Домашнее задание: (по выбору)




Предмет ОДБ.11 Уроки гражданственности и духовности Донбасса.

Боган Вера Викторовна

Макросфера «Донбасс - моя Родина», микросфера «Природа Донбасса».

Тема 4: «Характерные особенности природы нашего края. Природоохранная деятельность в условиях специфической природы Донбасса.»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока: описать особенности природного окружения, специфические черты степной зоны. Продолжить экологическое воспитание обучающихся. Расширить кругозор студентов.

Задачи урока:

обучающие – ознакомить обучающихся с природным окружением, изучить с ними наиболее характерные особенности ландшафта и животного

мира Донбасса;

развивающие – сформировать умение на конкретных примерах описывать наиболее характерные особенности ландшафта и животного

мира нашего края,

воспитательные – сформировать положительное отношение к природе и

животному миру Донбасса, развивать чувство любви к родной

земле, восхищения красотой природы родного края, желания

беречь и сохранять эту землю, этот край.

Формируемые УУД:

Образовательные – приобретать знания о природном окружении, уметь распознавать наиболее характерные особенности ландшафта и животного мира родного края, давать им словесное описание, приводить примеры природного окружения, памятников природы, развивать устойчивый интерес к курсу «Уроки гражданственности Донбасса» и мотивацию к его изучению.

Развивающие – развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение получать информацию из мультимедийной презентации, формулировать и высказывать свое мнение, аргументировать его, вступать в диалог с одноклассниками, взаимодействовать при работе в группе.

Воспитательные - воспитывать положительное отношение к природе как ценности, бережное отношение к ней, развивать чувство любви к родной земле.

Планируемые методы, приемы, технологии: виртуальная экскурсия с использованием компьютерной презентации, беседа, викторина, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, электронная презентация, раздаточный материал – листы с вопросами викторины.

Ход урока

1. Оргмомент.

2.Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

Мы продолжаем знакомиться с макросферой «Донбасс – моя Родина». В нашем путешествии по Родине сегодняшняя остановка называется «Природа Донбасса».

Беседа:

-Что мы понимаем под природой?

-Какое значение имеет природа для человека?

-Есть ли различия между понятиями «природа» и «природа родного края»? Какое из них нам ближе? Почему?

-Знаем ли мы природу родного края?

-Где и как можно познакомиться с природой Донбасса?

Учитель:

Лучший способ знакомства с природой – экскурсия. Поэтому я предлагаю вам совершить виртуальную мультимедийную экскурсию по родному краю.

-Вспомните из курса истории, что такое виртуальная экскурсия?

-Что представляет из себя мультимедийная экскурсия?

-В чем их преимущества перед обычными экскурсиями?

Используя компьютерную презентацию, мы посетим различные места Донбасса, познакомимся с особенностями его ландшафта, природным окружением и животным миром, научимся различать ландшафты края и описывать их, расширим свой кругозор.

Оглашение темы и ожидаемых результатов урока

Учитель:

Задание перед началом экскурсии: внимательно смотрим, запоминаем, в тетради отмечаем маршрут экскурсии и делаем «путевые заметки» (новые названия, памятники природы, их особенности), нам предстоит после экскурсии описать особенности ландшафта и животного мира Донбасса, мы проведем викторину на лучшего знатока природы родного края.

3. Изучение нового материала. Виртуальная экскурсия с использованием мультимедийной презентации. Учитель выступает в роли экскурсовода, обучающиеся внимательно смотрят слайды, слушают учителя. отмечают маршрут и делают «путевые заметки» в тетради, отвечают на вопросы и делятся впечатлениями и наблюдениями.

Учитель:

Давайте обратимся к карте Донбасса.

-Какая перед нами карта?

-Что мы можем узнать по ней?

-Предлагаю по карте определить маршрут нашей экскурсии. (Предлагаемый маршрут экскурсии: Донецкий кряж, северная часть Донбасса - бассейн реки Северский Донец, южная часть Донбасса – степи).

Пояснения учителя-экскурсовода:

На территории Донбасса преобладают равнинные, степные ландшафты

(вспоминаем с учениками значение этого слова, знакомого им из курса географии: в переводе с нем. означает общий вид местности). Иногда донбасский ландшафт имеет сходство с лесостепным и даже с горным. С северо- востока на юго-запад через весь край тянется Донецкий кряж – спокойная, слегка волнистая равнина, приподнятая над уровнем моря на 200-240 м. Эта возвышенность сильно рассечена во всех направлениях речными долинами, оврагами, балками.

Кряж имеет отдельные возвышенности, их называют могилами, видно когда-то в старину кочевые племена донецких степей хоронили на этих высотах своих вождей. Самая высокая точка в нашем крае - Саур-Могила (высота 277,8 м), расположена около г. Снежное.

-Что вам известно об этой легендарной высоте? (Студенты вспоминают, что им известно о боях на Саур-Могиле из курса истории

К окраинам Донбасса кряж теряет свою высоту и сливается окружающими долинами. И только к Северскому Донцу он обрывается крутыми уступами меловых гор. Самая живописная из них – Белокузьминовская меловая скала под Краматорском, которая является частью регионального ландшафтного парка «Краматорский».

«Взметнувшиеся в синее небо высокие белые вершины меловых утесов, широкая ковыльная степь, таинственно темнеющие вдалеке полоски леса очаровывают своей первозданной красотой», - так описывает свое впечатление об этой поднимающейся почти на 30 м в высоту меловой скале эколог Виктор Химченко.

На север от Белокузьминовки встречаем живописную гористую местность по берегам Клебан-Быкского водохранилища, в устье реки Бычок, притока реки Кривой Торец. Водная площадь водохранилища составляет 630 га, используется для разведения и ловли рыбы. Со спуска к мосту через речку Бычок открывается прекрасная панорама. Здесь имеют выход на поверхность очень древние горные породы, образовавшиеся в прибрежных участках древнего Пермского моря. Верхние склоны уступов покрыты степной растительностью, а у самого берега по склону тянутся ленты лесных насаждений. В 2000г. здесь создан региональный ландшафтный парк «Клебан-Бык»

На севере Донецкого края расположена живописная долина Северского Донца – самой большой реки нашего края, которая упоминается еще в древнерусском памятнике литературы «Слово о полку Игореве». Долина Донца покрыта заливными лугами, болотами, старицами, она тянется более чем на 100 км. Правый склон долины высокий и крутой, левый низкий и пологий. В одном из самых живописных мест долины на скалистом правом берегу реки расположена Свято-Успенская Святогорская лавра - мужской монастырь, основанный в 16 в.

-Что вы помните о Святогорской лавре из курса истории?

-Какой природный парк здесь создан? Что в него входит?

 

Теперь перенесемся на юг. Южная оконечность Донецкого кряжа переходит в Приазовскую возвышенность. Ее наивысшая точка Могила Гончариха (высота 277 м) находится вблизи Волновахи.

Приазовская возвышенность – это волнистая, сплошь распаханная равнина, которая понижается в южном направлении и переходит в Приазовскую низменность – ровную, тоже распаханную степь, спускающуюся к Азовскому морю. В некоторых местах низменность пересекается течением небольших степных рек: Кальмиус, Кальчик, Грузской Еланчик, текущих на юг и впадающих в Азовское море.

Весь юг Донецкого края – это царство степи А. П. Чехов, посетивший конце XIX века наши края, так описал степь: «Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало -помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».

-Как вы думаете, что в наших ландшафтах дало повод писателю так вдохновенно написать о степи?

Классическая степь располагается на левом берегу реки Грузский Еланчик. Эта заповедная территория называется Хомутовская степь. Вспомните из курса истории:

-Когда создан заповедник «Хомутовская степь»?

-Где он расположен?

-В чем особенность Хомутовской степи?

Заповедник Хомутовская степь занесён в список природных памятников ЮНЕСКО. Здесь земли, которых вообще никогда не касался плуг. Вот она степь, как она есть, в своем первозданном величии и красоте. Хомутовка -это овраги, балки и холмы, обернутые плотным покрывалом из трав, с характерными для степи обитателями: лисами и зайцами, сусликами и сурками, водятся в густой траве и змеи.

Вспомните из курса истории:

-Какой еще заповедник создан в донецкой степи?

-Где он находится?

-В чем его особенность?

-Есть ли в донецкой степи леса?

Русский ученый, поручик корпуса лесничих В. Е. Графф доказал на практике возможность выращивания леса в открытой степи. В 1843 году на Великоанадольских землях в Мариупольском уезде он приступил к созданию опытной лесной дачи. Сегодня Великоанадольский лес протянулся широкой полосой с северо-запада на юго-восток между селом Благодатным и городом Волновахой. «Надо видеть собственными глазами Великоанадольский лес, чтобы понять величие дела степного лесоразведения, составляющего нашу гордость. Никакими словами не описать того удовлетворяющего чувства, какое вызывает этот лесной оазис среди необъятной степи», - писал еще в 19 веке известный русский лесовод М. К. Турский.

Животный мир Донбасса разнообразен. Подробно познакомиться с природой и животным миром Донбасса можно в Республиканском краеведческом музее.

Донбасс – промышленный регион. Хозяйственная деятельность человека наложила свой отпечаток на его природу. На месте диких в прошлом степей сформировались антропогенные ландшафты.

Беседа:

-Какой ущерб наносит природе хозяйственная деятельность человека и небрежное отношение к ней?

-Как человек должен относится к природному окружению?

-Чем регулируется охрана природы в Донецкой Народной Республике?

-Какие заповедные места созданы в Донбассе для сохранения естественного ландшафта и всех видов животных и растений?

 

Учитель:

На этом наша экскурсия закончена, но урок продолжается.

Беседа по итогам экскурси:

-Понравилась вам экскурсия?

-Какие места мы посетили? (Используйте маршрутный лист). В каких из этих мест вы бывали? Какие из увиденных мест вам хотелось бы посетить?

-Изменились ли ваши представления о природе Донбасса после нашего путешествия?

-Что нового вы узнали о природе Донбасса?

-Изменилось ли ваше отношение к природе родного края? Как оно изменилось?

-Нуждается ли природа Донбасса в охране и защите? Почему?

-Что можете вы в школе сделать для этого?

(Кроме охраны птиц и растений, озеленения пришкольной территории, соблюдения правил поведения на природе можно предложить школьникам подготовить и провести фотовернисаж снимков ребят «Люблю тебя, мой край родной», выставку «Поэты и художники о природе Донбасса», выставку рисунков «Ландшафты Донбасса», написание сочинений или стихов о родном крае для школьных сборников, стенгазет, общешкольных мероприятий).

 

Закрепление изученного материала.

Учитель:

Предлагаю проверить, кто из вас насколько был внимателен, наблюдателен на экскурсии, что запомнил, чему научился, что прочувствовал. Для этого проведем конкурс-викторину на лучшего знатока природы Донецкого края.

Класс объединяется в несколько групп.

Задание 1.

Каждая группа получает карточку с вопросами «Как вы знаете природу Донбасса?» (Приложение 2). После совещания в группе ответы пишутся тут же на карточке. Когда все группы закончили работу, открывается слайд с правильными ответами. Неправильные ответы вычеркиваются, подсчитываются баллы.

Задание 2.

Каждой группе предлагается устно описать предложенный на экране ландшафт. Картинка ландшафта для каждой группы своя. Ребята высказывают свое мнение о результатах работы.

Задание 3.

Всем группам предлагается один и тот же слайд с картинкой и вопросом «Как хозяйственная деятельность человека влияет на природу Донбасса». После обсуждения в группе ребята должны назвать как можно больше факторов влияния хозяйственной деятельности человека на природу Донбасса и предложить свой вариант уменьшения неблагоприятного воздействия человека на природу края. Класс определяет, кому это удалось лучше.

Подводим итоги конкурса-викторины, определяем лучших знатоков природы Донецкого края.

Выставляются оценки.

 

Рефлексия.

-Вам понравился урок? Чем понравился?

-Как он расширил ваш кругозор?

-Какие чувства вы испытали во время экскурсии?

-Хотели бы продолжить знакомство с родным краем посредством виртуальных мультимедийных экскурсий?

Домашнее задание: (по выбору)

1. Напишите небольшое сочинение «Особенности природы Донбасса» (по материалам экскурсии).

2. Напишите небольшое сочинение-размышление на тему «Для чего нужно бережно относиться к природе родного края».

3. Подготовить мини-проекты о природных памятниках Донбасса: Зуевский ландшафтный парк; Региональный ландшафтный парк «Меотида»; Региональный ландшафтный парк «Клебан-Бык»; Памятник природы «Белокузьминовский», Великоанадольевское лесничество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: