить, что в данном исследовании отсутствует такой мотив как: общность взглядов и интересов, наличие которого, возможно, изменило бы полученную иерархию.

Таким образом можно сделать вывод о том, что лидирующие позиции среди всего списка мотивов заняли: желание быть с любимым человеком, потребность в продолжении рода, избегание одиночества в настоящем и будущем и реализация своих сексуальных потребностей.[46] (Рис. 4)

Рисунок 4.

Мотивы вступления в брак.

 

§ 2. Типичные мотивы вступления в брак студентов. (по материалам авторского социологического исследования)

На основании данного теоретического материала в январе-феврале 2016 г. автором было проведено социологическое исследование, целью которого было выявление основных мотивов вступления в брак. В качестве респондентов выступали студенты ТГУ им. Державина. В выборочную совокупность вошли 200 студентов, состоящие в браке. Метод исследования – раздаточное анкетирование. В качестве инструментария была разработана стандартизированная анкета. Полученные результаты были обработаны с помощью пакета программного обеспечения SPSS Statistics 20.

Вопросы анкеты касались длительности добрачных отношений, отношения к гражданскому браку, факта совместного проживания до свадьбы, возраста вступления в брак, но центральное место занимали вопросы, касающиеся непосредственно мотивов вступления в брак.

Итак, для начала следует дать характеристику совокупному респонденту (Табл. 4).

Таблица 4.

Структура выборочной совокупности

Демографические показатели Доля от общего массива в (%)
Пол Мужской  
Женский  
Возраст    
   
   
   
   
   
Ваше образование Среднее специальное  
Неполное высшее  
Высшее  
На данный момент вы На данный момент вы Учитесь  
  Материальное положение Учитесь и работаете  
Денег не хватает даже на питание  
Денег едва хватает на питание  
Денег хватает на питание и самое необходимое  
Покупка большинства товаров не вызывает трудностей  
Живем без материальных забот  

 

Первый вопрос, который был задан респондентам, выявлял длительность отношений с будущим (-ей) супругом (-ой) до подачи заявления в ЗАГС. Результаты получились следующие: у половины опрошенных период ухаживания длился от 1 года до 3 лет, у 26 % до 1 года, у 16 % респондентов от 3 до 5 лет и у 8% более 5 лет. Здесь следует вспомнить статистику, согласно которой, наиболее успешными являются браки между теми молодыми людьми, чьи добрачные отношения длились от 1 года до 3 лет, чуть менее устойчивые до 1 года. Наименее успешными и подверженными разводу, являются браки, где добрачные отношения длились до 6 месяцев и более 3 лет. (Рис. 5)

Рисунок 5.

Длительность отношений до подачи заявления в ЗАГС

Далее респондентам был задан вопрос, касающийся места знакомства с будущим супругом (будущей супругой).

Анализ распределения ответов оказался следующим. Большинство опрошенных познакомились с будущим (-ей) супругом(-ой) через друзей, родственников и т. д. Второе место среди мест знакомств заняли «площадки», которые относятся к системе организации и проведения досуга. (дискотека, театр, кино, музей и др.) Процент знакомств, в этих местах, будущих супругов среди студентов составил 21,5%. Благодаря интернету смогли познакомиться, а затем и пожениться 12 % опрошенных. В связи с тем, что люди проводят большое количество времени на учебе и на работе, не удивительно, что учебное заведение и рабочее место стали территорией для знакомства будущих супругов. 8% респондентов познакомились по месту учебы и 6 % респондентов по месту работы. Многие будущие супруги познакомились на улице, а именно 8%. Наименьшей популярностью среди мест знакомств обладают объявления в СМИ и службы знакомств. (Рис. 6)

Рисунок 6.

Место знакомства будущих супругов

Продолжительность брака является важным аспектом при анализе внутрисемейных отношений. Среди опрошенных максимальная продолжительность брака 5 лет, это объясняется тем, что опрос проходил среди студентов. 65,5 % находятся в браке до 2 лет, и 34,5% от 2 до 5 лет. (Рис. 7)

Рисунок 7.

Продолжительность брака

Большинство участников исследования на данный момент не имеют детей, а именно 72%. 24% респондентов имеют одного ребенка, и 4 % имеют 2 детей.

Одним из основных моментов в добрачных отношениях является наличие или отсутствие опыта совместного проживания. Если раньше люди, по определенным моральным принципам, начинали жить вместе только после официального заключения брака, то сейчас для многих стало необходимым попробовать пожить вместе до заключения брака. По результатам опроса 36% респондентов жили вместе до свадьбы с родителями или другими родственниками. Это объясняется тем, что не у всех студентов есть материальная возможность жить самостоятельно и отдельно от родителей. Почти половина, а именно 48% опрошенных жили вместе, вдвоем, это говорит о том, что при вступлении в брак на них не повлияли такие мотивы как: любопытство, бегство от родителей и др. 16% не жили вместе до брака. (Рис. 8)

 

 

Рисунок 8.

Совместное проживание до свадьбы

Далее респондентам задавались вопросы, касающиеся официального и гражданского брака. Для большинства респондентов официальный брак – это естественный и необходимый шаг в развитии отношений, а так же показатель серьезности отношений. Менее популярными ответами оказались: соблюдение традиций, помощь со стороны государства (различные выплаты, ипотека «для молодых семей», упрощенность раздела имущества и т.д.), однообразие и штамп в паспорте. (Рис. 9)

Рисунок 9.

Официальный брак – это

Отношение к гражданским бракам в большинстве случаев оказалось отрицательным. 68% опрошенных не приемлют гражданский брак, 8% так же не понимаю сложности заключения обычного брака. 15,5% респондентов оценили свое отношение к гражданскому браку как положительное и 8% сами бы жили гражданским браком со своим избранником, и меньше 1% не смогли ответить на вопрос, в связи с тем, что не знали в чем заключается гражданский брак. (Рис. 10)

Рисунок 10.

Отношение к гражданским бракам.

 

Основной и самый главный вопрос в исследовании был направлен на выявление мотивов заключения брака. Итак, в результате опроса выяснилось, что среди эмоциональных мотивов наиболее популярным стал мотив «взаимная любовь». 96% опрошенных расценили его влияние как «очень сильное» и «сильное». Влияние таких мотивов как: «стремление проявить свою заботу и любовь», а так же «потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите», более 90% респондентов оценили как «осень сильное» и «сильное». По данным результатам уже можно сказать, что мотивы зарегистрировать брак, в первую очередь, носят эмоциональный характер. Боязнь остаться незамужней (неженатым), привычка друг к другу, любопытство и чувство жалости очень слабо повлияли на решение вступить в брак. Беременность в 4% случаях оказала очень сильное влияние, и в 12 % сильное. Мнения по поводу такого мотива как «сексуальная совместимость» разошлись. На 41% данный мотив оказал сильное влияние, а на 47% слабое, 12% затруднились с ответом на вопрос. Далее были предложены мотивы, относящиеся к экономическому фактору. По итогам исследования не был выявлен ни один экономический фактор, который мог бы повлиять на решение о вступлении в брак. Возможно, это связано с тем, что респонденты не совсем искренне отвечали на данный вопрос, об этом свидетельствует так же выбор такого варианта ответа как «трудно сказать».(Таблица 5)

Таблица 5.

Мотивы вступления в брак

Мотивы заключения брака очень сильно сильно трудно сказать слабо очень слабо
Взаимная любовь 82,0% 14,0% 4,0% ,0% ,0%
Стремление проявить свою заботу и любовь к близкому человеку 20,0% 70,0% 10,0% ,0% ,0%
Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите 52,0% 48,0% ,0% ,0% ,0%
Желание не остаться незамужней (неженатым) ,0% ,0% 3,5% 7,5% 89%
Привычка друг к другу ,0 ,0 10% 9,5% 80,5%
Чувство жалости ,0% 0,% ,0% 34% 66%
Любопытство ,0% ,0% 4% 20% 76%
Скорое рождение ребенка 4% 12% 6% 6% 72%
Сексуальная совместимость 19,5% 21,5% 12% 20% 27%
Материальная обесп. будущего (-ей) супруга (-и) ,0% ,0% 7% 8,5% 84,5%
Наличие жилплощади у будущего (-ей) супруга (-и) ,0% ,0% 3% 9% 88%
Наличие личного авто у будущего (-ей) супруга (-и) ,0% ,0% ,0% 1% 99%
Перспективная/престижная работа будущего(-ей) супруга (-и)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: