Основные понятия теории и методики физического воспитания дошкольников
Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – это наука об общих закономерностях, определяющих содержание и форму организации физического воспитания как педагогического процесса, включённого в общую систему воспитания личности ребёнка.
Физическая культура – часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.
Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма человека.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребёнка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств.
Физические упражнения – движения, двигательные действия, используемые в качестве средства для решения задач физического воспитания.
Физическая подготовленность – уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств.
Двигательная активность – биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит здоровье и физическое развитие детей.
Физическое совершенство – высокий уровень физического развития и степень здоровья, всесторонняя физическая подготовленность.
Физическая подготовка – профессиональная направленность физического воспитания.
Физическое образование – одна из сторон физического воспитания, включающая овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями.
Двигательная деятельность – деятельность, характерным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребёнка.
|
Спорт – специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.
Физическая рекреация – обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности и восстановление организма с использованием средств физической культуры.
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Цель – формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, достижение гармоничного физического и психического развития, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Задачи физического воспитания | ||
Оздоровительные задачи · Охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма) · Всестороннее существование функций организма · Повышение работоспособности и закаливание организма | Образовательные задачи · Формирование двигательных умений и навыков · Развитие физических качеств · Овладение элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья | Воспитательные задачи · Формирование интереса и потребности к занятиями физическими упражнениями · Всестороннее гармоническое развитие ребёнка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) |
Средства физического воспитания дошкольников
Физические упражнения |
Гигиенические факторы |
Оздоровительные силы природы |
|
Физические упражнения включают в себя гимнастику, основные движения – бег, ходьба, прыжки, метание, лазание, упражнения на равновесие, общеразвивающие упражнения, построение, перестроение, танцевальные упражнения, подвижные игры (сюжетные/бессюжетные), игры с элементами спорта (Городки, настольные теннис, хоккей), спортивные упражнения (катание на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах, скольжение и т.д., туризм – пеший и лыжный.
Гигиенические факторы – режим дня, питания, сна, личная и общественная гигиена.
Оздоровительные силы природы – солнце, воздух, вода.
Характеристика физических упражнений
В методике физического воспитания используются качественные и количественные характеристики движений, которые включают комплекс признаков. Содержание упражнений – входящие в физические упражнения действия и основные физиологические процессы, которые разворачиваются по ходу выполнения упражнения.
С содержанием упражнения тесно связана форма. Форма – это внутренняя и внешняя структура упражнений. Внешняя форма характеризуется временными, пространственными и динамическими характеристиками, то есть их соотношением, а внутренняя – взаимосвязью процессов функционирования самого организма.
Техника физических упражнений – наиболее рациональный способ выполнения упражнений.
Выполнение упражнений делится на 3 фазы:
1. Подготовительная;
2. Основная;
3. Заключительная.
Подготовительная фаза – создаются условия для выполнения упражнения.
Основная фаза – решаются основные задачи.
Заключительная фаза – осуществляется торможение движения и сохранение равновесия.
|
Биомеханические характеристики физических упражнений
- Пространственная характеристика: исходное положение и положение тела, его частей во время выполнения упражнений и траектория движений;
- Временная характеристика: длительность выполнения упражнений, темп движений;
- Пространственно-временная характеристика: скорость, ускорение;
- Динамическая характеристика: сила сопротивления, сила тяжести, пассивные силы двигательного аппарата;
- Ритмическая характеристика: комплексная характеристика способов движения, выражающаяся определённой размеренностью элементов движений.