Гладкий, бесцветный язык




Дело в том, что до сих пор культуру речи у нас нередко отождествляют с так называемым гладким языком. Этот последний чаще всего оказывается языком бесцветным.

Птичий язык

Птичий язык — язык, перегруженный терминами, затемняющий смысл формулировок.

“Ваши статьи-с читал-с: понимаете-с, нельзя-с, птичий язык-с. Я долго смеялся над этим приговором, т.е. долго не понимал, что язык-то у нас тогда, действительно, был скверный, и если птичий, то, наверное, птицы, состоящей при Минерве (т.е. совы)”.

(А.И.Герцен)

В современном употреблении выражение “птичий язык” — синоним псевдонаучного языка. “Щебетанье на птичьем языке” приводит к тому, что исчезает живая мысль и остается словесная шелуха”.

Птичий язык — набор слов, условный язык, язык, понятный только посвященным.

Суконный язык.

Суконный язык, суконная речь — о грубом, тяжелом, невыразительном языке.

“Наши г.г. геологи, ихтиологи, зоологи и проч. ужасно необразованные люди. Пишут таким суконным языком, что не только скучно читать, но даже временами приходится фразы переделывать, чтобы понять”

(А.П.Чехов).

Ливрейный язык.

Всякий раз, когда нам приходится читать несколько листов русских газет, нами овладевает какая-то бесконечная тоска. Речь идет об особой, изысканной невоздержанности в подобострастных выражениях, с которыми пишутся у нас новости, касающиеся государя или его царской фамилии. Как встарь у нас развился церковный язык, так в прошлом столетии расцвел и при Николае достиг высокой степени совершенства язык ливрейный.

(А.И.Герцен)

Эзоповский (рабский) язык

Выражение, означающее язык иносказательный, полный умолчаний, намеков, аллегорий, происходит от имени легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего по преданию в VI веке до нашей эры. Эзоп был рабом, так как о многом говорить свободно, открыто было для него опасно, он обратился к аллегорической, басенной форме. “Эзопов язык” — выражение, которое ввел в употребление М.Е.Салтыков-Щедрин.

Заумный язык, заумь.

“Мысль и речь не успевают за переживанием, вдохновением, поэтому художник волен выражаться не только общим языком, но и личным, не имеющим определенного значения — заумным”, — писал А.Е.Крученых, теоретик футуризма. Заумь, заумный язык употребляется в значении язык непонятный, вообще бессмыслица. Заумь!! Как можно докатиться до полного разложения слова, до бессмысленной зауми: “Сержа мелепета сепял ок ризум мелева алик”.

Канцелярский язык.

Канцелярит, сленг сушат живое тело языка. Это тяжелая болезнь языка, симптомы которой языковой беспредел.

Жалкий язык.

Язык нравоучений: “И потянут и потянут жалкие слова с обидными намеками на слабые места”.

(М.Пришвин)

Крылатый язык.

Крылатый язык, крылатые слова — меткие выражения, афоризмы, цитаты, ставшие ходячими поговорками:

...Словцо

Крылатое все подхватили,

И все на новое лицо

Свое вниманье обратили.

Робкий, бесталанный,

Смелый, новый язык.

Для вводных предложений есть отличный знак — это двойное тире. Кавычки употребляются двумя сортами писателей: робкими и бесталанными. Первые пугаются своей смелости и оригинальности, а вторые заключают какие-нибудь слово в кавычки, хотят этим сказать: гляди, читатель, какое оригинальное, смелое новое слово я придумал.

(А.П.Чехов)

Изысканный язык.

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Лакеи должны говорить просто, без пущай и без таперича.

(А.П.Чехов)

Чистый, простой язык.

“Страсть к графомании” не годится, потому что само слово “графомания” содержит в себе понятие “страсть”...

Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”...

Описания природы художественны, вы настоящий пейзажист. Только частое уподобление человеку (антропоморфизм), когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т.п. — такие уподобления делают описания несколько однотонными, иногда слащавыми, иногда неясными; красочность и выразительность в описаниях природы достигается только простотой, такими простыми фразами, как “зашло солнце”, “стало темно”, “пошел дождь” и т.д. — эта простота свойственна вам в сильной степени, как редко кому из беллетристов.

(А.П.Чехов)

Свободный язык.

Языку дарована хорошая доза свободы, и это великое дело ближе мне к сердцу, нежели другие. Но мы сами продолжаем относиться к своему языку небрежно, в этом состоит громадная наша ошибка, опасная ввиду грядущих обстоятельств.

(И.А.Гончаров)

Форме дай щедрую дань

Временем: важен в поэме

Стиль, отвечающий теме.

Стих, как монету, чекань

Строго, отчетливо, честно,

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям — просторно.

(Н.А.Некрасов)

 

Задание 14.

Недостатки речи проявляются, если писать и говорить: спустя рукава, “в дезабилье”; если у читателя возникает “взрывоопасное” нетерпение, когда его водят по страницам вокруг да около темы, ничего к ней не прибавляя; если у говорящего и пишущего ужасный слог, страшная неряшливость, растянутость и распущенность изложения; если в изложении полно длиннот и повторений, двусмысленностей, запутанных сравнений, кудреватых и высокопарных фраз; если изложение характеризуется расплывчатостью в рассуждениях, модернистская манерность, если автор использует нерельефные, туманные, ненужные, мудреные слова; если он не может избавиться от “словесного шлака”, балласта; если он не может писать без вычурности, излишней экзотичности и изысканности. Эти и другие грубые промахи языка отбрасывают его от представлений о “языковом идеале” — речи меткой, образной, задушевной...

Такой автор далек от поисков красоты и жизненной правды в речевом общении. Докажите от противного, каким может быть “языковой идеал”, опирайтесь на языковые примеры художественной литературы. При затруднениях используйте информативную справку:

1. Она <поэма “Руслан и Людмила> действительно была необыкновенным явлением по чрезвычайной легкости стиха и прекрасному языку. Все, что было написано нашими прежними поэтами, казалось тяжелым и неизящным в сравнении с поэмой Пушкина; потому вся публика прочла ее с необыкновенным восторгом.

(Н.Г.Чернышевский)

2. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате своей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская мглу ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Эти строки — не только вершина поэзии. В них не только точность, душевная ясность, тишина. В них еще и волшебство русской речи. Если бы можно представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез русский язык, а остались от него эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих строках Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи. Тот народ, который создал такой язык — поистине великий и счастливый народ. (К.Паустовский)

Задание 15. Прочитайте стихотворение К.Д.Бальмонта “Русский язык” и отрывок из его статьи “Русский язык: Воля как основа творчества”. О каких качествах русского языка говорит поэт? Назовите и прокомментируйте их. Текст комментария запишите.

I. Русский язык

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный на крыше.

<...>

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном — без зарницы.

<...>

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска смирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

<...>

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К царь-граду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Пред недругом вскричишь: “Теснее, други!”

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес и степи.

Гремучим сновиденьем наяву

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С Янтарным морем в вечном договоре.

<...>

Добросил ты свой гулкий табор-стан

Свой говор златозвонкий, среброкрылый,

До той черты, где Тихий океан

Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул “Пушкин!” Вот он, светлый бог,

Как радуга над нашим водоемом,

Ты в черный час вместишься в малый вздох.

Но завтра встанешь! С молнией и громом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: