Второй этап смены. Поход.




Наша походная команда, именуемая «Орлята» формировалась слиянием двух групп. Наставником второй группы была моя коллега Татьяна Владимировна. Выбрали маршрут протяженностью 54 км, поставили цели, определили личные задачи, предварительно расписали походные роли. Из круга участников общим голосованием определили командира. Под предводительством нашего походиста Геннадия Петровича в новом составе из 15 человек участников, двух наставников и помощника-походиста Татьяны мы получали, проверяли, ремонтировали походный инвентарь и распределяли общее имущество с продовольственными пайками.

После укладки и регулировки рюкзаков «присели на дорожку». Впервые прозвучали команды походиста: «Под рюкзак справа от меня, в походную колонну, становись». Так начался второй этап нашей смены – поход.

Свой рюкзак я нагрузил таким образом, чтобы дать фору детям – уж не взвешивал сколько там было килограмм, но каждый шаг в гору для меня был испытанием. Я замыкал походную колонну и считаю, что справедливо подгонял отстающих, требовал от них собрать силы и идти через «не могу». Они видели мой рюкзак, кое-кто пытался его поднять и спрашивал меня, не тяжело ли. Я отвечал, что очень. И мы продолжали идти дальше. Вечером мы были на Ай-Петри, разбивали палатки и готовили ужин.

Появилась возможность собрать штаб нашей группы – буду называть так собрание двух наставников, походиста и его помощника. Нужно было многое обсудить, согласовать, познакомиться. Единым мнением решили, что все наши действия будут направлены на то, чтобы дети приобрели самостоятельность. Наша задача – объяснить, показать, предупредить, вовлечь в процесс, ответить на вопросы и дать детям возможность проявить свой неуёмный творческий потенциал во благо. Пусть мы дольше будем собирать дрова, ставить палатки, готовить еду, пусть где-то будут допускаться ошибки, но ребята должны получить возможность столкнуться с последствиями собственного выбора.

В комфортной городской среде детям не понятно, что и откуда берётся. Чаще всего потому, что им все блага подаются в готовом виде, как говорится – «на блюдечке». Это порождает отсутствие причинно-следственных связей и формируется потребительское мышление. Дети слышат, но не могут осознать порой банальных истин. Если не заготовить дрова – то не будет костра и не приготовить ужин. Если бросить вещи на улице, то они могут пропасть или намокнуть под дождём. Если ночью не будет дежурных, то в лучшем случае могут исчезнуть вещи или еда, а в случае непредвиденных обстоятельств, спящих людей некому будет разбудить и предупредить. Сушить вещи у костра нужно внимательно и не бросать их без присмотра.

Иногда, возникал прямо большой соблазн взять и сделать что-то самому, чтобы получилось быстрее, вкуснее или надежнее, но мы держались даже когда сильно хотелось кушать. Конечно, особенно в первые дни, частенько приходилось подгонять, прибегать к дисциплинирующим мерам, отрабатывая различные способы общих построений, каждый раз увещевая и повторяя уже многократно сказанное. Наши избитые языки уставали талдычить. А ребятня, особенно старшие участники, продолжали беззаботно скакать на полянке или играть в прятки вместо заготовки дров, приготовления еды, установки палаток. В это время преимущественно младшие ставили свои палатки, носили дрова, с трудом и упорством приобретали новые навыки, задавая кучу вопросов и прислушиваясь к советам. Ей богу, смотрел и вспоминал сказку про трёх поросят. И волк не казался мне плохим персонажем. Наоборот, представлялся учителем.

Всё шло своим чередом. Штаб не дремал. Собирались, делились впечатлениями, вырабатывали новые методы, стратегии, меняли тактику. Хочу сказать, команда у нас сложилась дружная, мы делали одно общее дело. Всё было, как было, до того момента, пока наши пророчества последовательно, одно за другим, не начали сбываться.

Произошло «ЧП» – ночью пропал флаг, диверсанты оставили записку с подсказкой. Днём в его поисках пришлось найти много дров, которых ранее не было во всей округе, причём не только найти, а выявить некие принципы симметрии в их расположении, и в хаосе узреть порядок, чтобы понять знаки, указывающие на место, где спрятана святыня и шанс избежать клейма позора.

Оставленные без присмотра вещи начали пропадать. Потом они, конечно, находились и даже торжественно вручались под общие аплодисменты, но за каждую вещь приходилось выполнять желание штаба.

В открытую настежь, оставленную без присмотра, девичью палатку залезла огромная собака. Визгу было! Еле прогнали бедолагу пса, уж так ему там понравилось.

Брошенные в открытом тамбуре плохо натянутой палатки вещи всё-таки промочил дождь, часть из этих вещей потом подгорели на костре.

Все эти случайные и неслучайные обстоятельства были лучшим тренажёром. Стоило начать эту игру и как по волшебному сговору, и живность и природа проявились, играя роль наставника.

Результат был налицо: ребята по своим способностям и интересам делили обязанности, сами составляли графики дежурств, следили за исполнением и назначали меры ответственности, повышали и понижали друг друга в рангах. Наиболее ответственных пробовали в роли командиров. В итоге решили, что не так это просто руководить сверстниками. В походе каждый участник показал, на что способен, вскрылись лучшие и худшие качества, и каждый смог увидеть себя в зеркальном круге общего мнения.

Сама по себе традиция садиться в круг для совместных обсуждений – это способ решить задачи единогласным, безконфликтным методом, возможность услышать другое мнение, составить общее впечатление, стать ближе. В кругу товарищей легко генерируются новые идеи. Это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть свои поступки глазами других участников. Конечно, при условии, когда соблюдаются основные правила круга: говорить по одному, не перебивать, быть внимательным. На мой взгляд, очень эффективный метод и имеет очень важное значение для развития личности в коллективе. Ведь обоснованное мнение одного человека в кругу может радикально менять ход общих событий, будь то согласие или несогласие. Это очень важно, когда человек видит себя в масштабах общего дела, приходит понимание собственной значимости и появляется ответственность одного за всех и всех за одного. Так рождаются ценности русского характера. Без общего результата гаснет значимость всех частных достижений. Чего стоил бы наш поход и все личные усилия, если бы мы в пути разругались, рассорились, потеряли флаг или, ещё хуже, растерялись сами!?

Человек, мыслящий такими категориями, никогда не скажет: «А что я один могу сделать?» Он не побоится взять на себя ответственность и повлиять на процесс, выявить общее и объединить, поддержать товарища и сказать своё мнение.

Неделя пролетела очень быстро. А всё только начиналось. Я видел изменения во всём. Легче было самоорганизоваться, проявлялась взаимовыручка, выявлялось и пресекалось разрушающее и деструктивное, а положительные качества приобретали обоснованную ценность. Походные условия – это лучший тест, где вскрываются все личные косяки, и лучшая возможность исправить их. А команда – это единое пространство, где проблема одного становится проблемой всех. Поэтому пришлось работать над собой, одолевая лень, безответственность, легкомыслие и местами безразличие. Всё это отлетело шелухой и стало легче достигать взаимопонимания, налаживать дела, ускорять шаг. Это было особенное время, когда я чувствовал себя целостным. Другого мира как будто не существовало. Мыслями, душой и телом, я находился здесь, в пути вместе с нашими «Орлятами».

Последняя ночёвка на Ай-Петри и уже рукой подать до «Тюзлера»! Я шёл и думал, почему так мало времени, мы ведь только расходились, идти бы ещё да идти. Ребята входили в лагерь с весёлыми речёвками, сдавали инвентарь, купались в озере, получали оранжевые фирменные футболки и обедали в столовой. Прошло торжественное построение на плацу и передача походного флага и артефакта следующей смене. Впереди долгожданная Ялта, шведский стол и Чёрное море.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: