Несмотря на актуальность проблемы оценки уровня сформированности ИКТ-компетентности у школьников, приходится признать, что практических разработок в данной области мало. В практическом аспекте в настоящее время акцент делается на разработку инструментария для оценки ИКТ-компетентности учителей.
В аналитической справке подготовленной после опроса участников проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности» (ИСО) перечислены несколько методов оценки базовой ИКТ-компетентности.
Сравнение методов оценки базовой ИКТ-компетентности
Метод оценки | Краткая характеристика | Выводы |
Самооценка слушателя | Строится примерно следующим образом: «Оцените Ваши умения создавать дидактические материалы с помощью программы Word – отличные, хорошие, посредственные, не умеете совсем» | Анкетируемому не с чем или не с кем сравнивать свои умения. является очень субъективным и для целей формирования ИКТ-компетентности использоваться не может |
Система тестовых заданий | Наподобие ECDL или своеобразного ЕГЭ | Практика показывает, что бывает так: слушатель может СДЕЛАТЬ операции, сидя за компьютером, но не может их ПЕРЕЧИСЛИТЬ, будучи от компьютера оторванным |
Экзаменационная оценка | При этом сидит экзаменатор, дает слушателю вводные команды и оценивает, насколько реально может слушатель добиться поставленной цели | Преимущество этого подхода заключается в способности экзаменатора давать неформальные оценки действиям экзаменующегося. Недостатки – в понятном субъективизме экзаменатора («я бы делал это не так»). |
Экспертная оценка | Экспертная оценка обычно используется в тех случаях, когда «экзаменационные критерии» весьма расплывчаты | Экспертная оценка обычно используется в тех случаях, когда «экзаменационные критерии» весьма расплывчаты |
В.Ф. Бурмакина отмечает, что «существующие методы оценки информационно-коммуникационной компетенции ориентируются, почти исключительно, на формирование технологических навыков и алгоритмического мышления школьников и педагогов. Оценка умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность, сегодня практически не обсуждается»2.
Основным подходом к измерению ИКТ-компетентности является многокритериальная экспертная оценка (rubric-based ‘alternative’ assessment). Для этого должны быть разработаны соответствующие критериальные матрицы (приложение 4) и подготовлены эксперты из числа учителей информатики и других предметов.
Основной формой оценки сформированности ИКТ - компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Возможно использование также различных систем независимой аттестации ИКТ – квалификаций.
ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Для отдельной темы (отдельного занятия) в поурочном планировании курса (разрабатываемом учителем на основании примерных программ курсов и методических разработок) выделяются компоненты учебной
деятельности учащихся, в которых активно используются средства ИКТ: подготовка сообщения, поиск информации в интернете, видео-фиксация наблюдаемых процессов, проведение эксперимента с цифровой фиксацией и обработкой данных и т.д. После проведения темы (занятия) осуществляется сравнение с планом реального активного использования ИКТ каждым учащимся (как правило, не имеется в виду ответ на задания с выбором ответа, слушание лекции педагога с аудио-видео сопровождением). Вычисляется доля (процент) информатизации темы усреднением по учащимся. Показатель по курсу вычисляется усреднением по времени. Показатель по образовательному учреждению вычисляется усреднением по курсам (с учетом временных весов курсов).
2 Бурмакина В.Ф. ИКТ - компетентность учащихся и педагогов // Мавтериалы открытой Всероссийской конференции «Преподавание Информационных Технологий в России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.it-education.ru/2007/reports/Stend/Burmakina.htm
Термины и понятия
ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе3.
В данном определении используется несколько терминов и понятий, поэтому необходимо их тоже обозначить.
ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий;
грамотность – это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти;
цифровыетехнологии относятся к компьютерному и программному обеспечению;
инструментыкоммуникации – к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация;
сети – это каналы передачи информации.
Функционированиевсовременномобществе отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ- грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.
3 Проект НФПК «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ” 2005-2010.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
4. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ – М.: Просвещение, 2010.
5. Ермаков Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся // Народное образование. – 2009. - №4. – С. 158-161.
6. Кизик О.А. К вопросу о становлении информационной компетентности как составляющей профессиональной компетентности выпускника профессионального лицея // Материалы научно-методической конференции «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации». — Петрозаводск, 2003. – Часть 1.
7. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения // учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - С. 78-79.
8. Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы. – 2006. - №8. – С. 65.