Методика организации учебного процесса на практическом занятии.




Подготовительный этап.

Следует подчеркнуть значение теми для изучения дисциплины и профессиональной деятельности врача.

Заболевания респираторной системы – наиболее частая патология у детей. Дети в возрасте до 3х лет болеют ежегодно от 2 до 12 раз острыми респираторными инфекциями, в 3 – 7 лет дети болеют ОРВИ в среднем 6 раз в год, а в 7 – 17 лет – 3 раза в год. В среднем от рождения до окончания школы ребенок болеет ОРИ около 60 раз.

Таким образом, болезни органов дыхания у детей возникают чаще и протекают более тяжело, чем у взрослых, с более быстрым развитием дыхательной недостаточности, что связано как с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, так и с особенностями реактивности детского организма.

Ознакомить студентов с конкретными целями и планом занятия.

Провести стандартизированный контроль начального уровня подготовки студентов.

 

Основной этап.

Должен обеспечить учебную деятельность студента. Работа у постели больного в отделениях грудного, младшего и старшего возраста. Общение с больными детьми и их родителями, сбор анамнеза у детей старшего возраста, беседы с родителями маленьких детей.

Важным на этом этапе является выполнения и отработка практических навыков.

 

Заключительный этап.

Оценивается текущая деятельность каждого студента в течении занятия с помощью стандартизированных клинических задач. Проводится письменное решение задач с обсуждением результатов, анализ успешности студента. Студенты информируются о теме следующего занятия и методических приемов при подготовке к нему.

Приложения.

ТЕСТЫ:

 

1. На основании каких данных можно установить предварительный диагнозβ
А. Данных анамнеза; В. Данных пальпации, перкуссии, аускультации;
Б. Осмотра; Г. Всего перечисленного.

 

 

2. Какие этапы включает объективное исследование органов дыханияβ
А. Сбор анамнеза;
Б. Осмотр;
В. Пальпацию, перкуссию;
Г. Аускультацию;
Д. Все перечисленное.

 

 

3. Какой этап обязательный при установлении окончательного диагноза у детейβ
А. Профессиональный анамнез; В. Вопрос о контакте с больным туберкулезем;
Б. Лабораторные и инструментальные методы исследования; Г. Перинатальный анамнез.
         

 

 

4. На основании каких данных можно установить окончательный диагнозβ
А. Данных анамнеза;
Б. Данных семейного и аллергологического анамнеза;
В. Данных объективного обследования;
Г. Лабораторных и инструментальных методов исследования;
Д. Всего перечисленного.

 

 

5. Что такое афонияβ
А. Затрудненное дыхание; В. Отсутствие голоса;
Б. Нарушение носового дыхания; Г. Сиплый голос.
         

 

 

6. Причины затрудненного носового дыханияβ
А. Наличие корочек в носу;
Б. Отес слизистой носа;
В. Наличие отделяемого в носу;
Г. Инородное тело;
Д. Все перечисленное.

 

 

7. Характер отделяемого из носа может быть:
А. Серозное; В. Гнойное;
Б. Слизистое; Г. Все перечисленное.
         

 

 

8. Самое основное, что врач должен оцениить у больного:
А. Наличие одышки;
Б. Выраженность цианоза;
В. Тяжесть состояния;
Г. Характер кашля;
Д. Характер мокроты.

 

 

9. При обследовании больного определить:
А. Наличие одышки;
Б. Выраженность цианоза;
В. Характер мокроты;
Г. Характер кашля;
Д. Все перечисленное.

 

 

10. Частота дыхания у новорожденного составляет:
А. 40 – 60 в мин.; В. 20 – 25 в мин.;
Б. 30 – 35 в мин.; Г. 18 – 20 в мин.
         

 

 

11. Частота дыхания у ребенка 1 года составляет:
А. 40 – 60 в мин.; В. 20 – 25 в мин.;
Б. 30 – 35 в мин.; Г. 18 – 20 в мин.
         

 

12. Частота дыхания у ребенка 5 – 6 лет составляет:
А. 40 – 60 в мин.; В. 20 – 25 в мин.;
Б. 30 – 35 в мин.; Г. 18 – 20 в мин.
         

 

13. Частота дыхания у ребенка 10 лет составляет:
А. 16 – 18 в 1 мин. В. 20 – 25 в мин.;
Б. 30 – 35 в мин.; Г. 18 – 20 в мин.
         

 

 

14. Что может затруднять сосание груди у младенцаβ
А. Правильный режим вскармливания; В. Затянувшаяся желтуха новорожденного;
Б. Заложенный нос; Г. Анемия новорожденного.

 

 

15. Что может затруднять сосание груди у младенцаβ
А. Одышка; В. Затянувшаяся желтуха новорожденного;
Б. Гидроцефалия; Г. Анемия новорожденного.
         

 

 

16. Что может затруднять сосание груди у младенцаβ
А. Наличие в носу корочек, которые нарушают нососвое дыхание; В. Затянувшаяся желтуха новорожденного;
Б. Гидроцефалия; Г. Анемия новорожденного.
         

 

 

17. Что может затруднять сосание груди у младенцаβ
А. Заложенный нос; В. Одышка;
Б. Наличие в носу корочек, которые нарушают нососвое дыхание; Г. Все перечисленное.
         

 

 

18. Громкий крик при первом вдохе новорожденного можно оценить как:
А. Первый глубокий вдох; В. Врожденная кишечная непроходимость;
Б. «Мозговой» крик; Г. Все перечисленное.
         

 

 

19. Слабый крик при первом вдохе новорожденного можно оценить как:
А. Первый глубокий вдох; В. Общая слабость новорожденного;
Б. Нормальное состояние новорожденного; Г. Все перечисленное.
         

 

 

20. Тихий крик (писк) при первом вдохе новорожденного можно оценить как:
А. Первый глубокий вдох; В. Асфиксия новорожденного;
Б. «Мозговой» крик; Г. Все перечисленное.
         

 

 

21. Охрипший голос у ребенка раннего возраста свидетельствует об:
А. Остром лярингите; В. Стенозе гортани;
Б. Синдроме крупа при дифтерии; Г. Все перечисленное.

 

 

22. Охрипший голос у ребенка раннего возраста свидетельствует об:
А. Остром лярингите; В. Ангине;
Б. Хроническом тонзиллите; Г. Все перечисленное.

 

 

23. Пальпация грудной клетки у детей выполняется:
А. Одной рукой на всей грудной клете;
Б. Обеими руками над симметричными участками;
В. Для определения шума трения плевры;
Г. Для определения упитанности ребенка.

 

 

24. Пальпация у детей выполняется:
А. Обеими руками над симметричными участками;
Б. Пальпаторно определяется резистентность грудной клетки;
В. Пальпаторно определяется голосовое дрожание;
Г. Все перечисленное.

 

 

25. Голосовое дрожание определяется таким образом:
А. Ребенок должен произносить слова «тридцать три» или «сорок четыре»).
Б. Ребенок должен произносить слова «чашка чая»;
В. Ребенок должен делать глубокий вдох;
Г. Ребенок должен задержать дыхание.

 

26. У детей раннего возраста голосовое дрожание исследуют:
А. С помощью фонендоскопа во время сна ребенка;
Б. Во время крика;
В. Во время бодрствования ребенка;
Г. Во время спокойной игры ребенка;
Д. Не имеет значения.

 

 

27. Какие бывают варианты перкуторного звукаβ
А. Укорочение перкуторного звука
Б. Тимпанический оттенок
В. Коробочный звук
Г. Ясный легочной;
Д. Все перечисленное.

 

 

28. Экскурсию легких определяют по линии:
А. Lin. medioclavicularis; В. Lin. axillaris posterior;
Б. Lin. axillaris anterior; Г. Lin. scapularis.

 

 

29. Экскурсию легких определяют по линии:
А. Lin. medioclavicularis; В. Lin. axillaris posterior;
Б. Lin. paravertebralis; Г. Lin. scapularis.

 

 

30. Экскурсию легких определяют по линии:
А. Lin. medioclavicularis; В. Lin. axillaris medium;
Б. Lin. axillaris anterior; Г. Lin. scapularis.

 

 

31. Истинный круп обусловлен:
А. Механической закупоркой гортани дифтеритическими пленками;
Б. Отеком подсвязочного пространства;
В. Лярингоспазмом;
Г. Всем перечисленным.

 

32. Ложный круп обусловлен:
А. Механической закупоркой гортани дифтеритическими пленками;
Б. Отеком подсвязочного пространства;
В. Лярингоспазмом;
Г. Всем перечисленным.

 

 

33. Какие бывают варианты перкуторного звукаβ
А. Укорочение перкуторного звука
Б. Тимпанический оттенок
В. Коробочный звук
Г. Ясный легочной;
Д. Все перечисленное.

 

 

34. Над каким участком легких наблюдается физиологическое притупление перкуторного звукаβ
А. Справа над нижними отделами грудной клетки;
Б. Слева над нижними отделами грудной клетки;
В. В подлопаточном пространстве с двух сторон;
Г. Физиологического притупления перкуторного звука не наблюдается нигде.

 

 

35. Над каким участком легких наблюдается физиологический тимпанит при перкуссии?
А. Справа над нижними отделами грудной клетки;
Б. Слева над нижними отделами грудной клетки;
В. В подлопаточном пространстве с двух сторон;
Г. Физиологического тимпанита при перкуссии не наблюдается нигде.

 

 

36. Укорочение перкуторного звука наблюдается при:
А. При уменьшении воздушности ткани легкого;
Б. При возникновении в легких полостей, содержащих воздух;
В. Понижении эластических свойств легочной ткани;
Г. При увеличении воздушности ткани легкого.

 

 

37. Тимпанический оттенок перкуторного звука наблюдается при:
А. При уменьшении воздушности ткани легкого;
Б. При возникновении в легких полостей, содержащих воздух;
В. При хорошо развитой мускулатуре грудной клетки;
Г. При увеличении воздушности ткани легкого.

 

 

38. Коробочный звук при перкуссии наблюдается при:
А. При уменьшении воздушности ткани легкого;
Б. При возникновении в легких полостей, содержащих воздух;
В. При хорошо развитой мускулатуре грудной клетки;
Г. При уменьшении воздушности ткани легкого.

 

 

39. Синдром крупа проявляется:
А. Инспираторной одышкой;
Б. Лающим кашлем;
В. Сиплым голосом, вплоть до афонии;
Г. Всем перечисленным.

 

40. Синдром крупа проявляется:
А. Экспираторной одышкой;
Б. Приступообразным влажным кашлем;
В. Сиплым голосом, вплоть до афонии;
Г. Всем перечисленным.

 

41. Синдром крупа проявляется:
А. Инспираторной одышкой;
Б. Приступообразным влажным кашлем;
В. Гнусавым голосом, частым поперхиванием;
Г. Всем перечисленным.

 

 

42. Синдром крупа проявляется:
А. Экспираторной одышкой;
Б. Лающим кашлем;
В. Гнусавым голосом, частым поперхиванием;
Г. Всем перечисленным.

 

 

43. Одышка называется инспираторной в случае:
А. Одышки с нарушением вдоха
Б. Одышки с нарушением выдоха
В. Нарушении частоты и ритма дыхания.
Г. Наличия цианоза.

 

 

44. Одышка называется экспираторной в случае:
А. Одышки с нарушением вдоха
Б. Одышки с нарушением выдоха
В. Нарушении частоты и ритма дыхания.
Г. Наличия цианоза.

 

 

45. Пуэрильное дыхание прослушивается у детей в возрасте:
А. У новорожденных; В. От 6 мес. до 5 – 7 лет;
Б. До 6 мес.; Г. 78 лет.

 

 

46. Причины пуэрильного дыхания у детей:
А. Более короткое расстояние от голосовой щели до места выслушивания;
Б. Из-за малых размеров грудной клетки;
В. Узкий просвет бронхов;
Г. Значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающей воздушность легочной ткани;
Д. Все перечисленное.

 

 

47. Сухие свистящие хрипы образуются:
А. При сужении мелких бронхов за счет бронхоспазма, отека слизистой;
Б. От колебания густой мокроты в крупных бронхах, что дает звукоквой резонанс;
В. При прохождении воздуха через жидкость в бронхах разного калибра;
Г. При уплотнении легочной такни, если не закупорен приводящий бронх;
Д. При наличии жидкости или воздуха в плевральной полости, может наблюдаться при значительном развитии мышц плечевого пояса или избытке жировой клетчатки.

 

 

48. Сухие жужжащие хрипы образуются:
А. При сужении мелких бронхов за счет бронхоспазма, отека слизистой;
Б. От колебания густой мокроты в крупных бронхах, что дает звукоквой резонанс;
В. При прохождении воздуха через жидкость в бронхах разного калибра;
Г. При уплотнении легочной такни, если не закупорен приводящий бронх;
Д. При наличии жидкости или воздуха в плевральной полости, может наблюдаться при значительном развитии мышц плечевого пояса или избытке жировой клетчатки.

 

49. Влажные хрипы образуются:
А. При сужении мелких бронхов за счет бронхоспазма, отека слизистой;
Б. От колебания густой мокроты в крупных бронхах, что дает звукоквой резонанс;
В. При прохождении воздуха через жидкость в бронхах разного калибра;
Г. При уплотнении легочной такни, если не закупорен приводящий бронх;
Д. При наличии жидкости или воздуха в плевральной полости, может наблюдаться при значительном развитии мышц плечевого пояса или избытке жировой клетчатки.

 

50. Усиление бронхофонии возникает:
А. При сужении мелких бронхов за счет бронхоспазма, отека слизистой;
Б. От колебания густой мокроты в крупных бронхах, что дает звукоквой резонанс;
В. При прохождении воздуха через жидкость в бронхах разного калибра;
Г. При уплотнении легочной такни, если не закупорен приводящий бронх;
Д. При наличии жидкости или воздуха в плевральной полости, может наблюдаться при значительном развитии мышц плечевого пояса или избытке жировой клетчатки.

 

51. Ослабление бронхофонии возникает:
А. При сужении мелких бронхов за счет бронхоспазма, отека слизистой;
Б. От колебания густой мокроты в крупных бронхах, что дает звукоквой резонанс;
В. При прохождении воздуха через жидкость в бронхах разного калибра;
Г. При уплотнении легочной такни, если не закупорен приводящий бронх;
Д. При наличии жидкости или воздуха в плевральной полости, может наблюдаться при значительном развитии мышц плечевого пояса или избытке жировой клетчатки.

 

Задачи.

Задача 1.

При объективном обследовании ребенка младшего возраста студенты 5 курса после осмотра кожи, осмотрели зев, после чего ребенок негативно воспринял молодых врачей и дальнейший осмотр стал невозможен. Что неправильно сделали студенты 5 курса?

Ответ: Осмотр зева у детей нужно проводить в самом конце объективного обследования.

Задача 2.

При осмотре новорожденного студент 5 курса посчитал дыхание с помощью фонендоскопа. За 20 сек. новорожденный совершил 10 неритмичных дыхательных движения. В чем причина брадипноэ – 30 в мин.?

Ответ: Частота дыхания посчитана неправильно. У новорожденного частоту дыхания следует считать за 60 сек., т.к. в связи с незрелостью дыхательного центра дыхательные движения у новорожденного неритмичны.

Задача3.

При аускультации ребенка 4 лет студент 5 курса посчитал дыхание с помощью фонендоскопа. За 30 сек. ребенок совершил 30 форсированных вдохов. В чем причина тахипноэ – 60 в мин.?

Ответ: Частота дыхания посчитана неправильно. Этот показатель следует считать за 60 сек., кроме того, делать это надо незаметно и не во время аускультации.

Задача 4.

2-х летнего ребенка мать оформляет в детский сад. Врач осматривает ребенка и при аускультации слышит над трахеей бронхиальное дыхание. Чем можно объяснить этот феномен?

Ответ: Бронхиальное дыхание в этом месте обусловлено наличием плотных анатомических образований (трахея, грудина).

Задача 5.

Врач осматривает здорового 5-летнего ребенка. При перкуссии врач слышит тимпанический оттенок перкуторного звука над нижними отделами легких слева. Чем можно объяснить этот феномен?

Ответ: Тимпанический оттенок перкуторного звука над нижними отделами легких слева возникает из-за близости желудка (т.н. пространство Траубе).

Задача 6.

Врач осматривает здорового 2-х летнего ребенка. При перкуссии врач слышит укорочение перкуторного звука над нижними отделами легких справа. Чем можно объяснить этот феномен?

Ответ: Укорочение перкуторного звука над нижними отделами легких справа возникает из-за близости печени.

Задача 7.

В поликлинику обратилась мать 8-летнего ребенка, который страдает тяжелой формой бронхиальной астмы. Последние дни у ребенка участились приступы. При перкуссии врач слышит тимпанический оттенок перкуторного звука над легкими с двух сторон. Чем можно объяснить этот феномен? Что должен сделать врач?

Ответ: Тимпанический оттенок перкуторного звука над легкими возникает при увеличении воздушности легочной ткани. В данном случае это свидетельствует об усилении отека и бронхоспазма, такое состояние ребенка сбронхиальной астмой требует госпитализации.

 

Задача 8.

Мать 3-х летнего ребенка вызвала врача на дом. У ребенка резко поднялась температура, он стал вялым, появились кашель и нарушение дыхания. При перкуссии врач слышит укорочение перкуторного звука ниже угла лопатки справа, там же – мелкопузырчатые влажные хрипы. Чем можно объяснить этот феномен? Что должен сделать врач?

Ответ: Локальное укорочение перкуторного звука свидетельствует об уплотнении легочной ткани; наличие мелкопузырчатых влажных хрипов говорит о наличии жидкой мокроты в мелких бронхах. Такая картина чаще всего наблюдается при пневмонии. Учитывая тяжелое общее состояние, требуется немедленная госпитализация ребенка.

Задача 9.

Ребенок 11 лет с тяжелым туберкулезем находится в специализированном стационаре. Ребенок жалуется на ухудшение общего состояния, усиление кашля. При перкуссии ребенка врач слышит тимпанический оттенок перкуторного звука над правым легким. Чем можно объяснить этот феномен?

Ответ: Тимпанический оттенок перкуторного звука локально над одним легким возникает при формировании воздушной полости, например, при каверне. Формирование каверны свидетельствует об утяжелении основного заболевания.

Задача 10.

Ребенок 7 мес. внезапно заболел: стал капризным, поднялась темпаратура до 39,00, появился насморк. Утром следующего дня мать вызвала врача, который пришел в 14.30. При объективном обследовании врач отметил частый влажный непродуктивный кашель, выраженную одышку смешанного характера с участием вспомогательной мускулатуры, периоральный цианоз. Над легкими перкуторно коробочный оттенок перкуторного звука, аускультативно – множество мелкокалиберных влажных хрипов с 2-х сторон. Состояние больного было оценено как тяжелое и врач срочно госпитализировал ребенка. Чем можно объяснить быстрое ухудшение состояния и физикальные изменения над легкими?

Ответ: Быстрое ухудшение состояния обусловлено особенностями респираторной системы у детей: склонность к отеку слизистой мелких бронхов и гиперсекреции слизи. Физикальная каритина над легкими обусловлена наличием большого количества слизи в мелких бронхах. Такое состояние может сопровождаться водно-электролитными и сердечно-сосудистыми нарушениями, поэтому требует немедленной госпитализации.

 

Задача 11.

Мать 3-х летнего ребенка обратилась самостоятельно в приемное отделение детской больницы с жалобами на непрерывный сухой кашель, сиплый голос и одышку. Ребенок болеет 3-й день, беспокоили температура 37,70, насморк, состояние ухудшилось сегодня утром. При объективном обследовании врач расценил состояние больного как тяжелое за счет одышки инспираторного характера. Над легкими перкуторно ясный легочной звук, аускультативно – жесткое дыхание, хрипов нет. Чем можно объяснить отсутствие значительных физикальных изменений над легкими?

Ответ: Инспираторная одышка – показатель поражения верхних дыхательных путей, сиплый голос свидетельствует о вовлечении в процесс гортани. При лярингите значительные физикальные изменения над легкими отсутствуют.

 

Задача 12.

Врач приемного отделения осматривает поступающего ребенка с подозрением на пневмонию. При объективном обследовании врач выявил притупление перкуторного звука справа под углом лопатки, там же – ослабленное дыхание. Чем можно объяснить такую физикальную картину?

Ответ: Такая физикальная картина свидетельствует о снижении пневматизации (уменьшении поступления воздуха), значительном уплотнении легочной ткани и наличии воспалительного инфильтрата в правом легком. Это признаки пневмонии.

 

Задача 13.

Мать годовалого ребенка обратилась в приемное отделение больницы с жалобами на приступообразный кашель, присупы затрудненного дыхания, которые возникли внезапно. Накануне ребенок играл пуговицами. При осмотре врач отметил одышку с западением межреберных промежутков справа, притупление перкуторного звука справа под углом лопатки, там же – ослабленное дыхание с бронхиальным оттенком, хрипов нет. Чем можно объяснить такую физикальную картину?

Ответ: Скорее всего, ребенок подавился инородным телом. Инородные тела чаще всего попадают в правый бронх, при закупорке бронха инородным телом нарушается пневматизация участка легкого, оно уменьшается в размере, легочная паренхима становится плонее. Это приводит к вышеизложенным клиническим проявлениям и специфической физикальной картине.

Задача 14.

Мать 5-летнего ребенка обратилась в приемное отделение больницы с жалобами на болезненный кашель, боль в правом боку, одышку. Из анамнеза известно, что болеет на протяжении 1 мес. Объективно: состояние тяжелое, серый цвет лица, одышка, щадит правый бок. Перкуторно – тупость справа ниже угла лопатки, дыхание справа над нижними отделами не прослушивается, на уровне угла лопатки – шум, похожий на хруст снега, слышится на вдохе и выдохе. На рентгенограмме справа – тотальное затемнение. Врач установил диагноз – экссудативный плеврит. Чем можно объяснить такую физикальную картину?

Ответ: При экссудативном плеврите жидкость, находящаяся в плевральной полости, поднимает легкое, смещает средостение в здоровую сторону. Над жидкостью отмечается тупой перкуторный звук, аускультативно дыхание не проводится. По верхнему уровню жидкости отмечается шум трения плевры - трение воспаленных листков париетальной и висцеральной плевры.

Задача 15.

Педиатр осмотрел 4-х месячного ребенка и обнаружил у него пуэрильное дыхание. Какие рекомендации необходимо дать ребенку? Почему возникает такое дыхание?

Ответ: Возникновение пуэрильного дыхания у детей объясняется особенностями строения респираторной системы:

· более короткое расстояние от голосовой щели до места выслушивания из-за малых размеров грудной клетки, что способствует примеси лярингеального дыхания;

· узкий просвет бронхов;

· большая эластичность и тонкая стенка грудной стенки, что увеличивает ее вибрацию;

значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающей воздушность легочной ткани.

Ребенок здоров, в лечении не нуждается.

 

Литература.

Основная:

1. Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія

2. Капитан Т. Пропедевтика дитячих хвороб з доглядом за дітьми. – Вінниця. 2006.

 

Дополнительная:

1. Пропедевтика детских болезней. – под ред. акад. А.А.Баранова. – Москва. 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: