Соблюдение речевой этики, речевого этикета — нормы, обязательные для всех членов языкового коллектива данного общества.




Информативная справка

1. Речь есть, кажется, средство к собранию мыслей воедино; ее пособию одолжен человек всеми своими изобретениями и своим совершенствованием. Кто б помыслил, что столь малейшее орудие, язык есть творец всего, что в человеке есть изящно. <...> Итак, речь, расширяя мысленные в человеке силы, ощущает оные над собой действия и становится почти изъявлением всесилия.

(А.Н.Радищев)

2. Есть речи — значенье,

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно

(М.Ю.Лермонтов)

3. Речь должна доходить не только до разума, но и до сердца, затрагивать чувства, а для этого язык должен быть выразительным или, как говорят лингвисты, экспрессивным. Однако есть жанры и стили, где особые средства выразительности (метафоры, образные сравнения, гиперболы), как правило, не встречаются.

Иллюстративный материал к заданию

1. Прочитайте сокращенный вариант словарной статьи “Речь”. Дополните по аналогии текст статьи своими примерами, используйте в устном сообщении, составленном по одному из выбранных тезисов.

Речь, и, мн. речи, ей, т.1. Только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли. [Князь] Но человек, лишенный ума, становится не человеком. Напрасно речь ему дана, не правит словами он. Пушкин. Русалка. [Сайгачный] В человеке — главное речь. Речью он выше всего живого стал. Лавренев. Песнь о черноморцах, II, 4. [Разведчик] вполне мог отказаться от членораздельной речи, ограничившись птичьим свистом для подачи сигналов товарищам. Казакевич. Звезда, 7.

2. Только ед. Система словесного выражения мыслей с определенным звуковым и грамматическим строем, служащая средством общения в человеческом обществе; язык. Речь состоит из звуков, коими мы означаем понятия и передаем их. Герцен. О месте человека в природе. Если каждое слово надо будет приправлять оговорками, то, очевидно, даже самая речь человеческая, до того загромоздится вставками, что сделается совершенно непонятной. Салтыков-Щедрин. Уличная Философия. Речь не является результатом индивидуального творчества, а результатом общественности, без которой язык никогда бы не развился. Бехтерев. Общие основы рефлексологии. 38.

à Устная, письменная речь. За развитием устной речи последовало развитие письменной речи. Бехтерев. Общие основы рефлексологии. 7. à Русская, немецкая и т.п. речь, речь русских, немцев и т.п. Шафиров переводил на разумную русскую речь его [Огильви] многосложные дидактические построения. А.Н.Толстой. Петр I, III, 6. Бодянский строго следил за нашими познаниями по латыни и любил повторять: — Латинская речь есть величайший феномен языкосложения! Паустовский. Далекие годы. à Родная речь, чужая речь. Мы тогда лишь вольно дышим. Если речь родную слышим. Михалков. Быль. Григорий не понимал чужой, странно звучащей для его уха, речи, — но, догадываясь, что говорят о нем, испытывал состояние некоторой неловкости. Шолохов. Тихий Дон, VII, 19. // Разновидность языка, выделяющаяся по каким-либо характерным признакам, особенностям. Речь бывает, по выбору слов, в нее входящих: I. Важная или благородная, называемая также книжным языком. II. Простонародная, иначе называемая просторечьем. III. Между сими двумя средину занимает обыкновенная речь, или язык разговорный. Востоков. Русская грамматика. Сборник г.Афанасьева превосходит другие по своей полноте и точности, с какой старался издатель придерживаться народной речи, даже самого выговора. Добролюбов. “Народные русские сказки”, изданные Афанасьевым. О печах доменщики говорят, как о горах. На их языка будка стоит под печью; так в обыденной речи дом у подошвы горы называется домом под горой. Бекетов. События одной ночи, 3.

3. Только ед. Язык, свойственный кому-либо; манера говорить. Ясная, правильная речь и чистое произношение — первое, главное основание для хорошего общения. Каратыгин. Записки. 28. [Мармеладов] наклонность к витиеватой речи приобрел, вероятно, вследствие привычки к частым кабацким разговорам с различными незнакомцами. Достоевский. Преступление и наказание. I. 2. Выработав чистую дикцию, он мог убыстрять темп речи в некоторых местах до скороговорки. Слонова Н.Н. Синельников, 2.

4. То, что говорят, чьи-то слова, высказывания. Есть речи — значенье. Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Лермонтов. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика. Тургенев. Хорь и Калиныч. — Император Александр, — сказала она с грустью, сопутствовавшею всегда ее речам об императорской фамилию, — объявил, что он представит самим французам выбрать образ правления. Л.Толстой. Война и мир. т.I, I, 4. à Речь льется, течет и т.п. Он говорил вообще мало и с заметным затруднением, но когда воодушевлялся, речь его лилась свободно. Тургенев. Як. Пасынков. Речь его течет гладко, ровно, как вода из водосточной трубы, и обильно. Чехов. Оратор. à Говорить, произносить и т.п. речь, речи. Ее серебристый голосок мне речи странные шептал. И пел и снова замолкал. Лермонтов. Мцыри. 23. Приживался, кумушки вопили страшными голосами, приговаривали затверженные речи: — Батюшка, кормилец, Иван ты наш Фетотыч, на кого ты нас покинул. Сологуб. Тарантас, 15. В ту последнюю ночь он был вместе с нами, смеялся, говорил, как всегда, задушевные, возбужденно-радостные речи. Фурманов. Мятеж.

Разговор, беседа, рассуждение. Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь дать мне дельный совет. Но об этом речь впереди. Тургенев. Отцы и дети, 21. В господском доме, за обедом, за чаем, когда бы ни собрались господа, только и было речи, что о Федоте. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина, 25. Льнул он больше к старикам, слушал их мудрые речи и сам рассуждал с ними как опытный в житейских делах. Гладков. Повесть о детстве. 4.

à Речь идет, пойдет, заходит, зашла и т.п. о ком, о чем. О чем бы разговор не был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания. Гоголь. Мертвые души. 1. 1.

[Сатана] Но если речь зайдет о воинской отваге, Иль о любви коснется разговор, Его рука уже на шпаге, Огнем горит орлиный взор. А.К.Толстой. Дон Жуан. Пролог. До слуха долетели из отворенного окна кабинета голоса матери и отца. Речь между отцом и матерью шла о нем. Гаршин. Детство Темы, 5.

Речь завести, заводить. Я прервал упорного старика и завел речь о том, как ему жилось на родине и отчего он ушел. Гл.Успенский. Письма с дороги. 2. à Устар. В речь вступить, войти и т.п. В своих прогулках нередко вслушивался он в разговоры людей из простого народа, и сам вступал в речь с ними. М.Дмитриев. Мелочи из запаса моей памяти. С Тростинкой Дуб однажды в речь вошел: “Поистине роптать ты вправе на природу”, — Сказал он. Крылов. Дуб и Трость. à Вести речь к чему. См. Вести // Звуки разговора, звучащего голоса. На нем (на небе) ни облака; в поле ни речи. Все как-будто умерло. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Из-за груды бочек доносились тихие голоса. Яков смело пошел на них, ему казалось, что он слышит речь Мальвы. М.Горький. Мальва.

~ Не может (не могло) быть и речи о чем, что-либо полностью отсутствует, чего-либо совсем нет, не может быть. По утрам морозы... О розах, лилиях не может быть и речи. М.Чехова. Письма.

И ему казалось теперь, что не может быть речи о какой-то новой жизни с этой отвратительной лошадью. Фадеев. Разгром, 9. Лида, казалось, не обращала внимания на пересуды. Конечно, и речи не могло быть, чтобы она позировала Токареву. Львов. Рисунки карандашом.

5. Публичное выступление по какому-либо поводу. Политические речи его имеют большое достоинство. Пушкин. Соб. соч. Г.Конинского. На лавровском юбилее было скучно. Речи были неинтересные, даже речь Ключевского была как-то жидка и не оправдала ожиданий. М.Чехова. Письма. Речь митинговых ораторов и депутатов парламента сводилась к тому, что Черноморский флот должен быть уничтожен. Сергеев-Ценский. Синопский бой, 7.

à Речь о ком, о чем. Секретарь горкома комсомола, стоя в автомобиле, произнес речь о значении лыжного спорта. Шолохов-Синявский. Волгина, I, 7.

Речь к кому-либо. à Выступить с речью. Выступили с речью представители офицерства. Фурманов. Мятеж, 2. В народном доме даже Аделаида Аполлоновна выступила с речью. Ляшко. В разлом. II, 9. à Держать речь. См.Держать. // Самый текст такого публичного выступления. Речь, сейчас же после обеда, отобрали у меня Краевский и Стасюлевич. Краевский, кажется, ограничился тем, что передал ее, в сокращении, по телеграфу в “Голос”, а Стасюлевич, вероятно, напечатает ее целиком. А.Островский. Письма. Девушка вырыла глубокую ямку: в случае тревоги они легко могли закопать в нее листочки с речью. Матюшина. За дружбу, I, 3.

Косвенная речь. См.Косвенный. Прямая речь. См.Прямой. Части речи. Грамматическая категория слов, объединенных общности значения, форм и синтаксической роли. Без имени и глагола невозможно выразить никакого понятия, без прочих частей речи можно обойтись. Белинский. Грамматика русского языка Калайдовича. 1.

Требования для поступающих в приготовительный класс были ограничены. Из русского языка — правильно читать и писать, знать элементарные понятия о частях речи. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина, 5. Сегодня мы продолжим разбор частей речи. Нагибин. Зимний дуб.

В иной (устар. и простореч.) форме: творит. мн. речьми.

 

Задание 22. Сравните тексты - замечания о владении русской речью в повседневной жизни. Сделайте вывод о том, что Вы должны знать и уметь, чтобы в речевом общении не нарушать законы языка и речи:

1. Ну мне надо вставать. Бывайте здоровы. Днями подойду. Кланяйтесь жене и сестре жены. Пока.

В этом выражении, заключающем в себе четырнадцать слов, шесть грубых ошибок. Найдите их, объясните причины их появления. При затруднениях в выполнении этого задания прочитайте текст ученого-лингвиста Р.А.Будагова.

Нетрудно заметить, что здесь почти все неправильно. Из автобуса не встают, а выходят. Пожелание “бывайте здоровы” создает впечатление, что говорящий желает своему знакомому не постоянного, а лишь временного здоровья (“иногда будьте здоровы, иногда нет”). Подойти — прежде всего приблизиться, тогда как говорящий собирается прийти к своему собеседнику. Сестра жены называется свояченицей — слово, неведомое говорящему. Пока вообще не относится к выражению прощания. Днями никак не может равняться на днях... Говорящий либо не знает тех или иных русских слов (например, свояченица), либо путает значения разных глаголов (подходить — приходить), либо смешивает их формы (бывайте — будьте), либо употребляет слова не по назначению (пока вместо прощайте, до свиданья, всего хорошего и т.д.).

2. В быстром диалоге, кто не наблюдал за собой таких вещей, как драсте вместо здравствуйте; нет туфлей вместо нет туфель; мой окна вместо мои окна; обезбаливать вместо обезболивать; подгинать вместо подгибать; стережение твоих вещей вместо охранение твоих вещей (или хранение твоих вещей); я не позволю играть над собой (контоминация, слияние, соединение) вместо не позволю играть собой и издеваться над собой; это играет большое значение (вместо роль) и т.п. (Л.В.Щерба).

3. Я долго, долго, почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время... были мною записаны.

Звучало так: сащение, сображене, санаря, наборот, ваще, почерпнул, каса, кацу (к отцу), подержал кандидатуру, они прибрели навык и т.д.

Отдельные исказители идут еще дальше, “для скорости” выбрасывая уже целые слоги: вместо “пятьдесят-шестьдесят” говорят “писят-шисят”. Или: “Послушайте стихтворенье Фета”. Объявляют: “Обедненый (объединенный) хор, обедненные нации, обедняют (объединяют) три хозяйства; Арктура (архитектура); кимография (кинематография) и т.д.

Кто-то скажет, подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. нет, не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой (Р.Зеленая).

P.S. Наблюдайте за речью окружающих Вас людей. Запишите результаты своих наблюдений. Обратите внимание на то, как говорящие общаются, на предмет речи, условия речи, характер их речевого поведения: на достоинства речи — ее грамматическую правильность, точность, логичность, выразительность, уместность, целесообразность; на недостатки речи: ошибки в ударении, словоупотреблении, синтаксическом строе отдельного высказывания-текста, недочеты, соответствие — несоответствие речи этике речевого поведения, речевому этикету.

Сделайте рабочие записи типа:

Наблюдения

Примеры Продавец кричит: Не ложите, не ложите, тут рыбу не разлаживают, а они ложут. Как объяснить причины речи неправильной, неряшливой? Человек не имеет никакого представления о русском ударении и русской грамматике. Как исправить текст в соответствии с языковой нормой? Вообще-то есть слово “положить” и все его формы. И повелительное наклонение “Положите”, но с частичкой “не” надо сказать “не кладите”.

 

Исправляем ошибки:

Неправильно: 1. Ехайте направо, потом ехайте налево. Едьте потише. 2. Мы с Мариной пока вас нашли, блудили в соседнем подъезде. 3. Дала, взяла, спала, вы неправ’ы, поняла, заняла. 4. Вы последний? Вы крайний? Вы задний? 5. Зэркало, шинэль, пиоонэр, тарэлочка. 6. Красивее, танцэвать, бант’ы, торт’ы, пошивать. 7. Выиграл первые мачи, воруженные силы, ваще, специльность. 8. Люди трудятся с трудовым подъемом; Ему приснилось во сне; Знаток очень знающий; В своей автобиографии он пишет; Процесс развития; Возвратить обратно в библиотеку; почувствовать чувство; он думу думает; разговоры разговаривать. Правильно:

 

В самом деле! Перестали любить русское слово! Ну как можно бормотать русскую речь. Ведь в русском языке, чтобы оценить качества произносимой речи и ее оформление на письме, используется богатая палитра языковых средств: имена существительные, глаголы и их формы (причастие, деепричастие), прилагательные, наречия. Русские по-разному могут охарактеризовать речь:

Речь — это говор, болтовня, говорильня, ерунда, ахинея, треп, косноязычие, невнятица, скороговорка, путаница, тарабарщина; произнося речи, можно говорить, шептать, кричать, сюсюкать, шепелявить, картавить, бормотать, тарабанить, сморозить и т.д.; говорят, сюсюкая, картавя, шепелявя, глотая слова, бормоча и т.д.; речь характеризуется как громкая, негромкая, тихая, внятная, членораздельная, нечленораздельная, отрывистая, четкая, неряшливая, правильная, неправильная, косноязычная, искаженная, бедная, богатая, торопливая, экономная, красивая, гладкая, певучая, медленная, быстрая, степенная, горячая, бормочущая; можно говорить громко, тихо, с придыханием, со свистом, отрывисто, косноязычно, с расстановкой, торопливо, гладко, веско: басовито, шепеляво.

Внимание на данной основе в речевых играх, в процессе общения попытайтесь коллективно составить словарь “Речь”.

I. Оформите его как словарь-стенд, словарь-плакат, используя, например, схему: 1) Эти примеры употребления… речь правильная, точная, логичная, выразительная, уместная, целесообразная:.........., она характеризуется признаками............; 2) Помните: нужно говорить............., а не.................; 3) Индивидуальная речь “Имярека” — одного из учеников, учителей, родителей, публицистов, общественных деятелей, ученых, актеров, дикторов — может быть охарактеризована как речь человека, владеющего.................

II. Используйте общую схему словарной статьи, объясняя употребление каждого слова, иллюстрируя его языковыми примерами: Слово.... его грамматические характеристики....; описание лексического значения....... иллюстративный материал употребления в речи.........; возможные примеры устойчивого употребления — фразеологические обороты.... Некоторые особенности употребления: устар. (устаревшее); простореч. (просторечное); вульгар. (вульгарное); поэтич. (поэтическое), высок (высокое, возвышенное) и т.д.

III. Прочитайте, подготовьте плакаты-рассуждения о речевом поведении, примите участие в обсуждении речевого поведения одного-двух членов вашего языкового коллектива.

Попытайтесь составить схему описания общего речевого портрета писателей русского языка в современном обществе. В своих рассуждениях опирайтесь на ваши представления об идеале языковой личности.

I. В любом разговоре, как минимум, участвуют двое. О чем мы говорим? Обо всем, в зависимости от обстановки, характера встречи, степени знакомства, общности интересов и пр. А о чем можем говорить? Тоже обо всем, кроме того, что может кого-то оскорбить или обидеть.

Важно не только о чем говорить, а как говорить. Во-первых, не так громко, чтобы ваш разговор не привлекал внимания окружающих. Во-вторых, не гримасничая и умеренно жестикулируя. В-третьих, не перебивая собеседника, терпеливо выслушивая даже то, что вам знакомо, и то, с чем вы, быть может, не согласны. Совсем необязательно тут же вступать в спор, пытаясь доказать свою точку зрения: “И совсем это не так...”, “А я лучше знаю...”, “Ничего ты в этом не понимаешь...”

Гораздо тактичнее сдержанно, корректно и аргументированно (дослушав до конца) возразить: “Мне кажется, что...”, “Я думаю, что...” Следует быть внимательным к собеседнику, бестактно не отвечать на вопросы или делать вид, что вы этот вопрос не расслышали. В общем, вежливый человек умеет не только говорить, но и слушать...

II....Почти все, что мы говорим, можно произнести сердечным тоном или просто вежливо и деловито. Главное, чтобы тон был спокойный и умеренный в смысле громкости. Это единственный вариант, который можно считать контактным.

Невежливо говорить покровительственно, тоном превосходства, приказа, иронически... нельзя говорить шутливо, когда собеседнику не до шуток. Избавляйтесь от дурной привычки говорить язвительно на любую тему, собеседник может принять твой тон на свой счет. Вот еще на что следует обратить внимание: слова, выражающие радость, сердечность, восхищение, затасканы, истерты и лишь интонация способна оживить, окрасить их. Поэтому так важно, когда ты говоришь прочувствованно, когда твои слова идут от сердца.

III. Вы, конечно, замечали, что прослушать хорошую лекцию, доклад интереснее, чем прочесть серьезную статью на эту тему, что любой рассказ или стихотворение в исполнении талантливого актера производит гораздо более сильное впечатление, чем если бы ты прочел сам. В чем тут дело?

Дело в том, что говорящий не только сообщает свои мысли и факты, но еще при помощи голоса, интонации передает свое отношение к сказанному, свое чувство. Все дело в этом! Скажите: “Ах ты, поросенок” – веско, с улыбкой, получится дружеская шутка. Процедите сквозь зубы: “Мне очень приятно”, и выйдет чуть ли не пощечина. Одно и то же слово “Да” можно произнести на тысячу ладов: утвердительно, отрицательно, удивительно, восторженно, задумчиво, скорбно, нежно, иронично, злобно, разочарованно, заинтересованно, торжественно, с любопытством, равнодушно, высокомерно и так далее – возможности безграничны. Точно так же и “Нет”, и любое слово.

Психологи установили, что дети до восьмидесяти процентов информации получают по интонации голоса и жестам и только двадцать процентов словесно. В значительной степени это относится и ко взрослым...

IV. “Тому... кто поставил своей целью шокировать (удивлять) окружающих и производить на всех как можно более отталкивающее впечатление, можно порекомендовать следующее. Для большей убедительности в разговоре помогай себе руками: толкай собеседника локтем, хлопай его по плечу, тереби за пуговицу, хватай за рукав. Старайтесь по возможности его перекричать. Говорите о том, чего не знаете. Употребляйте слова, значения которых не понимаете. Провозглашайте свое мнение резко, категорично. Поскольку Вы, как Вы полагаете, знаете больше всех, Вам следует и говорить больше всех. Будьте бдительны: не позволяйте никому вставить слово. Ведите себя неестественно: громко хохочите, смейтесь, когда Вам не смешно, делайте вид, будто удивлены, когда на самом деле этого нет. Рассказывайте в компании о своих комплексах и неудачах, жалуйтесь на форму своего носа. Ваш собеседник, возможно, ничего такого не заметил, пока Вы не подсказали ему эту мысль. Зато теперь он думает: “И правда...” Но нет, Вы вовсе не стремитесь поражать окружающих неумением себя вести...”.

V....Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаем происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечет за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говоря, что этому можно научиться, не имеется в виду, что можно достичь абсолютного совершенства, а подразумевается лишь, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие, и чтобы как можно более ясно и адекватно сообщить другим о том, что мы думаем, чего хотим и т.д.

 

Задание 23. I. А.С.Пушкин писал: “Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности, сообразности”. Приведите примеры литературной образцовой речи. Запишите тексты, прокомментируйте их, приведите доказательства, которые подтверждают мысль А.С.Пушкина. Запишите ваши наблюдения в форме отзыва.

II. Проведите общий анализ стихотворений А.Ахматовой “Речь”, “Мужество”, А.Вознесенского “Зодчие речи”. Запишите Ваши впечатления в виде отзывов. Выучите одно из стихотворений или отрывки из них наизусть.

Участвуйте в конкурсах: “Выразительное чтение”, “Конкурс чтецов”, “Коллективная декламация”, “Трибуна критика” (конкурс лучших работ-отзывов, рецензий).

I. РЕЧЬ

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней — царственное слово.

(А.Ахматова)

II. МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим и от плена спасем

Навеки!

(А.Ахматова)

III. ЗОДЧИЕ РЕЧИ

I

Народ, зодчий речи,

творит себе памятник.

Без паники!

Куда нас зазвали

волшебный шрифты

на небо с асфальта

ведущего лифта?

Монтажники речи,

поэты как будто,

качают за плечи

великие буквы.

Меня взвейте в небо

строительным краном –

Как буквицу,

выпавшую из грамот!

Вы были ли буквицей,

взвитой над улицей,

одетой в каску для безопаски?!

 

Вершина качается речевая –

людская печальника вечевая.

И ветер рвет с плеч мою голову в каске.

И Вечность разит коррозийною краской.

До Пушкина видно, до Киева даже...

О речь четырнадцатиэтажная!

Веревка и каска

и ноги предтечи.

Великая качка

заоблачной речи!

Стою на вершине,

случайная буква.

Мчит реамашина

безумною клюквой.

Простимся, Тишинка!

Ах, буковки рынка,

стручки –

как пуговицы в ширинке.

Внизу вечереет,

стоит за черешней,

гудит в чебуречных

народ, зодчий речи.

Народ – зодчий речи.

Мы – только гранильщики.

Во Времени вечном

Речь – наша хранительница.

Мы – буквы живые

в отпущенном сроке,

у высшего Пушкина

в сказанном слоге.

Стоит он над нами,

презрев безопасность,

с цилиндром в руках,

что служил ему каской.

Над светскою чернью,

над сплетней усердной,

над окололитературною серью!

Великие ветры пронзают лопатки.

Он даже и летом

не снимет крылатки.

И, чувствуя силу,

что не программируется,

шепчу я: “Спасибо,

Речь, наша хранительница!”

 

II

С земли корректирует медную ковкость

народ Маяковский,

и горло другого от выси осипло.

Не стойте под Словом,

чтоб вас не зашибло!

Не медь – матерьял

речевого состава –

людская печаль,

и мученья, и слава.

Зураб Церетели в комбинезоне,

как меч, целовал

эту медь бирюзовую.

А вы подымались,

где я подымался?

Где речь – опора,

а не туманность.

Не надо мне крана!

Как раньше провидцы,

сам в небо подтягиваюсь

рукавицами.

И с пушкинским профилем

спутник курчавый

кричал мне: “Попробуй!

Качает? Качает?”

Я лесенкой лез –

позвоночником Речи.

Народ Кузьмин

говорил мне: “Полегче!”

Кузмин Михаил –

чародей Петербурга.

Кузьмин Алексей –

пишет по небу буквы.

Не смоете губкой,

не срезать резинкой

с небес эти буквицы

русско-грузинские.

Такого ни в Цюрихе,

ни в Семиречье –

прокрашенный суриком

Памятник Речи.

Два века

Георгиевскому трактату.

А через два века

кто-то, когда-то,

прочтя наши впайки,

шепнет над гранитами:

“Спасибо за памятник,

Речь, наша хранительница!”

Взойдет и над ним

голубой позолотой

венец в виде “О”,

что венчает работу.

О небо! О вечность!

О трудные годы...

Народ – зодчий речи.

Речь – зодчий народа.

 

III

Что думаешь, Речь,

нам лица не показывая,

тяжелым венцом

над Москвою покачивая?

А может быть, это

в руке у Вечности

чуть-чуть покачивается подсвечник?

Другая рука с непонятною силой

луну донцем к нам

как свечу наклонила.

Вставляйте в подсвечник

луну небосвода!

НАРОД – ЗОДЧИЙ РЕЧИ.

РЕЧЬ – ЗОДЧИЙ НАРОДА.

(А.Вознесенский)

 

Тема III.
Текст как результат речевой деятельности.
Текст — феномен речевого общения

Основные признаки текста.

Текст как смысловое и структурное единство. Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные типы и стили речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, предмета речи, цели, характеристик участников речевого общения (адресанта и адресата), формы речи, условий общения. Речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей: обиходно-разговорного, делового, научного, публицистического, художественного. Жанры текстов.

 

Задание 24. Прочитайте сокращенный вариант текста “Понятие о тексте и его строении” А.И.Горшкова. Запишите основные положения-тезисы. Подготовьтесь к устному ответу по одному из них, самостоятельно, по аналогии с примерами автора, подберите дополнительный иллюстративный материал.

Слово текст (лат. textus – ткань; связь, соединение) имеет различные значения: 1) Сочиненная кем-либо связная речь (напечатанная, написанная или запечатленная в памяти), которую можно воспроизвести в том же виде. 2) Бумага с написанным на ней авторским сочинением. 3) Содержание какого-либо словесного произведения. 4) Основная часть словесного произведения; авторское сочинение без комментария, приложений. 5) Отрывок из какого-либо произведения, обычно из Библии, Евангелия, предназначенный для проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения. 6) Отрывок из произведения словесности, предназначенный для учебных целей. 7) Спец. Типографский шрифт размером около 8 мм.

Текст может быть объектом специального изучения. В 1931 году в статье “О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании” Л.В.Щерба писал, что на языке лингвистов тексты – это “совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы”. Филологически понимают текст по-разному. Сравним одно из определений текста: Текст – это произведение словесности. Именно в этом смысле понимают филологи текст, когда говорят, что филологии принадлежит весь мир человека, увиденный через текст.

Текст – явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характерные свойства, признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством.

Признаками, свойствами, характеристикой текста ученые считают:

1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме. Не выраженного – не произнесенного, не написанного, не напечатанного – текста не может быть. Выраженность — один из главных признаков текста.

2. Отграниченность. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец.

3. Связность. Языковые единицы, образующие текст, само собой разумеется, связаны между собой в определенном порядке.

Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны. Иначе связываются между собой предложения в тексте. В тексте предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и предложения, отделенные друг от друга одним или несколькими другими предложениями. Способы связи предложений в тексте разными авторами определяются и группируются различно. Но в основном эти способы сводятся к двум основным типам: связи путем лексических и грамматических повторов и связи путем семантических соответствий или ассоциаций (лат. assotiatio – соединение, в психологии – связь, образующаяся при определенных условиях между ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и т.п.).

4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое — это одно из главных качеств текста. Цельность текста важна прежде всего в том отношении, что языковые единицы преобразуются в нем, связываются “в одно и качественно новое целое”.

5. Упорядоченность, или структурность (лат. struktura – расположение, порядок; взаиморасположение и связь составных частей чего-либо). Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все его содержательные, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы.

Связность и цельность могут быть включены в более широкое понятие упорядоченности, структурности текста. Т.е. признаками текста являются выраженность, отграниченность и упорядоченность, или структурность.

К этим признакам надо прибавить еще один, едва ли не самый главный. “Ведь в конце концов текст, – как правильно писал В.В.Одинцов, – создается не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей, содержания”. Текст обязательно заключает в себе определенное содержание, или, как сейчас часто говорят, информацию (от лат. informatio – представление, понятие о чем-либо). Итак, кроме названных выше признаков, тексту свойственна информативность.

Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме. Связь содержания и формы в тексте ни в коем случае нельзя представлять как связь механическую. Связь этих двух сторон текста неразрывна. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму. Невозможно изменить содержание текста, не изменив его словесную форму, и невозможно изменить словесную форму текста, не изменив его содержания. Поэтому существует понятие двуединства текста – единства словесного выражения и выражаемого содержания.

Содержание – важнейшая категория текста. Собственно, как уже было отмечено, текст и создается для того, чтобы выразить какое-либо содержание, сообщить какую-либо информацию.

Содержание соотносится с темой и идеей.

Тема (греч. thema – букв.: то, что положено в основу) – это предмет, понятие, явление, вопрос, проблема и т.п., которые лежат в основе содержания текста. Тема – это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог и т.п. В нехудожественных текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия художественных произведений могут быть прямо связаны с темой (“Преступление и наказание”, “Отцы и дети”), или представлять собой метафорический образ, подводящий к теме (“Обрыв”, “Дым”), или не заключать в себе указания на тему (“Евгений Онегин”, “Обломов”, “Анна Каренина). А многие лирические стихотворения вообще не имеют названий. Очень важно иметь в виду, что художественные произведения, даже относительно небольшие по объему (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, романы, пьесы практически всегда многотемны.

Тема существенным образом влияет на содержание, но не охватывает его целиком. Содержание всегда шире, многообразнее темы и всегда отражает отношение автора к теме. Для раскрытия темы автор всегда выбирает какой-то определенный материал действительности. А этот материал действительности требует определенных языковых средств для своего выражения. Но то или иное явление действительности может быть выражено не каким-то одним, а различными языковыми средствами. Значит, и здесь у автора есть выбор; что-то он использует, а что-то отвергает.

Перечисленные признаки свойственны любому тексту, проявляются всегда.

 

Береза Береза Береза
1. Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.) 2. Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют Береза бородавчатая и Береза пушистая. (Большой энциклопедический словарь.) Самое милое русское слово – береза. О ней говорится в сказках, поется в песнях, а при слове “роди-на” всегда вспоминается березка. С давних времен береза вошла в жизнь русского народа. Для топорища всегда выбирали березовое, лучше узловатое полено. Из березовых коры, бересты, гнали знаменитый березовый деготь; делали посуду, в том числе замечательные туески, нередко любовно украшенные. В Новгороде береста служила “бумагой”, на ней выдавливались и официальные документы, и частные письма. Богатую смолой бересту подкладывали под бревна и балки, которые клали на камне или в сырые места. Тонкие березовые ветки шли на метлы и веники. Веники употребляли не только для подметания полов и обмахивания стен, но и для бани. В жарко натопленной бане до умопомрачения хлестали себя березовыми вениками. Пожалуй, ни одно дерево русский человек не любит так, как березу, и береза после суровой зимы торопится принести людям радость: не распустив еще листья, она зацветает. А как хорош березовый лес, когда он пробуждается после зимы. На голубой эмали неба так красив весенний наряд березы. А молодые березы с белыми стволами похожи на девушек в белых платьях, с зелеными косами, вступивших в раннюю и благоуханную пору своей жизни. Но не только своей красотой радует человека березовый лес, он одаривает нас лучшими грибами – подберезовиками, груздьями, крепкими, словно литые, белыми, а там, где березы смешиваются с осинами, растут оранжевые и лиловые подосиновики. Трудно сказать, когда красивее березовый лес: весной, летом, осенью или зимой. В каждом времени года береза дарит человеку свою красоту. Сморишь на это половодье красок и думаешь: если бы не было березы, как потускнели бы картины художников-пейзажистов! Сколько красок и яркости принесла береза на полотна Левитана, Поленова, Куинджи, Нестерова и многих, многих других! (А.Перегудов) I.. Береза Средь избранных дерев береза Не поэтически глядит; Но в ней — душе родная проза Живым наречьем говорит.   Милей всех песней сладкозвучных От ближних радостная весть, Хоть пара слов собственноручных, Где сердцу много что прочесть.   Почтовый фактор на чужбине Нам всем приятель дорогой; В лесу он просек, ключ в пустыне, Нам проводник в стране чужой.   Из нас кто мог бы хладнокровно Завидеть русское клеймо? Нам здесь и ты, береза, словно От милой матери письмо. (П.Вяземский)    

Задание 25. Прочитайте. Сравните тексты «Берёза», определите признаки текста.

 

Задание 26. Проанализируйте тексты, по-разному раскрывающие одну и ту же тему. Запишите.

Осень

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: