Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. (сказки)
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
|
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
|
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
В период занятий с малышом 3-4 лет следует обращать внимание на усвоение основных движений. Для обучаемого 4-5 лет предъявляемые требования должны быть более строгими: во всех движениях должна прослеживаться плавность и четкость.
Подвижность губ и щек достигается это за счет мимической гимнастики.
Что касается тренировки губ, то для этого подойдут следующие действия:
· «Улыбка»: непродолжительное удерживание губ в широкой улыбке, при которой не видны зубы;
· «Заборчик»;
· вытягивание губ вперед сначала трубочкой, а затем и хоботком;
· «Слоник»: смыкание зубов, округление губ и незначительное вытягивание их вперед;
· «Кролик»: смыкание зубов и приподнимание верхней губы с обнажением верхних резцов;
· поочередное покусывание и почесывание нижней и верхней губ зубами;
· вытягивание губ трубочкой и дальнейшее растягивание их в улыбке;
· вращение вытянутыми трубочкой губами влево, вправо и по кругу;
· «Рыбка»: хлопанье губами друг об друга с издаваемым глухим звуком;
· растягивание вверх и вниз обеих губ сомкнутыми большими и указательными пальцами рук;
|
· «Поцелуйчик»: втягивание щек и открывание рта с имитацией звука поцелуя;
· «Недовольная лошадка»: выдыхание воздуха ртом с вибрацией губ;
· Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам;
· Удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат);
· удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Щеки же тренируют за счет таких действий:
· похлопывание и растирание;
· надувание обоих щек и каждой щеки по очереди;
· втягивание щек;
· шлепанье кулаками по надутым щекам с целью выхода из них воздуха.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
10. Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
12. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
К свистящим звукам относятся звуки «с», «з», «ц». Для оказания помощи малышу целесообразно использование комплекса следующих упражнений:
· «Заборчик». Ребенок должен улыбнуться как можно широко, а также показать сжатые зубы. Длительность упражнения составляет 5-7 секунд. Данные действия необходимо повторять 4 или 5 раз.
· «Слоник». Губы на 5-7 секунд необходимо вытянуть вперед трубочкой, сжав при этом зубы. Повторяется упражнение 4-5 раз.
· Чередование упражнений «Заборчик» и «Слоник». В этом случае двигаться должны только губы, а нижняя челюсть остается неподвижной. Количество повторений манипуляций – 5-6 раз.
· «Чистим зубы». Вначале необходимо пошире открыть рот и улыбнуться, обнажив зубы. Далее следует кончиком языка как будто «чистить зубы» с внутренней их стороны, двигая им влево и вправо. Сначала «чистят» нижние зубы, затем – верхние. В течение всей процедуры губы должны быть обязательно растянуты в улыбке, а нижняя челюсть должна пребывать в неподвижном состоянии. В рамках одного упражнения совершают 5-6 повторений движений.
· «Больной пальчик». Необходимо поместить кончик высунутого языка между губами и подуть на приставленный ко рту палец. В ходе упражнения делается глубокий резкий вдох и длительный выдох. Воздух изо рта при этом поступает между языком и верхней губой. Щеки надувать нет необходимости. Манипуляции повторяются в среднем 5 раз.
· «Горка». Следует пошире открыть рот и улыбнуться, показав свои зубы. Далее кончиком языка упираются в нижние зубы. Спинку языка приподнимают кверху. При этом он должен оставаться исключительно твердым, «не вываливаясь» на зубы. Удерживают его в таком положении около 5 секунд. Повторяют упражнение 4 или 5 раз.
· «Ледяная горка». В процессе совершения предыдущего упражнения ребенку необходимо указательным пальцем надавить образовавшуюся «горку». Язык должен оставаться твердым и не отодвигаться под нажатием пальца. Совершают данные действия около 5 секунд и повторяют 5 раз.
· «Горка закрывается – открывается». После того как сделана горка необходимо, не отводя язык от нижних зубов, сжать челюсть. Губы должны быть растянуты в широкой улыбке, а зубы – обнажены. Затем следует открыть рот, сохраняя положение языка. Длительность упражнения и частота повторений идентична последним двум упомянутым гимнастическим приемам.