Приложение 1. Рисуночная методика «Я и мой ребенок»




 

Наиболее существенной чертой проективных методов исследования считается неопределенность стимульных условий, позволяющих испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства. В целом, проективные методики направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира субъективных переживаний, чувств, мыслей, ожиданий (Соколова Е.Т., 2002). Содержание внутренних переживаний при этом не носит на себе следы искажений, так как ситуация эксперимента не оценивается испытуемым как опасная и нет необходимости приводить в действие защитные механизмы. При этом такой вид проективного метода, как рисунок, очень прост в проведении, занимает немного времени, не требует никаких специальных материалов, кроме карандашей и бумаги. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности (А.Л. Венгер, 2003).

В связи с этим, рисуночная методика может быть использована на самых ранних стадиях становления родительства, как в период ожидания ребенка, так и после его рождения.

Цель методики: выявление особенностей восприятия ребенка и себя в роли матери, эмоционального отношения к ребенку, себе, предстоящей материнской роли.

Процедура проведения: предлагается нарисовать на листе бумаги формата А4 цветными карандашами рисунок на тему «Я и мой ребенок». Указывается, что умение рисовать значения не имеет. Время выполнения не ограничивается. При наличии неоднозначных изображений и символов высказывается просьба пояснить значение изображенного. При этом можно выяснить эмоциональную оценку рисунка.

Обработка и анализ данных. Основой для построения системы анализа рисунка стали показатели, выделенные Г.Т. Хоментаускасом в работе с детскими рисунками (Г.Т. Хоментаускас,1989).

 

Оцениваемые характеристики Показатели
1. Эмоциональное принятие ребенка 2. Адекватность когнитивного образа ребенка 3. Отношение к себе в роли матери 4. Позиция по отношению к ребенку 5. Отношение к материнству Наличие персонажей Качество прорисовки Размер персонажей (соразмерность) Дистанция Соответствие возрастному статусу Поза во взаимодействии - Использование цвета

Учет названных показателей позволяет оценить и дифференцировать отношение к каждому из элементов обозначенной системы.

Рассмотрим каждый из элементов отдельно.

 

Отношение к ребенку
Показатели Принятие Амбивалентное Непринятие
Ребенок Присутствует Частично скрыт Отсутствует
Прорисовка деталей Четкие линии, детализация, использование цвета   Неполная прорисовка, неуверенные, дрожащие линии, схематизация  
Дистанция Близкий, телес- ный контакт   Телесный контакт минимален, отстраненность  
Поза Внутри матери или открыт во вне Свернулся, отвернулся, не видно лица  

 

 

Рис. 1.

 

Позитивное отношение к ребенку: Рисунок во весь лист, ребенок – в центре. Ребенок в объятиях матери, приближен к лицу, детали прорисованы, характерная поза.  

 

Рис. 2

 

Амбивалентное отношение к ребенку • Чрезмерное количество посторонних предметов иногда позволяет увидеть символический смысл композиции. • кроме радости рисунок выражает угрозу  

 

 

Следующая анализируемая характеристика – адекватность образа ребенка актуальному возрасту. Если рисунок выполняет женщина, ожидающая рождении ребенка, можно предположить появление на рисунке младенца. В противном случае можно заключить, что при позитивном отношении к ребенку у женщины отсутствует готовность осуществлять уход за младенцем. Ориентирующий ее образ вносит существенные искажения, создавая вероятность возникновения отвержения при встрече ожиданий с реальностью.

 

Когнитивный образ ребенка
Показатели Адекватен возрасту Неадекватен возрасту
Пропорции тела Голова увеличена, младенческая припухлость Пропорции взрослого человека или подростка, прическа
Одежда Голыш, пеленка или ползунки Платье, брюки, модные аксессуары
Предметы Отсутствуют или пустышка, погремушка Игрушки, спортивный инвентарь, учебные принадлежности
Виды активности Сон, кормление, созерцание Игра, прогулка, конструирование, учение

Рис. 3.

 

Неадекватность возраста ожидаемого ребенка может говорить о непринятии ребенка – младенца. О сложностях принятия свидетельствует дистанция, отсутствие непосредственного контакта. Обилие штриховки свидетельствует о тревоге, связанной с ситуацией родительства.  

 

 

Не менее важным является отношение женщины к себе. Хорошо известно, что оно, являясь элементом отношений «человек-человек», способно трансформировать отношение к другим людям.

 

.

Отношение к себе в качестве матери
Показатели Принятие Амбивалентное Непринятие
Автор рисунка Явно присутствует Частично скрыт, отвернулся Отсутствует или карикатура  
Прорисовка деталей Лицо, детали одежды, есть характерные, украшения, цвет Схематичное изображение, неуверенные линии Детали, снижающие привлекательность, высмеивание
Размер Крупное изображение Мелкий рисунок    
Расположение В центре или верхней части листа В углу или нижней части листа  

 

 

Рис. 4.

 

Амбивалентное отношение к себе Фигура матери представлена на рисунке частично. Самое главное для женщины – реализация функции поддержки, о собственных нуждах женщина забывает, что рано или поздно вызовет неудовлетворенность ситуацией.  

 

Готовясь занять позицию родителя, человек также руководствуется имеющими представлениями о ее сущности. Расположение фигур на листе говорит о том, насколько родитель видит специфику осваиваемой социальной позиции.

 

Позиция по отношению к ребенку
Показатели Адекватна родительству Неадекватна родительству
Дистанция Близкий телесный контакт Значительное расстояние
Поза Защита и поддержка: ребенок внутри матери, на руках, коленях – в объятиях матери Не связана с наличием ребенка, симметрична ему
Пропорции Размер взрослого превышает размер ребенка Размеры взрослого и ребенка соотносимы, ребенок больше

 

Рис 5.

 

Принятие родительской позиции: Пропорция и символизм рисунка свидетельствуют о позитивном отношении к опеке, поддержке, близости  

 

Рис. 6

 

Равноправная, симбиотическая позиция: Кто кого поддерживает?  

 

 

Отношение к материнству
Показатели Принятие Непринятие
Персонажи Присутствуют мать и ребенок Отсутствие или замена одного из персонажей
Размер, прорисовка фигур Крупный рисунок, детализация Рисунок мелкий в углу или с краю листа. Минимум деталей, схематизация
Формы активности Изображена реализация основных материнских функций Отсутствует специфика материнской роли. Фигуры статические или праздные
Атрибуты материнства В материнской фигуре, внешности акцентированы материнские черты Женская фигура инфантильна  

 

Рис. 7.

 

 

Позитивное отношение к материнству: Крупный рисунок по центру листа, отражение основного атрибута материнства – грудного вскармливания, детализация, украшение фигуры матери, использование цвета.

Рис. 8

О проблеме принятия материнства говорит появление персонажей, которым передается функция, обилие дополнительных предметов.  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: