Первый этап смены. База отдыха, Тюзлер.




Как я стал наставником проекта «Лагеря навыка»

Вступление.

В прошлом году мои сыновья Глеб и Аркадий поехали на летние каникулы в «Лагерь навыка» на программу «Следопыт», которая проходила на базе Охотхозяйства в Переславском районе Ярославской области. Глебу на тот момент было 9 лет, Аркадию – 7. Ребятишки не были раньше в лагерях и вообще без присмотра родителей, бабушек и дедушек.

Как это часто бывает в жизни, новая информация и новые возможности появляются ровно тогда, когда созревает наш внутренний запрос, и появляется понимание, что нужно что-то менять. Так случилось и в этот раз.

Размышления и воспоминания о моём детстве, в котором глубокий след оставили родители моей Мамы, проживающие на Алтае, возвращали меня в прошлое, в те летние каникулы, когда мы с братом в компании наших двоюродных и троюродных братьев и сестёр гостили у бабушки с дедушкой. Дед в прошлом был лесником, многое знал о лесе, о рыбалке и охоте. Он долгое время прожил на крайнем севере, в портовом городе Дудинка, что находится на Таймыре (кстати, я там родился). Никогда на нас не кричал и не ругался, но при этом был твёрдым и последовательным, не принуждал, но увлекал: всё, что мы делали, помогая ему, был наш собственный выбор. Но самое главное – он позволял нам ошибаться и пожинать последствия своих ошибок и шалостей, без упрёка и нравоучений. Все его уроки я помню до сих пор. Дед рассказывал нам много увлекательных историй на долгожданном привале после изнурительного похода, учил восстанавливаться и объяснял, как правильно пить воду, чтобы при этом сохранить силы. Между делом мог вырезать своим перочинным ножом какие-нибудь амулеты из коры дерева и подарить нам, учил делать рогатки, луки с тетивой и стрелами, метал с нами камни по консервным банкам. Он научил нас срезать плевательные трубочки, как у индейцев, и мы, набив карманы и рты калиной, поливали друг друга очередями, прячась за кустами и деревьями.. В свои 65 лет выходил с нами на зарядку и 10 раз подтягивался на турнике.

Вспоминая своё детство, я думал о том, откуда же мои дети смогут узнать об этом удивительном, прекрасном и живом мире, который скрывается за стенами города, об истинных ценностях, которые затмила и исказила современная культура гаджетов и понтов? Кто им расскажет вот так, на привале у родника или вечером у костра, интересные и поучительные истории, наполненные пережитым опытом и мудростью предыдущего поколения? О чем мои дети будут ностальгировать во взрослом возрасте?

 

Первое преодоление.

О программах «Лагеря навыка» я узнал от блогера Сергея Будкова, посмотрев на ютубе его ролик, повествующий о принципах педагогики и концепции воспитания детей в этой организации. Нашёл сайт skillcamp.ru, почитал, посмотрел, созвонился, и решил, что это то место, куда я хотел бы направить своих детей на каникулы. И не ошибся. Это было летом 2017 года. Ребята приехали после двухнедельного пребывания на программе, и мне было интересно с ними говорить. Слушая их, я снова возвращался в своё детство, но уже не с ностальгией, как о чём-то утраченном, а с радостью. Они возмужали, что-то в себе преодолели, привезли с собой много ярких впечатлений и интересных историй. Я узнавал от них что-то новое, чего и сам не знал. Они так вовлекли меня в этот новый мир, что у меня появилось навязчивое желание сходить в поход, пережить и преодолеть сообща трудности пути. Вместе, плечом к плечу. Многие родители в современном рабочем ритме, не могут уделять своим детям столько внимания, сколько требуется. И я тоже чувствовал этот дефицит времени и детскую потребность в душевной близости. Ведь, находясь рядом со своими детьми, мы чаще всего летаем в мыслях где-то далеко. И как бы не пытались себя оправдать, безмолвный укор во взгляде ребёнка преследует нас. Вот так и живём.

Зимой, просматривая архив фото на сайте и в очередной раз освежая воспоминания о летних приключениях вместе с мальчишками, я увидел объявление, что для родителей, желающих участвовать в программе, проводятся курсы интенсивного обучения. Пройдя их, можно стать стажёром и далее наставником в резерве, и по мере возможности принимать участие в программах. Я очень заинтересовался, но без препятствий не обошлось. Меня одолевали сомнения по многим причинам: как оставить своё предприятие, руководителем которого являюсь, на кого оставить собаку и детей на каникулах и т.п... А тут ещё и старые болячки – стрельнула поясница, и я выпал на диван. Лежу и думаю – не судьба, в другой раз поеду. Поделившись мыслями с единомышленником, с которым вместе собирались в поездку, услышал в ответ твердое убеждение, что ехать нужно. А чуть позже он сказал о месте, где должно проходить мероприятие. А именно на базе «БАТЭ» в деревне Дудинка Борисовского района Минской области Республики Беларусь. Конечно, не в городе Дудинка, моей северной родине, но всё же. С моего языка часто слетала фраза – «хочу в Дудинку съездить». Более чем символично. Желание было велико, и на каждую задачу своевременно нашлось своё решение. Так я оказался в Дудинке.

 

Прохождение обучения.

Первым теоретическим интенсивным курсом обучения будущих наставников я был потрясён. Не то, чтобы я узнал что-то критически новое – нет. Всё, что я узнал, было во мне, где-то в архивах моей долгой памяти, в запыленных папках: недодуманное, недозабытое, недосказанное, недочитанное; как фрагменты незаконченной мозаики, которые в результате удалось дополнить и продолжить. Меня реально зацепила искренность руководителя программы и его ближайших соратников, простая и понятная манера речи, с которой принято общаться в этой среде, не надуманность, и, более того, соответствие слов с делом. Информация подавалась вместе с возможностью закрепить и усвоить её навыком в виде простых, но понятных игровых упражнений. Участники интенсива – это люди, которые оказались там не просто так. В их глазах я видел, по сути, те же запросы, которые были и в моей голове. Так что сложилась атмосфера общего дела. Мы вместе вывели общие правила взаимодействия, обозначили недопустимые критерии поведения (табу) и договорились о мерах ответственности. Но прежде мы ввели правило одного микрофона, и пусть не сразу, но постепенно научились говорить по очереди, выслушивая друг друга. Были интересные беседы, споры, хороводы, народные игры. Мы выполняли задания, распределяли роли, в кругу находили общее решение задач, учились говорить по очереди, пили чай, пели под гитару, делились опытом. Составили кодекс наставника. Завершилось всё квестом в Минске. И каждый со своими впечатлениями и качественно новыми вопросами поехал домой, чтобы встретиться на втором практическом интенсиве, уже в Подмосковье на реке Скалба, через месяц.

На второй практический интенсив я собирался без сомнений. Оказывается, на работе без меня ничего страшного за неделю не произошло.

Предстояла целая неделя жизни в палатках. Расположение нашего лагеря нужно было найти по координатам, указанным на карте. Время встречи – 10.00. Приехали своим ходом накануне. Нашли комнату для ночёвки недалеко от предполагаемого места встречи. Хоть и стемнело, но всё равно решили найти в лесу ориентиры лагеря (а вдруг кто уже приехал?). Нашли. Угрюмо и неприветливо, сыро, темно, на въезде кучи мусора и ни единой души. С плохим настроением вернулись на ночлег в прокуренную съёмную комнату взрослого персонала какого-то детского лагеря. Ночь продремали, а утром на месте слёта встретили Кирилла Евгеньевича и много знакомых уже коллег с первого интенсива.

Начали разбивать лагерь и облагораживать территорию: через 2 часа от ночных неприятных впечатлений не осталось и следа. Был солнечный день, много людей, добрая атмосфера, приятные встречи и новые знакомства, вечер в кругу возле костра, гитара, и сон в палатке в уже обжитом и не чужом месте. Познакомились с руководителем программы «Следопыт» и куратором нашего лагеря – Александром Валентиновичем Мусиенко. Он провёл с нами много интереснейших лекций, поделился своим уникальным опытом, рассказал множество увлекательных историй у костра.

Дни пролетели очень быстро. Мы сами составляли план мероприятий, графики дежурств и расписание, назначали ответственных по хоз. нуждам и выбирали командира. Мы готовились к практике и получали первоначальные навыки, которые нам пригодятся в скором будущем. Опытные инструктора и наставники (интереснейшие люди с огромным жизненным опытом) проводили увлекательные лекции и мастер-классы, делились своими знаниями. В процессе знакомств я проникся к этим людям глубокой симпатией и уважением.

Дни начинались с зарядки. Далее был вкусный завтрак от замечательного повара Сергея Петровича и занятия по установленному расписанию: экстренная медицина, основы выживания, ориентирование, народные игры, преодоление водных преград и болотистых участков, гигиена и организация бани, правила и навыки разведения огня и многое другое.

Вечером у костра мы рассаживались кругом, подводили итоги дня, планировали следующий день, и каждый делился своими впечатлениями. Вечер продолжался под звуки гитары с мелодичным пением мужских и женских голосов.

Нашими усилиями исчезли кучи мусора на территории, доставшиеся нам от предыдущих неблагодарных посетителей этой лесной полянки, ставшей на короткое время для нас домом и местом знакомства. Где пересеклись наши многочисленные пути для того, чтобы снова сойтись уже на программах, где мы должны стать наставниками, учителями и одновременно учениками. В последний день, традиционно в кругу, все участники, прошедшие полный курс обучения, получили дипломы. Оставалось самое главное – практика.

Первый этап смены. База отдыха, Тюзлер.

Мне предложили 3 смену программы Путь в Крыму. Немного неожиданно получилось, я предполагал другое время. Пришлось кроить все ранее построенные планы, но было принято решение не отступать.

На смену, которая стала и моим отпуском, я приехал с детьми. Старший участвовал в программе Штурм, а младший был со мной в Пути. Правда, предварительно мы с ними договорились, что на время программы я стану для них Виталием Леонидовичем, и то, что я их папа, будет нашим секретом.

Вместе со мной стажёрами-наставниками смены стали ещё четыре человека. В ходе знакомства на предыдущих интенсивах мы прониклись общей симпатией и сдружились, я даже тогда подловил себя на мысли, что с этими людьми я хочу быть в команде. Каково же было моё удивление и радость, когда мы в первый день встретились все в Тюзлере!

День заезда группы – очень волнительный день, предстояло знакомство с ребятами, и деление всех участников на группы. Всего был 41 участник, а я не представлял себе, как можно быстро запомнить всех по именам. Но Михаил Владимирович, руководитель первого этапа программы, в первый же вечер на общем кругу рассеял мои сомнения, и после игры, которая называется «представлялки», я знал по именам практически всех.

Мне выпала честь стать руководителем первой группы из 8 участников. Группы формировались по команде с 1 по 5 рассчитайсь, и предполагалось, что если кого не устраивает нахождение в сложившемся составе, то в первые три дня можно переместиться в другую группу. Если честно, по этому поводу я переживал – ребята больше симпатизировали наставникам-женщинам.

Вспоминаю первое задание по изучению местности и поиска родника в холодной балке, как машинально сломя голову наставники вперёд детей кинулись выполнять его. Но Михаил Владимирович вернул нас и попросил не лишать детей счастья быть самостоятельными (об этом мы ранее говорили на интенсиве). Наша задача была дать общую настройку на результат, отпустить и наблюдать, по необходимости подкидывать наводящую или противоречивую информацию для формирования критического мышления и осмысленности. Проговорив с ребятами условия выполнения задания, я сдал инициативу. То, что было дальше, можно назвать одним словом - разброд. Наблюдал до тех пор, пока мог охватить всех взглядом. Команда «стоп» прозвучала от меня в тот момент, когда я понял, что шансов самоорганизоваться нет. Пришлось всех созвать и напомнить, что выполненным задание считается тогда, когда никто не потерялся! Ребятам сказал, что не уверен в правильности нашего направления и переживаю, что мы заблудились (хотя у меня была рация и дети это знают, и движемся мы по линейному ориентиру). Я увидел встревоженные и серьёзные лица. В один голос, с нотой крайнего удивления, прозвучал вопрос: «Как? Вы ведь наставник и должны всё знать?!?» На что я ответил, что не встречал людей, которые всё знают, и сейчас, столкнувшись с новыми обстоятельствами, я получу новый жизненный опыт.

Первое, что пришло в голову – ввести счёт участников. Сразу прекратилось неорганизованное брожение, все собрались, посчитались, убедились, что группа в полном составе и каждый запомнил свой номер. Начался творческий процесс. Вспомнили, что мы ищем, на какие вопросы нужно ответить. Передвигаясь, обсуждали, почему же всё-таки балка называется холодной, и в итоге пришли к единому мнению. Решили не менять направление, так как холодок от земли говорил о том, что ручей под землёй и течет он вниз с горы. О счастье! Нашли родник, напились воды, наполнили фляги и снова убедились, что все на месте. Осталось выполнить последний пункт задания – выйти в назначенное место – на «беличью поляну». Это была наша первая общая радость и преодоление. Вечером в малом кругу на разборе полётов, мы были уже единой собранной командой. Это было первое задание, первый и важный урок, который я усвоил и закрепил.

Первый этап смены – это адаптивный уровень, здесь оцениваются начальные физические возможности путейцев и собирается представление о личных качествах каждого участника. В дальнейшем я уже знал, кто и как держится на воде, на ногах, насколько крепок в руках, как ориентируется в пространстве, какую имеет меру ответственности и понимания происходящего. Появилось представление, кому и в каком вопросе нужно уделить внимание, где отпустить, где присмотреть, а где разъяснить.

На первой базе мы знакомимся с местностью (нашли озеро, в котором купались), сообща выполняем обучающие задания в игровых формах, знакомимся с установленными в лагере традициями, правилами и табу, учимся высказывать своё мнение в кругу, слушать и говорить своевременно, не перебивая друг друга, распределять роли, договариваться, эффективно решать конфликтные ситуации, вырабатываем собственные правила взаимодействия. В радиальных выходах отрабатываем навык хождения по горным маршрутам, приёмы экстренного передвижения при спусках и подъемах, навык синхронизации при отсутствии видимости. Мне очень понравился ночной выход и методы организации безопасного передвижения группы.

Как следствие, в процессе пришло понимание принципов и моделей поведения в новой среде, если это лес, то волей-неволей вступаешь с ним в диалог, мысленно обращаясь и ожидая ответ, как с сознательным существом. А как иначе, когда несколько раз совершая какое-либо неоправданное действие, например, по отношению к растительности или живности, или своим эмоциональным фоном не соответствуешь, тут же получаешь вполне ощутимый обратный ответ. Срезал живую ветку с дерева – отмахиваясь от комара порезал себе палец, наступил на муравейник – на голову прилетела огромная шишка, зацепился за сучек и поймал раздражение – тут же навернулся через пенёк и упал.

Как в обычной жизни, где в определенных заведениях существуют свои правила посещения и дресс-коды, так и в лесу вести себя полагается соответственно среде. Важно уметь органично вписываться в любую среду. Поэтому обучаемся лесному этикету – передвигаться тихо, говорить по существу и не шуметь, очень важно иметь сообразный внешний вид, соблюдать технику безопасности, иметь цели посещения и соответствующее настроение.

В общих обсуждениях после кинолекториев выявляли ошибки и заблуждения, заложенные в программах поведения человека. Обсуждались варианты осмысленного отношения к спорным ситуациям. Я первый раз в жизни наблюдал как в короткий период времени, происходили изменения, проявляющиеся во внешности детей, их лица и глаза преображались, я чувствовал, как стремительно менялось их внутреннее наполнение.

Торжественно прошло вручение первых рангов, группу ребят за их достижения, сумевших зарекомендовать себя ответственными и самостоятельными людьми, произвели в труженики, и я искренне испытывал радость вместе с ними. Первая неделя завершилась игрой в прятки (дети ищут наставников), а проигравшие исполняют желания. Это по истине интересное и увлекательное событие, где каждый проявляет свою изобретательность и умение неординарно мыслить. На мой взгляд, игра имеет символический смысл – тот, кто не предвидит, тот исполняет желания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: