Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности включает сле-




Пояснительная записка

 

Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образовании, а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы, на основе которой разрабатывается основная образовательная программа образовательного учреждения

Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы ставит новые задачи, направленные на реформирование российской системы образования. Одной из отличительных особенностей нового подхода к образованию является ориентация на достижение планируемых результатов. Под планируемыми результатами освоения ООП ООО понимается система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Современные средства информационных и коммуникационных технологий играют существенную роль в формировании новой системы образования, позволяют повысить эффективность и качество образовательного процесса в условиях современного постиндустриального общества. Реализация ФГОС в условиях развития информационного общества выдвигает новые требования к современному образовательному процессу и к его субъектам: учителю и ученику. Государство осуществляет социальный заказ для современной российской школы. Один из главных принципов реализации ФГОС – активное внедрение ИКТ в образовательный процесс.

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях развивающегося информационного общества.1

 

 

Цель программы: создание условий для формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся на уровне основного общего образования.

Задачи:

формировать ИКТ-компетентность обучающихся посредством консолидации возможностей всех учебных предметов;

 

1 Материалы проекта «Информатизация системы образования», 2008.

содействовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, способствующих развитию ИКТ-компетентности обучающихся;

использовать информационно-коммуникационные технологии при оценке сформированности универсальных учебных действий;

формировать навык использования информационно-образовательной среды обучающимися и педагогами в урочной и внеурочной деятельности.

Планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут сформированы необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней школе.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в ос-новной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на заняти-ях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формирова-нию универсальных учебных действий, во внеурочной деятельности учащих-ся.

 

При освоении личностных УУД ведѐтся формирование:

 

критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия;

 

уважения к информации о частной жизни и информационным результатам

 

деятельности других людей;

 

основ правовой культуры в области использования информации.

 

При освоении регулятивных УУД обеспечивается:

 

·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в ин-формационной среде;

·использование результатов действия, размещѐнных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

·создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

 

При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

·поиск, фиксация, структурирование информации; ·создание простых гипермедиасообщений;

·построение простейших моделей объектов и процессов.

 

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются:

·обмен гипермедиа сообщениями; ·выступление с аудиовизуальной поддержкой;

·фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

 

·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учѐтом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.


 

Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности включает сле-

 

дующие разделы.

 

 

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневогоподхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего развития ребѐнка.

Планируемые результаты освоения программы приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться ».

Планируемые результаты, отнесѐнные к блоку «Выпускник научится », включают такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Достижение планируемых результатов, отнесѐнных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может

 

 

осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведѐтся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.


 

 

Планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся

Элементы ИКТ-компетентности   Ученик научится   Ученик получит возможность научиться   Предметные области, в которых формируется элемент ИКТ-компетентности      
обращение с устройствами ИКТ   • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами   • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком   Указанные умения формируются преимущественно в предметной области «Технология»    
Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка   • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов; • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей; • осуществлять видеосъѐмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов   • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; • осуществлять трѐхмерное сканирование   Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, внеурочная деятельность.    
Создание письменных текстов   • создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения; • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке   • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;   • создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей   Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: русский язык, иностранный язык, литература, история  
           

 

Создание графических объектов   • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; • создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические; • создавать графические объекты - проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств   • создавать мультипликационные фильмы; • создавать виртуальные модели трѐхмерных объектов   Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: технология, обществознание, география, история, математика  
Создание музыкальных и звуковых объектов   • использовать звуковые и музыкальные редакторы; • использовать клавишные и кинестетические синтезаторы; • использовать программы звукозаписи и микрофоны   • использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач   Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, внеурочная деятельность  
Создание, восприятие и использование гипермедиа-сообщений   • организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; • проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; • использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки; • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации • проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки; • понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные)   Указанные умения формируются во всех предметных областях, преимущественно в предметной области: технологии, а также литература, русский язык, иностранный язык  
  Интернета; • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.    
Поиск и организация хранения информации   • использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; • использовать приѐмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете   • создавать и заполнять различные определители; • использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности   Указанные компетентности формируются во всех предметных областях  
 
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании управление   • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации; • строить математические модели; • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; • моделировать с использованием средств программирования; • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своѐ время с использованием ИКТ   • проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации; • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов процессы, использовать системы автоматизированного проектирования   Указанные компетентности формируются в следующих предметах: естественные науки, обществознание, математика предметах: технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: