Административное расследование по пожарам производится во всех случаях, когда обнаруживаются признаки административного правонарушения, приведшего к возникновению пожара.
Важно подчеркнуть, что к административной ответственности могут быть привлечены не только физические, но также и юридические лица, допустившие указанные правонарушения. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений [46].
Производство по делу об административном правонарушении, приведшему к возникновению пожара, как правило, следует за предварительной проверкой, проведенной по факту пожара в соответствии с УПК РФ[27].
Вести его может сотрудник, в обязанности которого входят функции по осуществлению государственного пожарного надзора. На практике нередко эти функции совмещаются одним и тем же должностным лицом с функциями по осуществлению дознания. В последнем случае производство по делу об административном правонарушении ведет тот же сотрудник, который осуществлял проверочные действия по факту данного пожара и успел разобраться с его обстоятельствами данного дела. И поэтому дополнительного осмотра места происшествия в рамках производства по делу об административном правонарушении, как правило, не требуется. При необходимости лицо, осуществляющее такое производство, имеет возможность провести осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ). При этом в соответствии со ст. 25.8 КоАП РФ может быть использована помощь специалиста.
|
Следует обратить внимание на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности составления документа, фиксирующего результаты осмотра помещений и территорий, принадлежащих гражданам, и поэтому их осмотр может проводиться только по правилам, установленным УПК РФ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения данного правонарушения.
Начало производства по делу об административном правонарушении обусловлено появлением повода к возбуждению дела. Такими поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности являются:
|
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в результате:
а) деятельности, связанной с контролем за соблюдением требований пожарной безопасности;
б) проверочных действий по факту пожара;
в) иной деятельности, связанной с осуществлением должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, своих функций;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Рассмотрение повода к возбуждению дела об административном правонарушении и принятие решения производится немедленно при его появлении.
Как показано выше, проведение доследственной проверки по факту пожара в срок свыше 3 дней, установленных ст. 144 УПК РФ, малорезультативно в тех случаях, когда причина пожара неочевидна и для выяснения всех обстоятельств дела требуются значительные усилия и, в частности, проведение исследований с помощью специальных знаний. Учитывая это, целесообразно на практике вместо продления срока проверки свыше 3 дней, при наличии соответствующих поводов и оснований, с учетом обстоятельств происшествия: