Притча о следах после конфликта




Жил-был юноша с злобным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:

— Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо.

В первый день сын забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и поведал ему эту новость.

Отец сказал юноше:

— Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам:

— Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.

А как дела обстоят с поощрениями? Они, как воспитательное средство, более действенны. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие действия и закрепляет их. Лучшая награда для ребёнка – сознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.
В дошкольном возрасте у детей ещё недостаточно развита произвольность поведения. Они отличаются импульсивностью, неусидчивостью. При правильном воспитательном воздействии с возрастом эти недостатки корректируются. Главное, как уже сегодня говорилось, – принимать своего ребёнка таким, какой он есть, понимать и любить его.
Завершить свою беседу хочется словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».
А теперь давайте отдохнём и поиграем.
Игра-рекомендация «Рассерженные шарики».
Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.
Педагог – это мама – предлагает детям научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.
«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.
Вы видите, что шарик мечется по комнате, он стал совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».
*Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
*А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).
Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».
«Педагогические ситуации».

Ситуация 1

Ира гуляет с папой на бульваре. Он сидит на скамье, читает газету, а девочка рядом с ним играет в мяч. Затем игра с мячом сменяется игрой в классики, и снова внимание девочки занято мячом.

—Папа, лови, а я буду бросать! — просит дочь. Но папа не разделяет ее игрового настроения.

—Играй сама. Или вон с той девочкой,— предлагает он, на секунду оторвавшись от газеты.

Но игра в мяч не удалась. Скучающая Ира трется возле отцовских колен.

—Пап, смотри какой смешной воробей! — теребит она папу

—Угу,— отвечает он, не отрываясь от газеты.

Через минуту снова Ирин голосок оповещает о новом событии:

—Посмотри, папа, мальчик вез свою коляску и упал!..

—Угу...— бормочет отец, едва кивнув головой.

А потом еще и еще:

—Папа, посмотри, какой камушек я нашла! Угадай, в какой руке?

—Вон в той,— безучастно отвечает папа. Увлекшись чтением газеты, он не слышит Ириных просьб. Девочка с грустью замолкает, лицо ее становится безучастным к окружающему. Через некоторое время она начинает хныкать:

—Хочу домой!.. Хочу домой!

—Ну что за ребенок! Ничем не хочет заняться, не прогулка, а наказание,— с раздражением говорит папа.

Почему девочка не хотела гулять? Как организовать прогулку, чтобы ребенок гулял с удовольствием? Какова роль взрослого в организации прогулки? Проанализируйте, как вы проводите прогулку с ребенком.

Ребенок гуляет с удовольствием, если он не скучает от бездеятельности. Игры, наблюдения за природой, птицами, животными, за явлениями окружающей жизни, общение со сверстниками, посильный труд в природе, спортивные развлечения — все это обогащает прогулки детей на воздухе. От взрослого зависит, каким содержанием наполнить детскую прогулку соответственно сезону, возрасту ребенка, в зависимости от его физического состояния, местных условий.

Прогулка не только оздоровительный фактор, но и фактор воспитывающий.

Ситуация 2

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит

на играющих.

— Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? — спрашивает воспитатель.

— Да нет... я так,— шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись и платье воспитателя, всхлипнул:

—Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала... Папа шумел всю ночь.

Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка? Какую, по вашему мнению, помощь может оказать дошкольное учреждение семье в создании здорового быта?

Нет большей трагедии для детей, когда кто-либо из взрослых членов семьи пьет и тем самым лишает детей счастливого детства. При виде пьяного отца сердце ребенка сжимается от страха. В такие минуты он испытывает большое

горе, которое не по плечу маленькому человеку, поэтому он становится замкнутым, безучастным к играм сверстников.

Детский сад берет под особый контроль семьи, где родители ведут нездоровый образ жизни, тесно сотрудничает с органами системы профилактики. Педагоги беседуют с родителями, раскрывая пагубное влияние его поведения на сына (дочь), на его физическое и психическое здоровье, на его нравственное развитие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: